Письмо Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
от 27 марта 2009 г. N 01/3902-9-32
О типовых ошибках, допускаемых при
рассмотрении проектов ПДВ
В адрес Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
регулярно поступают обращения предприятий и организаций о неправомерных
требованиях учреждений Роспотребнадзора при рассмотрении проектов нормативов
предельно допустимых выбросов (ПДВ).
Так, рядом Управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации при рассмотрении проектов
ПДВ допускаются следующие ошибки:
1. Оформление
экспертных и санитарно-эпидемиологических заключений о несоответствии проектной
документации требованиям санитарных правил и норм или отказ от принятия
материалов на рассмотрение, ввиду отсутствия результатов натурных исследований
атмосферного воздуха.
2. Оформление
экспертных и санитарно-эпидемиологических заключений о несоответствии проектной
документации требованиям санитарных правил и норм или отказ от принятия
материалов на рассмотрение, ввиду отсутствия заключения по проекту организации
санитарно-защитной зоны, в том числе с проведением натурных исследований в
полном объеме.
3. Включение в
перечень документов, на соответствие которым проводится санитарно-гигиеническая
экспертиза проектной документации, санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция".
4. Предъявляются
требования о разработке ПДВ для объектов малого бизнеса, в том числе магазинов
общей площадью менее 1000 м2, торговых палаток и тонаров, швейных
мастерских и др.
В связи с изложенным,
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
разъясняет следующее.
Согласно п.п. 4.2.3,
4.2.4 СанПиН
2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества
атмосферного воздуха населенных мест" проекты нормативов предельно
допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том
предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти
санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их
санитарным правилам.
Для проведения
экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:
- инвентаризационный
перечень стационарных источников выбросов с качественной и количественной
характеристикой каждого из них;
- предложения по
нормативам предельно допустимых выбросов для каждого источника и загрязняющего
вещества;
- план мероприятий по
достижению предельно допустимых выбросов;
- способ учета фоновых
концентраций;
- результаты
прогнозных расчетов (при необходимости - первичные материалы по расчетам) на
каждый этап достижения предельно допустимого выброса;
- ситуационный план с
изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.
Пунктом 4.1.1 СанПиН
2.1.6.1032-01 регламентируются общие требования к качеству атмосферного воздуха
при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы,
которые не относятся к установлению нормативов выбросов загрязняющих веществ на
действующих объектах и процедуре разработки и рассмотрения проектов ПДВ.
Также обращаем Ваше
внимание, что требование об организации санитарно-защитной зоны по проекту ПДВ
и проведении натурных исследований неправомерно. Основным документом для
установления санитарно-защитной зоны является проект установления (сокращения)
санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха
и уровней воздействия физических факторов, выполненный в соответствии с
требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и
санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая
редакция", причем на первом этапе устанавливается расчетная
санитарно-защитная зона, а натурные исследования (систематические, не менее чем
годовые) проводятся на этапе окончательного установления размеров
санитарно-защитной зоны для подтверждения расчетных параметров и установления
линии градостроительного регулирования (п. 2.2 СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 в новой редакции).
Концентрации
загрязняющих веществ на источнике выбросов в атмосферный воздух не
регламентируются гигиеническими нормативами. Определение содержания
загрязняющих веществ производится в приземном слое атмосферы на границе
нормируемых территорий (жилая застройка, зона рекреации, территории курортов,
санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений,
территорий садоводческих товариществ, коттеджной застройки, коллективных и
индивидуальных дачных и садово-огородных участков).
Учитывая изложенное,
Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ
"Центры гигиены и эпидемиологии" по субъектам Российской Федерации
предлагаю:
- при рассмотрении
проектов ПДВ руководствоваться требованиями п.п. 4.2.1-4.2.8 СанПиН
2.1.6.1032-01;
- не допускать
необоснованных требований, касающихся представления дополнительной
документации, не относящейся к установлению нормативов выбросов загрязняющих
веществ, в том числе, по организации санитарно-защитных зон и проведению натурных
исследований.
Руководитель Г.Г.
Онищенко