В Сегодняшнем "Спамтесте" опубликовано и предлагаю обсудить:
Инструкция по привлечении спамеров к ответственности по закону
Версия 0.1
Материал подготовило
"Товарищество правовых сетеведов"
0. Введение
Идя навстречу пожеланиям общественности, группа сетевых правоведов и правовых сетеведов составила настоящую "Инструкцию для использования по назначению".
Возможно, для вас это будет новостью, но все ЗАКОННЫЕ способы защиты своих прав предусматривают в обязательном порядке офлайновые действия. Как то: написание заявлений на бумаге, отправка оных по неэлектронной почте, личные визиты в различные государственные органы и т.д. Практика показала, что, несмотря на высокий накал "борьбы" со спамом, все действия ведутся исключительно в Сети. До сих пор не нашлось лиц, которые решились бы выйти в своих действиях в реальный мир.
На то есть две возможные причины.
1 Активисты сетевого сообщества не имеют достаточных знаний в области права и/или навыков их применения.
2 Активисты сетевого сообщества суть существа виртуальные, в реальном мире жить не способные.
Авторы надеются, что второе предположение неверно. В таком случае распространение настоящей Инструкции должно исправить ситуацию и вызвать значительное количество обращений в государственные органы, что может привести к заметному противоспамному эффекту. Если же обращений не воспоследует, придется с сожалением признать, что второй фактор имеет место.
Для правового противодействия спаму предлагается использовать 4 механизма:
* административную ответственность за ненадлежащую рекламу;
* гражданский иск о возмещении материального ущерба и компенсации морального ущерба;
* уголовную ответственность за преступления в сфере компьютерной информации;
* уголовную ответственность за незаконное предпринимательство.
1. Административная ответственность
Административная ответственность за ненадлежащую рекламу предусмотрена статьей 14.3 КоАП [1]. Какая именно реклама считается ненадлежащей, определено в ФЗ "О рекламе" [2]. Порядок рассмотрения административных дел описан в IV разделе КоАП. Особенности рассмотрения дел о рекламных нарушениях описаны в специальном нормативном документе МАП [3]. Анализ всех указанных документов позволяет сформулировать следующую методику действий.
К административной ответственности за ненадлежащую рекламу можно привлечь как рекламодателя (того, кого рекламируют), так и рекламораспространителя (рассыльщика спама). Случай, когда это один и тот же субъект - наиболее благоприятен для нас, но встречается редко. Привлекать рекламодателя наиболее эффективно, с точки зрения борьбы со спамом. Но доказать его причастность очень сложно. Поэтому рекомендуется привлекать к ответственности рекламораспространителя.
Итак, по получении спама, в отношении которого планируется предпринять законные действия, следует установить рекламораспространителя. Административная ответственность по этой статье установлена как для граждан, так и для юридических лиц (предприятий). Предпочтительно привлекать предприятия, поскольку для них размер штрафа больше.
Во многих случаях достаточно легко установить провайдера, через которого спамер рассылал свой спам. Но провайдеру навязать ответственность не удастся. Надо установить конкретного клиента этого провайдера. Получить у провайдера данные о клиенте иногда можно простым запросом по электронной почте или по телефону. Вполне достаточно будет иметь неофициальные сведения, а официальную информацию (копию клиентского договора, справку о выделенных IP-адресах и др.) затребует МАП при рассмотрении дела.
Может так случиться, что провайдер откажется давать информацию о клиенте, ссылаясь на коммерческую тайну или тайну связи. Это не помеха. Главное, чтобы провайдер сам имел сведения о принадлежности IP-адреса, с которого прибыл спам. И сохранил эти сведения до того момента, когда их запросит МАП.
Следует предпринять некоторые действия по закреплению доказательств. Получение доказательств - это обязанность государственного органа. Однако заявитель может предоставить дополнительную информацию или предпринять определенные действия, чтобы облегчить доказывание.
а) Доказательство того факта, что полученное вами рекламное письмо было отправлено с определенного IP. Только служебных заголовков письма недостаточно. Прохождение письма должен зафиксировать мейл-сервер (или несколько серверов), контролируемый незаинтересованным лицом. Сопоставление логов серверов (получение которых было оформлено надлежащим образом) со служебными заголовками спама доказывает этот факт.
б) Доказательство того факта, что письмо было отправлено именно тем лицом, которое привлекается к ответственности. Как уже указывалось, связать IP-адрес с конкретным клиентом может информация от провайдера. Следует попросить провайдера сохранить нужную информацию, чтобы предоставить ее по требованию органа, который рассматривает дело об административном правонарушении.
в) Доказательство того факта, что рассылка носила массовый характер. Массовость может быть подтверждена показаниями администратора какого-либо крупного мейл-сервера, на который поступило значительное число спама, относящегося к данной рассылке. Естественно, администратор не имеет права ознакамливаться с содержанием сообщений, адресованных на чужие адреса. Он может лишь изучить логи своего мейл-сервера. Также массовость подтверждается показаниями нескольких иных получателей того же спама, независимых от заявителя. Также массовость может подтверждаться провайдером рекламораспространителя, основываясь на анализе статистики трафика.
г) Доказательство того факта, что рассылка предназначалась неопределенному кругу лиц. Несмотря на то, что каждое конкретное сообщение имеет конкретного адресата, спамовая рассылка в целом предназначена неопределенному кругу лиц. Здесь имеет значение, каким способом были собраны адреса электронной почты. Обычно они собираются роботом по вебсайтам и телеконференциям. Часто список адресов покупается. В обоих случаях принадлежность каждого адреса рассыльщику неизвестна. Это и означает неопределенность круга адресатов спама.
д) Доказательство того факта, что рассылалось именно то сообщение, которое представлено заявителем. С этим сложнее. Если логи мейл-серверов хранятся и могут быть просмотрены администратором без нарушения тайны связи, то содержание сообщений электронной почты может быть предано гласности лишь отправителем или получателем. Если правонарушитель, не отрицая факт массовой рассылки, будет утверждать, что сообщение было иным, опровергать это придется свидетельскими показаниями другого (независимого) получателя того же спама.
Конечно, доказывать все эти факты обязан орган, уполномоченный рассматривать административное дело. Тем не менее, заявителю рекомендуется заранее оценить возможность их доказательства. Заведомо бесперспективное дело возбуждать не стоит.
Авторы еще раз подчеркивают, что содержание спама может представлять только его законный получатель, то есть, владелец почтового ящика (как личного, так и служебного), на который пришел спам. Разумеется, один человек может использовать несколько почтовых ящиков (адресов).
Козырным аргументом в деле были бы показания рекламодателя, который заказал и оплатил спам-рассылку. Ответственность ему не грозит, если, конечно, не будет доказано, что он сам составлял рекламное письмо и знал о незаконных методах его рассылки.
После того, как спам получен, источник определен, и оценена доказательная база, составляется заявление в орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении. Таковым является федеральный антимонопольный орган - МАП РФ. Согласно [3], дело должно рассматривать территориальное управление МАП по месту нахождения нарушителя. При этом любое дело может принять к рассмотрению центральный аппарат. Учитывая, что дел о спаме пока не рассматривалось, первые жалобы имеет смысл отправлять именно в центр.
Любой чиновник склонен к минимизации своей работы. Важно составить заявление таким образом, чтобы было поменьше поводов отказать в рассмотрении. Заявление должно как можно ближе соответствовать требованиям [1] и [3]. Образец заявления имеется в приложении 1. Рекомендуется в одном окне открыть текст спама, в другом - ФЗ "О рекламе" [2], а в третьем писать (редактировать) заявление по мере сравнения первых двух.
Заявление следует отпечатать на бумаге, подписать, приложить к нему распечатку спама (каждый лист также подписывается) и отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.
Как указывается в КоАП, дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок. По идее, МАП может провести административное расследование. Срок такого расследования длиннее - 1 месяц. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении соответствующим должностным лицом выносится мотивированное определение об этом.
Заявитель имеет право участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим. Потерпевшим признается тот, кому правонарушением был причинен физический, имущественный или моральный вред. Поэтому в заявлении рекомендуется указать на причиненный вред, несмотря на то, что для квалификации деяния это несущественно.
Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства (подлежащие обязательному рассмотрению) и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу. Видно, что для осуществления своих прав желательно личное присутствие потерпевшего или его представителя.
<skip>
Полный текст:
http://subscribe.ru/archive/inet.safety.spamtest/200310/10185609.html