В этой ветке и вообще в практике меня насторожила одна неприятная тенденция. В разборках с киберсквоттерами многие уповают на
неправовые методы решения конфликта. Это оправдывается отсутствием в РФ эффективного правового механизма разрешения споров о доменных именах. Кроме того, пока киберсквоттерством занимаются бедные студенты и мелкие жулики, такие методы действительно эффективны.
А вот что у нас будет, если за киберсквоттерство возьмутся люди
серьезные? Ну хотя бы преступная группировка средней руки или оголодавшие на бюджетной зарплате опера из какой-нибудь силовой структуры?
Попробую смоделировать такой сценарий. Российское ЗАО "Суперкидалово" с оборотом 2-3 миллиона у.е. в год обнаруживает, что ее домен
www.superkidalovo.ru зарегистрирован на жительницу подмосковного городка П. Машу Пупкину. На сайте Маша разместила свою фотографию топлесс, а за доменное имя просит 100 тысяч. В у.е., естественно.
Столкнувшись с таким вымогательством, "Суперкидалово" действует привычным путем. В город П. выезжают гонцы. И сталкиваются там с непредвиденными трудностями. Начальник милиции в П., любовно ощупывая пухлый конвертик в кармане кителя, поясняет, что милиция не вмешивается в гражданско-правовые отношения. Прокурор города советует обратиться в суд... месяца через три, когда судья Хлюпкина, которая хоть что-то понимает в компьютерах, вернется из декретного отпуска. В местном отделе ФСБ вопросами доменных имен занимается сотрудник, который вот только что вышел. Позвоните завтра... или послезавтра...
На безрыбье предпринимается попытка просто и понятно объяснить все самой Маше Пупкиной. К сожалению, в объяснения вмешивается ее брат Вася, местный "бригадир" - вместе со своей "бригадой". Гонцы оказываются в больнице города П., где с радостью узнают, что все их повреждения - всего лишь результат падения с высоты собственного роста.
На жалобы в вышестоящие инстанции - областную и Генеральную прокуратуру - приходит вежливый ответ из прокуратуры П., что "приведенные Вами факты в ходе проверки не нашли своего объективного подтверждения". На сайте
www.superkidalovo.ru Маша размещает мнения покупателей о товарах ЗАО "Суперкидалово". Как ни странно, мнения резко отрицательные.
Дальнейшая ситуация в России может развиваться тремя путями. ЗАО "Суперкидалово" может забыть о неудобном сайте, зарегистрировать на себя домен superkidalovo.md и жить на нем припеваючи. Может появится крупный "авторитет" из П., который за скромный гонорар в 300 тысяч у.е. всё уладит (по справделивости - 150 тыс. у.е. Васе Пупкину за труды и столько же "авторитету" за разводку), после чего Васина сестра Маша добровольно и бесплатно откажется от домена в пользу ЗАО "Суперкидалово". Наконец, ЗАО "Суперкидалово" может ввязаться в войну до победного конца с привлечением Генпрокуратуры, Верховного Суда и международных организаций. За пару лет война завершается полной победой ЗАО "Суперкидалово", после чего права на домен, как единственную оставшуюся у обанкротившегося ЗАО ценность, арестовывает судебный пристав в удовлетворение претензий кредиторов.
В общем, куда ни кинь - всюду клин! Если неправовые методы сталкиваются с адекватным ответом - как быть в этом случае?