ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"ФИРМА ПО НАЛАДКЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И СЕТЕЙ ОРГРЭС"
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПРАВКЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОДНОСТОЕЧНЫХ
СВОБОДНОСТОЯЩИХ ОПОР ВЛ НАПРЯЖЕНИЕМ 35 кВ И ВЫШЕ
Разработано Открытым акционерным обществом "Фирма по
наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей
ОРГРЭС"
Исполнители В.В. АЛЕКСЕЕВ и В.М. АРСЕНЬЕВ
Утверждено АО "Фирма ОРГРЭС" 14.04.2000
Заместитель главного инженера Ф.Л.
КОГАН
Содержание
1.1. Настоящие Рекомендации
предназначены для выполнения работ по устранению наклона (выправке)
железобетонных одностоечных свободностоящих одноцепных и двухцепных опор воздушных
линий электропередачи (ВЛ) напряжением 35 кВ и выше, имеющих отклонение от
вертикали в плоскости, перпендикулярной линии, образовавшееся вследствие
смещения опоры в грунте (табл. 1).
1.2. Выправка опор может
производиться как с отключением, так и без отключения ВЛ.
1.3. Выправке подлежат опоры при
отклонении стойки от вертикали более чем на:
25 см - для опор с
вибрированными стойками длиной 16 м;
35 см - для опор с
центрифугированными стойками длиной 22 м;
40 см - для опор с
центрифугированными стойками длиной 26 м.
1.4. При отклонении стойки от
вертикального положения, превышающем указанное в графе 5 табл. 1 значение,
выправка опоры производится немедленно.
1.5. Не
подлежат выправке опоры с центрифугированными или вибрированными стойками,
имеющими на высоте менее 5 м от уровня земли:
поперечные трещины с шириной раскрытия
более 0,4 мм;
сколы бетона глубиной более 25
мм, длиной 1 м и более с обнажением арматуры для стоек из вибробетона и
площадью более 25 см2 для стоек из центрифугированного бетона.
Эти опоры подлежат замене или
ремонту.
1.6. Выправке не подлежат также
стойки опор, имеющие искривление (изгиб).
1.7. В скальных и мерзлых
грунтах выправка опор запрещается.
1.8. Выправка опор производится
поперек оси линии созданием тяжения в сторону, противоположную наклону опоры
(рис. 1).
Рис. 1. Схема выправки железобетонной опоры:
а - отклонение опоры от вертикали; h - высота
опоры; 1 - стойка; 2 - откапываемый котлован; 3 - тяговый трос; 4 - динамометр;
5 - блок; 6 - лебедка
1.9. Тяжение производится с
помощью тягового механизма, обеспечивающего плавное увеличение усилия в тяговом
тросе. Контроль за тяжением осуществляется с помощью динамометра, включенного в
тяговый трос.
1.10. В качестве тягового
механизма может использоваться автомашина с лебедкой или ручная лебедка
МТМ-1,6.
2.1. Отклонение стойки опоры от
вертикального положения определяется с помощью теодолита или отвеса.
2.2. С помощью отвеса отклонение
стойки опоры определяется следующим образом:
2.2.1. На наклоненной стойке
опоры по оси ВЛ на высоте около 2,0 м наносится первая точка, на расстоянии 1,5
м ниже первой - вторая (рис. 2).
2.2.2. К верхней точке
прикладывается отвес, с помощью линейки измеряется расстояние между нитью
отвеса и нижней точкой.
2.2.3. По результатам измерений
и табл. 1
определяется отклонение стойки опоры и необходимость ее выправки.
2.3. При определении отклонения
стойки опоры с помощью отвеса необходимо исключить влияние ветра на отвес.
Рис. 2. Измерение наклона опоры:
а - расстояние между нитью отвеса и нижней точкой; 1 - верхняя
точка; 2 - нижняя точка; 3-отвес
Таблица
1
Значения отклонений стойки опоры, подлежащей выправке
Опора
|
Отклонение (см) нити отвеса
и стойки опоры, при котором выправка производится
|
в плановом порядке
|
немедленно
|
Отклонение нити отвеса на
длине 1,5 м
|
Отклонение стойки от
вертикали
|
Отклонение нити отвеса на
длине 1,5 м
|
Отклонение стойки от
вертикали
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
С вибрированными стойками
длиной 16 м
|
2,6
|
>25
|
>7,5
|
>70
|
С центрифугированными стойками длиной 22 м
|
>35
|
>95.
|
С центрифугированными стойками
длиной 26 м
|
>40
|
>120
|
Примечание. Значения отклонений
стойки опоры от вертикали приняты в соответствии с «Объемом и нормами
испытаний электрооборудования: РД 34.45-51-300-97» (М.: НЦ ЭНАС, 1998) и «Методическими
указаниями по оценке технического состояния воздушных линий электропередачи
напряжением 35-750 кВ и их элементов» (М.: СПО ОРГРЭС, 1996).
|
3.1. До начала работ по выправке
опор производится оценка возможности их выполнения (см. п.1.5
настоящих Рекомендаций), определяется наличие и расположение ригеля, в
зависимости от состояния грунта уточняется необходимая глубина откопки
котлована и определяются необходимые способы усиления заделки опор в грунте
(установкой ригелей, созданием банкеток и т.д.).
3.2. Заглубление опоры в грунте
определяется по данным измерения высоты наземной части опоры или расстояния от
контрольной риски (наносится на стойке опоры при изготовлении на расстоянии 4,5
м от комля) до уровня грунта.
3.3. Со стороны, противоположной
наклону опоры, удаляется грунт вручную или с помощью механизма (экскаватора,
буровой машины), не нарушающего значительно целостности грунта.
3.4. При работе вручную
откапывается узкий котлован по диаметру стойки глубиной 1,2 - 1,5 м. Ширина
котлована в верхней части должна составлять около 30 см. Ригели, если они
имеются, откапываются полностью и отсоединяются от стойки.
3.5. При откапывании грунта
экскаватором котлован должен быть ориентирован вдоль линии на расстоянии не
менее 0,5 м от стойки опоры, чтобы избежать излишнего нарушения грунта в
плоскости действия тягового усилия (рис. 3).
Рис. 3. Котлован, откапываемый с помощью механизма:
1 - опора; 2 - котлован
3.6. При применении буровой
машины диаметр бура должен составлять 0,4 - 0,7 диаметра стойки опоры,
подлежащей выправке. Центр бура устанавливается на расстоянии 0,5 м от тела
опоры.
3.7. При необходимости котлован
вручную очищается от земли.
3.8. После откопки котлована на стойке
опоры на высоте около 4 м от земли крепится тяговый трос. Тросовая петля
крепится к стойке с борта автомобиля или с земли с подъемом ее шестом или
рейкой. Необходимость установки деревянных прокладок между тросовой петлей и
телом стойки опоры определяется состоянием бетона стойки. Диаметр троса должен
быть не менее:
13 мм - при выправке опор с
вибрированными стойками; 17 мм - при выправке опор с центрифугированными
стойками.
3.9. В тяговый трос включается
динамометр 4 (см. рис. 1) с пределом измерения до 5,0
т.
3.10. Для обеспечения плавности
хода тягового механизма рекомендуется применять блок 5 (схему удвоения к
тяговому механизму) - см. рис. 1.
3.11. Плавным увеличением
тяжения производится перемещение стойки опоры в плоскости, перпендикулярной оси
ВЛ. Стойка двухцепной опоры перемещается до вертикального положения; вершина
стойки опоры, имеющей неуравновешенный момент (одноцепные ВЛ) и наклон в
сторону двух траверс, должна быть перемещена за вертикальное положение на 20 -
30 см.
3.12. Тяговое усилие,
прилагаемое к стойке опоры, не должно превышать значений, приведенных в табл. 2.
Для типов стоек, не указанных в
табл. 2,
значение изгибающего момента в сечении стойки на уровне земли, создаваемого при
выправке, не должно превышать 50% его предельного значения.
Таблица
2
Значения тягового усилия при выправке опоры
Тип стоек
|
Длина стоек, м
|
Тяговое усилие (т) не более
|
Центрифугированные:
|
|
|
СК-1, СК-2, СН-1, СН-2,
СН-3, С-301, С-302
|
22,6
|
3,0
|
СН-220, С-220к, СН-220-пр
|
22,2
|
3,5
|
СК-4, СК-4а, СК-5, СК-6,
СК-8
|
26,0
|
3,5
|
Вибрированные СВ-1, СВ-2,
СВ-3
|
16,0
|
1,5
|
3.13. Допускается появление волосяных трещин на
стойке, образующихся при выправке железобетонных опор с ненапряженной арматурой.
3.14. По окончании выправки
пустоты вокруг стойки опоры заполняются гравийно-песчаной смесью или
крупнозернистым песком с послойным уплотнением (трамбованием).
3.15. Если опора до выправки
имела отклонение от вертикали более указанного в графе 5 табл. 1 значения
или недозаглубление более 20 см, ее заделка после выправки должна быть усилена
соответственно установкой ригелей или созданием банкетки с ригелями.
Ригели устанавливаются на
глубине порядка 30 см от поверхности грунта.
Высота банкетки должна быть
равной двойной высоте недостающего заглубления; ригель размещается внутри
банкетки (рис. 4).
Во всех случаях ригели следует
устанавливать вдоль линии; установка ригелей поперек линии не допускается.
Рис. 4. Усиление заделки железобетонной опоры банкеткой с
ригелем:
1 - положение стойки после выправки; 2 - положение стойки до выправки; 3 -
ригель; 4 - банкетка; 5 - гравийно-песчаная смесь
4.1. При организации и
производстве работ по выправке опор должны соблюдаться требования "Правил
техники безопасности при эксплуатации электроустановок" (М.:
Энергоатомиздат, 1989).
4.2. Работы по выправке
железобетонных одностоечных опор производятся в соответствии с технологическими
картами на этот вид работ, утвержденными руководством энергопредприятия, и
настоящими Рекомендациями.
4.3. Работа по выправке опор на
ВЛ производится по наряду-допуску бригадой в составе: производителя работ с
группой по электробезопасности не ниже IV, двух электромонтеров - с группой не ниже III, двух водителей механизмов (буровой машины
или экскаватора) - с группой по технике безопасности не ниже II. При этом члены бригады должны пройти
обучение производству данного вида работ на отключенной ВЛ.
4.4. Выправку опор не
допускается производить при наличии трещин и сколов бетона, регламентированных
в п.1.5
настоящих Рекомендаций.
4.5. Перед началом работ
необходимо проверить исправность инструмента, механизмов, приспособлений,
такелажа и защитных средств (табл. 3),
обратив особое внимание на сроки их испытаний.
4.6. Сигналы и команды, которыми
управляется работа механизмов, отрабатываются заранее и напоминаются при
инструктаже и допуске бригады к работе.
4.7. В момент натяжения тягового
троса члены бригады должны находиться на расстоянии от стойки опоры не менее ее
высоты, а тяговый механизм - не менее 1,2 ее высоты.
4.8. Запрещается производить
выправку опор при скорости ветра свыше 10 м/с, в темное время суток, при
тумане, гололеде, при не полностью оттаявшем грунте.
4.9. Запрещается применять в
качестве тягового механизма автомобиль без лебедки.
4.10. При производстве работ по
выправке опор на ВЛ, находящейся под напряжением, тяговый механизм и механизмы
на резиновом ходу должны быть заземлены.
Заземление может быть
установлено непосредственно на тросе или тяговом механизме.
При применении тягового
механизма на гусеничном ходу заземление не требуется.
Таблица
3
Перечень средств механизации, инструмента, защитных средств и
материалов, необходимых при выправке опоры на ВЛ (на бригаду из 5 чел.)
Наименование
|
Количество, шт.
|
1. Стальной канат диаметром
17 мм (13 мм) длиной 35 м
|
1
|
2. Блок монтажный БМ-8
грузоподъемностью 2,5 т для вибрированных стоек и 5 т для центрифугированных
|
1
|
3. Тросовая петля (строп)
из стального каната диаметром 22,5 мм (15 мм)
|
1
|
4. Лом
|
1
|
5. Лопаты штыковые
|
2
|
6. Трамбовка
|
1
|
7. Динамометр с пределом
измерения 5 т
|
1
|
8. Монтерский инструмент
|
1 комплект
|
9. Телескопическая вышка
или бригадная машина с лебедкой
|
1
|
10. Лебедка МТМ-1,6
|
1
|
11. Буровая установка или
экскаватор
|
1
|
12. Микроскоп Бринелля или
лупа «Польди»
|
1
|
13. Предохранительный пояс
|
2
|
14. Рукавицы брезентовые
|
5 пар
|
15. Защитная каска
|
5
|
16. Аптечка бригадная
|
1 комплект
|
17. Железобетонный ригель
|
1
|
18. Мелкая щебенка и
крупнозернистый песок
|
Количество определяется в
каждом конфетном случае
|
19. Деревянные прокладки
длиной 0,5 м под тросовую петлю
|
4
|