Форум ''Интернет и Право''
25 Ноября 2024, 00:50:50 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: Форум "Интернет и Право" прекратил свою работу с 01 января 2013 г.
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
В закладки:
Страниц: [1] 2 3   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обязанности провайдеров по обеспечению СОРМ  (Прочитано 23895 раз)
CyberCop
Ведущий
Частый посетитель
*****
Офлайн Офлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 1889


Свой среди чужих - Чужой среди своих.


WWW E-mail
« : 24 Февраля 2004, 13:47:59 »

    Закон РФ О связи (от 7.07.03 г. № 126-ФЗ с изм., внесен. ФЗ от 23.12.03 г. № 186-ФЗ)

    Ст. 64 Обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлении следственных действий

    1. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

    2. Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

    3. Приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности.
    Операторы связи обязаны возобновить оказание услуг связи на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.

    4. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    5. При проведении уполномоченными государственными органами следственных действий операторы связи обязаны оказывать этим органам содействие в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

    Ст. 63 Тайна связи

    2. Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.
    3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

     Уважаемые участники форума! Предлагаю высказаться в рамках обозначенной темы по данным правовым нормам в ракурсе "Обязанностей провайдеров и ограничения прав пользователей услуг Интернет"!
Записан
Yeoman
Механик форума
Участник
**
Офлайн Офлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 354


Бритва Оккама, лучшее оружие в дебрях словоблудия


« Ответ #1 : 24 Февраля 2004, 16:29:18 »

Цитировать
3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Господа я несколько не понял - из этого пункта следует что уполномоченные работники оператора связи (читай служащие компании-провайдера) могут без всякого решения суда нарушать тайну переписки? Так получается или я чего то не понял?
Если это так, то как тогда это согласуется со статьей 138 "Нарушение тайны переписки,телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений" УК.
Записан
Виталий К.
Специалист
Частый посетитель
*****
Офлайн Офлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 1628


Все не так как кажется


« Ответ #2 : 24 Февраля 2004, 16:50:46 »

Цитировать
Господа я несколько не понял - из этого пункта следует что уполномоченные работники оператора связи (читай служащие компании-провайдера) могут без всякого решения суда нарушать тайну переписки? Так получается или я чего то не понял?

Ну, во-первых, "осмотр почтовых отправлений" не обязательно должен заключаться во вскрытии почтового отпарвления. "Осмотр" проводить необходимо хотя бы для того, чтобы установить кому и куда доставить такое почтовое отправление. А вот третьим лицам знать, кто кому по какому адресу посылал письмо или посылку, не нужно;
Во-вторых, в ряде случаев текст почтового отправления является доступным работникам операторов связи (например, открытое письмо);
В-третьих, есть ситуации, когда работники операторов связи обязаны осмотреть и содержимое почтового отправления (например, при отправке посылки с описью; в случае возникновения подозрений об опасности отправления и т.д.).
Вот на эти случаи и направлена данная норма.
Записан
Николай Николаевич Федотов
Тех.специалист
Internet-law team
*****
Офлайн Офлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 4531


Мафия бессмертна, сыск вечен!

263087756
WWW E-mail
« Ответ #3 : 24 Февраля 2004, 17:16:16 »

Операторы связи и раньше никогда не оспаривали такие обязанности. Единственное, чем они были "немножко недовольны" - тем, что аппаратуру СОРМ пытались ставить за счёт самих операторов. При этом цены на такую аппаратуру были... как бы это сказать... не совсем рыночными.

Вопрос "за чей счёт" не был разрешён ни в старых законах, ни в подзаконных актах. Формулировки слишком неопределённые, а те положения приказов Минсвязи, где прямо указано, что за счёт оператора, были отменены Верховным судом. И в новом законе скользкий вопрос старательно обойдён:

Цитировать
...обязаны обеспечивать реализацию установленных ... требований к сетям и средствам связи...
Записан

Форензика - компьютерная криминалистика: http://forensics.ru/
CyberCop
Ведущий
Частый посетитель
*****
Офлайн Офлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 1889


Свой среди чужих - Чужой среди своих.


WWW E-mail
« Ответ #4 : 24 Февраля 2004, 22:14:48 »

Господа я несколько не понял - из этого пункта следует что уполномоченные работники оператора связи (читай служащие компании-провайдера) могут без всякого решения суда нарушать тайну переписки? Так получается или я чего то не понял?

    На практике ими являются лицензированные сотрудники - инспектора службы безопасности оператора, осуществляющие свою деятельность на основании Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ".
Записан
CyberCop
Ведущий
Частый посетитель
*****
Офлайн Офлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 1889


Свой среди чужих - Чужой среди своих.


WWW E-mail
« Ответ #5 : 24 Февраля 2004, 22:17:09 »

                  Ещё один топик в тему!

    КОНВЕНЦИЯ   О взаимной правовой помощи по уголовным делам между странами – участницами Европейского Союза (принята Советом Европейского Союза 12.07.2000 г. // Official Journal of the European Communities, 12/07/2000. – P. 197/6).

   ГЛАВА III Перехват телекоммуникаций
   Статья 19 Перехват телекоммуникаций на территории своего государства с помощью провайдеров услуг
   1. Страны – участницы ЕС должны гарантировать, что к системам телекоммуникационных служб, работающих с использованием доступа на их территориях, к которым нельзя получить прямой доступ на территории той страны, где необходимо провести законный перехват телекоммуникаций находящегося в этой стране объекта, можно будет получить прямой доступ для законного перехвата этой страной-участницей ЕС через посредника – установленного провайдера услуг, находящегося на территории этой страны.

   2. Компетентные органы страны-участницы ЕС должны иметь право, в целях проведения уголовного расследования и в соответствии с применяющимся национальным законодательством, провести перехват через посредника – установленного провайдера услуг, находящегося на территории этой страны, без привлечения той страны-члена ЕС, на территории которой находится основной доступ.

   Статья 20. Перехват телекоммуникаций без технической помощи со стороны другой страны-члена ЕС
   2. Когда в целях проведения уголовного расследования компетентные органы Страны-участницы ЕС, производящей перехват телекоммуникаций, разрешают перехват и при этом адрес объекта перехвата находится на территории другой страны, от которой не требуется предоставления технической помощи для выполнения перехвата, то Страна, производящая перехват телекоммуникаций должна проинформировать страну, на территории которой находится объект перехвата.

   Статья 21. Ответственность за оплату услуг, предоставляемых телекоммуникационными операторами
   Страна-участница ЕС, производящая перехват телекоммуникаций, должна произвести оплату услуг, предоставленных телекоммуникационными операторами или провайдерами услуг.

Записан
Urix
Гость


E-mail
« Ответ #6 : 25 Февраля 2004, 00:45:42 »

Цитировать
1. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно ЗоОРД,

Статья 8.    Условия   проведения   оперативно   -   розыскных
   мероприятий
..............
       Проведение оперативно   -   розыскных   мероприятий,   которые
   ограничивают конституционные права  граждан  на  тайну  переписки,
   телефонных  переговоров,  почтовых,  телеграфных и иных сообщений,
   передаваемых по сетям электрической  и  почтовой  связи,  а  также
   право  на  неприкосновенность  жилища,  допускается  на  основании
   судебного решения и при наличии информации:
       1. О    признаках    подготавливаемого,    совершаемого    или
   совершенного  противоправного  деяния,  по  которому  производство
   предварительного следствия обязательно.
       2. О  лицах,  подготавливающих,  совершающих  или  совершивших
   противоправное  деяние,  по которому производство предварительного
   следствия обязательно.
       3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной,
   военной,  экономической или экологической безопасности  Российской
   Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к
   совершению  тяжкого  преступления,  а  также  при наличии данных о
   событиях и действиях,  создающих угрозу государственной,  военной,
   экономической или экологической безопасности Российской Федерации,
   на основании мотивированного постановления одного из руководителей
   органа,   осуществляющего  оперативно  -  розыскную  деятельность,
   допускается  проведение  оперативно   -   розыскных   мероприятий,
   предусмотренных  частью  второй  настоящей статьи,  с обязательным
   уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с
   момента  начала  проведения  оперативно  -  розыскного мероприятия
   орган,  его осуществляющий,  обязан получить  судебное  решение  о
   проведении   такого   оперативно  -  розыскного  мероприятия  либо
   прекратить его проведение.

Согласно этой статьи ЗоОРД можно сделать заключение, что СОРМ незаконен, ибо с его помощью производится перлюстрация корреспонденции (ограничение конституционных прав граждан на тайну переписки) без решения Суда.
Статья 1. Оперативно - розыскная деятельность
       Оперативно -  розыскная  деятельность  -   вид   деятельности,
   осуществляемой  гласно  и  негласно  оперативными  подразделениями
   государственных   органов,   уполномоченных   на   то    настоящим
   Федеральным  законом (далее - органы,  осуществляющие оперативно -
   розыскную деятельность),  в  пределах  их  полномочий  посредством
   проведения  оперативно  -  розыскных  мероприятий  в  целях защиты
   жизни,  здоровья,   прав   и   свобод   человека   и   гражданина,
   собственности,  обеспечения безопасности общества и государства от
   преступных посягательств.

Статья 3. Принципы оперативно - розыскной деятельности
       Оперативно -  розыскная    деятельность    основывается     на
   конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и
   свобод  человека  и гражданина,  а также на принципах конспирации,
   сочетания гласных и негласных методов и средств.


 А втягивание в противоправное деяние операторов электросвязи считаю делом еще более паскудным, нежели саму перлюстрацию без решения Суда.

Статья 5.  Соблюдение прав и свобод человека и гражданина  при
   осуществлении оперативно - розыскной деятельности
.............................
При нарушении   органом  (должностным  лицом),  осуществляющим
   оперативно - розыскную деятельность,  прав  и  законных  интересов
   физических  и  юридических  лиц  вышестоящий орган,  прокурор либо
   судья в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации
   обязаны  принять  меры  по  восстановлению  этих  прав  и законных
   интересов, возмещению причиненного вреда.


На следующей ниже "оптимистичной" выдержке, прямо в тексте ЗоОРМ объявляющей СОРМ незаконным, мне хочется закончить...

Статья 8.    Условия   проведения   оперативно   -   розыскных
   мероприятий
...................
При проведении   оперативно   -   розыскных   мероприятий   по
   основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 и 6 части второй статьи
   7  настоящего  Федерального  закона,   запрещается   осуществление
   действий,  указанных  в  пунктах  8  -  11  части  первой статьи 6
   настоящего Федерального закона.
....................


Это основания для запрещения проведения некоторых ОРМ
Статья 7.  Основания для  проведения  оперативно  -  розыскных
   мероприятий
....................
       2. Ставшие известными  органам,  осуществляющим  оперативно  -
   розыскную деятельность, сведения о:
       1) признаках подготавливаемого,  совершаемого или совершенного
   противоправного  деяния,  а  также о лицах,  его подготавливающих,
   совершающих или  совершивших,  если  нет  достаточных  данных  для
   решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
       2) событиях или действиях,  создающих угрозу  государственной,
   военной,  экономической  или экологической безопасности Российской
   Федерации;
       3) лицах,  скрывающихся от органов дознания,  следствия и суда
   или уклоняющихся от уголовного наказания;
       4) лицах,  без вести пропавших,  и об обнаружении неопознанных
   трупов.
.......................
       6. Запросы   международных  правоохранительных  организаций  и
   правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с
   международными договорами Российской Федерации.


А это те самые ОРМ, которые запрещается проводить при определенных условиях.
Статья 6. Оперативно - розыскные мероприятия
       При осуществлении    оперативно   -   розыскной   деятельности
   проводятся следующие оперативно - розыскные мероприятия:
............
       8. Обследование  помещений,   зданий,   сооружений,   участков
   местности и транспортных средств.
       9. Контроль   почтовых   отправлений,   телеграфных   и   иных
   сообщений.
       10. Прослушивание телефонных переговоров.
       11. Снятие информации с технических каналов связи.
......................

« Последнее редактирование: 25 Февраля 2004, 15:42:46 от Urix » Записан
Yeoman
Механик форума
Участник
**
Офлайн Офлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 354


Бритва Оккама, лучшее оружие в дебрях словоблудия


« Ответ #7 : 25 Февраля 2004, 10:46:20 »

Цитировать
Господа я несколько не понял - из этого пункта следует что уполномоченные работники оператора связи (читай служащие компании-провайдера) могут без всякого решения суда нарушать тайну переписки? Так получается или я чего то не понял?

Ну, во-первых, "осмотр почтовых отправлений" не обязательно должен заключаться во вскрытии почтового отпарвления. "Осмотр" проводить необходимо хотя бы для того, чтобы установить кому и куда доставить такое почтовое отправление. А вот третьим лицам знать, кто кому по какому адресу посылал письмо или посылку, не нужно;
Во-вторых, в ряде случаев текст почтового отправления является доступным работникам операторов связи (например, открытое письмо);
В-третьих, есть ситуации, когда работники операторов связи обязаны осмотреть и содержимое почтового отправления (например, при отправке посылки с описью; в случае возникновения подозрений об опасности отправления и т.д.).
Вот на эти случаи и направлена данная норма.
Спасибо Виталий. А сообщения электронной почты к почтовым отправлениям относятся?
Записан
Yeoman
Механик форума
Участник
**
Офлайн Офлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 354


Бритва Оккама, лучшее оружие в дебрях словоблудия


« Ответ #8 : 25 Февраля 2004, 10:48:47 »

Господа я несколько не понял - из этого пункта следует что уполномоченные работники оператора связи (читай служащие компании-провайдера) могут без всякого решения суда нарушать тайну переписки? Так получается или я чего то не понял?

    На практике ими являются лицензированные сотрудники - инспектора службы безопасности оператора, осуществляющие свою деятельность на основании Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ".
CyberCop, а что этот закон и лицензия ( я так понимаю идет  речь о лицензии частного детектива/охранника) позволяют им нарушать тайну переписки?
Записан
Виталий К.
Специалист
Частый посетитель
*****
Офлайн Офлайн

Пол: Мужской
Сообщений: 1628


Все не так как кажется


« Ответ #9 : 25 Февраля 2004, 11:25:23 »


Цитировать
Спасибо Виталий. А сообщения электронной почты к почтовым отправлениям относятся?

Думаю, что не относятся.
Согласно ФЗ "О почтовой связи" "почтовое отправление" - почтовые отправления - адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры. При этом указывается, что под письменной корреспонденцией понимаются "простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты".

ФЗ "О связи" также противопоставляет "почтовые отправления" и "сообщения электросвязи". Обратите также внимание и на то, что упомянутая Вами ст. 63 также проводит это противопоставление, допуская осмотр работниками операторов связи только "почтовых отправлений".

Записан
Страниц: [1] 2 3   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Яндекс цитирования © Антон Серго, 1998-2012. Правовая информация.
Карта сайта "Интернет и Право" (internet-law.ru).

На правах рекламы:

Произвольная ссылка:







Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines