Давно меня интересовал такой вопрос (пока, в основном, в теоретическом ракурсе). Ст. 22 ЗоТЗ РФ дает определение и примерный перечень видов ИСПОЛЬЗОВАНИЯ товарного знака. Одним из частных случаев использования товарного знака, можно полагать, является коммерческое использование товарного знака в Интернете - допустим, на официальном сайте правообладателя, где рекламируется или даже предлагается к онлайн-продаже товар, маркированный соответствующим ТЗ (сетевая реклама = та же реклама). Следовательно, такое использование при определенных обстоятельствах уже может предотвратить аннулирование ТЗ на основании его неиспользования правообладателем.
Вопрос: что, если такое использование осуществляется не на сайте .ru, а, скажем, на сайте .com? Чем этот сайт менее доступен для российского потребителя?
С одной стороны, такой подход с налетом заведомого абсурда обессмысливает использование понятие использования знака на территории той или иной страны.
Любой правообладатель в мире может заявить, что, используя свой ТЗ на сайте ххх.com и осуществляя с него продажу (или даже без таковой) он использует знак во всех странах мира!
С другой стороны, пока я не нашел убедительных правовых доводов НЕ считать использование на .com использованием на территории России. Приводились аргументы, что зона .ru -в юрисдикции России, а прочие зоны - в прочих юрисдикциях. Однако Интернет един и в смысле доступности для российского потребителя, обладающего доступом в Интернет, разницы между .ru и .com практически никакой. Так чем же .ru "роднее" в таком случае? Особенно если товар не просто рекламируется (такая реклама может в принципе оказаться недостаточной для признания использования знака в России, т.к. ст.22 ЗТЗ гибко гласит, что "использованием МОЖЕТ БЫТЬ признано также применение ТЗ в рекламе..."), но продается посредством Интернет? Российский потребитель ведь может зайти на сайт ххх.com так же, как он зашел бы в российский магазин.
Здесь, конечно, можно привести довод о том, что производство и основная реализация товара, маркированного ТЗ, находятся на территории др. гос-ва, что реализация не рассчитана специально на территорию России. Подозреваю, что разгадка здесь - в факте, что продажа, вероятно, произошла не в России, а за ее пределами, пусть покупатель - и российский гражданин. Кстати, затрудняюсь определить место совершения купли-продажи, особенно учитывая электронный характер сделки (каюсь, я не блестяще подкован в вопросах международной торговли).
У кого какие мнения?