Красиво, правда?
Основные ссылки










Яндекс цитирования

Рассылка 'BugTraq: Закон есть закон'



Rambler's Top100



Проект дополнения к ФЗ от 18.07.1995 № 158-ФЗ «О рекламе»,
направленного на противодействие распространению не запрошенной получателями рекламной информации (спама),
разработанный Рабочей группой Проекта «АнтиСпам»
(обоснование)

1. Рабочая группа проекта «АнтиСпам» предлагает дополнить статью 15 Федерального закона от 18.07.1995 № 158-ФЗ «О рекламе» пунктом 3 следующего содержания:

Распространение рекламы через сети связи общего пользования и сеть почтовой связи, за исключением рекламы в программах телевизионного вещания и радиовещания, допускается только по инициативе потребителей рекламы.

2. Название статьи 15 - «Особенности рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях» предлагается заменить на «Особенности рекламы на транспортных средствах и распространяемой через сети связи».

3. Следует отметить, что определения понятий «реклама», «сети связи общего пользования», «сеть почтовой связи» и «потребители рекламы» уже даны в ФЗ от 18.07.1995 № 158-ФЗ «О рекламе» и ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». То есть, предлагаемое дополнение к ФЗ «О рекламе» не предусматривает появления новых дефиниций в законодательстве.

4. В соответствии со статьей 2 ФЗ «О рекламе», понятие «реклама» определяется как «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».

В ФЗ «О рекламе» не дается исчерпывающего перечня форм и средств распространения рекламной информации. Соответственно, рассылка сообщений электронной почты, факсимильной связи, SMS/MMS/пейджинговых сообщений и т.д. находится в сфере регулирования закона.

В подавляющем большинстве случаев, спамерам не доступны сведения о получателях рассылки, позволяющие определенно идентифицировать их. Таким образом, рассылка производится в адрес неопределенного круга лиц.

Содержание сообщений, рассылаемых с помощью спама, в большинстве случаев «призвано формировать или поддерживать интерес к [рекламодателю или его] товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».

Таким образом, сообщения, рассылаемые с помощью спама, в большинстве случаев можно уверенно отнести к рекламным.

5. В соответствии со статьей 2 ФЗ «О связи», понятие «сеть связи» определяется как «технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи». Согласно статье 12, единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:
• сеть связи общего пользования;
• выделенные сети связи;
• технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;
• сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Согласно статье 13, сети связи общего пользования «представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания».

Согласно статье 14, «выделенными сетями связи являются сети электросвязи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей».

Согласно статье 15, «технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве».

Согласно статье 16, «сети связи специального назначения предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка».

Таким образом, целесообразно исключить из сферы регулирования дополнения к ФЗ «О рекламе» выделенные, технологические и сети связи специального назначения. Учитывая специфику этих сетей, правила пользования ими могут быть установлены администраторами этих сетей. Нарушение этих правил, в частности, распространение спама через эти сети, может преследоваться в соответствии со статьей 274 Уголовного кодекса РФ - «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети».

Одновременно предлагается исключить из сферы регулирования дополнения случаи распространения рекламы в программах телевизионного вещания и радиовещания, так как критерий определения наличия или отсутствия инициативы потребителей такой рекламы представляется неоднозначным.

6. В соответствии со статьей 17 ФЗ «О связи», понятие «сеть почтовой связи» определяется как «совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств».

При этом, в соответствии со статьей 2 ФЗ «О связи», понятие «сеть связи» включает «средства и линии связи предназначенные для ... почтовой связи». В свою очередь понятие «средства связи» включает «технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи».

Такими образом, оказавшаяся в почтовом ящике не запрошенная получателями рекламная информация, попадает в сферу регулирования дополнения, вне зависимости от того опустил ее туда почтальон или специальный распространитель.

7. В соответствии со статьей 2 ФЗ «О рекламе», понятие «потребители рекламы» определяется как «юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них».

Согласно проекту дополнения к ФЗ «О рекламе», потребитель рекламы должен выступать инициатором получения рекламы, распространяемой (с указанными оговорками) через сети связи.

Выражение такой инициативы в случаях с рекламой, размещенной в «бумажных» СМИ, очевидно - это подписка.

В случае с телевизионной или радиотрансляцией, инициатива выражается в настройке получателем своего приемника телевизионного или радиосигнала на соответствующую волну. Однако, учитывая спорность этого тезиса, телевизионную и радио рекламу было решено вывести за рамки предлагаемой поправки.

В случае с баннерной рекламой, распространяемой через Интернет, инициатива потребителя рекламы выражается в отправке GET или POST запроса к соответствующему интернет-ресурсу. Вместе с тем в частном случае, когда запрос посылался к веб-странице представляющей фрэйм, а реклама располагается на странице, вызываемой из фрэйма, возникает формальное противоречие с требованиями дополнения.

Обсуждение на Форуме: http://www.internet-law.ru/forum/index.php?board=1;action=display;threadid=370

 

Источник информации: http://internet-law.ru/law/projects/antispam.htm

 

Добавить эту страницу в закладки:

 


 

Разработка сайта
ArtStyle Group