Приветствую, RedHouk!
Снова прошу простить за задержку с ответом (очень плотный график работы).
Уважаемый RedHouk, простите за запоздалый ответ.
Первое. Тема не "умерла", просто исчерпала себя. Я сперва начал это обсуждение, а потом однозначно доказал, что законодательство о защите прав потребителя полностью применимо к программам для ЭВМ. Как бы неприятно эти ни было для разработчиков.
Уважаемый Сергей, Спсибо что ответили,я полностью согласен что законодательство о защите прав потребителе должно быть применимо и к программам для ЭВМ. тут без вопросов. Ваша аргументация ясна и понятна. Читая лицензионные соглашения хочеться чтобы не только я отвечал перед производителем за разные нарушения авторского права и последствия использования программы, но и производитель отвечал хоть за чтото кроме получения денег.(мы ведь говорим про приетарные продукты, с фриваре и опенсорс все понятно , поскольку вы ничего не платите, то рассчитывать что вам чтото гарантируют не стоит)? а покупая ПО я хочу его использовать не только на том компьютере на который оно было установлено первый раз.
Небольшое примечание: разработчики freeware и FOSS точно так же несут ответственность за вред, наносимый их разработками, как и разработчики коммерческого ПО
(слова «проприетарный», как и «дигитальный», в русском языке нет и, очень надеюсь, никогда не будет).
НО всеже не совсем понятна именно практическая реализация этого механизма с точки зрения именно конечного пользователя. С точки зрения законодательства вроде все логично, но принять закон и добиться его работы это как говорят в Одессе "две большие разницы". Если например, купив фен, вы обнаружите что он не работает, вы можете его заменить в магазине на другой. В случае с ПО замена одного диска другим проблему не решит правильно?(кроме случаев дефекта самого носителя) Поскольку по сути это одна и таже программа. Потребитель будет наставиать на том что не работает именно купленое ПО. Как производитель должен доказывать обратное? или как потребитель должен доказать что виной неработоспособностьконкретно ПО? В случае с феном достаточно просто принести неработающий товар в магазин/СЦ. Что и куда нести в случае ПО? Само ПО, компьютер на который она устаналивалась, в магазин или производителю ПО?
А тут уже дело за пользователями: если они не пойдут сперва к разработчикам, а потом - в суды, ничего и не будет…
Представим такую ситуацию, я купил в магазине диск с игрой. Прихожу домой вставляю диск в привод, а мне выдает какой нить "рантайм еррор"? Допустим я не ИТ специалист а простой менеджер по продаже тапочет и для меня компьютер это "пишущая машинка с экранчиком".Что делать куда обращаться? Програма написана програмистами из Новой Зеландии, тоесть обратиться к ним в принципе можно, они даже пообещают разобраться и выпустят заплатку при определенных условиях, (допустим если я смогу им отправить дебаг-логи, что маловероятно если я продавец тапочек), но ведь это происходит и без закона о защите прав . В магазин? Прихожу я в магази с претензией что они мне продали неработающую программу, в магазине берут мой диск, вставляют в свой копьютер и на нем программа запускаеться. Принести свой компьютер в магазин? так магазин не должен выявлять неисправности или конфликты оборудования-программ на МОЕМ компьютере, тем более что компьютер я покупал в другом магазине.Обратиться в магазин в котором я покупал компьютер? так он никакого отношения к купленому ПО не имеет, компьютер конечно осмотрят и скажут что ЭВМ работает нормально, а то что ПО не работает так это не их проблемы. Отправить свой кмопьютер разработчику ПО в Новую зелаандию? тут комментарии думаю излишни... Конечно, как вы предлагаете, производитель должен составить мануал, но я не ИТ специалист, я манагер, я не понимаю что такое "обновить DirectX", "версия шейдеров" или "установить свежую версию netFramework" для меня это все филькина грамота. Отдавать свой компьютер даже на месяц на экспертизу\тестирование чтоб потом обратиться в суд, так Суд мои претензии суд не признает, так как в мануале на 132 странице будет написано что для нормальной работы нужно обновить драйвера, а я не обновил(ну не умею я, если вернуться к аналогии с автомобилем, которую вы привели, если я не поменял масло, то претензии к производителю что двгатель "отказал" мягко говоря неуместны). Ну не знаю я что такое драйвер видеокарты, netFramework, или "runtume library" и как его обновлять. Да и расстаться с компьютером хотябы на неделю не каждый может себе позволить, а другово у меня нету. В итоге получаем что де юре закон принят о защите прав потребителей в отношении ПО, а де факто всо остаеться по прежнему.
1. Защита своих прав при капитализме – долгое, трудное, муторное, утомительное и затратное дело.
2. Если не умеешь пользоваться бензопилой, лучше не пользуйся: иск за отпиленную ногу никто не примет…
3. Вы, почему-то, смешиваете вопросы анализа законодательства с вопросами практической сложности его применения в отсутствие сложившейся практики. Вопрос на стороне законодательства решён – как говорится «с той стороны все пули вылетели», теперь вопрос за потребителями, которые должны оторвать седалище от дивана и пошевелиться, чтобы защитить предоставленные им по закону права. Патриархальный СССР кончился: теперь государство не «папа с мамой» - за ручку никого водить и решать за него проблемы не будет.
Поэтому весь пафос относительно того, что, дескать «всё красиво на бумаге, да забыли про овраги» следует обращать лишь к самим себе – если позволяем нарушать своим права, значит сами и виноваты.
4. Вы глубоко заблуждаетесь относительно того, что можно «на раз-два» доказать вину автопроизводителя при «очевидном» отказе двигателя. У меня коллега как раз занимается отработкой исков к автопроизводителям/автосалонам. Так вот, «замотаешься пыль хлебать» пока в суде докажешь, что авария произошла по вине автопроизводителя и дилера.
Соответственно, в очередной раз повторюсь – НА ПРАКТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
НЕТ НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ ЗАЩИТОЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕСЧЕНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ДРУГИХ ТОВАРОВ.
Конечно еще остаеться надежда на "промышленный уровень програмирования" , мол при нем такая ситуация возникнуть не должна, но чтото сильно сомнения меня гложат.
Возможно,я сильно сгущаю краски и вы както по другому представляете механизм защиты прав потребителя в отношении ПО? Будет интересно услышать вашу точку зрения.
"Промышленный уровень программирования" может всего лишь сократить число ошибок в ПО, однако вечно сжатые сроки и урезанные бюджеты на разработку ПО с высокой вероятностью сведут влияние уровня программирования к нулю
Вы, очевидно, совершенно не представляете себе, что такое защита гражданских прав.
Если Ваше гражданское право нарушено, то никто по этому поводу вокруг вас бегать не то, что не будет, а даже и не почешется. Ваше право нарушено – ваша проблема. Хотите защищать право – welcome в суд, не хотите/нет денег – утритесь и терпите.
(В части авторских прав это правило нарушено по той просто причине, что АП по факту защищает не гражданские права «творцов», а толстые кошельки корпораций, в которых есть средства на «покупку» соответствующих законов – но для отдельных граждан такой вариант не проходит).
Как думаете, каков процент автолюбителей, которые детально разбираются в устройстве автомобиля и могут его разобрать/собрать собственными руками? Думаю, для 90+% людей автомобиль - четырёхколёсная тележка с педалями, коробкой передач и рулём...
Если вы купили автомобиль но не научились водить то глупо предьявлять претензии к производителю за то что попали в аварию, это понимают все. Но в случае же с ПО имеем прямо противоположную картину. Если пользователь попал в "аварию" то ответственность должен нести производитель ПО по мнению 99% пользователей,. Вопрос как это обьяснить самим пользователям которые уверены что "вчера все работало, а сегодня ваша программа начала глючить, почините ее а то нажалусь в общество защиты потребителей...", при этом абсолютно забывая что именно вчера сами поставили новую программу по "ускорению интернета" или еще чтото в этом роде)..
Кто сказал, что это «понимают все», где письменное подтверждение от этих «всех»?
С автомобилями – то же самое, что и с компьютерами: ~10% понимают, что делают, а остальные 90% - нет. Так что, наоборот, весьма и весьма вероятно, что претензии к автопроизводителю будут предъявлять именно неопытные автолюбители, «запоровшие» коробку передач, диск сцепления или двигатель, либо вообще попавшие в ДТП.
В части ИТ/ПО точно также: львиную долю претензий предъявляют некомпетентные люди, у которых «за месяц не было ни одного разрыва». Причём, претензии эти они предъявляют службам поддержки – в суд не идут, т.к. так вполне можно «схлопотать» встречный иск и потом выплачивать компенсацию за распространение сведений, порочащих деловую репутацию компании…
Да. Я выше уже написал, что эта ситуация ничем не отличается от, например, холодильника или автомобиля.
в данном случе аналогия не верна, вы покупаете холодильник и телевизор как "вещь в себе". Не смотря на то что разные модули имеют разных производителей, их компоновку, проверку на совместимость и установку ПО проводит сборщик и дает гарантию что только при такой компоновке только таким ПО "агрегат" будет работать. Тоесть гарантия даеться на вещь целиком. И если вы захотите сменить ПО вашей приставки/телефона/микроволновки/пылесоса то наверняка гарантии вы лишитесь.
Конечно же производитель тоже может простестировать ПО на конечном перечне оборудования/софта, (что сосбственно обычно и происходит), мол он гарантирует что с таким железом, и таким софтом все будет тип-топ, а если у вас чтото отличаеться то идите лесом, тоесть опятьже де юре закон действеет, а де факто все осталось по прежнему...
Освежите в памяти, что такое
система. Холодильник или телевизор точно также являются частью системы (электроприборов), как и отдельная программа является частью системы (программного обеспечения), поэтому ситуация с их использованием отличается исключительно спецификой их функциональности и устройства. Можно весьма успешно сжечь телевизор, рассчитанный на 110В, подключив его к сети 220В без трансформатора. Можно создать помехи приёму, пустив антенный кабель через один короб с силовым кабелем. А можно и проводку сжечь, некорректно подключив электроприборы. Так что возможностей тут уйма – не меньше, чем для программы для ЭВМ. И доказать для конкретного случая, что авария произошла по вине производителя, а не пользователя без кучи экспертиз и тяжб не получится. Даже в продуктовый магазин просроченную колбасу так просто не вернёшь, так что говорить о том, что с обычными товарами защита прав потребителей – детская забава, никак нельзя.
Проблема, как мне представляется, заключается в том, что просто далеко не все «компьютерщики» хорошо разбираются в устройствах, отличных от компьютера, почему и считают свои «электронные счёты» чем-то сверхуникальным…
ЗЫ Мне тут еще пришло в голову , не знаю всех тонкостей "прав потребителей" но по моему юридическая ответственность возникает только там, где стороны заключают договор купли-продажи. А сейчас торгуют не самим ПО а правом на его использование(лицензиями), так уж получилось что недавно как раз занимался пробемой лицензирования продуктов майкрософт, достаточно забавный прейскурант: лицензия на использование "Microsoft ....." - столько то долларов, диск с программмой "Microsoft...." 1,5 доллара. Или можете скачать бесполатно используя логин пароль который получите после покупки лицензий. Тоесть как бы де юре вы покупаетет не ПО а всего лишь право на его использование. а экземпляр ПО вы получаетет как "бесплатный бонус".
Здрасьте – приехали… А что, по-вашему, мы на всех предыдущих страницах ветки обсуждали? Именно что de jure происходит приобретение (в результате сделки купли-продажи) экземпляра программы для ЭВМ. А отсюда – распространение ФЗ ОЗПП на ПО.