Источник:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=274222ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
от 24 апреля 2012 г. N 89-Д12-4
Как следует из материалов уголовного дела, для получения доказательств сбыта Южаковым А.В. наркотических средств сотрудниками УФСКН была использована помощь С. действовавшего в рамках проводимого оперативного мероприятия.
При этом из материалов дела видно, что оперативное мероприятия в отношении Южакова А.В. 20 августа 2005 года проводилось на основании имевшейся у сотрудников УФСКН информации о том, что молодой человек по имени С. занимается незаконным культивированием, хранением и сбытом наркосодержащего растения "мак".
Об этом свидетельствует имеющийся в материалах дела рапорт младшего оперуполномоченного <...> УФСКН РФ <...> А. и постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия "проверочная закупка" от 20 августа 2005 года в отношении лица по имени С.
После проведения данной проверочной закупки, в ходе которой была подтверждена полученная оперативная информация и выявлен факт сбыта Южаковым А.В. наркотического средства С. сотрудниками правоохранительных органов
было повторно проведено аналогичное оперативно-розыскное мероприятие в отношении Южакова А.В. с участием того же лица - С.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", "проверочная закупка" предусмотрена как один из видов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии со ст. 7 указанного Закона основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; события и действия, создающие угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.
Однако,
вопреки этим задачам оперативно-розыскной деятельности после того, как 20 августа 2005 года уже был выявлен факт сбыта Южаковым А.В. наркотического средства, его преступные действия не были пресечены, а 22 августа 2005 года посредством привлеченного лица С. вновь проводилось аналогичное оперативно-розыскное мероприятие "проверочная закупка" в отношении уже известного лица.
При этом действия оперативных сотрудников, связанные с дальнейшим осуществлением оперативно-розыскных мероприятий в отношении Южакова А.В. с целью документирования его преступной деятельности, не вызывались необходимостью, поскольку, как видно из материалов дела, проверочная закупка после 20 августа 2005 года
проводилась именно в отношении Южакова А.В., с указанием конкретного адреса его проживания, а не с целью установления иных лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков.
Каких-либо новых результатов дальнейшее продолжение оперативно-розыскных мероприятий не дало.
Кроме того, как следует из материалов дела, за действиями осужденного Южакова А.В., а также покупателя С. велось оперативное наблюдение сотрудниками УФСКН, которые имели возможность пресечь действия Южакова А.В. уже при проведении первой проверочной закупки, однако не сделали этого, а посредством того же лица подтолкнули Южакова А.В. к дальнейшему незаконному обороту наркотических средств.
Исходя из требований справедливого суда, предусмотренных ст. 6 Европейской Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", общественные интересы в борьбе против наркоторговли не могут оправдывать использование доказательств, полученных в результате провокации органов полиции.
Согласно ст. 75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми, не имеющими юридической силы и поэтому они не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, в том числе по настоящему делу по факту не вызывавшейся необходимостью последующей проверочной закупки 22 августа 2005 года.
При постановлении обвинительного приговора и вынесении надзорной инстанцией решения в части покушения на незаконный сбыт наркотических средств от 22 августа 2005 года судами не учтены условия, при которых была проведена необоснованная повторная проверочная закупками не проверено соблюдение требований закона об оперативно-розыскной деятельности.
При таких обстоятельствах приговор и постановление суда надзорной инстанции в отношении Южакова А.В.
подлежат частичной отмене и изменению ввиду нарушения уголовно-процессуального закона и неправильного применения уголовного закона.