МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И
СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR
SNANDARDIZATION, METROLOGY AND CERNIFICATION
(ISC)
|
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
|
ГОСТ
31281-
2004
|
УСТРОЙСТВА
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ
ДЛЯ ТРАНСПОРТА И КОНТЕЙНЕРОВ ОБЩЕГО
И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Общие технические требования
|
Москва
Стандартинформ
2006
|
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1
РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленного транспорта» (ЗАО «Промтрансниипроект»), Закрытым акционерным обществом «Инженерный промышленный концерн «Страж» (ЗАО ИПК «Страж»)
2
ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3
ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 26 от 8 декабря 2004 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004-97
|
Код страны по MK (ИСО 3166) 004-97
|
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
|
Азербайджан
|
AZ
|
Азстандарт
|
Армения
|
AM
|
Армстандарт
|
Беларусь
|
BY
|
Госстандарт Республики Беларусь
|
Грузия
|
GE
|
Грузстандарт
|
Казахстан
|
KZ
|
Госстандарт Республики Казахстан
|
Кызгызстан
|
KG
|
Кыргызстандарт
|
Молдова
|
MD
|
Молдова-Стандарт
|
Российская Федерация
|
RU
|
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
|
Таджикистан
|
TJ
|
Таджикстандарт
|
Туркменистан
|
TM
|
Главгосслужба «Туркменстандартлары»
|
Узбекистан
|
UZ
|
Узстандарт
|
Украина
|
UA
|
Госпотребстандарт Украины
|
4
Настоящий стандарт идентичен ГОСТ Р 51913-2002 «Устройства запорно-пломбировочные для
транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования»
5
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня
2005 г. № 160-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31281-2004 введен в действие непосредственно
в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2006 г.
6
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные
стандарты», а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В
случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет
опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
Содержание
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
|
УСТРОЙСТВА ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТА
И КОНТЕЙНЕРОВ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Общие технические требования
Locking-sealing devices for transport and
general and special purposes containers. General technical requirements
|
Дата введения 2006-01-01
Настоящий стандарт распространяется на запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ), предназначенные для автомобильного, железнодорожного, водного и авиационного транспорта и контейнеров общего и специального назначения, и устанавливает общие технические требования к ним.
Требования стандарта распространяются на ЗПУ, применяемые для пломбирования стационарных
объектов.
Стандарт применяется при разработке и производстве ЗПУ.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные
стандарты и классификаторы:
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и
неметаллические неорганические. Общие требования
ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и
неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и
приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных
климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16511-86 Ящики деревянные для продукции электротехнической промышленности. Технические условия
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной
продукции
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 22638-89 Ящики дощатые из листовых древесных материалов для изделий электронной
техники. Технические условия
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ 30302-95/ГОСТ Р 50610-93 Контейнеры специализированные. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 30596-97/ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения
ГОСТ 30630.0.0-99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам
машин, приборов и других технических изделий. Общие требования
ГОСТ 30630.1.2-99 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим
факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие вибрации
ГОСТ 30631-99 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части
стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации
ГОСТ 31282-2004 Устройства пломбировочные. Классификация
МК (ИСО 3166) 004-97 Межгосударственный классификатор стран мира
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов и классификаторов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января
текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31282-2004 (ЗПУ и их составные элементы), а
также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 транспорт общего пользования: по ГОСТ 30596-97.
3.2 контейнеры общего назначения: по [1].
3.3 контейнеры специального назначения: по ГОСТ 30302-95, [2]
- [5]
4 Общие положения
4.1
Пломбирование транспорта, грузовых единиц и контейнеров общего и специального назначения осуществляют с целью обеспечения сохранности и качества перевозимого груза, а также индикации
фактов несанкционированного доступа к грузам при хранении и транспортировании.
4.2
Выбор ЗПУ производят в соответствии с требованиями ГОСТ 31282-2004. а также нормативных документов на конкретные виды ЗПУ, утвержденных в установленном порядке с учетом правил, действующих на различных видах транспорта.
4.3
Пломбирование осуществляют с помощью ЗПУ, соответствующих требованиям раздела 6.
5 Типы запорно-пломбировочных устройств
5.1
Классификация ЗПУ - в соответствии с ГОСТ 31282-2004.
5.2
Настоящий стандарт устанавливает типы ЗПУ, указанные в таблице 1.
Таблица 1-Типы ЗПУ
Класс
|
Вид по уровню
механической защиты
|
Группа защитных свойств от подмены и подделки
|
Подгруппа устойчивости к
несанкционированному (криминальному) вскрытию
|
Типы по внешним
конструктивным признакам
|
|
Наименование
|
Полный код типа
|
|
С - силовые ЗПУ
|
Усиленные силовые
|
Стойкие
|
Наивысшей устойчивости
|
Канатные
|
С1311, С1411, С1421, С2311, С2411, С2421, С3311, С3411, С3421
|
|
Стержневые
|
С1312, С1412, С1422, С2312, С2412, С2422, С3312, С3412, С3422
|
|
Силовые
|
Нормальной стойкости
|
Устойчивые
|
|
Замковые
|
С1313, С1413, С1423, С2313, С2413, С2423, С3313, С3413, С3423
|
|
Нормальные
|
|
Прочие
|
С1317, С1417, С1427, С2317, С2417, С2427, С3317, С3417, С3427
|
|
6 Общие технические требования к запорно-пломбировочным устройствам
6.1.1
ЗПУ должны обеспечивать защиту от несанкционированного проникновения к перевозимому
грузу через запираемые устройства транспортных средств и контейнеров (двери, люки, заливные горловины, сливные и дренажные отверстия) путем индикации факта доступа к грузу.
6.1.2
ЗПУ должны быть одноразового использования. Конструкция ЗПУ должна препятствовать
снятию его с транспортного средства или контейнера без нарушения целостности конструкции, которая
должна определяться как визуально, так и в случае необходимости с применением приборов и специальных методов исследования. Конструкция ЗПУ должна исключать возможность повторного использования как самого ЗПУ, так и его составных частей после снятия.
6.1.3
В конструкции ЗПУ предусмотрено наличие контрольного элемента с нанесенной на него
информацией (контрольным знаком и др.).
6.1.4 ЗПУ следует выпускать в следующем исполнении:
УХЛ1 (по ГОСТ 15150-69)
|
- для применения на автомобильном и железнодорожном транспорте
в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом;
|
ОМ1 (по ГОСТ 15150-69)
|
- для применения на морском транспорте для судов неограниченного
района плавания;
|
В1 (по ГОСТ 15150-69)
|
- для интермодальных перевозок всеми видами транспорта во всех
макроклиматических районах на суше и на море, кроме макроклиматического района с очень холодным климатом;
|
химически и радиационно стойкие
|
- для пломбирования объектов транспортирования и хранения топлива, масел, химических реактивов, радионуклеидов и источников
радиационного излучения. В данном исполнении ЗПУ выпускают
по требованию заказчика.
|
6.2 Конструктивные требования
6.2.1 Конструкция ЗПУ должна обеспечивать плавное без заеданий замыкание с усилием, не
превышающим 70 Н. Для конкретных типов ЗПУ усилие замыкания выбирают из ряда: 15; 30; 50; 70 Н.
6.2.2 ЗПУ должны оставаться работоспособными без разрушения под действием предельно допустимого растягивающего усилия в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Вид ЗПУ
|
Диапазон усилий разрушения, кН (кгс)
|
Предельно допустимое растягивающее
усилие, кН
|
С1 - усиленные силовые
|
Св. 20 (2000)
|
20, 24, 30,
40, 50, 60
|
С2 - силовые
|
Св. 10 до 20 включ.
(Св. 1000 до 2000 включ.)
|
10; 12; 15:
18,5
|
СЗ - нормальные
|
Св. 1,0 до 10 включ.
(Св. 100 до 1000 включ.)
|
1,0; 1,1;
1,6: 2,4; 3,5; 5,0; 7,0; 9,5
|
Значения предельно допустимых растягивающих усилий, выдерживаемых ЗПУ без разрушения, устанавливают в нормативных документах на конкретные виды и типы. Допускается вместо предела
прочности ЗПУ указывать нормированное усилие разрушения (разрыва) ЗПУ.
6.2.3 Суммарное увеличение максимального размера петли, образованной гибким блокирующим
элементом (канатного, ленточного, проволочного и др. типа) замкнутого ЗПУ при воздействии предельно
допустимых растягивающих усилий в соответствии с 6.2.2, не должно превышать 20 мм.
Примечание - В отдельных случаях на конкретные типы ЗПУ допускается устанавливать сползание
корпуса ЗПУ с гибкого блокирующего элемента.
6.2.4 Для ЗПУ с нормируемым усилием разрушения устанавливается допуск. не превышающий
30 % номинального усилия разрушения.
Примечание - Критериями разрушения (разрыва) ЗПУ являются:
разрыв силового элемента (каната, стержня) при воздействии усилий, не превышающих предельно допустимые для конкретного типа ЗПУ (6.2.2);
вытягивание гибкого блокирующего элемента корпуса под воздействием усилий превышающих предельно допустимые (6.2.3);
разрушение корпуса;
разъединение составных частей ЗПУ.
6.2.5 Стойкость к механическим внешним воздействующим факторам (ВВФ)
6.2.5.1 ЗПУ должно сохранять работоспособность во время воздействия
-
синусоидальной вибрации в диапазоне установленных частот;
-
многократных ударов;
-
одиночных ударов.
6.2.5.2 Номинальные рабочие значения механических ВВФ - по ГОСТ 30631-99 для групп механического исполнения:
М3О
- для автомобильного транспорта;
М25 - для железнодорожного транспорта;
М46 - для водного транспорта;
М21(Б) -
для авиационного транспорта и интермодальных перевозок контейнеров всеми
видами транспорта.
6.2.6 Стойкость к климатическим ВВФ
6.2.6.1 ЗПУ должны быть стойкими к следующим климатическим факторам:
-
воздействию изменения температуры окружающей среды: верхнее значение рабочей температуры и нижнее значение рабочей температуры;
-
воздействию верхнего значения относительной влажности воздуха;
-
воздействию соляного (морского) тумана (для исполнения ОМ1 и В1);
-
обливанию морской водой (для исполнения ОМ1 и В1);
-
выпадению инея (для исполнения (УХЛ1).
Стойкость к воздействию агрессивных и специальных сред, радиационного излучения предъявляются к ЗПУ, предназначенным для пломбирования объектов транспортирования и хранения топлива, масел, химических реактивов, радионуклидов и источников радиационного излучения.
6.2.6.2 Номинальные значения климатических факторов
по ГОСТ 15150-69. При этом верхнее предельное значение рабочей температуры окружающей среды для ЗПУ, эксплуатируемых на открытом
воздухе, должно приниматься с учетом поверхностного нагрева солнцем до температуры 10 °С (кроме
исполнения ОМ1).
6.2.7 Отклонение массы ЗПУ не должно превышать 5 % номинального значения, установленного
в стандартах и других нормативных документах на конкретные типы ЗПУ.
6.2.8 ЗПУ должны иметь форму, удобную для работы с ними, исключающую травмы работников.
6.3 Требования стойкости защитных свойств и устойчивости ЗПУ к несанкционированному
«неразрушающему» (криминальному) вскрытию
6.3.1
Конструкция ЗПУ, а также наносимая на ЗПУ информация должны исключать возможность
изготовления дубликатов устройств и их составных частей вне заводских условий (в местах погрузки и
выгрузки, в пути следования).
6.3.2 Стойкость защитных свойств ЗПУ (степень защиты от подмены и подделки) в зависимости от количества, вида и методов контроля индивидуальных идентификационных признаков должна соответствовать таблице 3.
Таблица 3
Класс
|
Вид по уровню
механической защиты
|
Группа защитных свойств
|
Наименование
|
Код
|
Количество идентификационных признаков
контролируемых
|
визуально
|
приборами
|
С
|
Усиленные силовые
|
Стойкие
|
3
|
Св.6
|
Св. 1 до 3 включ.
|
Силовые
|
Нормальной стойкости
|
4
|
Св.6
|
1
|
6.3.3 Устойчивость ЗПУ к размыканию без разрушения (манипуляциями, воздействием специальными средствами и методами) составляющих его элементов, а также с частичным разрушением конструкции, с возможностью последующей маскировки следов вскрытия и повторной установки ЗПУ на
объект, должна соответствовать таблице 4.
Таблица 4
Класс
|
Вид по уровню
механической защиты
|
Группа защитных свойств
|
Подгруппа по устойчивости к несанкционированному «неразрушающему» (криминальному) вскрытию
|
Наименование
|
Код
|
Показатель устойчивости, нормоминуты
|
С
|
Усиленные силовые
|
Стойкие
|
Наивысшей устойчивости
|
1
|
Св. 60 до 100 включ.
|
Силовые
|
Нормальной стойкости
|
Устойчивые
|
2
|
От 31 до 60 включ.
|
Нормальные
|
Примечание - При проведении испытаний изделий на соответствие данному нормативу следует
учитывать поправочные коэффициенты, зависящие от оснащенности экспертов инструментами: типовыми
(покупными) и/или специальными.
|
6.4 Требования к материалам, полуфабрикатам и покупным комплектующим изделиям
6.4.1
Материалы, полуфабрикаты и покупные комплектующие изделия должны проходить входной
контроль у изготовителя ЗПУ.
6.4.2
При входном контроле должно быть проверено:
-
наличие оформленных паспортов с отметкой о приемке и датой выпуска;
-
остаточный срок сохранности (срок службы);
-
состояние упаковки;
-
соответствие маркировки сопроводительным документам на поставку;
-
количество материалов (полуфабрикатов, комплектующих изделий) в единице упаковки;
-
соответствие внешнего вида описанию, отсутствие внешних дефектов (трещин, сколов, вмятин, деформаций, расслоения, нарушения покрытий и маркировки);
-
основные габаритные размеры;
-
масса единицы продукции;
нормированное усилие разрыва (см. примечания к настоящему пункту) материала (заготовки) для
гибкого силового элемента (каната, ленты);
- другие характеристики материала, заготовки, полуфабриката (поверхностная твердость, ударная
вязкость, химический состав) (см. примечания), если эти характеристики существенно влияют на эксплуатационные показатели ЗПУ и установлены в нормативных документах на данный тип ЗПУ.
Проверку проводят на образцах, взятых от каждой товарной партии материала (заготовки, полуфабриката) одной марки (типа) (см. примечания).
Примечание
1 Не допускается применение материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий:
- с просроченным гарантийным сроком;
- с остаточным сроком сохраняемости менее срока службы ЗПУ.
2 Не допускается применение материала (заготовки) для гибкого силового элемента, измеренное усилием разрыва менее нормированного в технической документации на поставку.
6.5 Требования к покрытиям
6.5.1
Гальванические и лакокрасочные покрытия должны обеспечивать противокоррозионную защиту ЗПУ заданного исполнения.
6.5.2
Покрытия должны отвечать требованиям ГОСТ 9.032-74, ГОСТ 9.301-86 и ГОСТ 9.302-88.
6.6 Требования к окрашиванию и маркировке ЗПУ
6.6.1
Наружные поверхности ЗПУ должны быть окрашены в яркие контрастные цвета, выделяющие
ЗПУ на фоне пломбируемого объекта и не затеняющие нанесенную на ЗПУ маркировку. ЗПУ, используемые
для перевозки опасных грузов, должны окрашиваться в «предупреждающие» цвета, соответствующие цвету
фона знака опасности, маркируемого на грузовой единице (ГОСТ 19433-88).
6.6.2 На ЗПУ следует наносить следующую маркировку:
-
товарный знак (логотип) предприятия - изготовителя ЗПУ;
-
идентификационный номер ЗПУ (семиразрядный буквенно-цифровой код);
-
наименование (тип) ЗПУ;
-
дату выпуска ЗПУ (две последние цифры года выпуска).
Дополнительно, при необходимости, на ЗПУ могут наноситься: наименование (аббревиатура) и
логотип грузоотправителя или другого предприятия, использующего пломбы; указание о территориальной принадлежности (регион); штриховой код грузоотправителя; специальные защитные и голографические знаки; прочая информация (рекламного и другого характера).
Маркировка должна быть четкой, разборчивой, распознаваемой (читаемой) при осмотре, контроле
и экспертизе ЗПУ.
6.6.3
Изготовление и применение ЗПУ с одинаковыми, а также неясными и неполными идентификационными номерами (контрольными знаками) не допускается.
6.6.4 Идентификационный номер ЗПУ должен считываться с расстояния 1 м в условиях естественной и искусственной освещенности не менее 50 лк.
6.7 Требования безопасности
6.7.1
ЗПУ должны обеспечивать условия пожаровзрывобезопасности при эксплуатации
(ГОСТ 12.1.004-91).
6.7.2
Материалы и покрытия, используемые при изготовлении ЗПУ, должны иметь гигиенические
сертификаты безопасности, подтверждающие отсутствие токсичных и других неблагоприятных воздействий на пользователей, не должны вызывать химических реакций и образовывать химические соединения с перевозимыми грузами, включая нефтепродукты, топлива, масла, а также вызывать их
возгорание.
6.7.3
ЗПУ должны обеспечивать безопасную (без механических травм или иного ущерба для
здоровья людей) работу персонала при установке, снятии и обслуживании ЗПУ (ГОСТ 12.2.003-91).
6.8 Требования надежности
6.8.1 Срок службы ЗПУ - не менее 5 лет.
6.8.2
Правилами применения ЗПУ может быть установлен более короткий допустимый срок службы, включая хранение и применение по назначению.
6.9 Хранение и упаковка
6.9.1 Упаковка ЗПУ должна проводиться согласно ГОСТ 23170-78 и обеспечивать сохранение свойств и характеристик изделий при транспортировании и хранении в течение срока службы.
6.9.2
Хранение и внутренняя упаковка ЗПУ - по ГОСТ 9.014-78 с учетом условий транспортирования и хранения.
6.9.3 В качестве транспортной тары можно использовать деревянные ящики по ГОСТ 16511-86 и ГОСТ 22638-89 или упаковку из полимерных материалов. По согласованию с заказчиком допускается
применение транспортной тары из картона и других материалов. Количество изделий в транспортной
таре должно быть равно 10. Внутрь ящика в полиэтиленовом пакете кладут паспорт, заполненный
службой технического контроля (ОТК) изготовителя, и сопроводительные документы. Масса брутто
транспортной тары вместе с упакованными изделиями не должна превышать 25 кг. Комплектность
изделий в транспортной упаковке должна соответствовать нормативным документам на конкретный тип
ЗПУ.
6.9.4
Транспортная маркировка тары должна выполняться в соответствии с нормативными документами на продукцию с учетом требований ГОСТ 14192-96.
6.10 Транспортирование и хранение
6.10.1
ЗПУ в транспортной таре должны сохранять свои свойства и характеристики при транспортировании любым видом транспорта, включая автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный, а также в смешанных интермодальных перевозках в закрытых кузовах, вагонах, трюмах без ограничения
дальности перевозки. Допускается перевозка ЗПУ в открытых автомобилях, на палубах судов с защитой
от прямого воздействия атмосферных осадков.
6.10.2
ЗПУ в транспортной таре должны сохранять свои свойства и характеристики при транспортировании и хранении в закрытых помещениях с естественной вентиляцией для вида климатического
исполнения ОЖ4 по группе условий хранения 5 по ГОСТ 15150-69 в течение всего срока службы изделия.
6.10.3
ЗПУ при транспортировании должны быть устойчивы к воздействию механических факторов
по ГОСТ 23216-78 и соответствовать группе Ж - жесткие.
6.11 Требования к испытаниям и приемке запорно-пломбировочных устройств
6.11.1
Испытания и приемка серийных ЗПУ должны соответствовать ГОСТ 15.309-98 и проводиться по нормативным документам на конкретные виды и типы ЗПУ, разработанным и утвержденным в установленном порядке. Приемочные испытания опытных партий ЗПУ, квалификационные испытания установочных партий и типовые испытания должны проводиться по программам и методикам испытаний, согласованным с заказчиком.
6.11.2
Приемосдаточным испытаниям (ПСИ) подвергают все образцы выпускаемой продукции, прошедшие технический контроль на соответствие нормативным документам. Периодическим испытаниям (ПИ) подвергают образцы продукции, прошедшие ПСИ, в количестве, установленном в нормативных документах на конкретные виды и типы ЗПУ. Отбор образцов должен соответствовать
ГОСТ 18321-73.
6.11.3
Испытания проводят в нормальных климатических условиях (НКУ) по ГОСТ 15150-69.
6.11.4
Методы испытаний ЗПУ на стойкость к внешним воздействующим факторам (механическим, климатическим, агрессивных и специальных сред и др.) - по ГОСТ 30630.0.0-99, ГОСТ 30630.1.2-99, [6]
- [9],
устанавливающим методы проведения данных видов испытаний.
6.11.5
При проведении испытаний на стойкость к ВВФ в процессе воздействия внешних факторов
или после их прекращения ЗПУ должны быть проверены на соответствие требованиям 6.2.1
- 6.2.3,
а также 6.7
после воздействия климатических ВВФ. При испытаниях на стойкость к механическим ВВФ
проверку требований 6.2.1
- 6.2.3
проводят после завершения всех видов механических воздействий, указанных в 6.2.5.1.
Испытания на стойкость к выпадению инея допускается совмещать с испытаниями
на стойкость к изменению температуры окружающей среды или на стойкость к воздействию нижнего
значения температуры. При испытаниях на стойкость к воздействию соляного (морского) тумана допускается проверять только коррозионную стойкость ЗПУ и соответствие требованиям 6.6, 6.7.
6.11.6
Специальные виды испытаний на стойкость защитных свойств и устойчивость к криминальному вскрытию, специфичные для конкретного вида ЗПУ, проводят по методикам, разработанным с учетом требований [10].
Испытания на устойчивость к воздействию физических полей и
радиоактивных излучений проводят специализированные организации по методикам, согласованным с заказчиком.
6.11.7
При проведении всех видов испытаний решающими признаками являются критерии разрушения (разрыва) ЗПУ в соответствии с 6.2.4
и невыполнение требования 6.6.4.
6.11.8
Виды и последовательность испытаний приведены в таблице 5.
Таблица 5
Технические требования, проверяемые при испытаниях ЗПУ
|
Пункт настоящего стандарта
|
Категория испытаний
|
ПСИ
|
ПИ
|
СИ
|
1 Замыкание при установке
|
6.2.1
|
+1
|
+
|
+
|
2 Работоспособность при растяжении
|
6.2.2
|
+2
|
+
|
+
|
3 Максимальный размер петли (для ЗПУ канатного типа)
|
6.2.3
|
-
|
+
|
+
|
4 Усилие разрушения (для ЗПУ с нормируемым усилием разрыва)
|
6.2.4
|
-
|
+
|
+
|
5 Работоспособность при синусоидальной вибрации
|
6.2.5.1
|
-
|
+
|
+
|
6 Работоспособность при многократных ударах
|
6.2.5.1
|
-
|
+
|
+
|
7 Работоспособность при одиночных ударах
|
6.2.5.1
|
-
|
+
|
+
|
8 Стойкость к изменению температуры:
воздействие верхнего значения температуры
воздействие нижнего значения температуры
|
6.2.6.1
|
-
|
+
|
+
|
9 Стойкость к воздействию верхнего значения влажности воздуха
|
6.2.6.1
|
-
|
+
|
+
|
10 Стойкость к воздействию соляного (морского) тумана (для исполнений ОМ1 и В1)
|
6.2.6.1
|
-
|
+
|
+
|
11 Стойкость при обливании морской водой (для исполнений ОМ1 и В1)
|
6.2.6.1
|
-
|
+
|
+
|
12 Стойкость при выпадении инея (для исполнения УХЛ1)
|
6.2.6.1
|
-
|
+
|
+
|
13 Масса
|
6.2.7
|
-
|
+
|
+
|
14 Стойкость защитных свойств
|
6.3.2
|
-
|
-
|
+
|
15 Устойчивость к неразрушающему криминальному вскрытию
|
6.3
|
-
|
-
|
+
|
16 Требования к материалам, полуфабрикатам, покупным комплектующим изделиям
|
6.4
|
+
|
-
|
-
|
17 Требования к покрытиям
|
6.5
|
+3
|
+
|
+
|
18 Проверка соблюдения требований по безопасности
|
6.7
|
+3
|
+
|
+
|
19 Срок службы изделия
|
6.8.1
|
-
|
-
|
+4
|
20 Проверка соответствия:
|
|
- комплектности
|
6.9.3
|
+
|
+5
|
+5
|
- консервации
|
6.9.3
|
+
|
+5
|
+5
|
- маркировки
|
6.6.2
- 6.6.4
|
+3
|
+
|
+
|
1 Проверяют специальным калибром.
2 Проверяют на отдельных образцах до окраски и маркировки ЗПУ.
3 Проверяют внешним осмотром.
4 Проводят в виде самостоятельных испытаний на надежность или засчитываются результаты ранее проведенных приемочных испытаний опытных образцов.
5 Проводят при выборке изделий.
Примечания
1 Знак «+» означает, что испытания проводят; знак «-» означает, что испытания не проводят.
2 Допускается изменять последовательность проведения испытаний.
3 Для конкретных видов ЗПУ могут включаться другие виды испытаний.
|
Приложение А
(справочное)
Пломбирование транспорта общего пользования и контейнеров
А.1 ЗПУ следует устанавливать на запорные устройства транспортных средств и контейнеров. Установка ЗПУ
исключает несанкционированный доступ к грузу. Перед установкой должна быть проверена исправность ЗПУ с
помощью внешнего осмотра.
А.2 ЗПУ должны быть установлены на все запорные устройства транспортных средств и контейнеров.
А.З ЗПУ следует устанавливать в соответствии с указаниями, приведенными в эксплуатационной документации на конкретные типы ЗПУ.
А.4 Выбор конкретного типа ЗПУ осуществляет грузоотправитель в зависимости от вида груза, его количества
и стоимости, степени опасности, типа транспорта, дальности перевозки, необходимости остановок в пути, возможности проведения досмотров в процессе перевозки.
Примеры выбора и применения типов ЗПУ для пломбирования транспортных средств и контейнеров приведены в приложении Б.
А.5 Изготовитель ведет учет номеров ЗПУ, отпускаемых потребителям. По запросу органов, контролирующих
автотранспортные перевозки, а также страховых компаний изготовитель ЗПУ представляет сведения о поставленных организациям ЗПУ для проведения расследований по несохранным перевозкам и при необходимости принимает участие в идентификации подлинности ЗПУ и экспертизе их состояния.
А.6 Пломбирование должен проверять грузоотправитель в присутствии грузоперевозчика, а в случае страхования груза - в присутствии представителя страховой компании. При этом допускается установка дополнительных
пломб страховой компании,
А.7 Грузоотправитель обязан включать в транспортную накладную сведения о пломбировании транспортного
средства или контейнера, включая количество и типы (марки) ЗПУ, их идентификационные номера, места установки
пломб, фамилию и подпись лица, установившего пломбы.
А.8 Грузополучатель при получении груза обязан убедиться в целостности ЗПУ и проверить соответствие
нанесенной на них информации сведениям, указанным в транспортной накладной.
А.9 В случае проведения контроля перевозимого груза в пути следования, сопровождающегося вскрытием
транспортного средства или контейнера, повторное их пломбирование проводится собственными пломбами надзорных органов.
После досмотра груза допускается установка дополнительных пломб грузоперевозчика, осуществляющего
указанную перевозку.
В транспортной накладной должна быть сделана отметка о снятии пломбы, досмотре транспортного средства
или контейнера и установке новой пломбы с указанием должности, фамилии и подписи лица, проводившего досмотр
и последующее пломбирование, даты и времени досмотра, типа и номера вновь установленной пломбы. При всех
случаях повторного пломбирования транспортного средства, контейнера грузоперевозчик сохраняет снятые пломбы
и представляет их грузополучателю для отчета и контроля.
А.10 Грузоотправитель и другие пользователи пломб обязаны обеспечить строгий учет поступления, хранения и расходования ЗПУ с обязательным указанием лиц, получивших ЗПУ, дат получения (выдачи) ЗПУ и номеров
транспортных накладных, а также другие необходимые данные для учета пломб. Снятые пломбы должны утилизироваться или приводиться в состояние, исключающее возможность их доработки и повторной установки.
Приложение Б
(справочное)
Примеры выбора и применения запорно-пломбировочных устройств
Таблица Б.1
Класс
|
Вид
|
Группа
|
Подгруппа
|
Тип
|
Примеры применения
|
С -
Силовые ЗПУ
|
Усиленные силовые
F = 20 кН
|
Нормальной стойкости
|
Наивысшей устойчивости t≥60 нормоминут
|
Тросовые
|
Для пломбирования широкого
спектра транспортных средств грузоподъемностью более 10 т, а
также крупнотоннажных контейнеров для интермодальных перевозок, требующих высокого уровня защиты транспортного средства и высокой стойкости к криминальному вмешательству, а также
в
качестве таможенной пломбы.
|
Силовые
F= 10-20 кН
|
|
|
Стержневые, тросовые
|
Рекомендуется применять для пломбирования транспортных
средств и контейнеров средней грузоподъемностью от 3,5 до 10 т, используемых для перевозки грузов
|
Нормальные F=1,5-10 кН
|
Стойкие
|
Устойчивые
t=31 – 60 нормоминут
|
Тросовые
|
Для пломбирования транспортных средств и контейнеров
малой грузоподъемностью до 3,5 т, цистерн для перевозки нефтепродуктов, сжиженных газов и химических веществ, а также в качестве таможенной пломбы
|
Примечание - При выборе конкретного типа ЗПУ для пломбирования транспорта общего пользования и
контейнеров рекомендуется предусматривать, чтобы относительные затраты на пломбирование были дифференцированы в зависимости от типа груза.
|
Приложение В
(справочное)
Библиография
[1]
|
ГОСТ 51876-2002 (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения
|
[2]
|
ИСО 668-95* Контейнеры грузовые серии 1. Классификация, размеры и масса
|
[3]
|
ГОСТ Р 52076-2003 (1496-3-96) Контейнеры грузовые серии 1. Общие технические требования и методы испытаний. Часть 3. Контейнеры-цистерны для жидкостей, газов и сыпучих грузов под давлением
|
[4]
|
ГОСТ Р 50697-94 (ИСО 1496-2-88) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 2. Контейнеры изотермические
|
[5]
|
ИСО 1496-5-96* Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 5. Контейнеры-платформы и контейнеры на базе платформ
|
[6]
|
ГОСТ Р 51368-99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам
машин, приборов и других технических изделий. Испытания на устойчивость к воздействию температуры
|
[7]
|
ГОСТ Р 51369-99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам
машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие влажности
|
[8]
|
ГОСТ Р 51371-99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам
машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов
|
[9]
|
ГОСТ Р 51372-99 Методы ускоренных испытаний на долговечность и сохраняемость при воздействии агрессивных и других специальных сред для технических изделий, материалов и систем материалов. Общие положения
|
[10]
|
ГОСТ Р 51053-97 Замки сейфовые. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному
открыванию и взлому
|
Ключевые слова: запорно-пломбировочные устройства, транспорт общего пользования, контейнеры
общего назначения, контейнеры специального назначения, усиленные силовые запорно-пломбировочные устройства, силовые запорно-пломбировочные устройства, нормальные запорно-пломбировочные
устройства, предельно допустимые растягивающие усилия, усилие разрушения, наивысшая устойчивость, устойчивые запорно-пломбировочные устройства, виброустойчивость.