ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
национальный
стандарт
российской
федерации
|
гост р
52433-
2005
|
Автомобильные транспортные средства
ШАРНИРЫ ШАРОВЫЕ
Технические требования и
методы испытаний
Издание официальное
|
Москва
|
Стандартинформ
|
2006
|
Содержание
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов
Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным
государственным унитарным предприятием «Центральный Ордена Трудового Красного
Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП
«НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом
по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
28 декабря 2005 г. № 410-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту
публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых
информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра
(замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также
в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети
Интернет
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Автомобильные транспортные
средства
ШАРНИРЫ ШАРОВЫЕ
Технические требования и методы испытаний
Vehicles. Ball-and-socket hinges.
Technical requirements and test methods
|
Дата введения –
2007-01-01
Настоящий стандарт распространяется на шаровые шарниры подвесок и
рулевых управлений автотранспортных средств (далее - АТС), а также на
наконечники рулевых тяг и рулевые тяги с шаровыми шарнирами, на их детали
(корпуса, пальцы, сухари и др.) и устанавливает технические требования и методы
испытаний.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на стандарт ГОСТ
26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно
проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего
пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по
стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному
указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1
января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным
указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен
(изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться
замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены,
то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не
затрагивающей эту ссылку.
3.1 Шаровые шарниры АТС должны соответствовать требованиям настоящего
стандарта и конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном
порядке.
3.2 Шаровые шарниры должны иметь маркировку в соответствии с
требованиями ГОСТ 26828-86
и КД.
3.3 Шаровые шарниры не должны иметь забоин, вмятин, трещин, коррозии,
следов черноты на обработанных поверхностях.
3.4 Шаровые шарниры, не отвечающие требованиям, указанным в 3.2 и 3.3, к
испытаниям не допускают.
4.1 Для проведения испытаний предъявляют:
- полный комплект КД, включающий спецификации, сборочные чертежи и
чертежи деталей;
- технические условия на конкретные изделия (ТУ) или техническое
описание;
- технологическую документацию на основные детали (шаровые
пальцы, корпуса шарниров, рулевых тяг, наконечников тяг и др.).
Испытаниям подвергают три
образца, кроме того три образца хранят в качестве контрольных для проведения
повторных испытаний (в случае необходимости).
4.2 На соответствие требованиям
КД проверяют следующие параметры.
4.2.1 Для шарового шарнира в
сборе:
- габаритные и установочные
размеры;
- максимальный угол качания
пальца шарнира;
- резьбу, соединяющую шарнир с другими
узлами;
- момент сопротивления при
вращении пальца 1), 2);
- момент сопротивления при
качании пальца 1);
- силу вырыва шарового пальца из
корпуса шарнира 1);
- силы выдавливания в сторону
завальцовки, если шарнир завальцован или закрыт заглушкой со стопорным кольцом 1);
- остаточную деформацию вкладыша
при нагружении его осевой силой (только для шаровых шарниров с полимерными
вкладышами);
- качество термообработки и
прочностные свойства шарового пальца и вкладыша по 4.2.2 и 4.2.3.
4.2.2 Для шарового пальца:
- геометрические размеры,
влияющие на качество соединения с другими деталями и прочностные качества
пальца (диаметры стержня и шейки, длина стержня);
- качество термообработки,
твердость поверхностного слоя и сердцевины;
- прочность шарового пальца,
отсутствие трещин после деформации.
4.2.3 Для вкладышей (сухарей)
шаровых шарниров:
- геометрические размеры
сопряженных поверхностей;
- качество термообработки,
твердость поверхностного слоя 2).
4.2.4 Для наконечника рулевой
тяги и для рулевой тяги:
- габаритные размеры;
- резьбу;
- вязкость материала стержня,
отсутствие трещин после изгиба стержня на 90° с радиусом изгиба 3d < R < 5d (для тяг и наконечников, длины которых более
10d (где d - диаметр стержня).
4.2.5 Другие детали шаровых
шарниров проверяют на соответствие требованиям КД.
4.2.6 Если при визуальном
осмотре деталей обнаруживают несоответствие требованиям КД (например, низкая
чистота поверхности, подрезы, забоины и вмятины на резьбе и т.п.), то всю
партию бракуют.
1) Только в случае, если
имеется соответствующее требование в КД.
2)
Для металлических вкладышей шарниров.
4.3 Средства измерения -
штангенциркуль, микрометры (второго класса), резьбовые калибры.
4.4 Угол качания пальца шарового шарнира в сборе
Угол качания пальца шарового
шарнира в сборе измеряют вручную (точность измерения ± 1°).
Угол качания должен находиться в
пределах, установленных КД.
Средство измерения -
градуированный сектор.
4.5 Определение моментов
сопротивления
Определение моментов
сопротивления при вращении и качании пальца в корпусе проводят определением
минимальной силы, необходимой для вращения или качания пальца, приложенной на
определенном плече [точность измерения ± 1 Н×м (±0,1 кгс×м)].
Момент сопротивления при
вращении и качании пальца должен находиться в пределах, установленных КД.
Значение момента, возникающего в начале движения, не учитывают.
Средство измерения -
динамометрический ключ или динамометр растяжения, при известном значении плеча
приложения силы.
4.6 Определение силы вырыва (выдавливания) шарового пальца из корпуса
Корпус устанавливают и
закрепляют в жестком приспособлении. Усилие прикладывают к шаровому пальцу
вдоль оси пальца.
Испытание проводят на разрывной
машине (прессе), обеспечивающей максимальную силу 294 кН (30000 кгс) и
оборудованной силоизмерительным устройством, фиксирующим силу вырыва
(выдавливания) пальца. В ходе испытаний силу определяют с точностью ±491 Н (50
кгс).
Сила вырыва (выдавливания)
шарового пальца из корпуса шарнира должна быть не менее указанной в КД.
При отсутствии требований в КД
руководствуются данными, приведенными в приложении А. Ими пользуются также, если уровень требований КД ниже уровня
требований приложения А.
4.7 Определение качества термообработки шарового пальца
На прессе Роквелла проверяют
твердость шарового пальца в местах, подвергшихся термообработке.
Твердость должна соответствовать
указанной в КД.
4.8 Определение прочности шарового пальца
У шаровых пальцев проверяют
ударную прочность на стенде копрового типа или специальном ударном устройстве,
обеспечивающем энергию удара, указанную в КД.
Если энергия удара в КД не
указана, то руководствуются данными, приведенными в приложении Б (с погрешностью ± 5 %).
При деформации пальца после
одного удара более 3,5 мм палец бракуют.
При деформации от одного удара
менее 1,5 мм число ударов не ограничивают.
При деформации в пределах от 1,5 до 3,5 мм пальца и
появлении трещин на изгибаемой поверхности палец бракуют.
У пальцев, диаметр которых
превышает 45 мм, прочность оценивают проверкой соответствия пальца требованиям
КД (размеры, материал, термообработка).
Средство измерения - штангенциркуль
(второго класса).
4.9 Определение остаточной деформации полимерных вкладышей
После приложения к шаровому
пальцу минимально допустимых по КД или приложению А. сил выдавливания или вырыва из шарнира извлекают вкладыши, у которых
определяют остаточную деформацию. Максимально допустимая остаточная деформация
не должна превышать 0,6 мм, если иное не оговорено в ТУ.
Средство измерения - штангенциркуль
(второго класса).
4.10 Геометрические
размеры рулевых тяг и их наконечников проверяют с помощью линейки,
штангенциркуля; резьбы - с помощью резьбовых калибров.
4.11 Вязкость материала тяг и наконечников тяг
проверяют, выгибая их на угол 90° ± 5° на механическом прессе или другом
устройстве. Радиус изгиба должен быть в пределах от трех до пяти диаметров
стержня. Трещины в месте изгиба, определяемые без специальных приспособлений,
не допускаются.
По результатам испытаний шаровых шарниров и
их деталей составляют протокол, форма которого приведена в приложении В.
Назначение
шарнира
|
Диаметр
шарового пальца, мм
|
Значение
силы, Н (кгс), не менее
|
|
вырыва
|
выдавливания
|
|
|
|
До
21
|
9810
(1000)
|
13734
(1400)
|
|
|
Св.
21 » 25 включ.
|
14715
(1500)
|
20601
(2100)
|
|
Шарниры
шаровые (пальцы) подвески
|
»
25 » 29 »
|
20601
(2100)
|
29450
(3000)
|
|
»
29 » 33 »
|
28450
(2900)
|
39240
(4000)
|
|
|
»
33 » 37 »
|
39240
(4000)
|
53955
(5500)
|
|
|
»
37
|
53955
(5500)
|
74556
(7600)
|
|
|
До
21
|
9810
(1000)
|
11772
(1200)
|
|
|
Св.
21 » 24 »
|
14715
(1500)
|
18639
(1900)
|
|
|
»
24 » 27 »
|
19620
(2000)
|
24525
(2500)
|
|
Шарниры
рулевых тяг и их наконечников
|
»
27 » 30 »
|
24525
(2500)
|
30411
(3100)
|
|
|
»
30 » 33 »
|
29430
(3000)
|
36297
(3700)
|
|
|
»
33 » 36 »
|
39240
(4000)
|
49050
(5000)
|
|
|
»
36 » 39 »
|
51012
(5200)
|
63765
(6500)
|
|
|
»
39
|
65730
(6700)
|
82404
(8400)
|
|
Диаметр шарового пальца, мм
|
Энергия удара Н×м (кгс×м)
|
Изгиб пальца, мм
|
До 21
|
|
От 1,0 до 3,0
|
Св. 21 » 25 включ.
|
108 (11)
|
» 1,0 » 2,5
|
» 25 » 29 »
|
|
» 1,0 » 2,0
|
Св. 29 до 33 включ.
|
157 (16)
|
От 1,5 до 3,0
|
» 33 » 37 »
|
196 (20)
|
» 1,0 » 3,0
|
» 37 » 45 »
|
294 (30)
|
» 0,5 » 3,0
|
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель испытательной лаборатории
_______________
___________________
личная подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________200___г.
|
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ № ____
1 Организация, представившая
образцы___________________________________________
2 Объект испытаний____________________________________________________________
(наименование и обозначение изделия)
3 Дата поступления образцов на
испытания________________________________________
4 Количество
образцов__________________________________________________________
5 Результаты контроля внешнего
вида_____________________________________________
6 Результаты
испытаний
Наименование параметра
|
Требования по КД, ГОСТР
|
Результаты испытаний
|
6.1 Изделие в сборе
|
|
|
6.1.1 Габаритные и установочные размеры, мм:
|
|
|
6.1.2 Максимальный угол качания пальца, град.
|
|
|
6.1.3 Момент сопротивления, Н×м (кгс×м):
-при вращении пальца;
-при качании пальца
|
|
|
6.1.4 Сила вырыва пальца из корпуса, Н (кгс)
|
|
|
6.1.5 Сила выдавливания пальца из корпуса, Н (кгс)
|
|
|
6.1.6 Остаточная деформация полимерного вкладыша,
мм
|
|
|
6.1.7 Вязкость материала стержня рулевой тяги или
наконечника
|
|
|
6.2 Палец шаровой
|
|
|
6.2.1 Геометрические размеры, мм:
|
|
|
6.2.2 Качество термообработки (твердость HRC)
|
|
|
6.2.3 Прочность:
- остаточная деформация (изгиб) после нагрузки, мм
|
|
|
6.3 Вкладыш (сухарь)
|
|
|
6.3.1 Геометрические размеры, мм:
|
|
|
6.3.2 Качество термообработки (твердость HRC)*
|
|
|
6.3.3 Деформация и разрушение под нагрузкой **
|
|
|
* Для металлических вкладышей.
** Для неметаллических вкладышей
|
|
|
7
Заключение
|
|
|
Испытания провел
|
|
|
«___»___________________200___г.
|
личная
подпись
|
расшифровка подписи
|
|
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства,
шаровые шарниры, подвески, рулевое управление, наконечники рулевых тяг, рулевые
тяги, шаровой палец, качество термообработки, прочность, остаточная деформация