ОБ ОБРАЩЕНИИ Э.М.САГАЛАЕВА В СВЯЗИ С 

ПУБЛИКАЦИЕЙ “ТВ-МАГАЗИН: ПРОДАЕМ 

ПРОГРАММУ НА ЗАВТРА” В “НОВОЙ ГАЗЕТЕ” 

№ 5 ЗА 1997 ГОД

Решение № 4(115) от 20 февраля 1997 г.

В Судебную палату обратился бывший председатель Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании Э.М.Сагалаев в связи с публикацией “ТВ-магазин: продаем программу на завтра” в “Новой газете” № 5 за 1997 год.

По утверждению заявителя, данная публикация основана на непроверенных фактах и ложной информации, порочит его честь, достоинство и деловую репутацию, а также дискредитирует ведущую государственную телерадиокомпанию в целом.

Изучив указанную публикацию, другие документы и материалы, заслушав Э.М.Сагалаева, его представителя М.Ю.Барщевского, главного редактора “Новой газеты” Д.А.Муратова, авторов публикации Е.В.Дмитриеву, А.Ю.Нехорошева, заместителей председателя ВГТРК Л.В.Селиванову, К.Е.Легата, генерального директора  МНВК “ТВ-6 Москва” А.С.Пономарева, председателя ВГТРК Н.К.Сванидзе, Судебная палата установила:

“Новая газета” 3 февраля 1997 г. под заголовком “ТВ-магазин: продаем программу на завтра” опубликовала открытое письмо девяти бывших и нынешних работников и членов коллегии ВГТРК.

Авторы письма утверждают, что “сам Сагалаев и группа высших чиновников ВГТРК, пришедших вместе с ним с ТВ-6 и из других, коммерческих структур, в течение всего нескольких месяцев превратили компанию в источник личного обогащения”. Далее авторы письма приводят сведения, свидетельствующие, по их мнению, о неправомерном расходовании бюджетных средств при подготовке телепрограмм, иных серьезных недостатках в финансовой, кадровой и творческой политике телерадиокомпании.

Принимая к рассмотрению заявление Э.М.Сагалаева, Судебная палата учитывала общественно-значимый характер данной газетной публикации, вызвавшей широкий резонанс, ставшей предметом многочисленных комментариев в средствах массовой информации.

В этой связи и учитывая, что сведения, приведенные в опубликованном письме, в значительной степени затрагивают деловую репутацию одной из крупнейших российских телерадиокомпаний, Судебная палата сочла возможным и необходимым рассмотрение настоящего информационного спора.

Судебная палата отмечает, что конституционное право граждан свободно излагать свою точку зрения по любому вопросу, в том числе, по актуальным проблемам организации телерадиовещания является незыблемым. Поэтому оценочные суждения авторов публикации относительно тех или иных аспектов программной политики телерадиокомпании, их мнение по поводу творческой и административной состоятельности тех или иных должностных лиц не могут быть предметом информационного спора.

В компетенцию Судебной палаты входит правовая и этическая оценка содержания публикации и обстоятельств ее распространения с точки зрения достоверности приведенных сведений, соблюдения установленного законом порядка их проверки, а также с позиций защиты права граждан на получение объективной информации о событиях, имеющих общественно-значимый характер.

В  ходе заседания Судебной палаты заявителем были представлены документы, опровергающие  обвинения, выдвинутые авторами открытого письма в адрес Э.М.Сагалаева.

Так, вопреки их утверждению, Э.М.Сагалаев не является владельцем фирмы “Пирамида-С”, а телекомпания “ТВ-6” не имеет отношения к продаже ВГТРК художественных фильмов по указанному в письме договору.

Представленные договоры об изготовлении телепрограммы “Открытые новости” не содержат указания на выплату Э.М.Сагалаеву гонорара в размере 25 тысяч 200 долларов. Кроме того, согласно справке бухгалтерии ВГТРК, Э.М.Сагалаеву в 1996 году вообще не производилось начисления гонорара. Таким образом, указанное утверждение авторов письма является необоснованным.

В публикации приводятся сведения о том, что “ВГТРК неоднократно оплачивала услуги связи для ТВ-6”. Как следует из представленной в Судебную палату официальной справки за подписью заместителя председателя и главного бухгалтера ВГТРК, в 1996 году (т.е. за время руководства компанией Э.М.Сагалаевым) такая оплата не производилась, что подтвердил на заседании Судебной палаты генеральный директор МНВК “ТВ-6 Москва” А.С.Пономарев.

В открытом письме содержится информация об увольнении главного бухгалтера ВГТРК Н.Бочкаревой, причем из контекста сообщения очевидно, что она уволилась “в знак протеста против беззакония”. В то же время, как следует из личного письменного обращения Н.Бочкаревой к Э.М.Сагалаеву, мотивы увольнения были совершенно иными.

В заявлении Э.М.Сагалаева также оспаривается утверждение авторов письма о причастности заместителя председателя ВГТРК К.Е.Легата к управлению фирмой “Сандра” (в публикации “Сандра-моторс”) и о приобретении телерадиокомпанией у этой фирмы партии автомобилей по завышенной цене. Оба этих тезиса опровергаются документами, представленными заявителем.

В то же время ни авторы письма, ни редакция “Новой газеты” не представили доказательств достоверности распространенных ими сведений.

Таким образом, Судебная палата находит основательными утверждения заявителя о том, что авторами публикации распространены сведения, которые могут быть признаны не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Э.М.Сагалаева как гражданина и должностного лица в смысле ст.152 ГК РФ.

В  компетенцию и функции Судебной палаты не входит решение вопроса о юридической ответственности авторов публикации, а также проверка финансово-хозяйственной и иной деятельности телерадиокомпании, в том числе, оценка обоснованности выделения средств на подготовку тех или иных телепрограмм. Это задача других, специально уполномоченных государственных органов.

Что же касается ответственности редакции “Новой газеты”, то Судебная палата отмечает следующее. Статья 49 Закона РФ “О средствах массовой информации” предписывает журналисту проверять достоверность сообщаемой им информации. Главный редактор газеты в соответствии со ст. ст. 19, 26, 56 Закона РФ “О средствах массовой информации” также несет ответственность за невыполнение этих требований. Судебная палата отмечает, что в случае с опубликованием материала “ТВ-магазин: продаем программу на завтра”  эти требования не были выполнены.

Судебная палата считает, что редакция “Новой газеты” при решении вопроса об опубликовании письма имела  возможность и была обязана проверить достоверность распространяемых сведений, учитывая при этом возможные неблагоприятные последствия для деловой репутации лиц, указанных в данном письме. Между тем редакция даже не сочла необходимым до опубликования письма обратиться за соответствующими разъяснениями к руководству ВГТРК, в другие организации, стремясь, как заявил в заседании главный редактор “Новой газеты” Д.А.Муратов, опередить другие издания в опубликовании сенсационного материала.

Главный редактор “Новой газеты” Д.А.Муратов на заседании Судебной палаты пояснил, что счел возможным не проверять достоверность распространяемых сведений, поскольку их авторами являлись высокопоставленные должностные лица, что, по его мнению, освобождало редакцию от необходимости проверки распространяемых сведений.

Судебная палата считает такую позицию не основанной на законе и нормах профессиональной этики журналиста и отмечает, что в данном случае не имеется оснований для освобождения редакции от ответственности в смысле ст. 57 Закона РФ “О средствах массовой информации”

Судебная палата отмечает, что публикация “Новой газеты” является очередной акцией в так называемой “войне компроматов”, ставшей тревожной приметой современной отечественной журналистики, когда средства массовой информации становятся разменной монетой в столкновении чьих-то корпоративных интересов, используются для “убийства репутации” оппонентов, в иных неблаговидных целях.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 8, 9, 12, 14 Положения о Судебной палате по информационным спорам при Президенте РФ, Судебная палата решила:
1. Признать, что распространение недостоверных сведений, приведенных в публикации “ТВ-магазин: продаем программу на завтра” (“Новая газета” № 5 за 1997 года) представляет собой злоупотребление свободой массовой информации в смысле части 2 ст. 59 Закона РФ “О средствах массовой информации”.

2. Объявить замечание главному редактору “Новой газеты” Д.А.Муратову.

3. Направить материалы данного дела в прокуратуру г.Москвы с  просьбой рассмотреть вопрос о возможной юридической ответственности авторов открытого письма и должностных лиц редакции “Новой газеты”.

4. Опубликовать настоящее решение в “Российской газете”.

