Красиво, правда?
Основные ссылки










Яндекс цитирования

Рассылка 'BugTraq: Закон есть закон'



Rambler's Top100



Договор о размещении рекламы на Интернет-сайте

Матвеев Дмитрий
Юридическое Бюро "Mind Games"
host@mindgamesconsult.com

Первое время своего существования сеть Интернет использовалась в качестве средства коммуникации между военными ведомствами США. Впоследствии ее стали использовать также для обмена информацией между университетами. За последние десять с небольшим лет сфера "сети сетей" еще больше расширилась и теперь она рассматривается как удобный инструмент ведения бизнеса. Неудивительно, что "верный" спутник современного человека, реклама, тоже пустила ростки на этой "почве".

Размещение рекламы в Интернете опосредуется договором об оказании рекламных услуг. Сразу надо оговориться, что договор об оказании рекламных услуг не выделен в Гражданском кодексе (далее - ГК) в качестве самостоятельного типа гражданско-правового договора. В Особенной части ГК урегулирован договор о возмездном оказании услуг (статьи 779-783). В п. 2 ст. 779 ГК говорится, что "правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса". Под "иными" услугами следует понимать и рекламные услуги, поскольку в перечисленных в статье главах не упоминается опосредующий эти услуги договор.

Реклама в сети Интернет может существовать в нескольких формах: в виде небольших текстовых и/или графических блоков, размещаемых на сайте (баннеров), в виде произвольно открывающихся Интернет-страниц ("всплывающих" окон), в виде оплаченных результатов поиска в поисковых системах и др. Наиболее распространенными в настоящее время являются баннеры. Поэтому подробнее мы остановимся именно на рекламе в виде баннеров.

Договор заключается, как правило, между владельцем сайта (исполнителем) и рекламодателем (заказчиком). По договору оказания рекламных услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать рекламные услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Исполнитель по договору обязан предоставить место на Интернет-странице для размещения баннера, а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.

На что следует обратить внимание при заключении договора о размещении рекламы в виде баннера?

В самом начале договора можно дать определение баннера. Баннер для целей договора - это графический или текстово-графический прямоугольный или квадратный блок информации, размещаемый на Интернет-странице. Это положение поможет устранить некоторые возможные конфликты между контрагентами. Например, владелец Интернет-сайта может разместить рекламу в виде "бегущей" строки и настаивать на том, что это и есть баннер.

Как и в договорах о размещении рекламы, например, в газетах в договоре о размещении рекламной информации в виде баннера в Интернете важно предусмотреть параметры блока рекламной информации: размер, расположение и т.п. Применительно к Интернету разместить баннер можно либо на так называемой "стартовой" странице Интернет-сайта (то есть на странице, с который обычно начинается посещение данного Интернет-ресурса) либо на последующих. Стартовая страница, как правило, самая посещаемая и, следовательно, наиболее выгодная для размещения рекламы. Расположение баннера и его размер желательно указывать в таких часто применяемых в компьютерной графике единицах как пиксель. Это нужно потому, что разные программы для просмотра Интернет-страниц (броузеры) могут отображать одни и те же сайты по-разному, следовательно, один и тот же баннер может несколько смещаться по вертикальной и горизонтальной осям на Интернет-странице, а также увеличиваться или уменьшаться в размерах. Следовательно, традиционные единицы измерения в такой ситуации не могут служить адекватным "мерилом" размеров. Можно определить расположение баннера выражениями "сверху страницы", "снизу страницы", "в правом верхнем углу" и т.п.

Важно также предусмотреть тип файла баннера, если он будет содержать какие-то рисунки, фотографии, анимацию. Этими типами (расширениями) файлов могут быть .jpg, .gif и другие.

Приемлемые расположение, размер и тип файла баннера владелец Интернет-сайта часто размещает для потенциальных рекламодателей на отдельной Интернет-странице. Однако в договоре для определения этих параметров лучше ссылаться не на страницу в Интернете, а сделать приложение к договору. В случае возникновения спора в суде будет сложно ссылаться на Интернет-страницу для подтверждения своей правоты поскольку процедура оформления таких доказательств до сих пор не разработана. Более того, недобросовестному владельцу сайта не составит труда "подменить" оригинальную Интернет-страницу.

Стороны могут предусмотреть право заказчика изменять содержание баннера определенное количество раз в течение времени действия договора. Но делать это нецелесообразно, если заказчик желает применить так называемую "баннерокрутилку". В этом случае при каждой загрузке Интернет-страницы на одном и том же месте появляется баннер с новым содержанием.

Известно, что файл баннера, содержащий рисунки, фотографии, видеофрагменты и т.п. может занимать значительное место на компьютере, поэтому целесообразно в договоре предусмотреть максимальный размер файла баннера в байтах. За "доставку" рекламной информации в случае с Интернетом платит посетитель Интернет-сайта, так как чем больше байт занимает файл баннера, тем дольше загружается Интернет-страница, что выливается в увеличение расходов. Увеличение же времени загрузки Интернет-сайта может снизить его популярность среди пользователей.

Нелишним будет указание в договоре права заказчика получить доступ к расширенной статистике Интернет-сайта. По такой статистике можно узнать, какова доля новых посетителей сайта, распределение аудитории по странам и по регионам одной страны и многое другое. Эти сведения помогут рекламодателю более гибко проводить свою рекламную политику.

В договоре также необходимо оговорить возможность одностороннего изменения цены договора в случае значительного увеличения или уменьшения посещаемости сайта, на котором размещается баннер, поскольку в основном от посещаемости зависит "отдача" от рекламы в Интернете. Это право должно быть и у заказчика, и у исполнителя.

Цена в таких договорах обычно предусматривается как плата за определенное количество показов баннера. Тем не менее, в договоре можно предусмотреть цену, зависящую не от количества показов баннера, а определяемую периодом времени, в течении которого на сайте "висит" баннер. Еще одним способом определения цены является плата за количество посетителей, зашедших на сайт заказчика, кликнув по баннеру с сайта исполнителя. В последнем случае, правда, возможна так называемая "накрутка", то есть недобросовестные действия исполнителя, направленные на увеличение посещаемости сайта заказчика. Такие недобросовестные действия могут выражаться в простом "кликании" по баннеру рекламодателя.

Важными являются условия об ответственности сторон и ее ограничении. Специфика Интернета позволяет предусмотреть некоторые случаи, когда исполнитель не должен нести ответственность. Например, исполнитель не несет ответственность перед заказчиком за любые задержки, прерывания, ущерб или потери, происходящие из-за дефектов в любом электронном или механическом оборудовании, не принадлежащем исполнителю; проблемы при передаче данных или соединении, произошедших не по вине исполнителя.

В заключение нужно подметить некоторые правовые проблемы, которые не разрешены в действующем законодательстве. В силу того, что Интернет-сайт доступен в любое время суток из любой точки планеты некоторые баннеры своим содержанием могут нарушать законодательство о рекламе. Так, в некоторых законодательствах есть ограничения касательно времени трансляции рекламы эротического содержания: такая трансляция должна производиться не раньше определенного времени суток. В некоторых государствах есть запрет на рекламу огнестрельного оружия. Понятно, что такие требования применительно к Интернету выполнить очень сложно. Более того, реклама, этичная по законодательству одного государства, может быть не признана таковой по законодательству другого государства.

 

Источник информации: http://internet-law.ru/intlaw/articles/matveyev.htm

 

Добавить эту страницу в закладки:

 


 

Разработка сайта
ArtStyle Group