Owner
Посетитель
Офлайн
Пол:
Сообщений: 39
Feel.Good.INC
|
|
« : 17 Мая 2006, 08:13:48 » |
|
Заключение по главе 76 проекта 4 части ГК РФ (в части доменных имен)
Настоящее заключение имеет своей целью показать нецелесообразность отнесения доменных имен к средствам индивидуализации в рамках института интеллектуальной собственности и необходимость исключения параграфа о праве на доменное имя из проекта 4 главы ГК РФ.
Первоначально доменные имена предполагалось использовать исключительно для упрощения связи между компьютерами, объединенными в единую сеть Интернет, однако со временем домены стали применяться в качестве способа идентификации пользователей, вследствие чего начали возникать конфликты между системой доменных имен и системой способов идентификации, которая возникла ранее и охранялась нормами законодательства об интеллектуальной собственности.
Однако полагаем, что вышесказанное не является достаточной причиной для придания доменным именам статуса средства индивидуализации в рамках института интеллектуальной собственности.
В настоящее время продолжает действовать Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г., членом которой является Россия. Указанной Конвенцией к объектам исключительных прав (интеллектуальной собственности) отнесены:
* литературные, художественные и научные произведения; * исполнительская деятельность артистов, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи; * изобретения во всех областях человеческой деятельности; * научные открытия; * промышленные образцы; * товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения; * защита против недобросовестной конкуренции,
а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Все домены верхнего (первого) уровня условно делятся на две группы. Это домены общего пользования - gTLD (generic Top-Level Domains), к которым относятся COM, NET, ORG, INFO, BIZ и т.д.; и национальные двухбуквенные домены ccTLD (country code Top-Level Domains), выделяемые для конкретной страны или региона (RU, UK, DE, FR и т.д.).
В результате роста своей популярности, национальные домены оказались в центре внимания, а урегулирование конфликтов в ccTLD стало в этом отношении одним из ключевых политических вопросов. Чтобы помочь администраторам ccTLD, государства-члены ВОИС обратились в организацию ВОИС с просьбой разработать набор добровольных для применения руководящих принципов по совершенствованию практики и разработке политики в целях предотвращения недобросовестных регистраций охраняемых названий и урегулирования, связанных с этим споров. Такие документы были разработаны. В своих рекомендациях 2001 года для национальных доменов верхнего уровня, которые продолжают оставаться актуальными на сегодняшний день, ВОИС отделяет доменные имена от объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности).
Документ IANA (организация по распределению нумерации в сети Интернет) RFC:1951 также подчеркивает, что регистрация доменного имени не имеет статуса товарного знака.
При регулировании защиты средств индивидуализации признается, что содержащаяся в средствах индивидуализации товаропроизводителя или самого товара информация, чрезвычайно важна для рынка, для потребителя и потому нуждается в защите с помощью исключительных прав. Именно поэтому была введена их подробная законодательная регламентация.
Абсолютная коммерциализация доменного имени противоречит его главной задаче - связи компьютеров в сети. Многие доменные имена регистрируются без каких-либо коммерческих планов в отношении него.
Права на средства индивидуализации возникают в процессе определенной административной процедуры, закрепленной в нормативных актах. Процесс же регистрации доменного имени на такой процедуре не основан, да и не может быть основан, в том числе, в силу годами сложившейся системы.
Регистрация доменного имени в национальных доменах происходит на основании соглашения между лицом, которое хочет его зарегистрировать, и регистратором, уполномоченным на то международной корпорацией ICANN, управляющей в настоящее время адресным пространством интернета. В настоящее время 90% национальных регистратур в мире работают на основе заявительного порядка (регистрация домена на первого обратившегося) без каких-либо ограничений. В некоторых странах заявки на доменные имена предварительно сверяют с перечнем всемирно известных товарных знаков. Однако в случае совпадения или схожести с товарным знаком, как правило, лишь выдается предупреждение о том, что заявитель несет ответственность за возможное нарушение прав третьих лиц. Домен при этом регистрируется.
Общие тенденции в развитии национальных доменов – постепенный переход к открытым правилам регистрации доменов, снятие ограничений. Предлагаемый же проект ведет к обратному процессу.
Попытка введения жесткого законодательного регулирования регистрации и использования доменного имени неизбежно приведет к тому, что, во-первых, сама система регистрации в домене .RU не сможет оперативно реагировать на внешние изменения в системе регистрации, т. к. будет требовать их законодательного закрепления, а, во-вторых, - к уходу пользователей из домена .RU в домены, в которых жесткое регулирование не содержится. А потому государственная политика в отношении доменных имен должна придерживаться принципа: «не навреди».
Безусловно, необходима защита и владельцев доменных имен, и владельцев средств индивидуализации от посягательств со стороны недобросовестных лиц, однако, на наш взгляд, это может быть реализовано иными способами без введения придания доменным именам статуса объекта исключительных прав.
До 2003 года, когда доменные имена в законодательстве не упоминались, разрешить спор между владельцами товарных знаков и доменных имен было очень проблематично. После внесения изменений в ч.2 ст.4 Закона РФ «О товарных знаках…» нарушением прав владельца товарного знака стало признание судом факта использования товарного знака в доменном имени в отношении однородных товаров и услуг. Это нововведение позволило создать работающий механизм защиты владельцев товарных знаков, положительно зарекомендовавший себя на протяжении последних трех лет. Таким образом, в настоящее время достаточно удачно урегулирован вопрос соотношения товарных знаков и доменных имен. В этой связи, логичным было бы оставить в ст.1481 Проекта положение о том, что основанием для отказа в регистрации товарного знака в отношении однородных товаров и услуг может послужить зарегистрированное на иных лиц идентичное доменное имя. Аналогичные нормы стоило бы ввести и в параграфах относительно фирменных наименований и коммерческих обозначений.
Кроме того, учитывая положительный трехлетний опыт применения нормы ч.2 ст. 4 Закона «О товарных знаках…» при разрешении споров, по-нашему мнению, ее следовало бы сохранить в Проекте.
Для разрешения споров между владельцами коммерческих обозначений, фирменных наименований и владельцами доменных имен аналогичные нормы должны появиться в соответствующих разделах главы 76.
К сожалению, глава 76 не содержит ряда основополагающих норм, необходимых для применения закона. Например, остался за рамками проекта момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение. Соответственно, не ясно, каким образом регистратор или потенциальный владелец доменного имени сможет провести предварительную проверку на предмет наличия коммерческого обозначения или фирменного наименования, чтобы не нарушить норму закона (ст.1544 Проекта). В отличие от положений Проекта, сегодня Закон не запрещает регистрацию доменного имени, идентичного или сходного с товарным знаком. В настоящее время, нарушение прав владельца товарного знака может иметь место только при определенном использовании доменного имени, что вытекает из самого понятия товарного знака. В предлагаемом проекте предполагается именно это: запретить включать в доменные имена товарные знаки, фирменные наименования и коммерческие обозначения.
Проведение проверки организацией-регистратором или потенциальным владельцем доменного имени на наличие идентичных перечисленным в главе 76 объектов в настоящее время нереализуемо. Оно приведет к огромным материальным затратам со стороны всех участников системы регистрации, увеличению сроков регистрации доменных имен, и как следствие, к потере привлекательности российского сегмента интернета. Такая проверка не проводится в доменах общего пользования и других национальных доменах так же, как и отсутствует необходимость такой проверки в силу действующего в этих странах законодательства. Запрещается не регистрация доменных имен, а использование их определенным образом, либо не использование.
Ответственность за нарушение норм закона будут нести совместно и регистраторы, и владельцы доменов. Тогда как все международные документы, касающиеся вопросов, связанных с доменными именами, содержат положения и рекомендации о том, что процедура регистрации доменных имен должна в максимальной степени защищать регистратора от юридической ответственности и препятствовать его вовлечению в спор. Следует отметить, что у желающих зарегистрировать доменные имена в домене .RU всегда существует альтернатива в виде возможности зарегистрировать домен в других зонах, следовательно, в домене .RU резко сократится число регистраций. Отрицательными последствиями перехода пользователей в другие зоны явиться то, что заинтересованному лицу будет очень сложно получить от иностранного регистратора информацию о владельце доменного имени. Кроме того, иностранного регистратора будет проблематично обременить какими- либо действиями по решению российского суда, например, снять делегирование для пресечения распространения какой-либо информации, нарушающей права третьих лиц, или наложить «арест» на домен в целях обеспечения исполнения решения суда, либо аннулировать его регистрацию. Снижение регистрационной активности в домене .RU снизит и поступление налоговых отчислений в бюджет РФ.
В настоящем Проекте планируется вместо принятой во всех национальных доменах и доменах общего пользования процедуры передачи доменных имен по письменным заявлениям владельцев, заключение соответствующего договора об отчуждении исключительного права, введение которого удорожает и удлиняет процесс регистрации.
Введение нормы о лицензионном договоре, о предоставлении права использования доменного имени, предполагает письменную форму сделки, ее регистрацию, что противоречит действующему порядку выделения поддоменов во всех зонах.
Остается открытым вопрос по определению критериев, в соответствии с которыми доменное имя считается неиспользуемым в течение какого-то срока. Кроме того, лишение права на доменное имя по такому основанию представляется несправедливым.
Введение закрытого перечня оснований по прекращению прав на доменное имя в предлагаемом виде, не дает возможности по продолжению деятельности по регистрации доменных имен в существующем виде, который принят в мировом сообществе и выработан годами. Так, например, нет такого основания, как отсутствие у регистратора достоверных данных о владельце доменного имени (непредставление этих данных владельцем в случае изменения). В ряде рекомендаций неоднократно подчеркивалось, что предоставление контактной информации о владельце доменного имени очень важно, поскольку нельзя предпринять какие-либо шаги или начать процедуру, направленную на ликвидацию последствий нарушений, если отсутствует связь с виновным владельцем, а потому предоставление недостоверной контактной информации является существенным нарушением соглашения о регистрации доменного имени и основанием для аннулирования регистрации.
В связи с вышеизложенным выражаем надежду на то, что разработчики законопроекта со вниманием отнесутся к нашей позиции.
Прошу высказать свое мнение по теме....
|