Уважаемые коллеги!
Вы затронули очень интересные мне вопросы, связанные с возможностью использования лог файлов в качестве доказательств.
Относительно заинтересованной стороны: в уголовном процессе вообще не может быть заинтересованной стороны по определению. Все доказательства по делу собирает лицо, ведущее расследование уголовного дела. Данное лицо заинтересовано только лишь в расследовании уг. дела (по закону по крайней мере). При абсолютно правильном изъятии логов как с технической стороны так и с юридической стороны, вопросов относительно подлинности и достоверности вообще не должно возникнуть! Правильный порядок изъятия лог-файлов полностью описан в статье Собецкого (за что ему огромное спасибо!). Кстати, при заявлении ходатайств следователю по изъятию лог-файлов и обжаловании его бездействий в случае невыполнения моих милых просьб, я полностью руководствовалась этой статьёй. Вышестоящая инстанция меня полностью поддержала и передала это дело другому.
Поэтому полностью не согласна с ННФ относительно того, что статья Собецкого не вносит ясности в вопрос, в каких случаях логи должны иметь доказательную силу, а в каких – не должны.
А вот:
Доказательность обеспечивается следующей цепочкой элементов: … и т.д.
не вносит не какой ясности, так как для технически грамотного специалиста написана вполне понятно, а вот для обычного юриста вообще не понятна. Для кого вообще написана статья?
Я, для того чтобы объяснить следователю, прокурору, что такое логи и с чем их едят, использовала абсолютно простой язык без упоминания заумных слов типа: неизменность при передаче записей от генерирующей программы к логирующей программе. Ну кто это поймёт? Эксперт возможно, а как насчёт всех остальных участников процесса? И если статья написана для экспертов, то слова «Доказательственная сила» в названии необходимо убрать.
В протоколе осмотра должны быть указаны сведения, относящиеся как к корректности, так и к полноте осмотра. То есть, желательно описать все возможные места хранения логов, привести настройки программ, отвечающих за их хранение, осмотреть и приложить к протоколу в бумажном виде наиболее существенные записи, а все прочие логи, программы, настройки в полном объёме скопировать на диск и приложить к протоколу.
Как следователь либо специалист определит наиболее существенные записи??? И для чего необходимо привести настройки программ?
Все действия с компьютерной информацией проводятся при посредстве разнообразных технических средств.
Весьма некорректное предложение, например, «при посредстве разнообразных технических средств».
Относительно понятых вообще очень интересный вопрос. Понятых для «обычных» следственных действий найти очень трудно, а тем более технически грамотных. Тем более ННФ в статье прямо указал о том, что необходимо указать на их грамотность. А кто и как будет проверять уровень компьютерной грамотности понятых?
Было бы хорошо в штате гос. учреждения держать таких специалистов. Но с другой стороны понятой - это абсолютно независимое лицо.
Заключение в статье абсолютно противоречивое и с ним полностью не согласна:
с одной стороны логи не могут являться доказательствами, а с другой стороны «не могут являться доказательством логи … и т.д. Полное противоречие!!!
И если следовать логике: Сами по себе логи никакой доказательной силы не имеют. Доказательствами по делу служат "производные" от логов материалы:
• протокол осмотра,
• заключение эксперта,
• заключение специалиста,
• показания свидетелей, понятых, эксперта и специалиста касательно осмотра и интерпретации логов.
То: вещ.доки, аудио и видео записи у нас тоже не являются доказательствами! А может вообще в таком случае сведём все доказательства только к письменным?
А существуют ли в рамках российского законодательства (за исключением уголовного) возможности и практика их применения, обеспечивающая выполнение данного условия, скажем, в рамках гражданского процесса.
Вот относительно гражданского процесса здесь конечно вопрос интересный. Что касается документов, подписанных ЭЦП вопросов не возникает. А вот использование логов в качестве доказательств считаю перспективной задачей (и вполне реальной!). Необходимо грамотно обосновать приобщение к делу логов и исследование их в процессе. Большая проблема в законе (ГПК, АПК) связана с тем, что ЭД не является самостоятельным видом доказательств. Поэтому на практике возникают проблемы, связанные с легализацией ЭД в судебном процессе.