Постановление Правительства
РФ от 12 октября 2010 г. N 814
Об
утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, необходимых для
применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных
средств и осуществления оценки соответствия
В соответствии со статьей 7 Федерального закона
"О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые правила и методы исследований (испытаний)
и измерений, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности
колесных транспортных средств и осуществления оценки соответствия.
Председатель Правительства
Российской Федерации
|
В. Путин
|
Правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технического
регламента о безопасности колесных транспортных средств и осуществления оценки соответствия
1. Настоящий документ устанавливает правила
и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения
технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720
(далее - технический регламент), и осуществления оценки соответствия отдельных объектов
технического регулирования, в отношении которых такие правила и методы исследований
(испытаний) и измерений полностью или частично отсутствуют в документах в области
стандартизации (далее соответственно - исследования (испытания) и измерения, объекты
технического регулирования).
2. При осуществлении оценки соответствия объектов
технического регулирования применяются следующие методы исследований (испытаний)
и измерений:
а) визуальная оценка;
б) инструментальные измерения геометрических
параметров;
в) измерение скорости движения транспортного
средства;
г) измерение сил;
д) оценка функционирования;
е) экспертиза документации;
ж) проверка непрерывности электрической цепи
и измерение электрического сопротивления;
з) проверка отсутствия утечки газа через соединения
деталей свечи при разнице давлений 4±0,05 мегапаскаля;
и) проверка скорости нагрева оболочки свечи.
3. Отбор образцов объектов технического регулирования,
в отношении которых проводятся исследования (испытания) и измерения (далее - образцы),
осуществляется в соответствии с техническим регламентом.
4. При проведении визуальной оценки:
а) образец находится в состоянии, обеспечивающем
возможность его функционирования в соответствии с его прямым назначением (визуальная
оценка может проводиться при неподвижном состоянии образца либо в случае необходимости
при его функционировании, в том числе и при движении);
б) снятие и разборка образца не производится;
в) оцениваются характеристики образца, требования
к которым содержатся в техническом регламенте;
г) средства измерений и испытательное оборудование
не используются.
5. Инструментальные измерения геометрических
параметров образца проводятся при его неподвижном состоянии с помощью соответствующих
инструментов.
Тип используемого инструмента определяется
особенностями измеряемой величины (рулетка, линейка, штангенциркуль, калибр и другие).
6. Измерение скорости движения транспортного
средства, отобранного в качестве образца, проводится на мерном участке дороги, уклон
которой не превышает 0,5 процента.
Перед проведением измерений агрегаты и шины
транспортного средства должны быть прогреты до рабочей температуры пробегом по дороге
с асфальтобетонным или булыжным покрытием протяженностью 10-20 километров со скоростями,
соответствующими эксплуатационным скоростям движения.
При проведении испытательных заездов с целью
проверки показаний спидометра проводятся заезды по испытательному участку протяженностью
не менее 1 километра с постоянной скоростью, обеспечивающей безопасность движения.
Выполняются 5 заездов со скоростями от 30
километров в час до максимальной технически возможной скорости движения, измеряемыми
по спидометру.
Время прохождения испытательного участка измеряется
с точностью до 0,1 секунды. Расчетная скорость транспортного средства определяется
с точностью до 0,1 километра в час и сравнивается с показаниями скорости по спидометру.
7. Измерение сил применяется для определения
массы люка транспортного средства посредством проверки усилия, необходимого для
его открытия.
Измерение сил производится путем приложения
к образцу либо сил, значения которых известны, либо сил, непосредственно измеряемых
измерительными устройствами (динамометрами). Точность измерения составляет 0,5 ньютона.
Измерение сил, проводимое в отношении аварийного
люка транспортного средства, предназначенного для перевозки лиц, находящихся под
стражей, применяется для проверки усилия, которое выдерживает люк с сохранением
работоспособности. Для проведения испытания люк закрывается замковыми устройствами.
Испытательная нагрузка величиной 5000+100 ньютонов прикладывается снизу люка вертикально
вверх на стальные пластины размером 330´100´20 миллиметров. Пластины располагают около
замковых устройств. Широкая сторона пластины располагается параллельно узкой стороне
люка. Первая пластина располагается на расстоянии 30 миллиметров от края люка, а
вторая - на расстоянии 100 миллиметров от первой. Нагрузка повышается дискретно
через 500+100 ньютонов. Под действием нагрузки, достигшей максимального значения,
люк выдерживается 5 минут. Испытания повторяют при расположении пластин около петель.
При необходимости измеренное значение силы
умножают на длину плеча ее приложения и получают расчетное значение крутящего момента.
8. Оценка функционирования образца производится
путем его приведения в действие способом, предусмотренным инструкцией по эксплуатации.
Для этого выполняются операции, описанные в техническом регламенте и подлежащие
проверке.
При выполнении указанных операций или после
их окончания (в зависимости от конкретных требований) проводится сравнение результатов
операций с требованиями технического регламента.
9. Экспертиза документации, касающейся образца,
предусматривает ее анализ с целью установления соответствия требованиям технического
регламента конкретных технических параметров, результатов расчетов и другой информации,
представленной заявителем в соответствии с требованиями технического регламента.
10. Для проверки непрерывности электрической
цепи и измерения электрического сопротивления, проводимых в отношении цистерны,
предназначенной для перевозки нефтепродуктов, устанавливаемой на транспортном средстве,
используется омметр с погрешностью измерения не более 5 процентов измеряемой величины.
Измерения электрического сопротивления осуществляется
между болтом заземления и точками на корпусе, оборудовании и деталях цистерны транспортного
средства, предназначенного для перевозки нефтепродуктов. Отдельно измеряется электрическое
сопротивление заземляющего устройства.
11. Проверка отсутствия утечки газа через
соединения деталей свечи при разнице давлений 4_0,05 мегапаскаля проводится на стенде
с пневматическим давлением указанной величины в течение 15 секунд.
12. Проверка скорости нагрева оболочки свечи
проводится на установке, оборудованной устройством охлаждения, которое поддерживает
в месте герметизации корпуса температуру ниже 30 градусов Цельсия.
13. Испытательные лаборатории (центры) самостоятельно
определяют методики выполнения измерений, исходя из целей получения объективных
характеристик свойств образцов, требования к которым содержатся в техническом регламенте.
Методики выполнения измерений, применяемые
испытательными лабораториями (центрами), соответствуют национальному стандарту ГОСТ Р 8.563-2009,
оформляются документально и обеспечивают воспроизводимость результатов измерений.
14. Для проведения исследований (испытаний)
и измерений назначается ответственное лицо, которое несет ответственность за безопасность
людей и оборудования. Лицо, ответственное за проведение исследований (испытаний)
и измерений, контролирует и требует четкого соблюдения всех правил и инструкций
по безопасности, а также разъясняет каждому участнику исследований (испытаний) и
измерений его задание и обязанности и указывает рабочее место, которое необходимо
занимать во время исследований (испытаний) и измерений.
При проведении дорожных испытаний необходимо
соблюдать законодательство Российской Федерации в области безопасности дорожного
движения, за исключением испытаний, проводимых на специально выделенных участках.
К проведению дорожных испытаний допускаются
только опытные инженеры-испытатели и водители-испытатели, имеющие водительские удостоверения
на право управления транспортным средством соответствующей категории.
Исследования (испытания) и измерения прекращаются
при обнаружении неисправностей образца или испытательного оборудования либо при
изменении их состояния (например, смещение или ослабление крепления образца к испытательному
оборудованию), влияющих на безопасность исследований (испытаний) и измерений.
15. В процессе проведения исследований (испытаний)
и измерений используются испытательное оборудование и средства измерений, способные
обеспечить требуемый уровень точности.
Погрешность измерений должна составлять не
более 3 процентов номинального значения измеряемой величины.
Указанные средства измерений должны быть утвержденного
типа и поверены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении
единства измерений.
16. Исследования (испытания) и измерения проводятся
при следующих условиях:
а) образец полностью укомплектован согласно
технической документации;
б) внешние условия (температура, давление,
влажность, фоновый шум и другие) не выходят за пределы, предусмотренные техническими
условиями и инструкцией по эксплуатации;
в) регулировочные параметры соответствуют
требованиям технической документации изготовителя;
г) масса транспортного средства, в случае
если ее величина может повлиять на результаты оценки соответствия, имеет максимальное
значение.
17. Обработка результатов исследований (испытаний)
и измерений проводится в соответствии с общетехническими правилами и процедурами.
18. Результаты оценки соответствия оформляются
протоколом исследований (испытаний) и измерений (в произвольной форме), в котором
указываются:
а) наименование испытательной лаборатории
(центра), местонахождение, телефон, факс и адрес электронной почты;
б) идентификационные параметры образца;
в) условия проведения исследований (испытаний)
и измерений;
г) описание методики проведения исследований
(испытаний) и измерений со ссылкой на настоящий документ;
д) используемое испытательное (измерительное)
оборудование и средства измерений;
е) перечень разделов (пунктов и подпунктов)
технического регламента, содержащих требования, соответствие которым устанавливается,
и результаты оценки соответствия в отношении каждого отдельного требования технического
регламента;
ж) заключение о соответствии образца требованиям
технического регламента;
з) должность, фамилия и подпись лица, проводившего
исследования (испытания) и измерения;
и) должность, фамилия и подпись руководителя
испытательной лаборатории (центра), заверенная печатью испытательной лаборатории
(центра);
к) дата проведения исследований (испытаний)
и измерений, дата оформления и регистрационный номер протокола.
19. В протоколе исследований (испытаний) и
измерений могут указываться:
а) возможная погрешность измерений;
б) математические доказательства возможности
применения формул, ранее не применявшиеся при аналогичных расчетах и не содержащиеся
в справочной технической литературе, в случае если при обработке результатов использованы
такие формулы;
в) возможность распространения результатов
исследований (испытаний) и измерений на другие типы и модификации объекта технического
регулирования, в отношении образца которого проведены исследования (испытания) и
измерения.