Основы
политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период
до 2010 года и дальнейшую перспективу
Утверждены
Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-576)
1. Основы
политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период
до 2010 года и дальнейшую перспективу (далее именуются - Основы) определяют
важнейшие направления государственной политики в области развития науки и
технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и
иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.
2. Правовой базой Основ являются Конституция
Российской Федерации, федеральные законы "О науке и государственной
научно-технической политике", "О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического развития Российской Федерации".
3. Реализация Основ
направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской
Федерации, к которым относятся: повышение качества жизни населения, достижение
экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры,
обеспечение обороны и безопасности страны.
4. Основы
формируются и реализуются с учетом обеспечения федеральных интересов и
интересов субъектов Российской Федерации.
5. Развитие
науки и технологий служит решению задач социально-экономического прогресса
страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации.
6. Базой
развития науки и технологий являются:
1)
научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной
организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную,
научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе
кадров высшей квалификации;
2)
фундаментальная наука, имеющая признанные научные школы и достижения мирового
уровня, а также развитая система высшего образования;
3) важнейшие
прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные
производственные и иные технологии, научно-технический задел:
4)
высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная
инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;
5) опыт
концентрации усилий на решении сложных научно-технических и технологических
проблем национального масштаба;
6) богатые
природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная
инфраструктура.
7. Целью
государственной политики в области развития науки и технологий является переход
к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.
8. Для
достижения цели государственной политики в области развития науки и технологий
должны быть решены следующие основные задачи:
1) создание
организационных и экономических механизмов для повышения востребованности
инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития
фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2)
совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и
инновационной деятельности;
3) адаптация
научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение
взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки,
технологий и техники;
4)
рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов,
мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и
инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития
науки, технологий и техники:
5)
совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей
квалификации в области науки и технологий;
6) поддержка
научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях
развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;
7) укрепление
научно-исследовательского сектора Высшей школы;
8) активизация
деятельности по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским
секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их
использования;
9) ускоренная
реализация научных и научно-технических достижений, способствующих
предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических
катастроф и снижению ущерба от них;
10) разработка
и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию
оборонно-промышленного комплекса;
11)
совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в
том числе с международным.
9. Важнейшими
направлениями государственной политики в области развития науки и технологий
являются:
1) развитие
фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2)
совершенствование государственного регулирования в области развития науки и
технологий;
3)
формирование национальной инновационной системы;
4) повышение
эффективности использования результатов научной и научно-технической
деятельности;
5) сохранение
и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;
6) интеграция
науки и образования;
7) развитие
международного научно-технического сотрудничества.
10.
Фундаментальная наука является одной из стратегических составляющих развития
общества. Результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных
исследований и разработок служат основой экономического роста государства, его
устойчивого развития, являются фактором, определяющим место России в
современном мире.
11.
Приоритетные направления развития фундаментальных исследований определяются
научным сообществом исходя из национальных интересов России и с учетом мировых
тенденций развития науки, технологий и техники.
12. Важнейшие
прикладные исследования и разработки ведутся по приоритетным направлениям
развития науки, технологий и техники; они должны быть нацелены на решение
комплексных научно-технических и технологических проблем и ориентированы на
конечный результат, способный стать инновационным продуктом.
13. Основными
задачами развития фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и
разработок являются:
1) разработка
мер первоочередной государственной поддержки фундаментальных исследований,
способных обеспечить технологические прорывы и формирование последующих
технологических укладов;
2) проведение
прогнозных исследований по определению перспективных направлений научно-технического
и технологического развития, оценке последствий принимаемых управленческих
решений;
3) повышение
роли социальных и гуманитарных исследований;
4) сохранение
и поддержка научных и научно-технических школ, обеспечение преемственности
научных знаний;
5) содействие
развитию научных исследований и экспериментальных разработок военно-прикладной
направленности для выявления и предотвращения военных угроз, создания
качественно новых видов вооружения, военной и специальной техники,
совершенствования форм и способов ведения вооруженной борьбы;
6) развитие
исследовательской, конструкторской, опытно-экспериментальной базы научного
приборостроения;
7) создание и
ресурсное обеспечение уникальных научных установок, сети центров коллективного
пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием, в том числе
на основе лизинга;
8)
совершенствование информационной и информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры в области науки, образования и технологий, развитие
унифицированной системы кодификации научных знаний и технологий, системы
научно-технической и военно-технической информации.
14.
Государственная политика в области развития науки и технологий исходит из необходимости
формирования и реализации:
1) важнейших
инновационных проектов государственного значения, на исполнении которых
концентрируются ресурсы и которые обеспечиваются государственной поддержкой
(далее именуются - важнейшие инновационные проекты государственного значения);
2)
приоритетных направлений развития науки, технологий и техники как на
федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации;
3) перечней
критических технологий федерального, регионального и отраслевого значения.
15. Приоритетные
направления развития науки, технологий и техники федерального значения,
Перечень критических технологий федерального значения и целевые программы
научных исследований и экспериментальных разработок формируются в целях
обеспечения реализации важнейших инновационных проектов государственного
значения по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
Приоритетные
направления развития науки, технологий и техники и перечни критических
технологий подлежат периодической корректировке.
16. Заказ
государства на научно-техническую продукцию призван обеспечить комплексное
сочетание организации исследований и технологических разработок на федеральном,
региональном и отраслевом уровнях с эффективным управлением государственной
собственностью, включая интеллектуальную собственность.
Основу заказа
государства на научно-техническую продукцию составляют целевые программы
научных исследований и экспериментальных разработок, а также важнейшие
инновационные проекты государственного значения.
17. Совершенствование
государственного регулирования в области развития науки и технологий
предусматривает:
1)
формирование механизмов государственной поддержки приоритетных направлений
развития науки, технологий и техники и критических технологий федерального,
регионального и отраслевого значения;
2)
реформирование государственного сектора науки и высоких технологий с учетом
имеющихся финансовых, кадровых и иных ресурсов;
3) повышение
эффективности функционирования государственного сектора науки и высоких
технологий, развитие направлений негосударственного сектора науки и высоких
технологий, которые нацелены на решение важнейших социально-экономических и
оборонных задач страны;
4) создание
условий для адаптации академического сектора науки к рыночным условиям с учетом
особенностей организации фундаментальных исследований в стране;
5) создание
современных корпораций (холдингов, федеральных центров науки и высоких
технологий, межотраслевых центров науки), обеспечивающих решение важнейших
проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и освоение секторов
наукоемкой продукции мирового рынка;
6)
совершенствование деятельности государственных научных центров на основе
интеграции академического и вузовского секторов науки и производства для
создания конкурентоспособной наукоемкой продукции;
7)
совершенствование финансирования государственного сектора науки и высоких
технологий преимущественно путем расширения масштабов перехода на конкурсной
основе к адресному финансированию научных исследований и экспериментальных разработок,
осуществляемых государственными научными учреждениями;
8) развитие
Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного
фонда. Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической
сфере, а также внебюджетных фондов поддержки научной и научно-технической
деятельности;
9) повышение
эффективности управления собственностью государственного сектора науки и
высоких технологий;
10)
стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в
субъектах Российской Федерации, содействие интеграции их научного потенциала на
приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, развитие
муниципальных образований с высоким научно-техническим потенциалом, имеющих
статус наукоградов, а также административно-территориальных образований, для
которых характерно интенсивное научно-техническое и инновационное развитие;
создание особых научно-технологических зон;
11) усиление
роли ведущих научно-исследовательских организаций отраслей промышленности и
генеральных конструкторов стратегически значимых систем (образцов)
гражданского, военного и двойного назначения, ответственных за формирование и
проведение научно-технической политики в области реализации закрепленных за
ними направлений развития науки, технологий и техники;
12)
поддержание необходимого уровня финансирования разработки и модернизации
вооружения, военной и специальной техники, развития оборонно-промышленного
комплекса, укрепление позиций отечественных производителей на мировом рынке
вооружения и военной техники;
13)
совершенствование программно-целевого метода планирования развития науки,
технологий и техники, в первую очередь на среднесрочный период;
14)
формирование системы пропаганды достижений отечественной науки, технологий и
техники, информирование общественности о принимаемых государством мерах
стимулирования развития науки и образования;
15) создание
благоприятного климата для развития инновационной деятельности, вовлечения
технологических разработок в производственный процесс, привлечения частных
инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики.
18.
Формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей,
неотъемлемой частью экономической политики государства.
Национальная
инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных
органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и
предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования
достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных
приоритетов страны.
19.
Формирование национальной инновационной системы предусматривает:
создание
благоприятной экономической и правовой среды;
построение
инновационной инфраструктуры; совершенствование механизмов государственного
содействия коммерциализации результатов научных исследований и
экспериментальных разработок.
20.
Формирование национальной инновационной системы требует решения следующих
основных задач:
1)
совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного
процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных
организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными
предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения
квалификации производственного персонала;
2) проведение
действенной экономической политики в отношении участников инновационного
процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание
институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в
наукоемкие проекты;
3) создание и
развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические
центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в
области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в
научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж
интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
21. При
переходе к широкому использованию инноваций в экономике особое значение
приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и
научно-технической деятельности посредством управления интеллектуальной
собственностью - особым видом нематериальных активов.
22. Основными
задачами повышения эффективности использования результатов научной и
научно-технической деятельности являются:
1) создание
системы учета информации о результатах научных исследований и технологических
разработок, полученных организациями различной организационно-правовой формы и
формы собственности, обеспечение доступа к этой информации;
2)
государственное стимулирование создания, правовой охраны, защиты и
использования результатов научной и научно-технической деятельности;
3)
нормативно-правовое закрепление за государством прав на объекты
интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической
деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, прежде всего
связанные с интересами обороны и безопасности страны;
4) нормативно-правовое
урегулирование механизма передачи организациям-разработчикам, инвесторам либо
иным хозяйствующим субъектам прав государства на результаты научной и
научно-технической деятельности для введения их в хозяйственный оборот;
5)
нормативно-правовое обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот результатов
научной и научно-технической деятельности (в том числе с использованием
экономических стимулов), регулирование порядка учета, инвентаризации,
амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности,
регламентация проведения стоимостной оценки результатов научной и
научно-технической деятельности;
6)
формирование рынка интеллектуальной собственности;
7)
совершенствование патентной и лицензионной деятельности.
23.
Необходимым условием сохранения и развития кадрового потенциала
научно-технического комплекса является формирование условий для повышения
престижа труда ученого и инженера.
24. Основными
задачами сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического
комплекса являются:
1) создание
условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и
технологий;
2) обеспечение
взаимосвязи уровня подготовки научных кадров высшей квалификации по
номенклатуре и объема с потребностями реализации приоритетных направлений
развития науки, технологий и техники, важнейших инновационных проектов
государственного значения; совершенствование контрактной формы найма научных
работников, специалистов в области подготовки квалифицированных научных и
инженерных кадров высшей квалификации;
3)
совершенствование законодательной базы, регламентирующей повышение статуса,
социальных гарантий и увеличение уровня доходов научных работников;
4) повышение
качества подготовки научных кадров высшей квалификации в аспирантурах
(адъюнктурах) и докторантурах Высшей школы, институтов академий, имеющих
государственный статус, и государственных научных центров;
5) создание
условий для возвращения в страну ведущих российских ученых и специалистов,
работающих за рубежом, и их трудоустройства в научно-техническом комплексе;
6)
формирование системы непрерывной подготовки кадров высшей квалификации в
области инновационного предпринимательства, обеспечение условий для их ротации
в научной, научно-технической и инновационной сферах.
25. Интеграция
науки и образования является важнейшим фактором сохранения и подготовки научных
кадров, использования научно-экспериментальной базы в образовательном процессе,
в проведении научных исследований в учреждениях Высшей школы.
26. Основными
задачами в области интеграции науки и образования являются:
1) создание и
поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур,
университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных
центров (в том числе инновационных) для консолидации усилий и ресурсов,
развития международного сотрудничества и международной кооперации в интересах
подготовки квалифицированных кадров в научной, научно-технической и
инновационной сферах;
2) развитие
современных информационно-телекоммуникационных и иных наукоемких технологий и
внедрение их в научную, научно-техническую деятельность и учебный процесс;
3) совместное
использование научной, опытно-экспериментальной и приборной базы
академического, вузовского и отраслевого секторов науки в исследовательском и
учебном процессах.
27. Важнейшей
задачей в этой области является создание благоприятных условий и механизмов для
развития взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества в
научной, научно-технической и инновационной сферах.
Для реализации
указанной задачи потребуется:
1)
государственная поддержка международного сотрудничества и международной кооперации
в целях реализации важнейших инновационных проектов государственного значения,
приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, расширения
фундаментальных исследований;
2) создание
нормативно-правовой базы, стимулирующей приток иностранных инвестиций в
отечественную научную, научно-техническую и инновационную сферы, приведение
законодательства Российской Федерации в сфере науки, технологий и техники в
соответствие с нормами международного права в этой сфере;
3)
стимулирование создания международных научных лабораторий, центров,
научно-образовательных и научно-производственных интегрированных структур, в
том числе путем активного продвижения на мировой рынок отечественной научной и
научно-технической продукции;
4)
совершенствование систем экспортного и таможенного контроля, порядка передачи
результатов научной и научно-технической деятельности, включая технологии
двойного назначения;
5)
стимулирование взаимодействия с соотечественниками, занятыми научной,
научно-технической и инновационной деятельностью за рубежом, активное
привлечение их к реализации российских сегментов международных научных программ
и проектов;
6)
использование международного сотрудничества для подготовки кадров для
отечественного научно-технического комплекса;
7) развитие
научных и научно-технических связей с государствами-участниками Содружества
Независимых Государств, создание единого научно-технического и информационного
пространства в рамках Союза Беларуси и России;
8)
коммерциализация российских технологий, расширение практики подготовки и
переподготовки зарубежных специалистов в государственных высших учебных
заведениях и ведущих научных организациях, в том числе за счет использования
механизма погашения внешнего долга Российской Федерации.
28. Основными
мерами государственного стимулирования научной, научно-технической и
инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки,
технологий и техники являются:
1) в области
финансов:
финансирование
за счет средств федерального бюджета научных исследований и экспериментальных
разработок на уровне, обеспечивающем реализацию целей и задач настоящих Основ;
направление
ежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета
"Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу" на фундаментальные исследования и обеспечение научного
сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения;
обеспечение
эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых на
финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому
прогрессу;
целевое
выделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейших
инновационных проектов государственного значения, концентрация бюджетных
ресурсов на реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и
техники, критических технологий федерального значения;
поиск и
эффективное использование внебюджетных источников для финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказам
федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской
Федерации, а также для вовлечения в хозяйственный оборот научных и
научно-технических результатов, полученных за счет бюджетов всех уровней;
стимулирование
деятельности благотворительных организаций и иных хозяйствующих субъектов,
направленной на финансирование фундаментальных исследований;
обеспечение
государственной поддержки наукоградов за счет бюджетов всех уровней;
стимулирование
развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства,
включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса,
стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и
страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по
инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе
научно-технических и инновационных проектов;
2) в области
сохранения и подготовки научных кадров:
повышение
престижа и привлекательности научно-технической деятельности;
изменение
системы оплаты труда работников бюджетных научных учреждений, включая
предоставление права руководителям государственных научных организаций
устанавливать работникам, внесшим значительный вклад в развитие российской
науки, разработку и освоение наукоемких технологий и техники, должностные
оклады без ограничения их максимального размера;
пересмотр
системы государственного премирования, включая существенное увеличение размера
премий за выдающиеся достижения в области науки и техники;
увеличение
размеров доплат за ученую степень кандидатам и докторам наук, работающим в
государственных научных организациях и государственных высших учебных
заведениях;
создание
условий для закрепления молодежи в сфере науки и технологий, включая подготовку
молодых специалистов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и
техники;
доведение до
трех процентов от объема средств, выделяемых из федерального бюджета на
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, для
целевого финансирования поддержки научных школ, а также исследований и
разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники,
осуществляемых молодыми учеными и студентами;
расширение
объемов строительства жилья для молодых ученых, в том числе с привлечением
ипотечного кредитования;
улучшение
пенсионного обеспечения ученых высшей квалификации (кандидатов и докторов наук)
путем создания негосударственных пенсионных фондов;
осуществление
персональной поддержки ученых-ветеранов, внесших выдающийся вклад в развитие
приоритетных научных направлений, создание новой техники и технологий;
3) в области
совершенствования структуры государственного сектора науки и высоких
технологий, укрепления материально-технической базы науки, повышения
эффективности использования государственного имущества:
проведение
инвентаризации научно-технического комплекса, в том числе наукоградов, включая
изменение (в необходимых случаях) организационно-правовой формы и формы
собственности научных организаций;
совершенствование
академического сектора науки за счет концентрации ресурсов на решении
фундаментальных научных проблем, оптимизации системы управления научной и
научно-технической деятельностью, уточнения количества подведомственных научных
организаций и численности сотрудников;
придание
государственным научным центрам Российской Федерации функций ведущих
организаций по важнейшим направлениям развития технологий и техники;
реализация
излишнего имущества и незавершенных строительством объектов, высвобождаемых в
процессе реструктуризации научно-технического комплекса, с использованием
получаемых средств для дополнительного финансирования мероприятий по укреплению
материально-технической базы научных организаций;
использование
в установленном порядке части основных фондов научных организаций,
высвобождаемых в процессе реструктуризации научно-технического комплекса, для
поддержки малого научного и инновационного предпринимательства, создания
научных и технологических парков, инновационно-технологических центров и других
объектов инновационной деятельности;
совершенствование
действующей системы аккредитации научных организаций, переход к их аттестации и
сертификации с учетом международных стандартов качества;
доведение
целевого финансирования развития приборной базы, содержания уникальных стендов
и установок, используемых при проведении исследований и разработок по
приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, до пяти
процентов от объема средств, выделяемых из федерального бюджета на
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
предоставление
бюджетных компенсаций государственным научным организациям и государственным
высшим учебным заведениям по уплате налогов на имущество (уникальное научное оборудование,
стенды, установки и сооружения) по перечню, утверждаемому Правительством
Российской Федерации;
снижение
таможенных пошлин на ввозимое специализированное научное оборудование, не
имеющее отечественных аналогов (в рамках общей стратегии снижения таможенных
платежей на ввозимое технологическое оборудование);
увеличение
бюджетных ассигнований на научные исследования и экспериментальные разработки
гражданского назначения в связи с зачислением в федеральный бюджет доходов от
сдачи в аренду научными организациями имущества, находящегося в федеральной
собственности;
компенсация за
счет бюджетов всех уровней расходов государственных научных организаций -
государственных унитарных предприятий на арендную плату за землю (в пределах
земельных участков, признанных по результатам инвентаризации необходимыми для
научной и научно-технической деятельности);
4) в области
эффективного использования результатов научной и научно-технической
деятельности и создания условий для их коммерциализации:
завершение
создания нормативно-правовой базы, необходимой для вовлечения в хозяйственный
оборот объектов интеллектуальной собственности и иных результатов научной и
научно-технической деятельности, обеспечение баланса интересов всех субъектов
правоотношений, связанных с этим процессом;
обеспечение
эффективной реализации государственными заказчиками научно-технической
продукции прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и
иные результаты научной и научно-технической деятельности;
обеспечение
координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по выявлению
и пресечению нарушений прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной
собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности;
определение
порядка переуступки прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной
собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности,
полученные за счет средств федерального бюджета, российским и иным инвесторам,
реализующим эти результаты на территории Российской Федерации за счет
внебюджетных средств;
регламентация
передачи за рубеж прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной
собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности,
полученные за счет средств федерального бюджета;
регулирование
порядка учета, оценки, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов
интеллектуальной собственности и иных результатов научной и научно-технической
деятельности;
совершенствование
порядка регистрации и использования секретных изобретений, совершенствование
механизма стимулирования взаимного обмена технологиями в военной и гражданской
сферах.
29. Важнейшими
механизмами реализации настоящих Основ являются:
1) разработка
и реализация основополагающих финансово-экономических и программных документов:
федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
федеральных
целевых программ, в первую очередь "Исследования и разработки по
приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 годы,
"Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы",
"Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы;
Государственной
программы вооружения на период 2001-2010 годы;
государственного
оборонного заказа;
2) разработка
и реализация важнейших инновационных проектов государственного значения;
3) разработка,
реализация и периодическая корректировка документов, определяющих уровень
научного и научно-технического развития в стране, включая:
приоритетные
направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации;
перечень
критических технологий Российской Федерации, в том числе перечень базовых и
критических военных технологий;
перечень
критических технологий субъектов Российской Федерации.
30. Основы
реализуются поэтапно.
На первом
этапе (2002-2006 годы) необходимо:
1) уточнить
нормативно-правовую базу научной, научно-технической и инновационной
деятельности, обратив особое внимание на развитие системы мер экономического и
иного стимулирования этой деятельности, а также на охрану и защиту прав
Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и иные
результаты научной и научно-технической деятельности;
2) создать
механизмы разработки, реализации и корректировки программных документов в
научной и научно-технической сферах;
3) обеспечить
внедрение системы заказа государства на научно-техническую продукцию,
разработать порядок его формирования, исполнения, финансирования, контроля и
приемки завершенных работ, а также использования полученных результатов;
4)
ориентировать инновации на структурную перестройку и модернизацию имеющихся
производств, в первую очередь в интересах освоения ресурсосберегающих
технологий и улучшения потребительских свойств продукции;
5) реализовать
механизмы консолидированного и многоканального финансирования целевых программ
научных исследований и экспериментальных разработок, важнейших инновационных
проектов государственного значения с использованием бюджетов всех уровней, а
также внебюджетных источников;
6) определить
порядок формирования и функционирования системы стандартизации, обеспечения
единства измерений и сертификации в научно-технической сфере с учетом мировых
стандартов;
7) разработать
проекты концепции научно-технологической безопасности Российской Федерации и
основных положений инновационной политики Российской Федерации на 2002-2006
годы;
8) разработать
механизмы повышения экономической заинтересованности в использовании
результатов научно-технических разработок при решении социально-экономических
задач, структурной перестройке и техническом перевооружении производства в
целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг;
9) определить
порядок проведения научных исследований и экспериментальных разработок,
использование результатов которых может создать угрозу безопасности Российской
Федерации, здоровью граждан, ухудшить экологическую ситуацию в стране;
10)
переориентировать действующие целевые программы научных исследований и
экспериментальных разработок на обеспечение приоритетных направлений развития
науки, технологий и техники с учетом номенклатуры первоочередных важнейших
инновационных проектов государственного значения, разработать и утвердить
федеральную целевую программу "Научные кадры";
11)
сформировать целостную систему органов государственного управления научной,
научно-технической и инновационной деятельностью;
12) создать
систему сравнительного анализа уровня развития отечественных и зарубежных
перспективных научных исследований и экспериментальных разработок; сформировать
систему научно-технической и военно-технической информации;
13)
оптимизировать состав научно-технического комплекса, в том числе создать
интегрированные научные, научно-технические и научно-образовательные структуры;
14)
сформировать сеть центров коллективного пользования уникальным научным
оборудованием.
На втором
этапе (до 2010 года) необходимо:
1) завершить
формирование национальной инновационной системы и целостной структуры
научно-технического комплекса, способного эффективно функционировать в условиях
рыночной экономики;
2) обеспечить
устойчивые позиции Российской Федерации в сфере науки и высоких технологий;
3) отработать
взаимовыгодные механизмы международной интеграции и разделения труда, в том
числе с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
После 2010
года необходимо обеспечить дальнейшее развитие научно-технического комплекса
как неотъемлемой части социально-экономического, оборонного и культурного
потенциала страны, реализовать мероприятия по повышению эффективности его использования
в интересах освоения внутреннего и мирового рынка высокотехнологичной
продукции.
(утв.
Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-577)
Информационно-телекоммуникационные
технологии и электроника
Космические и
авиационные технологии
Новые
материалы и химические технологии
Новые
транспортные технологии
Перспективные
вооружения, военная и специальная техника
Производственные
технологии
Технологии
живых систем
Экология и рациональное
природопользование
Энергосберегающие
технологии
(утв.
Президентом РФ 30 марта 2002 г. Пр-578)
Авиационная и
ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений
Безопасность
атомной энергетики
Безопасность
движения, управление транспортом, интермодальные перевозки и логистические
системы
Безопасность и
контроль качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов
Биологические
средства защиты растений и животных
Быстрое
возведение и трансформация жилья
Высокопроизводительные
вычислительные системы
Генодиагностика
и генотерапия
Добыча и
переработка угля
Информационная
интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции (CALS-, CAD-CAM-,
САЕ-технологии)
Информационно-телекоммуникационные
системы
Искусственный
интеллект
Каталитические
системы и технологии
Керамические и
стекломатериалы
Компьютерное
моделирование
Лазерные и
электронно-ионно-плазменные технологии
Материалы для
микро- и наноэлектроники
Мембранные
технологии
Металлы и
сплавы со специальными свойствами
Мехатронные
технологии
Микросистемная
техника
Мониторинг
окружающей среды
Нетрадиционные
возобновляемые экологически чистые источники энергии и новые методы ее
преобразования и аккумулирования
Обезвреживание
техногенных сред
Обращение с
радиоактивными отходами и облученным ядерным топливом
Опто-, радио-
и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь
Оценка,
комплексное освоение месторождений и глубокая переработка стратегически важного
сырья
Переработка и
воспроизводство лесных ресурсов
Поиск, добыча,
переработка и трубопроводный транспорт нефти и газа
Полимеры и
композиты
Прецизионные и
нанометрические технологии обработки, сборки, контроля
Природоохранные
технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов
Прогнозирование
биологических и минеральных ресурсов
Производство и
переработка сельскохозяйственного сырья
Производство
электроэнергии и тепла на органическом топливе
Распознавание
образов и анализ изображений
Синтез лекарственных
средств и пищевых добавок
Синтетические
сверхтвердые материалы
Системы
жизнеобеспечения и защиты человека
Снижение риска
и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф
Сохранение и
восстановление нарушенных земель, ландшафтов и биоразнообразия
Технологии
биоинженерии
Технологии
высокоточной навигации и управления движением
Технологии
глубокой переработки отечественного сырья и материалов в легкой промышленности
Технологии
иммунокоррекции
Технологии на
основе сверхпроводимости
Технологические
совмещаемые модули для металлургических минипроизводств
Транспортные и
судостроительные технологии освоения пространств и ресурсов Мирового океана
Экологически
чистый и высокоскоростной наземный транспорт
Элементная
база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров
Энергосбережение
Базовые и критические военные и специальные технологии