Вот такой ответ на запрос пришел с Житной.
Управлением по организации дознания МВД России совместно с Договорно-правовым департаментом МВД России Ваше обращение от ХХ.07.2012 о разъяснении отдельных положений некоторых нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы регистрации и разрешения сообщений о происшествиях рассмотрено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 части третьей статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности (далее – Федеральный закон № 144-ФЗ) в качестве одного из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий предусматривается получение органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
При этом под противоправным деянием, как указано в пункте 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой», подразумевается уголовно наказуемое деяние, то есть преступление.
Как ранее было установлено пунктом 13 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 4 мая 2010 г. № 333 (далее – Инструкция), анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации в Книге учета сообщений о происшествиях (далее – КУСП) передаются в соответствующие подразделения органов внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.
Если в результате их проверки будут установлены признаки преступления, то поводом к возбуждению уголовного дела будет являться регистрируемый в установленном порядке в КУСП рапорт сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаком преступления (пункт 16 Инструкции).
Одновременно следует отметить, что согласно пункту 3 приказа МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (зарегистрирован в Минюсте России от 4 мая 2012 г. № 24633), приказ МВД России от 4 мая 2010 г. № 333, нормы которого Вы просите разъяснить, признан утратившим силу.
Согласно пункту 12 Инструкции предусматривалось, что рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должен быть оформлен в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) определяет, что в случае сообщения о преступлении, полученного из иных источников, лицом, получившим сообщение, составляется рапорт обнаружении признаков преступления.
Согласно пунктам 16 и 23 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в КУСП, с отражением в ней следующих сведений: порядковый номер, присвоенных зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время его принятия; должностное лицо, его принявшее и т.д.
В соответствии с Инструкцией в КУСП конкретного органа внутренних дел все предусмотренные статьями 141-143 УПК РФ сообщения, содержащие признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, подлежали регистрации.
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне», а также названными нормативными актами не предусматривается присвоение соответствующего грифа секретности и пометки «ДСП» рапорту об обнаружении признаков преступления и КУСП
В соответствии с частью первой статьи 25 УПК РФ постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» обязывает судей при подготовке к рассмотрению жалобы истребовать по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы на процессуальные решения и действия (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора (пункт 12).
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, должностных лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.