Электронной коммерцией будут рулитьГосдума рассмотрит новый законопроект «Об электронной торговле», цель которого — создать в нашей стране благоприятные правовые условия для электронной коммерции и эффективный правовой механизм, обеспечивающий реализацию и защиту прав участников электронной торговли.
Законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу 31 января этого года депутатами Валерием Комиссаровым и Константином Ветровым. Подготовила его рабочая группа, созданная при комитете по информационной политике Госдумы, в которую входят депутаты и эксперты в сфере электронной коммерции и торговли.
Под электронной торговлей разработчики законопроекта понимают предпринимательскую деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемую с использованием современных инфокоммуникационных технологий, а именно сетей общего доступа (интернет), корпоративных сетей и электронного обмена документами (EDI).
Разработчики законопроекта «Об электронной торговле» надеются, что принятие его в качестве закона станет еще одним шагом к созданию современной правовой базы для работы электронных торговых площадок, интернет-магазинов и иных ресурсов, с использованием которых осуществляется закупка и реализация товаров и услуг через интернет.
Законопроект регламентирует правовые отношения, возникающие при использовании электронных сообщений в целях совершения сделок и иных юридических действий в электронной торговле; определяет особенности заключения договоров в электронной торговле; закрепляет права лиц, приобретающих товары, работы, услуги с использованием электронных сообщений; а также устанавливает требования к профессиональным участникам электронной торговли, лицам, оказывающим услуги в отношении электронных сообщений, саморегулируемым организациям профессиональных участников электронной торговли.
В законопроекте даются определения понятий, необходимых для правовой регламентации отношений в области электронной торговли: «электронное сообщение»; «электронная подпись», «автоматизированная сделка», «автоматизированная информационная система», «участник электронной торговли», «профессиональный участник электронной торговли»; «организатор электронной торговли», «информационный посредник» и ряд других.
Законопроект содержит специальную норму, гарантирующую, что сделки в электронной торговле не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они совершены с использованием электронных сообщений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Также закрепляется положение о том, что электронное сообщение, подписанное электронной подписью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ или соглашением сторон, может быть представлено в качестве письменного доказательства в соответствии с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
В проекте закона впервые вводится понятие автоматизированной информационной системы и автоматизированной сделки, что позволяет выстроить правовую конструкцию, регламентирующую использование веб-сайтов, размещенных в интернете, в качестве легитимного инструмента электронной торговли.
Впервые вводятся также правовые конструкции оригинала и копии электронного сообщения, используемого в электронной торговле.
В законопроекте сформулированы основные нормы, реализующие механизм осуществления и защиты прав участников электронной торговли. Профессиональные участники электронной торговли обязаны предоставлять покупателям (заказчикам) товаров (работ, услуг) в электронном виде информацию о своем правовом положении, а также обеспечивать доступ к такой информации.
Законопроектом предусматривается, что регулирование сферы электронной торговли будет осуществляться на принципах саморегулирования, когда правила профессиональной деятельности участников электронной торговли и стандарты осуществления электронной торговли устанавливаются и контролируются саморегулируемой организацией.
В целом законопроект, по словам его создателей, соответствует типовому закону UNCITRAL «Об электронной торговле» 1998 г. и директиве Европейского Союза «Об электронной торговле» 2000 г.
"Законопроект 2005 года в лучшую сторону отличается от прежней версии 2001 года, которая с тем же названием содержала аналогичные правовые нормы, — сообщил Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ. — Напомню, что в 2002 году был принят и «Закон о цифровой подписи», к сожалению, практически не оказавший серьезного влияния на развитие электронного бизнеса. Конечно, виноват был не сам закон, а отсутствие системы и механизмов его поддержки. Что касается нового законопроекта, то, как и в старой версии, в новой старательно обходятся все «острые углы» торговли — когда и как пробивать чек за товар, проданный через сайт, что делать с демонстрацией сложнотехнических изделий и много других аналогичных вопросов, на которые нет до сегодняшнего дня ответа в российском законодательстве. То, что он соответствует международным нормам, — это, конечно, хорошо, но лучше, чтобы он отражал еще и российские реалии".
Источник:
http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml?2005/02/04/174073Админ: добавлен текст.