Приказ Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 30 сентября 2008 г. № 749
"Об утверждении и введении в действие Методических указаний о порядке
обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных
инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору"
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие прилагаемые
Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на
государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-20-07-2008).
Содержание
Введены в действие с 30 сентября
2008 г.
1. Настоящие
Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на
государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разработаны в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской
Федерации от 28 декабря 2006 года № 1474 "О дополнительном профессиональном
образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации";
Федеральным законом от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании";
Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации"; Федеральным законом от 22
августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании"; постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля
2004 года № 401 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору" (с изменениями и
дополнениями).
2. Методические
указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную
гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Методические
указания), а также вновь принятых на государственную гражданскую службу иных
должностных лиц, обладающих полномочиями по проведению обследований
поднадзорных объектов, осуществлению функций по надзору и контролю (старшие
государственные инспектора, главные государственные инспектора) Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба)
определяет основные подходы в организации обучения, первоначальной подготовки и
стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных
инспекторов.
3. Методические
указания устанавливают требования, предъявляемые к первоначальной подготовке,
обучению, а также к порядку проведения стажировки вновь принятых на государственную
гражданскую службу государственных инспекторов. Обучение включает изучение
законодательных и нормативных документов, должностных обязанностей и прав,
представленных по конкретной должности, необходимых для осуществления надзорной
деятельности.
4. Используемые в
Методических указаниях термины и их определения приведены в приложении № 1.
5. Обучение вновь
принятого государственного инспектора осуществляется в объеме и в сроки,
определяемые программой обучения и стажировки вновь принятых на государственную
гражданскую службу государственных инспекторов.
6. После прохождения
обучения в соответствии с утвержденной программой вновь принятый на
государственную гражданскую службу государственный инспектор проходит проверку
знаний в виде сдачи экзамена.
Экзамен проводится в
форме собеседования, в процессе которого государственному инспектору должно
быть задано не менее 5 вопросов по программе подготовки государственного
инспектора.
В случае несдачи
экзамена, вновь принятый инспектор считается не прошедшим первоначальную
подготовку и соответственно не прошедшим испытание.
При обучении особое
внимание следует обращать на изучение:
- функций и задач
органов Службы;
- законодательных и
иных нормативно-правовых актов, касающихся деятельности Службы;
- применения норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- порядка планирования
и отчетности, действующих в Службе;
- направлений
совершенствования надзорной деятельности;
- норм и правил
обеспечения безопасности, касающихся надзорной деятельности Службы;
- порядка учета и
технических требований при расследовании аварий, несчастных случаев и
инцидентов на поднадзорных Службе объектах;
- технологических
процессов и организации контроля за соблюдением требований безопасности на
поднадзорных предприятиях;
- системы экспертизы,
в т. ч. промышленной безопасности;
- автоматизированной
информационной системы управления;
- мер административной
и уголовной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
за правонарушения, касающиеся надзорной деятельности Службы;
- требований к
организации и проведению мероприятий по контролю;
- прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора);
- инструкции по
делопроизводству.
7. Программа обучения
вновь принятого государственного инспектора составляется в соответствии с
Типовым учебным планом подготовки вновь принятого инспектора (приложение
№ 2).
Программа обучения
составляется с учетом имеющегося производственного опыта работы
государственного инспектора, вида контроля (надзора), а также особенностей
объектов, которые будут им контролироваться.
8. В обучение входит
практическая подготовка, осуществляемая путем участия в инспекции поднадзорных
объектов с целью овладения навыками надзорной деятельности, включая анализ
технической документации, изучение технологического производства, выявление
нарушений, оформление результатов инспекций, расследований аварий, несчастных
случаев, инцидентов и других материалов, встречающихся в ходе практической
работы. Практическая подготовка государственного инспектора осуществляется как
в период обучения, так и после окончания обучения и проверки знаний (сроком до
1 года) по вопросам, с которыми не представилась возможность ознакомиться за
время стажировки (например, участие в техническом расследовании несчастных
случаев, аварий, инцидентов, участие в обследовании строящегося объекта и
работе по приемке законченных строительством объектов; участие в обследовании
объектов с целью проверки соблюдения условий разрешения или лицензии и др.).
9. При проверке знаний
особое внимание обращается на:
- знание основных
законодательных, нормативных правовых и нормативно-технических документов,
регламентирующих надзорную деятельность применительно к соответствующему виду
надзора;
- знание порядка
планирования работы и форм отчетности, в соответствии с руководящими
документами, действующими в Службе;
- знание основных
технологических процессов, опасных видов работ и других потенциальных
опасностей на объектах, подлежащих контролю, методик расследования аварий,
несчастных случаев и инцидентов;
- умение устанавливать
причины выявленных нарушений требований безопасности, анализировать их и
предлагать меры по их устранению;
- способность обобщать
и анализировать информацию по направлению надзорной деятельности, вести деловую
переписку;
- умение пользоваться
персональным компьютером;
- знание норм и правил
по охране труда.
10. Стажировка
включает изучение законодательных и иных нормативных правовых актов и
нормативных технических документов, должностных обязанностей и прав,
предоставленных по конкретной должности, необходимых для осуществления
надзорной деятельности, овладение навыками надзорной работы, проверку знаний.
По результатам проверки знаний принимается решение о допуске государственного
инспектора к самостоятельной работе.
11. Первоначальное
обучение (далее обучение) включает в себя теоретическое обучение и практическое
обучение (далее - стажировка) и осуществляется в объеме и сроки, определенные
программой обучения.
Продолжительность
теоретического обучения не должно превышать двух месяцев.
Продолжительность
стажировки - от трех месяцев до окончания испытательного срока.
В исключительных
случаях стажировка вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных
инспекторов продолжается до 1 года.
12. Ответственный за
обучение вновь принятого государственного инспектора назначается по
представлению начальника отдела либо непосредственно в приказе о назначении на
должность, либо специальным приказом (распоряжением) руководителя
территориального управления.
По окончанию
стажировки ответственный за обучение делает свое заключение о выполнении
программы обучения и об уровне знаний государственного инспектора.
13. Допуск к самостоятельной
работе вновь принятого государственного инспектора оформляется приказом
(распоряжением) руководителя территориального управления, издаваемым по
результатам проверки знаний на основании служебной записки начальника отдела. В
приказе указывается дата, с которой государственный инспектор допускается к
самостоятельной работе в соответствии с его должностным регламентом.
14. Копии приказов по
обучению, допуску к самостоятельной работе, программа стажировки, заключение
ответственного за обучение о выполнении программы, протокол проверки знаний
хранятся в личном деле работника.
15. Начальник отдела,
заместитель начальника отдела, главный государственный инспектор (руководитель
группы) или по его поручению старший государственный инспектор, организует
ознакомление государственного инспектора с поднадзорными предприятиями
(объектами).
16. В дальнейшем
начальник отдела организует разработку совместно с государственным инспектором
индивидуальной программы подготовки и стажировки (приложение № 3),
оказывает помощь в технической учебе, вносит предложения о направлении его на
курсы повышения квалификации.
Приложение № 1
Термины и определения.
Обучение - целеустремленный,
систематический, организационный процесс получения знаний, умений, навыков.
Профессиональная
переподготовка - вид дополнительного образования государственных гражданских
служащих. Профессиональная переподготовка проводится в целях адаптации их к новой
профессиональной деятельности и организуется при необходимости назначения на
государственную гражданскую должность иного профиля или при смене рода
деятельности.
Повышение квалификации
- вид дополнительного образования государственных гражданских служащих.
Повышение квалификации представляет собой обновление теоретических и
практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню
квалификации и необходимостью освоения современных методов решения
профессиональных задач.
Стажировка - вид дополнительного
образования государственных гражданских служащих или часть профессиональной
переподготовки или повышения квалификации. Стажировка осуществляется также в
целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и
навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
Приложение № 2
Форма типового учебного плана подготовки вновь принятого инспектора
Типовой учебный план
подготовки вновь принятого инспектора
№
|
Тема
|
Количество
часов
|
всего
|
Самостоятельное
изучение
|
консультации
|
Практические
занятия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
I.
Правовое
положение государственных служащих и порядок прохождения ими государственной
гражданской службы
|
1
|
Государственная
должность.
Государственный
гражданский служащий.
Государственная
гражданская служба
|
|
|
|
|
2
|
Принципы
государственной гражданской службы.
Классификация
государственных должностей государственной гражданской службы.
|
|
|
|
|
3
|
Аттестация и квалификационные экзамены
государственных гражданских служащих. Классные чины государственных
гражданских служащих.
Квалификационные требования к
должностям государственной гражданской службы.
|
|
|
|
|
4
|
Правовое
положение (статус) государственного гражданского служащего.
Основные
права и обязанности государственного гражданского служащего.
Ограничения,
связанные с государственной гражданской службой. Гарантии для государственных
гражданских служащих.
|
|
|
|
|
5
|
Прохождение
государственной гражданской службы. Служебный контракт. Стаж государственной
гражданской службы и порядок его исчисления.
Основания для
прекращения государственной службы.
|
|
|
|
|
Правовые основы
регулирования безопасности
|
7
|
Общие сведения о системе федеральных
органов исполнительной власти Российской Федерации.
Назначение и полномочия федеральных
надзоров России.
|
|
|
|
|
8
|
Законодательные и иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, федеральные нормы и правила, руководящие
документы Ростехнадзора.
|
|
|
|
|
9
|
Государственное регулирование
безопасности. Полномочия органов государственного регулирования безопасности.
|
|
|
|
|
10
|
Ответственность
за нарушение законодательства Российской Федерации.
|
|
|
|
|
Основные
полномочия Службы и ее структурных подразделений
|
11
|
Структура
Ростехнадзора
|
|
|
|
|
12
|
Полномочия
Ростехнадзора как органа государственного регулирования безопасности.
|
|
|
|
|
13
|
Основные
направления реализации функций Ростехнадзора. Их цели, задачи и
приоритетность.
|
|
|
|
|
Основные
задачи и функции отдела инспекций
|
14
|
Назначение и основные
задачи инспекций. Планирование работы и отчетность отдела инспекций.
|
|
|
|
|
15
|
Обязанности,
права и ответственность работников отдела инспекций.
|
|
|
|
|
Правовое
положение государственного и главного государственного инспектора
|
|
Роль
инспекторского состава в обеспечении промышленной безопасности.
|
|
|
|
|
|
Права,
обязанность и ответственность государственного инспектора и главного
государственного инспектора как должностных лиц Ростехнадзора.
|
|
|
|
|
|
Юридические вопросы инспекционной
деятельности.
|
|
|
|
|
|
Планирование работы и отчетность
государственного инспектора и главного государственного инспектора
|
|
|
|
|
Лицензионная
(разрешительная деятельность) Службы
|
|
Назначение лицензии на осуществление
деятельности (разрешение на право ведения работ).
|
|
|
|
|
|
Полномочия Службы в сфере лицензионной
(разрешительной) деятельности.
|
|
|
|
|
|
Основные составляющие
процесса лицензирования деятельности организаций.
|
|
|
|
|
|
Должностные
лица Службы, имеющие право принимать решения о выдаче лицензий или об отказе
в их выдаче. Основания для отказа выдачи лицензий, а также для
приостановления действия лицензий или их аннулирования.
|
|
|
|
|
Надзорная
деятельность Службы
|
|
Содержание
понятия "Государственный надзор за безопасностью"
|
|
|
|
|
|
Принципы и
нормативная правовая база организации и осуществления государственного
надзора.
|
|
|
|
|
|
Предметы
государственного надзора. Формы реализации государственного надзора (анализ
состояния безопасности объектов инспектирования, инспекционная деятельность,
применение санкций).
|
|
|
|
|
|
Формы
реализации государственного надзора и виды проводимых инспекций.
|
|
|
|
|
|
Общий порядок
учета и анализа результатов государственного надзора.
|
|
|
|
|
|
Правоприменительная
практика по вопросам привлечения к административной ответственности,
административной приостановке предприятия. Меры административной и уголовной
ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за
правонарушения, касающиеся надзорной деятельности Службы.
|
|
|
|
|
II. Специальная
теоретическая подготовка Тематика для изучения в зависимости от направления
деятельности (надзора)
|
|
Формы
реализации государственного надзора и виды проводимых инспекций
|
|
|
|
|
|
Основные
требования норм, правил, инструкций по направлению надзорной деятельности.
|
|
|
|
|
|
Основы
инспектирования.
|
|
|
|
|
|
Основные формы
работы инспектора. Права, обязанности, ответственность.
|
|
|
|
|
|
Методика
проведения инспекций.
|
|
|
|
|
|
Методы
анализа полученной информации о состоянии объекта и оценка на ее основе
уровня безопасности на предприятии и деятельности его администрации, служб и
ведомственного надзора.
|
|
|
|
|
|
Порядок
подведения итогов проведения инспекций и оформление ее результатов.
|
|
|
|
|
|
Порядок
расследования причин аварий и несчастных случаев.
|
|
|
|
|
III. Стажировка
|
|
Изучение
технологических и производственных; процессов на поднадзорных предприятиях, а
также проектной, конструкторской и технологической документации.
|
|
|
|
|
|
Участие в
проведении инспекций поднадзорных организаций.
|
|
|
|
|
|
Изучение
практики применения санкций.
|
|
|
|
|
|
Овладение
основами делопроизводства, методами планирования своей деятельности. Сбора и
учета информации, основами анализа и документирования результатов работы.
|
|
|
|
|
|
Организация
работы инспектора с документами, принципы планирования работы, сбора и учета
показателей безопасности и их анализа. Отчетность о выполненной работе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 3
Форма индивидуальной программы подготовки и стажировки
|
Утверждаю
________________________________________________
(должность, фамилия, имя,
отчество и подпись)
|
|
"___"
______________ 200_____ г.
|
ПРОГРАММА
подготовки
_______________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество и
подпись)
|
№
п/ п
|
Наименование
и содержание темы
|
Всего
|
Количество
часов в том числе
|
Планируемый календарный срок изучения темы с ______
по ______
|
Отметка
о выполнении (с указанием даты)
|
на
самостоятельное изучение
|
на
консультации
|
|
|
|
|
|
|
|
№
п/ п
|
Наименование
и содержание темы
|
Всего
|
Количество
часов в том числе
|
Планируемый календарный срок изучения темы с ______
по ______
|
Отметка
о выполнении (с указанием даты)
|
на
самостоятельное изучение
|
на
консультации
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п
|
Наименование
мероприятия (работы)
|
Планируемы
и календарный срок выполнения мероприятия (работы) с ______ по ______
|
Отметка о
выполнении (с указанием даты)
|
|
|
|
|
Ответственный за подготовку: