Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588
"Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности
государственных программ Российской Федерации"
Правительство
Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок разработки, реализации
и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
|
В. Путин
|
Порядок
разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588)
Содержание
1.
Настоящий Порядок определяет правила разработки, реализации и оценки
эффективности государственных программ Российской Федерации (далее -
государственные программы), а также контроля за ходом их реализации.
Настоящий
Порядок не распространяется на государственную программу вооружения
(федеральную программу разработки, создания и производства вооружения и военной
техники на десятилетний период), предусмотренную Федеральным законом "О
государственном оборонном заказе".
2.
Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по
задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной
политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций
достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере
социально-экономического развития и безопасности.
3.
Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и
подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и
отдельные мероприятия органов государственной власти (далее - подпрограммы).
4.
Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной
программы.
Деление
государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности
и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.
5.
Разработка и реализация государственной программы осуществляется федеральным
органом исполнительной власти, определенным Правительством Российской Федерации
в качестве ответственного исполнителя государственной программы (далее -
ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти - соисполнителями государственной программы (далее -
соисполнители).
6.
Государственные программы утверждаются актом Правительства Российской
Федерации.
Внесение
изменений в подпрограммы осуществляется путем внесения изменений в
государственную программу.
7.
Государственные программы разрабатываются исходя из положений концепций
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и основных
направлений деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий
период, федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации.
8.
Государственная программа содержит:
а)
паспорт государственной программы по форме согласно приложению;
б)
характеристику текущего состояния соответствующей сферы
социально-экономического развития Российской Федерации, основные показатели и
анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации
государственной программы;
в)
приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере
социально-экономического развития, описание основных целей и задач
государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы
социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели
по итогам реализации государственной программы;
г)
прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое
состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной
сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов,
степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в
соответствующей сфере;
д)
сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки
их реализации с указанием промежуточных показателей;
е)
перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их
реализации и ожидаемых результатов, а также иных сведений в соответствии с
методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ,
которые утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации
по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (далее -
методические указания);
ж)
основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на
достижение цели и (или) конечных результатов государственной программы, с
обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных
правовых актов;
з)
перечень и краткое описание федеральных целевых программ и подпрограмм;
и)
перечень целевых индикаторов и показателей государственной программы с
расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о
взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми
индикаторами государственной программы;
к)
обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и
показателей государственной программы по этапам ее реализации и оценка влияния
внешних факторов и условий на их достижение;
л)
информацию по ресурсному обеспечению за счет средств федерального бюджета
государственной программы (с расшифровкой по главным распорядителям средств
федерального бюджета, федеральным целевым программам, основным мероприятиям
подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы);
м)
описание мер государственного регулирования и управления рисками с целью
минимизации их влияния на достижение целей государственной программы;
н)
методику оценки эффективности государственной программы.
9.
Помимо информации, указанной в пункте 8 настоящего Порядка, государственная
программа может содержать:
а)
в случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных
услуг юридическим и (или) физическим лицам - прогноз сводных показателей
государственных заданий по этапам реализации государственной программы;
б)
в случае использования налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных
инструментов - обоснование необходимости их применения для достижения цели и
(или) конечных результатов государственной программы с финансовой оценкой по
этапам ее реализации;
в)
в случае участия в разработке и реализации государственной программы субъектов
Российской Федерации - информацию о прогнозных расходах субъектов Российской
Федерации, а также перечень реализуемых ими мероприятий;
г)
в случае участия в реализации государственной программы государственных
корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных,
научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов - соответствующую
информацию, включая данные о прогнозных расходах указанных организаций на
реализацию государственной программы.
10.
Требования к содержанию, порядку разработки и реализации федеральных целевых
программ, включенных в государственную программу, а также ведомственных целевых
программ, включенных в подпрограмму, определяются Правительством Российской
Федерации.
11.
Целевые индикаторы и показатели государственной программы должны количественно
характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей
государственной программы, а также:
а)
отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на
решение которых направлена реализация государственной программы;
б)
иметь количественное значение, измеряемое или рассчитываемое по утвержденным
методикам;
в)
определяться на основе данных государственного статистического наблюдения, в
том числе в разрезе субъектов Российской Федерации;
г)
непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации государственной
программы;
д)
отвечать иным требованиям, определяемым в соответствии с методическими
указаниями.
12.
Отражение в государственной программе расходов на ее реализацию осуществляется
в соответствии с методическими указаниями.
13.
В случае если государственная программа направлена на достижение целей и
решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в рамках государственной
программы может быть предусмотрено предоставление субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Предоставление
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в
рамках федеральных целевых программ осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
14.
В случае если государственная программа направлена на достижение целей,
относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, государственная программа также содержит:
а)
обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов
государственной программы, характеризующих достижение конечных результатов по
этапам ее реализации в разрезе субъектов Российской Федерации либо по группам
субъектов Российской Федерации;
б)
обоснование мер по координации деятельности органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации для достижения целей и конечных результатов
государственной программы, в том числе путем реализации аналогичных программ
субъектов Российской Федерации;
в)
прогнозируемый (в том числе по вариантам) объем расходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию аналогичных программ
субъектов Российской Федерации с оценкой его влияния на достижение целей и
конечных результатов государственной программы.
15.
Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится
ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях
оценки планируемого вклада результатов государственной программы в
социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности
Российской Федерации.
16.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности государственной
программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее
реализации целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также
мероприятий в установленные сроки. В качестве основных критериев планируемой
эффективности реализации государственной программы применяются:
а)
критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада государственной
программы в экономическое развитие Российской Федерации в целом, оценку влияния
ожидаемых результатов государственной программы на различные сферы экономики
Российской Федерации. Оценки могут включать как прямые (непосредственные)
эффекты от реализации государственной программы, так и косвенные (внешние)
эффекты, возникающие в сопряженных секторах экономики Российской Федерации;
б)
критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации
государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут
быть выражены в стоимостной оценке.
17.
Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня
государственных программ, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Проект
перечня государственных программ формируется Министерством экономического
развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской
Федерации на основании положений федеральных законов, предусматривающих
реализацию государственных программ, во исполнение отдельных решений Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также с учетом
предложений федеральных органов исполнительной власти.
Внесение
изменений в перечень государственных программ производится по решению
Правительства Российской Федерации до 30 декабря года, предшествующего текущему
финансовому году, на основании предложений Министерства экономического развития
Российской Федерации, подготовленных в соответствии с положениями федеральных
законов, предусматривающих реализацию государственных программ, а также во
исполнение отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации.
18.
Перечень государственных программ содержит:
а)
наименования государственных программ;
б)
наименования ответственных исполнителей и соисполнителей государственных
программ и подпрограмм;
в)
основные направления реализации государственных программ.
19.
Разработка проекта государственной программы производится ответственным
исполнителем совместно с соисполнителями в соответствии с методическими
указаниями.
20.
Проект государственной программы подлежит обязательному согласованию с
Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации.
Состав
материалов, представляемых с проектом государственной программы, определяется в
соответствии с методическими указаниями.
В
Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов
Российской Федерации направляется проект государственной программы,
согласованный всеми соисполнителями. В случае если проект государственной
программы не согласован соисполнителями, к нему также прилагаются замечания
соисполнителей и протоколы согласительных совещаний.
21.
Оценку проекта государственной программы осуществляют в установленной сфере
деятельности Министерство экономического развития Российской Федерации и
Министерство финансов Российской Федерации.
22.
Основные параметры утвержденных государственных программ подлежат отражению в
прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочный период.
23.
Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных
обязательств Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета (далее - бюджетные ассигнования). Распределение бюджетных
ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается
федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и
плановый период.
24.
Внесение изменений в государственные программы является основанием для
подготовки законопроекта о внесении изменений в федеральный бюджет в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
25.
Финансирование федеральных целевых программ, включенных в состав
государственной программы, а также ведомственных целевых программ, включенных в
состав подпрограмм, осуществляется в порядке и за счет средств, которые
предусмотрены соответственно для федеральных целевых программ и ведомственных
целевых программ.
Финансовое
обеспечение строительства, реконструкции и модернизации объектов капитального
строительства, реализуемых в рамках государственной программы, осуществляется
за счет бюджетных ассигнований в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации в отношении формирования и реализации федеральной адресной
инвестиционной программы.
26.
Планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ в
очередном году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными
правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта федерального
бюджета и планирование бюджетных ассигнований.
27.
Текущее управление реализацией и реализация федеральных целевых программ,
включенных в государственную программу, и ведомственных целевых программ,
включенных в подпрограмму, осуществляются в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации соответственно для федеральной целевой программы или
ведомственной целевой программы.
28.
Реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планом
реализации государственной программы (далее - план реализации), содержащим
перечень мероприятий государственной программы, включая мероприятия подпрограмм
и ведомственных целевых программ, с указанием сроков их выполнения, бюджетных
ассигнований, а также информации о расходах из других источников.
План
реализации разрабатывается в соответствии с методическими указаниями.
29.
Ответственный исполнитель государственной программы ежегодно, не позднее 15
декабря текущего финансового года, утверждает согласованный с соисполнителями
план реализации с указанием исполнителей, обеспечивающих реализацию
соответствующих мероприятий, и направляет его в Министерство экономического
развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
30.
В процессе реализации государственной программы ответственный исполнитель вправе
по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в
перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с
законодательством Российской Федерации в объемы бюджетных ассигнований на
реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований
на реализацию государственной программы в целом.
Указанное
решение принимается ответственным исполнителем при условии, что планируемые
изменения не оказывают влияния на параметры государственной программы, утвержденные
Правительством Российской Федерации, и не приведут к ухудшению плановых
значений целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также к
увеличению сроков исполнения основных мероприятий государственной программы.
В
случае принятия решения о внесении изменений в план реализации ответственный
исполнитель в 10-дневный срок с момента утверждения соответствующего решения
уведомляет о нем Министерство экономического развития Российской Федерации и
Министерство финансов Российской Федерации.
31.
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной
программы (далее - годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем
совместно с соисполнителями до 1 марта года, следующего за отчетным, и
направляется в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического
развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Подготовка
годового отчета производится в соответствии с методическими указаниями.
32.
Годовой отчет содержит:
а)
конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
б)
перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в
установленные сроки;
в)
анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы;
г)
данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение
мероприятий;
д)
информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в государственную
программу;
е)
иную информацию в соответствии с методическими указаниями.
33.
Форма годового отчета утверждается Министерством экономического развития
Российской Федерации.
34.
Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство
финансов Российской Федерации в 20-дневный срок со дня получения от
ответственного исполнителя годового отчета направляют свои заключения в
Правительство Российской Федерации.
35.
Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации государственной программы
при необходимости заслушивается на заседании Правительства Российской Федерации
в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
36.
В месячный срок до дня рассмотрения доклада ответственного исполнителя о ходе
реализации государственной программы в Правительстве Российской Федерации
ответственный исполнитель направляет соответствующие материалы в Правительство
Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации
и Министерство финансов Российской Федерации.
Требования
к указанным материалам определяются в соответствии с методическими указаниями.
Министерство
экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской
Федерации не позднее чем за 14 дней до дня рассмотрения вопроса представляют в
Правительство Российской Федерации заключения на материалы ответственного
исполнителя.
37.
Министерство финансов Российской Федерации в срок до 1 марта года, следующего
за отчетным годом, представляет в Министерство экономического развития
Российской Федерации информацию о кассовых расходах федерального бюджета на
реализацию государственных программ.
38.
Министерство экономического развития Российской Федерации ежегодно, до 1 апреля
года, следующего за отчетным, разрабатывает и представляет в Правительство
Российской Федерации сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке
эффективности государственных программ, который содержит:
а)
сведения об основных результатах реализации государственных программ за
отчетный период;
б)
сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов
и показателей государственных программ за отчетный год;
в)
сведения о выполнении расходных обязательств Российской Федерации, связанных с
реализацией государственных программ;
г)
оценку деятельности ответственных исполнителей в части, касающейся реализации
государственных программ;
д)
при необходимости - предложения об изменении форм и методов управления
реализацией государственной программы, о сокращении (увеличении) финансирования
и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или государственной
программы в целом.
39.
Годовой отчет подлежит размещению на официальном сайте ответственного
исполнителя в сети Интернет.
Сводный
годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных
программ подлежит размещению на официальном сайте Правительства Российской
Федерации в сети Интернет.
40.
В целях контроля реализации государственных программ Министерство экономического
развития Российской Федерации на постоянной основе осуществляет мониторинг реализации
государственных программ ответственным исполнителем и соисполнителями. Порядок проведения
указанного мониторинга определяется в соответствии с методическими указаниями.
41.
Министерство финансов Российской Федерации представляет в Министерство экономического
развития Российской Федерации информацию, необходимую для проведения мониторинга
реализации государственных программ в части их финансового обеспечения.
42.
Результаты мониторинга реализации государственной программы рассматриваются на заседании
Правительства Российской Федерации не менее 2 раз в год.
43.
Координация исполнения и предварительное рассмотрение результатов мониторинга реализации
государственных программ осуществляются заместителями Председателя Правительства
Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
44.
По результатам оценки эффективности государственной программы Правительство Российской
Федерации может принять решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый
период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации
отдельных мероприятий или государственной программы в целом начиная с очередного
финансового года.
45.
Внесение изменений в федеральные целевые программы, включенные в государственную
программу, или ведомственные целевые программы, включенные в подпрограммы, осуществляется
в порядке, установленном для федеральных или ведомственных целевых программ.
Внесение
изменений в отдельные мероприятия государственной программы в части строек и объектов
осуществляется при необходимости соисполнителем, ответственным за реализацию указанного
мероприятия, в порядке, установленном для внесения изменений в федеральную адресную
инвестиционную программу.
Внесение
изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в части расходов, направляемых
на финансирование государственных программ, осуществляется Министерством финансов
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46.
Внесение иных изменений в государственную программу, оказывающих влияние на параметры
государственной программы, утвержденные Правительством Российской Федерации, осуществляется
по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений Правительства
Российской Федерации, в том числе по результатам мониторинга реализации государственных
программ, в порядке, предусмотренном для утверждения проектов государственных программ
(за исключением установленных для утверждения проектов государственных программ
сроков).
47.
Ответственный исполнитель:
а)
обеспечивает разработку государственной программы, ее согласование и внесение в
установленном порядке в Правительство Российской Федерации;
б)
организует реализацию государственной программы, принимает решение о внесении изменений
в государственную программу в соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями
и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной
программы, а также конечных результатов ее реализации;
в)
предоставляет по запросу Министерства экономического развития Российской Федерации
и Министерства финансов Российской Федерации сведения, необходимые для проведения
мониторинга реализации государственной программы;
г)
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы
Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов
Российской Федерации;
д)
проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых соисполнителем, в соответствии
с методическими указаниями;
е)
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности
государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности
государственной программы;
ж)
рекомендует соисполнителям осуществить разработку отдельных мероприятий и планов,
в том числе в форме ведомственной целевой программы;
з)
подготавливает годовой отчет и представляет его в Министерство экономического развития
Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации.
48.
Соисполнители:
а)
участвуют в разработке и осуществляют реализацию мероприятий государственной программы,
в отношении которых они являются соисполнителями;
б)
представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию
для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития Российской
Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, а также отчет о ходе реализации
мероприятий государственной программы;
в)
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки
эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и
оценке эффективности государственной программы;
г)
представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием
в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ
и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным
контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы.
Ответственный исполнитель программы
Соисполнители программы
Подпрограммы программы
Программно-целевые
инструменты
программы
Цели программы
Задачи программы
Целевые
индикаторы и показатели
программы
Этапы и сроки реализации программы
Объемы
бюджетных ассигнований
программы
Ожидаемые
результаты реализации
программы