Уважаемый Carolus!
Я бы с удовольствием неделку-другую подискутировал с Вами, в очередной раз повторяя то, что уже сказано и обосновано в статье, однако к моему огромному сожалению, просто не обладаю такой возможностью.
Поэтому отвечу очень тезисно, отсылая при необходимости к тексту самой статьи. При этом хочу добавить, что указанная статья была весьма тщательно проработана (прошла 19 редакций) и каждый рассмотренный аспект не мнее тщательно проанализирован. Соответственно, вопросы, свдящиеся к тому, что мы не читали соответствующих законов, просто не принимаются. Мы их читали и очень, очень внимательно. Более того, мы их обсуждали (в том числе и здесь) и моделировали разные варианты их трактовки и их последствия. Поэтому критика этой статьи должна быть весьма конкретной.
Теперь по Вашим комментариям:
Не вопрос, пускай упирает. В статье однозначно показано, что 272-я при нарушении авторских прав неприменима. Подтверждается это как положениями ФЗ "Об информации", так и результатами анализа объекта преступления для статьи 272 УК РФ.
К сожалению, я этого в статье чётко не увидел. Вы, в основном, критикуете 273-ю статью, разбирая термины, а 272-й касаетесь вскользь с примением недоказанных постулатов.
Это всё рассмотрено в параграфе "Отделение защиты информации от охраны авторских прав".
...
1) "Правильнее сказать, что объектом являются отношения, связанные с компьютерной информацией. А именно, следующие: право лица на безопасное пользование своим компьютером и сетевым соединением, право владельца на доступ к своей информации в её неизменном виде."
А куда делись третьи лица? Объектом будет и право третьих лиц (например, иного обладателя информации) на охрану информации, на соблюдение условий доступа к ней и ограничений к ней.
А откуда взяться третьим лицам? Кто это у нас такие "иные обладатели информации"? Покажите закон и статью.
2) по Вашему мнению, один закон оперирует термином "информация", а другой касается объектов АП, поэтому это якобы разные понятия.
Извините, но законодательство применяется всегда в совокупности. То есть оба закона, если между ними есть пересечения, надо применять только во взаимосвязи.
Во-первых, это не "по-нашему", а по закону. Ссылки на законы и конкретные их положения указаны в параграфе "Отделение защиты информации от охраны авторских прав"
А если взять определение термина "информация" и определение термина "программа для ЭВМ" (для нас важен только этот вид объектов АП), то выходит, что программа для ЭВМ всегда является информацией. Она полностью покрывается этим понятием. Поэтому на неё распространяют действие оба закона.
Во-первых, "программа для ЭВМ" не является сведениями. Во-вторых, даже если бы и являлась таковыми, это никак бы не повляло на верность и силу нашей аргументации. Мы исходили из того, что исходный текст программы для ЭВМ (покрываемый определениями из ЗоАП и ЗоППЭВМиБД) можно считать сведениями (т.к. человек может его прочесть).
И?
Собственно, и УК РФ в принципе-то говорит именно об этом же, говоря об информации.
Ничего подобного. Уголовный закон ни о чём не говорит "в принципе". Его нормы применяются только дословно, аналогии запрещены. Это общеизвестно и указано в ч. 2 статьи 3 Общей части УК РФ.
Опаснейшее заблуждение!!! В статье явно говорится, что подобный подход абсолютно некорректен. Термин "модификация" в УК совершенно не соответствует термину "модификация" в ЗоПОПЭВМиБД!
В статье это говорится НЕявно и не объясняется, почему вообще такой вывод у авторов. Я утверждаю, что программа для ЭВМ - это всегда информация (обратного тождества нет). Следовательно, модификация программы для ЭВМ - это модификация информации.
См. выше
Другое дело, что УК, действительно, не раскрывает понятия "модификация", поэтому имеется тут в виду "модификация" в узком смысле, или "изменение" вообще, неясно. Но я, говоря о "модификации", говорю НЕ о термине из УК. Я вообще о нём говорить не могу, т.к. это непонятно что. Говоря об адаптации и модификации, я касаюсь исключительно аспекта охраны авторских прав и конкретно: законодательной санкции на свободную адаптацию и разрешительный принцип для модификации.
А тогда о чём нам с Вами вообще спорить? Мы анализируем нормы УК, а Вы в ответ начинаете использовать понятия одного из гражданских законов, причём не имеющего никакого отношения к анализируемой статье УК. Да, не имеющего никакого отношения. Найдите, пожалуйста, в ЗоАП или ЗоППЭВМиБД слово "информация", а ещё лучше - "доступ" и покажите мне, как авторские права связаны с неправомерным доступом к информации, на которую они ПО ЗАКОНУ НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ. Вот очень я хочу посмотреть на это доказательство. Только оно должно основываться на нормах законодательства, а не на домыслах и незнании.
Собственно, термины "адаптация" и "модификация" играют как раз в пользу подозреваемого в нарушении УК, поскольку ограничить адаптацию никто не может, поэтому если фактически действие лица явилось адаптацией, то такой доступ неправомерным быть не может априори. У меня только один вопрос был: право на адптацию связано ли с правом пользования программой для ЭВМ? Адаптировать лицензионную 1С можно безусловно, а вот адаптировать 1С, скачанную из Инета - вряд ли.
Да и ради Бога! "В пользу подозреваемого в нарушении УК" - ура! Только какое это всё имеет отношение к неправомерному доступу? А никакого.
(Точно также как, например, термин "исполнитель" в ЗоАП не соответствует термину "исполнитель" в ФЗ "О защите прав потребителя" или ему же в любом договоре подряда).
Если б это был тоже постулат, я бы и тут прицепился. Ваше счастье, что конкретно эти два термина в обоих законах разъяснены. Если термины звучат одинаково и не разъясняются, и уже тем более, когда определения терминов не противоречат друг другу, следует полагать термины тождественными, если иное не вытекает из существа закона и праовой природы отношений. Это принцип юридической техники.
Да что Вы говорите? Докажите, пожалуйста, это для конкретно рассматриваемого в статье случая.
Более того, ни малейшей связи между неправомерным доступом к компьютерной информации и авторскими правами просто нет.
И всё-таки она есть. Поскольку программа для ЭВМ - это информация.
И что?! Да, программа для ЭВМ - это информация. Ураааааа! И что?!!!
На информацию авторское право не распространяется!!!!! И права обладателя информации на объекты интеллектуальной собственности не распространяются!!!
В двух законах написано, но никак до наших сограждан не дойдёт!
Поэтому Ваша аргументация по поводу адаптации программы для ЭВМ имеет отношение лишь к квалификации деяний, подпадающих под действие ст. 146 УК РФ, но никак не к вопросам, связанным с правоприменением ст.ст. 272, 273 УК РФ.
Я ещё раз повторяю, что моя аргументация по поводу адаптации работает на сторону защиты. Если это легальный пользователь, по крайней мере. А для нелегального есть все основания ответить по обоим статьям.
Как только Вы предъявите хоть одно доказательство своей позиции, я смогу Вам ответить. Пока Вы рассказываете о том, как "Вам это видится". Это, несомненно, очень интересно. Наверное. Но не в рамках этой дискуссии. Здесь требуются доказательства - ссылки на законы, статьи, параграфы...
Плюс, добавлю, что неправомерного доступа к собственному компьютеру просто быть не может. Вам любой специалист скажет, что даже предположение, что можно "неправомерно доступить" к файлам на собственном "винчестере" - откровенный бред...
Почему бред? Вообще-то даже к ВЕЩАМ может быть ограничен доступ - попробуйте снять печать и поковыряться в счётчике электроэнергии в Вашей квартире!
Потому что бред. Почитайте книжки по информационной безопасности и защите информации. Через годик-другой станет понятно, почему бред.
А счётчик заставят поменять за свой счёт и компенсировать поставщику электроэнергии недополученные выплаты, плюс штраф заплатить.
И в чём тут аналогия с доступом к собственным файлам на собственном винчестере? Вы возьмите пример с ограничением доступа к моему холодильнику с моими продуктами и уголовную ответственность за "неправомерный доступ", сразу насчёт бредовости поймёте.
Но файлы на компьютере - это даже совсем НЕ ВЕЩИ. Это - информация. А на информацию не распространяются право собственности, право владения и пр. Скорее можно говорить об обладании информацией и о пользовании информацией. Но из закона известно, что обладать информацией и пользоваться ей можно на определённых условиях, преступить которые нельзя.
Другой разговор - есть ли в данном случае законное ограничение на доступ или нет. Об этом можно спорить и утверждать, что правообладатель не может ограничить такой доступ по тем или иным причинам (или он не субъект, или он не вправе, или ещё что-то). Но сам постулат о невозможности неправомерного доступа к файлам на компе неверен! Если у меня на компе есть файлы, составляющие адвокатскую тайну (а у меня они есть), то это накладывает на меня известные ограничения.
Вы сами-то разобрались в том, что написали выше? Информация - один объект гражданских прав, авторские права - другой. Правообладатель - одно лицо, обладатель информации - другое. Понятия "пользование информацией" не существует в российском законодательстве вообще. Вы перемешали совершенно разные понятия и этот "винегрет" пытаетесь выдать за доказательство верности Вашей позиции.
А если на частном ПК есть информация, относящаяся к какой-то из тайн, и получена она законно, то уголовно-наказуемым будет лишь её разглашение, но никак не доступ к ней, т.к. право на доступ получено при передаче этой информации. Это же совершенно банальные вещи, неужели они непонятны?
Подозрение - это замечательно. Очень хотелось бы увидеть аргументацию со ссылками на конкретные положения законодательства.
Закон разве предусматривает момент, с которого обладатель информации перестаёт быть таким? Если укажите мне на это - признаю свою ошибку для общего случая.
Но из бытовой логики следует, что обладатель информации, однажды став таковым, не перестаёт им быть никогда. Природа информации такова: передав её кому-то, сами Вы её не теряете. Количество обладателей приумножается.
Замечательно, всё так. Вот Вы сами и ответили на свой вопрос. "Количество обладателей приумножется" и каждый из них имеет право ограничивать доступ к информации или указывать условия такого доступа. Ваша проблема - в том, что Вы считаете, что "информация" - это некая нематериальная сущность (как произведение в ЗоАП), которая существует объективно. А в законе говорится об "информации" в смысле совершенно конкретной последовательности сигналов - сообщении, которое зафиксировано на носителе либо в среде передачи. На бытовом языке, законодатель говорит об "обладателе конкретной копии информации", а не об "обладателе идеальной информации". Поэтому и обладатели множатся и каждый со своей "копией информации" может делать всё, что ему вздумается, не спрашивая у других "обладателей", т.к. у них - свои копии.
Это всё в ФЗ "Об информации..." есть.
А этого более чем достаточно. Обладателем информации, по закону, является лицо, её создавшее и получившее на законных основаниях. Если информация кем-то кому-то передана и не является чьей-то (в т.ч. третьей стороны) коммерческой тайной, то она получена на законных основаниях.
То есть Вы считаете, что если не указано иное, то по лицензионному договору передаётся абсолютное право разрешать возможность получения и пользования информацией.
По лицензионному договору (в нашем случае) передаются авторские права. К правам обладателя информации лицензионный договор не имеет ни малейшего отношения.
Мне-то кажется, что по обычному лицензионному договору не передаётся вообще никакого права что-то разрешать или ограничивать. А ведь, по букве закона, статус обладателя информации получает только такое лицо и по такому договору, по которому такое право передаётся. Если договор этого условия не содержит, то, вроде, и обладателем информации пользователь не является.
Отвечу словами классика (Л. А. Якубовича): "Нет такой буквы!". Советую внимательно почитать ФЗ "Об информации...".
Но я определение обладателя информации приводил вовсе не для того, чтобы вывести пользователя из числа обладателей ифнормации. А чтобы чётко доказать, что правообладатель программы для ЭВМ может быть ОДНОВРЕМЕННО и обладателем информации.
Уважаемый! Вы продолжаете ломиться в открытую дверь. Да! Правообладатель объекта АП, конечно же, может являться одновременно и обладателем информации, которая явно содержится в произведении. На здоровье!
Только вот как-то ограничивать доступ и дальнейшее распространение этой информации на основе своих авторских прав ОН НЕ МОЖЕТ!!! Права разные!!! И общественные отношения разные!!!
Поэтому модификация программы для ЭВМ нарушает авторские права, но не может нарушить права обладателя информации, т.к. обладателем информации является лицо, осуществившее эту модификацию!!!
В противном случае нужно садить в тюрьму по 272-й всех, кто использует у себя на ПК любую информацию, полученную не по договору, в котором явно разрешено такое использование. А это нонсенс, надеюсь, всем понятный.
Может быть так оно и есть. В смысле, что из закона об информации вследствие недоработанности его формулировок действительно следует такой абсурд и маразм.
Да нет. И с ФЗ "Об информации..." всё OK и с УК - более-менее. Проблемы с неграмотностью при их применении. А я противопоставление использовал для докательства от противного, оно же "ad absurdum".
И повторю то, что уже было сказано в статье - непростительно путать права на информацию с авторскими правами и правообладателей объектов АП с обладателями информации...
И я повторюсь: Вы не доказали, что нельзя путать. А я выше доказал, что можно отождествлять.
См. параграф "Отделение защиты информации от охраны авторских прав".
Мы-то всё доказали, а Вы - ни единого Вашего утверждения.
Только к словам "в виде текста, изображений ..." я бы добавил через запятую "в виде двоичного кода". Исходный текст программы - это такая же равнозначная часть программы, как и порождаемые ею изображения.
А! Вы у нас двоичный код, значит, читать можете? Респект! И к какому семейству компьютерных процессоров Вы относитесь: SPARC, Itanium, x86, ARM...?
Но на пользователя программы будут распространяться требования ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ. То есть доступ неправомерный не потому, что доступ не соответствует требованиям правообладателя-обладателя, а потому и только потому, что доступ не соответствует требованиям закона.
Ну наконец-то. Вы упомянули Закон. Обнародуйте, пожалуйста, его название и дайте ссылочку на конкретные статьи. Я прямо весь в нетерпении.