Причины
несчастного случая в конструктивных недостатках сооружения и отсутствии
строительного надзора
О.Н. Запольская,
Гл. государственный
инспектор труда на железнодорожном транспорте в г. Москве
Производственные здания и сооружения в процессе их эксплуатации должны
находиться под постоянным контролем работников, ответственных за сохранность
этих объектов. К содержанию производственных зданий и сооружений,
эксплуатируемых в условиях воздействия переменных нагрузок и постоянной
вибрации, для обеспечения их безопасной эксплуатации, а также продления срока
эксплуатации предъявляются повышенные требования.
Правила эксплуатации и ремонта производственных зданий должны
соответствовать требованиям ПОТ
Р О-14000-004-98 "Положение. Техническая эксплуатация промышленных
зданий и сооружений", утв. Департаментом экономики машиностроения
Минэкономики России 12.02.98.
Характерным примером возможности возникновения аварийной ситуации при
отсутствии надзора за техническим состоянием производственных зданий и
сооружений может служить групповой несчастный случай со смертельным исходом,
произошедший 21 декабря 2005 г. в ремонтном вагонном депо Сасово Дирекции по
ремонту грузовых вагонов Московской железной дороги (МЖД) - филиала ОАО
"РЖД".
ПРОИСШЕСТВИЕ
Во время производства вагоноремонтных работ, после 14.40 в
вагоносборочном цехе работники заметили, что с плит перекрытия кровли осыпается
штукатурка, а затем внезапно началось обрушение боковой стены и кровли цеха.
В момент обрушения в вагоносборочном цехе находились 19 чел, При
эвакуации с места происшествия 13 из них были травмированы элементами падающих
перекрытий и оборудования, один (слесарь по ремонту подвижного состава) -
смертельно.
Здание вагоносборочного цеха ремонтного вагонного депо Сасово МЖД было
построено в 1935 г., в 1954 г. проведена реконструкция депо по проекту,
разработанному проектной конторой Московско-Рязанской железной дороги, по
которому предусматривалась установка мостового крана грузоподъемностью 3 т.
В соответствии с проектом выполнены работы по полной разборке
существовавшего перекрытия и светового фонаря. Установка мостового крана
предусматривала наращивание стен по периметру и установку кранового пути с
опорой на раскосы, расположенные непосредственно в боковых стенах здания. С
момента вышеуказанной реконструкции по настоящее время работ, связанных с
изменением конструкции стен и кровли, не производилось,
В 1971 г. в вагоносборочном цехе был установлен кран опорный
однобалочный, электрический (кран-балка) грузоподъемностью 5 т.
В 1976 г. институтом "Мосжелдорпроект" разработан проект
реконструкции цеха, который предусматривал опирание подкрановых путей
кран-балки грузоподъемностью 5 т на отдельно стоящие опоры и жесткое защемление
опор металлических ферм в стенах здания. Проект не был реализован.
В 1994 г. в цехе установлена вторая кран-балка грузоподъемностью 5 т.
Подкрановые пути проложены на опорах горизонтально-консольного типа, для этого
в простенках выполнены ниши, в которые замоноличены горизонтальный двутавр № 20
с подкосом из рельса.
С 1 по 25 октября 2005 г. ООО "Промстроймонтаж" проводил
капитальный ремонт кранового пути кран-балок. Техническая документация на
крановые пути отсутствует, расчет нагрузок на несущую конструкцию стены с
встроенными кронштейнами при использовании двух кран-балок грузоподъемностью 5
т каждая не производился.
Расследованием несчастного случая установлено, что его причинами являются
конструктивные недостатки, допущенные при реконструкции здания, и отсутствие
систематического строительного надзора за техническим состоянием
производственных зданий.
По заключению экспертной комиссии, утвержденному генеральным директором
ОАО "ЦНИС", причинами обрушения стены и перекрытия вагоносборочного
цеха ремонтного вагонного депо Сасово являются:
- необеспеченная поперечная жесткость здания в целом и неустойчивое
состояние упавшей стены из-за отсутствия жестких связей между элементами
здания, обусловленные отсутствием анкеровки опорных узлов ферм покрытия, что
является нарушением требований СНиП II-22-81* "Каменные и
армокаменные конструкции", и установкой в цехе кран-балок
грузоподъемностью 5 т взамен предусмотренных проектом кран-балок грузоподъемностью
3 т;
- перегрузка стены в результате:
надстройки сплошных кирпичных стен на 2,8 м (без световых проемов,
предусмотренных заданием на проектирование) с устройством светового фонаря из
металлоконструкций, нагрузка от которого не учтена в расчетах. Это обусловило
увеличение постоянных вертикальных нагрузок и образование временных
горизонтальных ветровых нагрузок;
устройства дополнительно подкрановых путей, что обусловило увеличение
вертикальных внецентренно приложенных постоянных и временных нагрузок, возникновение
временных горизонтальных нагрузок и крутящего момента;
- снижение несущей способности и долговечности материала стены в
результате периодического замачивания фундаментов грунтовыми водами,
приводящего к водонасыщению и потере кладочным известковым раствором связующих
качеств в конструкции фундаментов и цокольной части, а также периодических
вибродинамических воздействий на стену от проходящих поездов и работающих
механизмов (кран-балок);
- сочетание временных воздействий от предшествующего обильного
продолжительного снегопада, превышающих расчетные значения в сочетании с
временной ветровой нагрузкой, и от работающей кран-балки.
Таким образом, в результате необеспеченной
жесткости здания, неустойчивого состояния наружной несущей стены, перегрузки
несущих конструкций, сложившегося сочетания неблагоприятных условий и
одновременного воздействия временных нагрузок (нагрузки от работающего
кранового оборудования, сверхрасчетной снеговой и ветровой нагрузки,
вибродинамического воздействия от проходящего железнодорожного состава)
произошло отклонение стены в месте примыкания к стене фермы № 2 от
вертикального положения, которое из-за отсутствия поперечных связей и наличия
продольной связи (подкрановый путь) перешло в необратимое падение значительного
участка стены и обрушение конструкций покрытия.
Нарушены требования следующих нормативных правовых актов.
Нормативные требования охраны труда
|
Фактическое
состояние
|
СНиП II-22-81* "Каменные и армокаменные
конструкции",
утв. постановлением Госстроя СССР от 31.12.81 №
292
|
6.35. Каменные стены и столбы должны
крепиться к перекрытиям и покрытиям анкерами сечением не менее 0,5 см2
|
Анкеровка
опорных узлов ферм покрытия отсутствовала
|
ПОТ
Р О-14000-004-98
"Положение. Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений",
утв. Департаментом экономики машиностроения
Минэкономики России 12.02.98
|
1.2. Настоящим Положением надлежит
руководствоваться службам, осуществляющим эксплуатацию, ремонт и контроль за
техническим состоянием и условиями эксплуатации производственных зданий и
сооружений общепроизводственного назначения, включая строительные
конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные
коммуникации и благоустройство территории.
|
На
предприятии не сформирована служба технического надзора, обеспечивающая
проведение плановых осмотров эксплуатируемых зданий и сооружений с целью
выявления недостатков, влияющих на эксплуатационные качества и долговечность
конструкций, осуществляющая надзор и контроль за выполнением комплекса
организационно-технических мероприятий по эксплуатации.
|
1.3. На основе настоящего Положения и с
учетом конкретных условий в организации должны быть разработаны инструкции
для работников, а также организационные и другие документы по обеспечению
безопасности, сохранности и эксплуатационной надежности производственных
зданий и сооружений путем надлежащего ухода за ними, своевременного и
качественного их ремонта и постоянного технического надзора за состоянием.
|
На
предприятии не разработано положение о порядке проведения плановых осмотров
эксплуатируемых зданий и сооружений, не определены ответственные лица из
числа руководителей структурных подразделений, на которых возлагается
контроль за соблюдением правил эксплуатации и технического содержания зданий
и сооружений с целью своевременного обнаружения повреждений, возникающих в
процессе эксплуатации зданий.
|
3.1. В организации должен быть
установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием
несущих и ограждающих конструкций промышленных зданий и сооружений с целью
своевременного обнаружения и контроля за устранением выявленных
неисправностей и повреждений, возникающих в процессе эксплуатации.
|
Не
установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием
несущих и ограждающих конструкций здания вагоносборочного цеха с целью
своевременного обнаружения повреждений, возникающих в процессе эксплуатации.
|
3.2. Ответственность за соблюдение
требований настоящего Положения в цехах (корпусах) и других структурных
подразделениях организации должна возлагаться на руководителей этих
подразделений.
|
Не
определены ответственные лица из числа руководителей структурных
подразделений, на которых возлагается контроль за соблюдением правил
эксплуатации и технического содержания зданий и сооружений.
|
4.1. Служба технического надзора за
состоянием, содержанием и ремонтом строительных конструкций промышленных
зданий и сооружений должна формироваться, как правило, в отделе главного
механика или в энергомеханическом отделе (ЭМО) и находиться соответственно в
подчинении главного механика или начальника ЭМО.
|
Служба
технического надзора, обеспечивающая проведение плановых осмотров
эксплуатируемых зданий и сооружений, на предприятии отсутствует.
|
6.1. Техническое состояние промышленных
зданий и сооружений и уровень их эксплуатации должны определяться в процессе
систематических наблюдений и периодических технических осмотров.
Наблюдения
и осмотры зданий и сооружений следует проводить согласно Положению о
проведении ППР.
Особенно
тщательно должны осматриваться места, в которых проводились работы по ремонту
и усилению строительных конструкций. Эти места должны быть обозначены, и за
ними должен осуществляться регулярный контроль
|
Технический
надзор за состоянием промышленных зданий и сооружений в период эксплуатации
на предприятии не организован
|
Правила устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ
10-382-00,
утв. постановлением Госгортехнадзора России от
31.12.99 № 98
|
8.12. Готовность кранового пути к эксплуатации должна быть
подтверждена актом сдачи-приемки кранового пути по форме согласно приложению
12, к которому должны быть приложены результаты планово-высотной съемки
|
Документы
на подкрановые пути после капитального ремонта отсутствуют
|
Выводы
В ремонтном вагонном депо Сасово Дирекции по ремонту
грузовых вагонов МЖД - филиала ОАО "РЖД" не сформирована служба
технического надзора, обеспечивающая проведение плановых осмотров
эксплуатируемых зданий и сооружений с целью выявления недостатков, влияющих на
эксплуатационные качества и долговечность конструкций, осуществляющая надзор и
контроль за выполнением комплекса организационно-технических мероприятий по
эксплуатации.
В связи с этим не
установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием
несущих и ограждающих конструкций здания вагоносборочного цеха с целью
своевременного обнаружения повреждений, возникающих в процессе эксплуатации.
Отсутствие
систематического строительного надзора за техническим состоянием
производственного здания вагоносборочного цеха не позволило определить
изменения, произошедшие в процессе его эксплуатации. Техническое состояние
промышленных зданий и сооружений и уровень их эксплуатации определяются в
процессе систематических наблюдений и периодических технических осмотров,
которые не проводились.
При проведении
реконструкции здания, предусматривающей установку мостового крана,
устанавливаемые металлические фермы покрытия на несущие стены (узлы опирания
металлических ферм) анкерами не закреплялись, в результате чего не обеспечена
поперечная жесткость здания. Заложенные при реконструкции здания нарушения
требований СНиП
II-22-81* не выявлены в процессе его эксплуатации в течение длительного
времени из-за отсутствия систематических наблюдений за состоянием несущих
конструкций.
В здании установлено не
предусмотренное проектом технологическое оборудование. В цехе установлены две
кран-балки без проекта и необходимых расчетов нагрузки на несущие стены.
Дополнительное устройство подкрановых путей обусловило увеличение вертикальных
внецентренно приложенных постоянных и временных нагрузок, возникновение
временных горизонтальных нагрузок и крутящего момента. В то же время в ходе
эксплуатации в депо не осуществлялись технические осмотры подкрановых
конструкций.