юридическая фирма 'Интернет и Право'
Основные ссылки




На правах рекламы:



Яндекс цитирования





Произвольная ссылка:



ЗАКОН КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

(утв. решением Курской областной Думы от 2.11.95 N 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ст. 1 - 7

Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА ст. 8 - 16

Глава III. ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ ст. 17 - 38

Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ст. 39

ЗАКОНА

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ст. 40 - 41

Приложение. ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СТАТЬЯ 1. Понятие местного референдума

Местный референдум - голосование граждан, проживающих в границах территорий муниципальных образований, по вопросам местного значения в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) области и Законом области "О местном самоуправлении в Курской области".

СТАТЬЯ 2. Вопросы, выносимые на местный референдум

1. На местный референдум могут выноситься вопросы местного значения, отнесенные к таковым законодательством Российской Федерации и области.

2. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом и законодательством области к компетенции органов государственной власти.

СТАТЬЯ 3. Право населения на участие в местном референдуме

1. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не имеет права участвовать в местном референдуме гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

СТАТЬЯ 4. Общие принципы проведения местного референдума

1. Местный референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник местного референдума обладает одним голосом.

2. Гражданин голосует на местном референдуме лично. Участие в местном референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе местного референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

СТАТЬЯ 5. Агитация по поводу местного референдума

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, общественные объединения вправе в любых допустимых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения местного референдума, за или против участия в местном референдуме, за или против проекта правового акта, действующего правового акта или иного вопроса, выносимого на местный референдум.

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного превосходства.

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

1) органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;

2) благотворительным организациям и религиозным объединениям;

3) членам комиссии по проведению местного референдума;

4) воинским частям, военным учреждениям и организациям.

Агитация заканчивается в 0 часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения местного референдума. В день проведения местного референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению местного референдума, сохраняются на прежних местах.

Агитация, предусмотренная частью первой настоящий статьи, может проводиться:

1) через средства массовой информации;

2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, иных мероприятий);

3) путем выпуска и (или) распространения печатных материалов;

4) в иных не запрещенных законом формах.

Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск.

Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Комиссии по проведению местного референдума, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.

Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению местного референдума и в помещениях участков местного референдума запрещается.

Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются органы государственной власти области, предприятия, учреждения и организации, либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на местный референдум.

СТАТЬЯ 6. Гласность при подготовке и проведении местного референдума

1. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем опубликования местными средствами массовой информации в случае их наличия, в течение не более семи дней с момента их принятия соответствующими органами.

2. Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом и получение соответствующей информации.

3. Комиссии по проведению местного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования в списках граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме.

4. На заседаниях комиссий по проведению местного референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов местного референдума вправе присутствовать представители политических партий и иных общественно-политических организаций и движений, инициативных групп местного референдума, зарегистрированных в установленном порядке, а также средств массовой информации, депутаты Федерального Собрания российской Федерации и областной Думы, депутаты представительного органа местного самоуправления.

Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий местного референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

В день проведения местного референдума в помещениях участков местного референдума с момента начала работы участковой комиссии по проведению местного референдума до окончания оформления документов об итогах голосования на участках местного референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уставы которых зарегистрированы в установленном законодательством порядке, представители средств массовой информации.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме инициативной группой или общественным объединением с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения участка местного референдума, на который он направляется.

Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участки местного референдума не требуется.

Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в местном референдуме;

2) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка местного референдума;

3) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования;

4) обращаться в участковую комиссию по проведению местного референдума с предложениями и замечаниями;

5) обжаловать действия (бездействия) участковой комиссии по проведению местного референдума в территориальную комиссию по проведению местного референдума.

Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссий по проведению местного референдума не допускается.

СТАТЬЯ 7. Материальное обеспечение местного референдума

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет местного бюджета.

2. Предприятия, учреждения и организации, органы местного самоуправления предоставляют в распоряжение комиссий по проведению местного референдума помещений и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума. Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссиями по проведению местного референдума.

Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

СТАТЬЯ 8. Право назначения местного референдума.

Право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит представительному органу местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

СТАТЬЯ 9. Обязательное проведение местного референдума

Представительный орган местного самоуправления обязан назначить местный референдум по требованию установленного уставом муниципального образования числа жителей, обладающих избирательным правом.

СТАТЬЯ 10. Реализация гражданами права требования местного референдума

Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме данного муниципального образования не позднее чем за два месяца до обращения с требованием о проведении местного референдума, могут образовать инициативную группу в количестве не менее десяти человек для сбора подписей под требованием о проведении местного референдума на территории муниципального образования.

СТАТЬЯ 11. Регистрация инициативной группы

1. Инициативная группа обращается в представительный орган местного самоуправления муниципального образования с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы указываются:

а) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум;

б) фамилия, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего муниципального образования. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении требований о проведении местного референдума.

2. Представительный орган местного самоуправления муниципального образования, установив соответствие ходатайств инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего закона, в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение.

Отказ в регистрации может быть обжалован в суде.

Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Устава области, Закона области "О местном самоуправлении в Курской области" и настоящего закона.

СТАТЬЯ 12. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами

1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи под требованием о проведении местного референдума.

Количество подписей граждан, необходимых для назначения референдума, устанавливается Уставом муниципального образования.

Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.

2. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на местный референдум. В случае вынесения на местный референдум проекта правового акта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст проекта этого правового акта.

3. Общий период сбора подписей по вопросу назначения местного референдума не должен превышать одного месяца со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных инициативных групп.

В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимое количество подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается. Требование о проведении референдума по тому же вопросу может быть выдвинуто повторно не ранее чем по истечении одного года.

СТАТЬЯ 13. Подписной лист местного референдума

В листе для сбора подписей граждан под требованием о проведении местного референдума (подписном листе) указываются:

1) наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей граждан;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на местный референдум;

3) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, дата подписи и его подпись.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собирающего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.

Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему закону.

СТАТЬЯ 14. Оформление права требования проведения местного референдума

1. После окончания сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей граждан, проживающих на территории муниципального образования.

2. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченным инициативной группы в представительный орган местного самоуправления данного муниципального образования не позднее трех дней после окончания установленного срока сбора подписей.

СТАТЬЯ 15. Принятие решения по требования о проведении местного референдума

1. Представительный орган местного самоуправления рассматривает представленные инициативной группой материалы и принимает не позднее десяти дней со дня их поступления одно из следующих решений:

О назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;

Об отклонении требования о назначении местного референдума в случае нарушения настоящего Закона.

2. Принятое решение о назначении местного референдума доводится до сведения населения в пятидневный срок.

После обнародования решения о назначении местного референдума не позднее семи дней публикуется выносимый на местный референдум вопрос (вопросы) или проект правового акта.

3. В случае отказа от назначения местного референдума инициативная группа может обжаловать решение об отказе в суд.

СТАТЬЯ 16. Срок проведения местного референдума

Местный референдум не может проводиться ранее одного месяца и позднее 3-х месяцев со дня принятия решения о его проведении.

Глава III. ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ

СТАТЬЯ 17. Комиссия по проведению местного референдума

1. Для подготовки и проведения местного референдума образуются следующие комиссии:

а) территориальная комиссия по проведению местного референдума;

б) участковые комиссии по проведению местного референдума.

2. Полномочия комиссий по проведению местного референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении 2-х месяцев с момента опубликования результатов местного референдума.

СТАТЬЯ 18. Образование комиссий по проведению

местного референдума

1. Члены территориальной комиссии по проведению местного референдума и участковых комиссий по проведению местного референдума назначаются представительным органом местного самоуправления по предложениям общественных объединений, трудовых коллективов, собраний по месту работы, службы, учебы и жительства.

2. Территориальная комиссия по проведению местного референдума формируется в количестве 5-9 членов в пятидневный срок после принятия решения о назначении местного референдума.

3. Участковые комиссии по проведению местного референдума формируются в количестве 5-10 членов не позднее 15 дней со дня обнародования решения о назначении местного референдума.

4. Председатели, заместители председателя и секретари территориальных комиссий по проведению местного референдума и участковых комиссий по проведению местного референдума избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов соответствующих комиссий.

СТАТЬЯ 19. Полномочия территориальной комиссии по проведению местного референдума

Территориальная комиссия по проведению местного референдума обеспечивает на территории проведения местного референдума соблюдение настоящего Закона;

организует деятельность участковых комиссий по проведению местного референдума;

распределяет денежные средства по участковым комиссиям по проведению местного референдума;

контролирует обеспечение участковых комиссий по проведению местного референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения местного референдума;

устанавливает форму и утверждает текст бюллетеня для голосования местного референдума, списков участников местного референдума, протоколов заседаний комиссий по проведению местного референдума, других документов местного референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению местного референдума, порядок хранения документации местного референдума;

заслушивает сообщения главы муниципального образования, органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения местного референдума;

контролирует своевременность и правильность составления списков участников местного референдума и представления их для всеобщего ознакомления;

обеспечивает своевременное издание материалов местного референдума;

содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение сути вопросов или иного решения, вынесенных на местный референдум;

обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий по проведению местного референдума;

подводит итоги проведения местного референдума, устанавливает результаты местного референдума, публикует в печати, передает по радио и другими способами сообщения о своей работе и о результатах проведения местного референдума;

рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий по проведению местного референдума и принимает по ним решения;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

СТАТЬЯ 20. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума

участковая комиссия по проведению местного референдума:

1) оповещает население об адресе и о номере телефона участковой комиссии по проведению местного референдума, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования;

2) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку местного референдума;

3) проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в указанном списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;

4) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования;

5) контролирует соблюдение на территории участка местного референдума правил размещения агитационных материалов;

6) организует голосование на участке местного референдума;

7) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку местного референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по проведению местного референдума;

8) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона и принимает по ним мотивированные решения;

9) осуществляет иные положения в соответствии с настоящим законом.

СТАТЬЯ 21. Статус членов комиссии по проведению местного референдума

Члены территориальной и участковой комиссий по проведению местного референдума, назначенные в соответствии со статьей 18 настоящего закона, имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии по проведению местного референдума.

Члены комиссии по проведению местного референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;

2) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящей комиссий и получать заверенные копии этих документов.

Члены комиссий с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.

При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.

Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:

1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

2) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;

3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;

4) признании члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.

Члену комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса, освобожденному во время подготовки и проведения местного референдума от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение местного референдума. В течении срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.

Член комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса во время подготовки и проведения местного референдума не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.

Инициативная группа, указанная в статье 10 настоящего закона, после опубликования правового акта представительного органа местного самоуправления о назначении местного референдума вправе назначить по одному члену территориальной комиссии по проведению местного референдума и по одному члену участковой комиссии по проведению местного референдума с правом совещательного голоса.

Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума.

СТАТЬЯ 22. Организация деятельности комиссии по проведению местного референдума

Территориальные и участковые комиссии по проведению местного референдума проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования.

Деятельность комиссий по проведению местного референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседания комиссий являются правомочными, если на них присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссий по проведению местного референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря соответствующей комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения местного референдума, об установлении итогов голосования принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса.

Решения комиссий по проведению местного референдума по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов соответствующей комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса.

Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.

Члены комиссии по проведению местного референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в течение трех дней, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно.

Решения комиссий по проведению местного референдума, противоречащие Конституции Российской Федерации, настоящему закону, другим нормативным правовым актам либо принятые комиссией по проведению местного референдума, с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией по проведению местного референдума, избирательной комиссией области или судом.

При этом вышестоящая комиссия по проведению местного референдума вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса.

Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органов местного самоуправления, а также для нижестоящих комиссий по проведению местного референдума.

Заседание комиссии по проведению местного референдума созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии.

Заседание комиссии по проведению местного референдума проводится также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса.

На заседании комиссии по проведению местного референдума при рассмотрении жалобы (заявления) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

СТАТЬЯ 23. Содействие деятельности комиссий по проведению местного референдума

Органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению местного референдума содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения местного референдума помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также представлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий по проведению местного референдума в течение пяти дней, а за пять дней до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно.

СТАТЬЯ 24. Обжалование решений и действий комиссий по проведению местного референдума

Решения и действия (бездействие) территориальной комиссии по проведению местного референдума могут быть обжалованы в избирательную комиссию области или в суд.

Решения и действия (бездействие) участковых комиссий по проведению местного референдума могут быть обжалованы в территориальную комиссию по проведению местного референдума или в суд.

Решения участковой комиссии по проведению местного референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены территориальной комиссией по проведению местного референдума.

Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в территориальную комиссию по проведению местного референдума в ходе подготовки местного референдума, принимаются в течение пяти дней с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно.

В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в течение 10 дней.

СТАТЬЯ 25. Образование участков местного референдума

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, образуются участки местного референдума.

Участки местного референдума образует глава муниципального образования (глава администрации) по согласованию с территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее десяти дней после назначения даты проведения местного референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок местного референдума.

В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в местном референдуме могут образовываться участки местного референдума в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи.

Военнослужащие голосуют на общих участках местного референдума.

Списки участков местного референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению местного референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения местного референдума.

СТАТЬЯ 26. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме

1. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдума, составляются по каждому участку местного референдума участковой комиссией по проведению местного референдума и подписываются ее председателем и секретарем.

Списки составляются на основе данных, представляемых главой муниципального образования (главой администрации).

2. Данные о гражданах, имеющих право на участие в местном референдуме, глава муниципального образования (глава администрации) направляет в участковую комиссию по проведению местного референдума не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения местного референдума.

Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов граждан).

В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина.

Список военнослужащих, членов их семей и других граждан, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения местного референдума.

Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.

Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, которые в день проведения местного референдума будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. В случае необходимости в этих учреждениях могут образовываться участки местного референдума.

Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой территориальной комиссией по проведению местного референдума.

Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную комиссию по проведению местного референдума.

СТАТЬЯ 27. Порядок включения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме

В списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, включаются граждане, проживающие на территории данного участка на момент проведения местного референдума и имеющие право участвовать в нем.

Гражданин может быть включен с список только на одном участке местного референдума.

Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, но поселившиеся на территории участка местного референдума после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению местного референдума в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка местного референдума.

СТАТЬЯ 28. Ознакомление со списком граждан, имеющих право на участие в местном референдуме

Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за десять дней до дня проведения местного референдума.

Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению местного референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, а так же о любой ошибке или неточности в указанном списке.

Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через двадцать четыре часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в территориальную комиссию по проведению местного референдума, которая обязана рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно.

При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.

Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.

СТАТЬЯ 29. Помещение для голосования

Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии по проведению местного референдума главой соответствующей местной администрации.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования, оснащаются столиками и письменными принадлежностями.

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на местном референдуме как "за", так и "против" вопроса, вынесенного на местный референдум, а если на местный референдум вынесен проект правового акта, то на стенд помещаются текст этого проекта и текст действующего правового акта, которые предлагается отменить или изменить.

СТАТЬЯ 30. Бюллетень для голосования на местном референдуме

В бюллетене для голосования на местном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на местный референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты.

При вынесении на местный референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на местном референдуме, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи правового акта также последовательно нумеруются.

Бюллетень для голосования на местном референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

При вынесении на местный референдум проекта правового акта территориальная комиссия по проведению местного референдума решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текстов, выносимых на местный референдум проекта правового акта и действующего правового акта, который предлагается отменить или изменить. Если текст проекта правового акта и текст действующего правового акта, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка местного референдума для всеобщего ознакомления.

Форма и текст бюллетеня для голосования на местном референдуме утверждаются территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения местного референдума. Бюллетени для голосования на местном референдуме печатаются не позднее чем за десять дней до дня проведения местного референдума по распоряжению территориальной комиссии по проведению местного референдума.

Участковые комиссии по проведению местного референдума получают от территориальной комиссии по проведению местного референдума бюллетени для голосования не позднее чем за три дня до дня проведения местного референдума.

По каждому участку местного референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на один процент число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в местном референдуме на данном участке местного референдума.

В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению местного референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией по проведению местного референдума бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

СТАТЬЯ 31. Порядок голосования на местном референдуме

На всех участках местного референдума голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению местного референдума оповещает граждан не позднее чем за 10 дней до дня проведения местного референдума.

В случае, если менее чем за 3 дня до дня местного референдума гражданин, включенный в списки, имеющий право участвовать в референдуме, обнаруживает, что не будет иметь возможности принять участие в местном референдуме в связи с убытием за пределы участка, он вправе получить в участковой комиссии местного референдуме бюллетень для голосования. При получении бюллетеня гражданин вкладывает его в конверт, который для обеспечения тайны голосования скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в невскрытом состоянии до дня проведения местного референдума.

В 8 часов по местному времени в день проведения местного референдума председатель участковой комиссии по проведению местного референдума объявляет участок местного референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются, после чего председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в местном референдуме приступить к голосованию.

При получении бюллетеня для голосования на местном референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписываться.

В случае, если гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на местном референдуме, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий по проведению местного референдума и наблюдателей. Лицо, оказывающее гражданину помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на местном референдуме".

Каждый гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования на местном референдуме производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого-бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на местном референдуме вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссий по проведению местного референдума и наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указывается в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме о получении бюллетеня для голосования на местном референдуме.

Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный референдум вопроса, то ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на местный референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против".

Заполненный бюллетень для голосования на местном референдуме гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению местного референдума и наблюдателей.

Участковая комиссия по проведению местного референдума обязаны обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в местном референдуме, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок местного референдума и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке местного референдума должно быть необходимое количество персональных ящиков для голосования.

Количество персональных ящиков для голосования определяется решением территориальной комиссии по проведению местного референдума. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка местного референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению местного референдума.

Членам участковой комиссии по проведению местного референдума, выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка местного референдума выдаются бюллетени для голосования на местном референдуме в получении которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число неиспользованных и возвращенных бюллетеней для голосования на местном референдуме указывается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка местного референдума. При проведении голосования вне помещения участка местного референдума вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии по проведению местного референдума в помещение участка местного референдума переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов.

Организация голосования вне помещения участка местного референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в местном референдуме, а равно возможность искажения его волеизъявления.

Председатель участковой комиссии по проведению местного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией.

Член участковой комиссии по проведению местного референдума отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещений участка местного референдума в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией.

В случае, если гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования на местном референдуме, с просьбой выдает ему новый бюллетень для голосования на местном референдуме взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на местном референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме рядом в фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на местном референдуме погашается, о чем составляется отдельных акт.

СТАТЬЯ 32. Подсчет голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, участковой комиссией по проведению референдума

По истечении времени голосования на местном референдуме председатель участковой комиссии по проведению местного референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.

Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на местном референдуме.

Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования.

Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования на местном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на местном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка местного референдума.

В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числе бюллетеней для голосования на местном референдуме, чем число подтверждений в письменной форме граждан, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению местного референдума.

Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии по проведению местного референдума, обеспечивающих проведение голосования вне помещений участка местного референдума, отражается в акте, который прилагаются к протоколу участковой комиссии об итогах голосования.

При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией по проведению местного референдума, и недействительные бюллетени для голосования на местном референдуме. Недействительными считаются бюллетени для голосования на местном референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в недействительности бюллетеней для голосования на местном референдуме участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о призвании бюллетеня для голосования на местном референдуме недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня.

Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии.

Недействительные бюллетени для голосования на местном референдуме хранятся отдельно от других бюллетеней.

Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

Участковая комиссия по проведению местного референдума составляет протокол об итогах голосования.

В протокол об итогах голосования по участку местного референдума вносятся следующие данные:

1) число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных по участку местного референдума;

2) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, полученных участковой комиссией;

3) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных гражданам в помещении участка местного референдума;

4) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка местного референдума;

5) число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме;

6) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

7) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

8) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;

9) число действительных бюллетеней для голосования на местном референдуме;

10) число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

11) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум;

12) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум.

В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных против всех вариантов.

Протокол участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования составляется в трех экземплярах и присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии.

Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения местного референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.

Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола территориальная комиссия по проведению местного референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов территориальной комиссии по проведению местного референдума.

Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в территориальную комиссию по проведению местного референдума.

Второй экземпляр протокола участковой избирательной комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования вместе с отпечатанными бюллетенями для голосования на местном референдума, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования представляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

СТАТЬЯ 33. Установление итогов голосования территориальной комиссией по проведению местного референдума

На основании протоколов участковых комиссий по проведению местного референдума об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная комиссия по проведению местного референдума не позднее чем за три дня со дня проведения местного референдума устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса.

Территориальная комиссия по проведению местного референдума составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования по соответствующей территории, суммарные данные протоколов участковых комиссий, установленные частью девятой статьи 28 настоящего закона, а также общее число бюллетеней.

Протокол территориальной комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования по соответствующей территории составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий по соответствующей территории.

Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в территориальную комиссию по проведению местного референдума, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования по соответствующей территории после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляются в предварительный орган местного самоуправления.

Второй экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования по соответствующей территории и сводная таблица вместе с протоколами участковых комиссий по проведению местного референдума со списками членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования по соответствующей территории и составлении протокола, хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования по соответствующей территории и сводная таблица предоставляются для ознакомления членам комиссии по проведению местного референдума с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

СТАТЬЯ 34. Определение результатов местного референдума

Территориальная комиссия по проведению местного референдума признает местный референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.

Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.

Территориальная комиссия по проведению местного референдума признает решение принятым на местном референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на местном референдуме выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Постановлением территориальной комиссии по проведению местного референдума результаты голосования на отдельных участках могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае территориальная комиссия по проведению местного референдума назначает повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления комиссии по проведению местного референдума.

Территориальная комиссия по проведению местного референдума составляет протокол о результатах местного референдума, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса и в который вносятся следующие данные:

1) число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме;

2) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, полученных участковыми комиссиями по проведению местного референдума;

3) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных гражданам на участках местного референдума;

4) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков местного референдума;

5) число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме;

6) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержавшихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

7) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

8) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;

9) число действительных бюллетеней для голосования на местном референдуме;

10) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, признанных недействительными ( в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

11) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум;

12) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум.

В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных против всех вариантов.

Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.

Член территориальной комиссии по проведению местного референдума, не согласный с протоколом комиссии о результатах местного референдума в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

СТАТЬЯ 35. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на местном референдуме

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее трех дней после определения результатов местного референдума.

Итоги голосования по каждому участку местного референдума в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий по проведению местного референдума об итогах голосования, должны предоставляться для ознакомления любому гражданину, проживающему на данной территории, или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.

Принятое на местном референдуме решения вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) комиссией по проведению местного референдума, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на местном референдуме.

СТАТЬЯ 36. Использование автоматизированной информационной системы

В случае использования в ходе местного референдума автоматизированной информационной системы комиссия по проведению местного референдума образует группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса и членов комиссии с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены комиссии по проведению местного референдума имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.

С момента начала голосования и до момента подписания протокола территориальной комиссией по проведению местного референдума о результатах местного референдума автоматизированная информационная системы используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования.

Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.

К протоколу соответствующей территориальной комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования, хранящемуся у секретаря комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение в автоматизированную информационную систему информации.

СТАТЬЯ 37. Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме

Решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории муниципального образования и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом местном референдуме.

СТАТЬЯ 38. Хранение документации местного референдума

Документация участковых комиссий по проведению местного референдума, включая бюллетени для голосования на местном референдуме, передается в территориальную комиссию по проведению местного референдума на второй день после определения результатов местного референдума.

Территориальные комиссии по проведению местного референдума по окончании своей работы сдают всю документацию на постоянное хранение в архивное учреждений района, города.

По истечении двух лет после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума бюллетени для голосования на местном референдуме уничтожаются, о чем составляется акт.

Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

СТАТЬЯ 39. Ответственность за нарушение закона о местном референдума

Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином его права на участие в местном референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов местного референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, или иным путем, либо препятствующие работе территориальных комиссий по проведению местного референдума, участковых комиссий по проведению местного референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на местном референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СТАТЬЯ 40. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

СТАТЬЯ 41. Переходные положения

До избрания представительных органов местного самоуправления их функции по проведению местного референдума выполняют главы администраций соответствующих территорий.

Приложение

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

_____________________________________________________________

(наименование муниципального образования, где собираются подписи граждан)

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем требование о проведении местного референдума с формулировкой вопроса (вопросов):

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Љ””’”””””””””””””””’””””””’”””””””””””’””””””””””””’””””’””””””””Ї

ЈNNЈ Фамилия, имя ЈДата ЈАдрес местаЈСерия и но- ЈДатаЈ ПодписьЈ

Ј Ј отчество Јрожде-Јжительства Јмер паспортаЈпод-Ј Ј

Ј Ј Јния Ј Јили заменя- ЈписиЈ Ј

Ј Ј Ј Ј Јющего его Ј Ј Ј

Ј Ј Ј Ј Јдокумента Ј Ј Ј

“””•”””””””””””””””•””””””•”””””””””””•””””””””””””•””””•””””””””¤

Ј1 Ј Ј Ј Ј Ј Ј Ј

“””•”””””””””””””””•””””””•”””””””””””•””””””””””””•””””•””””””””¤

Ј2 Ј Ј Ј Ј Ј Ј Ј

“””•”””””””””””””””•””””””•”””””””””””•””””””””””””•””””•””””””””¤

Ј Ј Ј Ј Ј Ј Ј Ј

“””•”””””””””””””””•””””””•”””””””””””•””””””””””””•””””•””””””””¤

Ј Ј Ј Ј Ј Ј Ј Ј

“””•”””””””””””””””•””””””•”””””””””””•””””””””””””•””””•””””””””¤

Ј Ј Ј Ј Ј Ј Ј Ј

“””•”””””””””””””””•””””””•”””””””””””•””””””””””””•””””•””””””””¤

Ј10Ј Ј Ј Ј Ј Ј Ј

ђ””‘”””””””””””””””‘””””””‘”””””””””””‘””””””””””””‘””””‘””””””””‰

Подписной лист удостоверяю: _________________________________

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и

номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего

подписи)

(Подпись и дата)

Уполномоченный инициативной группы: _________________________

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и

номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного

инициативной группы)

(Подпись и дата)

 

Источник информации: https://internet-law.ru/law/smi/kursk/15.htm

 

На эту страницу сайта можно сделать ссылку:

 


 

На правах рекламы: