ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
российской
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
53248-
2009
|
ТЕХНИКА
ПОЖАРНАЯ.
ПОЖАРНЫЕ
АВТОМОБИЛИ.
Номенклатура
показателей
Москва
Стандартинформ
2009
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом
регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской
Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
Сведения о
стандарте
1 РАЗРАБОТАН
Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета»
научно-исследовательский институт противопожарной обороны» Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по
стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля
2009 г. № 19-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно
издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений
и поправок- в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные
стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном
сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет.
Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕХНИКА
ПОЖАРНАЯ.
ПОЖАРНЫЕ
АВТОМОБИЛИ.
Номенклатура показателей
Fire
fighting technics. Fire fighting vehicles. Nomenclature of indices
|
Дата
введения - 2010-01-01
с правом досрочного применения
Настоящий стандарт устанавливает
номенклатуру основных показателей пожарных автомобилей, включаемых в
техническую документацию по их созданию.
В настоящем стандарте применяют
следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 пожарные автомобили (ПА): Оперативные
транспортные средства на базе автомобильных шасси, оснащенные
пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при
пожарно-спасательных работах.
2.2 основные пожарные автомобили (ОПА): Пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава
к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью
вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для
подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
2.3 специальные пожарные автомобили (СПА): Пожарные автомобили, предназначенные для обеспечения выполнения
специальных работ на пожаре.
2.4 пожарная автоцистерна (АЦ): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для
хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный
для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
2.5 пожарная автоцистерна с лестницей (АЦЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями
для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной
механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для
доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования, проведения действий по тушению пожара, использования при
аварийно-спасательных работах.
2.6 пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦПК): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их
подачи, стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической
подъемной стрелой с люлькой (подъемной платформой) и предназначенный для
доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования, проведения действий по тушению пожара и использования при
аварийно-спасательных работах.
2.7 автомобиль пожарно-спасательный (АПС): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями
для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором,
расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для
доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к
месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
2.8 автомобиль пожарно-спасательный с лестницей (АПСЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный
механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для тушения
пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
2.9 пожарный автомобиль порошкового тушения (АП): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом
для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной
установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту
пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и
проведения действий по тушению пожара.
2.10 пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный одной или
несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с
обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава,
пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях
нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
2.11 пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом,
емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств
комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной
или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и
проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической,
нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
2.12 пожарный автомобиль газового тушения (АГТ): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами
для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и
предназначенный для доставки к месту пожара личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению
пожаров.
2.13 пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ): Пожарный автомобиль, оборудованный
турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и
предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава,
пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении
нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих
и химических предприятий и их охлаждение.
2.14 пожарный автомобиль первой помощи (АПП): Пожарный автомобиль на шасси легкого класса,
оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и
предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении
пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
2.15 пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом,
комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара
(аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и
проведения действий по тушению.
2.16 пожарная автонасосная станция (ПНС): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам
непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с
последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи
от места крупного пожара.
2.17 пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом
пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по
тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
2.18 пожарный пеноподъемник (ППП): Пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической
подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного
состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и
проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
2.19 пожарный аэродромный автомобиль (АА): Пожарный автомобиль, оборудованный средствами
тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и
проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными
пожарными службами.
2.20 пожарная автолестница (АЛ): Пожарный автомобиль,
оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и
предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи
огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
2.21 пожарный коленчатый автоподъемник (АПК): Пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической
подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или
люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте,
подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
2.22 пожарный телескопический автоподъемник с лестницей (ТПЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой
(пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий
лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных
работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других
вспомогательных операций.
2.23 пожарная автолестница с цистерной (АЛЦ): Пожарный автомобиль, имеющий не более 3
человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной
раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного
марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой
для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения
аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и
возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном
комплекте колен.
2.24 пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной (АПКЦ): Пожарный автомобиль, оборудованный
стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или
коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается
люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи
огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и
тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других
вспомогательных операций.
2.25 пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА): Пожарный автомобиль, оборудованный
генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный
для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к
месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
2.26 пожарный водозащитный автомобиль (АВЗ): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным
насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для
защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
2.27 пожарный автомобиль связи и освещения (АСО): Пожарный автомобиль, оборудованный
электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для
освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и
обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
2.28 пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ): Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами
и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из
помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с
помощью специального инструмента и оборудования.
2.29 пожарный автомобиль дымоудаления (АД): Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом
и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и
предназначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых
шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения
воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на
открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической
пены на пути распространения пламени.
2.30 пожарный рукавный автомобиль (АР): Пожарный автомобиль, предназначенный для
транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки
магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными
струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
2.31 пожарный штабной автомобиль (АШ): Пожарный автомобиль, оборудованный
электрогенератором, средствами связи и предназначенный для доставки и
обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и
обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной
службы.
2.32 пожарная автолаборатория (АЛП): Пожарный автомобиль, оборудованный
средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной
группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.
2.33 пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств
связи (АПРСС): Пожарный
автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств
связи и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту
проведения ремонтных работ.
2.34 автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный
техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и
предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения
диагностических (ремонтных) работ.
2.35 пожарный автомобиль-база ГДЗС (АБГ): Пожарный автомобиль, оборудованный
техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной
защиты органов дыхания и зрения пожарных.
2.36 пожарный автомобиль технической службы (АПТС): Пожарный автомобиль, оборудованный
средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и
предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
2.37 автомобиль отогрева пожарной техники (АОПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный
нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного
состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования
пожарной техники при отрицательной температуре.
2.38 пожарная компрессорная станция (ПКС): Пожарный автомобиль, оборудованный
компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов
средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных
базах газодымозащитной службы.
2.39 пожарно-технический автомобиль (AT): Пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров
и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с
мобильными системами быстрого развертывания для проведения
аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
2.40 пожарный оперативно-служебный автомобиль (АОС): Пожарный автомобиль, оборудованный
комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к
месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его
работы.
2.41 полная масса ПА: Сумма снаряженной массы автомобиля и перевозимого им боевого расчета,
включая водителя, огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения,
заявленная предприятием - изготовителем пожарного автомобиля в
нормативно-технической документации.
2.42 удельная мощность ПА: Отношение номинальной мощности двигателя к полной
массе автомобиля.
2.43 дальность струи при подаче лафетным водяным (пенным) стволом ПА: Расстояние от насадка до крайних капель водяной
(пенной) струи.
2.44 дальность струи при подаче лафетным (ручным)
порошковым стволом ПА: Максимальное
расстояние от насадка до середины специального модельного очага пожара класса
В, расположенного на оси струи и потушенного при подаче огнетушащего вещества.
Расстояние между очагами не менее 1 м.
2.45 дальность газоводяной струи: Расстояние от сопла турбореактивного двигателя до
крайних капель газоводяной струи.
2.46 тип кабины ПА: Кабина с одинарным, двойным, тройным количеством рядов сидений.
2.47 компоновочная схема шасси ПА: Расположение кабины относительно двигателя
автомобиля (перед двигателем, над двигателем, за двигателем).
2.48 скорость максимальная ПА: Максимальная скорость ПА, установленная
изготовителем при движении по горизонтальному участку шоссе с твердым
покрытием.
2.49 угол опрокидывания: угол наклона опорной плоскости колес к горизонту,
при котором центр тяжести ПА и линия ее опрокидывания находятся в одной
вертикальной плоскости. Такое положение соответствует начальному моменту
опрокидывания.
2.50 геометрическая высота всасывания: Расстояние между осью вращения рабочего вала и
уровнем воды со стороны всасывания.
2.51 способ прокладки рукавов ПА: Механический или ручной.
2.52 высота подъема: Расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней
ступени лестницы АЛ, АЦЛ, АПСЛ, АЛЦ, АСА, АПТС; до пола люльки АПК, АЦПК, АПКЦ,
ТПЛ; до оси гребенки пеногенератора ППП.
2.53 вылет стрелы: Расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания
до верхней ступени лестницы АЛ, АЦЛ, АПСЛ, АЛЦ, АСА; до внешнего края пола
люльки АПК, АЦПК, АПКЦ, ТПЛ; до внешнего края пеногенератора ППП.
2.54 время маневра: Промежуток времени с момента перемещения тумблера (рычага), с помощью
которого обеспечивается выполнение соответствующего маневра (движения), до момента,
когда исполнительный механизм, обеспечивающий его, достиг своего предельного
положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.
2.55 угол подъема стрелы: Угол между горизонтальной опорной поверхностью и
стрелой АЛ, АПК, ППП, ТПЛ, АЦЛ, АЦПК, АПСЛ, АЛЦ, АПКЦ.
2.56 люлька ПА: Устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и
работы пожарных при тушении пожара на высоте, устанавливаемое на вершине
стрелы.
2.57 выносные опоры ПА: Устройства, обеспечивающие устойчивость ПА при работе и предохраняющие
рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок,
возникающих при работе.
2.58 длина лестницы: Расстояние от нижней до верхней ступеньки лестницы (зависит от степени
выдвигания лестницы).
2.59 ширина минерализованной полосы: Расстояние, измеренное перпендикулярно оси
минерализованной полосы между крайними линиями смачивания поверхности земли.
2.60 расход топлива при стационарной работе на привод
спецагрегатов ПА: Количество топлива,
расходуемого в единицу времени при работе на привод спецагрегатов в номинальном
режиме.
3.1 Номенклатура
показателей, характеризующих свойства основных ПА и их применяемость в
технической документации, приведена в таблице 1.
3.2
Номенклатура показателей, характеризующих свойства специальных ПА и их
применяемость в технической документации, приведена в таблице 2.