Знаю, что уже не раз обсуждалось, но все же интересно.
Вот Сережа Середа, например, и вовсе специалист по этому поводу.
Является ли экономический аспект определяющим для возникновения контрафакта и его большой популярности?
Считаете ли Вы, что низкая цена на пиратскую продукцию и высокая - на лицензионную приводят как минимум к неуменьшению контрафактного сегмента рынка?
Приведу также высказывание Ольги Дергуновой, главы российского Майкрософт (недословно). Она заявила, что низкая цена на программный продукт никаким образом не влияет на ситуацию с его подделкой или "поломкой". Что в начале производства и ввоза программ (как я понял, в 80х-начале 90х годов) стоили программы довольно мало, а воровали их все равно.
Раз уж меня упомянули, ещё раз укажу своё мнение.
"Американские" цены на ПО рассчитаны на американский же уровень жизни и доходов населения. Несоответствие цен доходам целевого сегмента рынка ставит потенциального пользователя ПО перед выбором: не пользоваться ПО вообще или пользоваться "пиратской" версией (брать в банке ссуду на покупку ПО ни один нормальный человек не будет). Сейчас в отдельных случаях появился третий вариант: Free/Open Sourse Software.
Что касается зависимости уровня "пиратства" от уровня цен на легальные и нелегальные продукты, то открытые исследования здесь практически отсутствуют, хотя эксперименты, которые ставили буржуи на своих студентах показывают, что такая зависимость существует (чем меньше разница между ценами на легальный и нелегальный продукты, тем ниже уровень "пиратства"). То же подтверждается и исследованиями зависимости уровня "пиратства" от уровня жизни, тут зависимость обратная.
Что касается высказываний г-жи Дергуновой. Её можно понять, у корпорации есть совершенно конкретный интерес - повышение нормы прибыли. В то же время, активно проталкиваемый ими сегодня подход: "Ты @$@#% мне всё заплатишь! Чё, не понял #%@#^? ", приведёт лишь к следующим последствиям:
1. Тот, у кого деньги на легальное приобретение есть, убоится и купит (таких - процентов 5).
2. Тот, кто сможет обойтись без дорогих программ, убоявшись, обойдётся (тут процентики указать тяжело, скажем 50%).
3. Тот, кто знает, что есть бесплатные/свободные альтернативные продукты, убоявшись, перейдёт на них (скажем, процентов 30%).
4. Те, кто ничего не боится, так и будут работать на "пиратском" ПО (оставшиеся 15%).
Точность распределения не гарантирую, это можно установить лишь по итогам серёзного исследования, но общая картина именно такова. Ярким подтверждением этому служит пример Тайланда, где власти, которым надоели вопли о выском уровне "пиратства", просто запретили любую продажу продукции Майкрософт и взяли курс на Линукс. В итоге Майкрософт "прибежал" к властям, разработал программу действий и сейчас продаёт комплект Windows+Офис за 50у.е. (вместо 210+450=660у.е. по отпускным ценам).
В то же время, разумеется, всегда будут граждане, которые предпочтут получить продукт "на халяву" и не заплатят даже низкую цену, вот на эту категорию и должны быть рассчитаны защитные средства и мероприятия.
"А ударом по голове нас, Хогбенов, не проймёшь" (Г. Каттнер "Прохфессор накрылся").