ИНТЕРНЕТ НА ПОРОГЕ ВОЙНЫДата: 30.10.2004
Источник: CNews.ru
Автор: Григорий Акопов
На современном этапе можно с уверенностью говорить об информационных баталиях и войнах, глобальных информационных противоборствах и локальных конфликтах, которые уже давно не ограничиваются вбрасыванием дезинформации. Именно поэтому для достижения своих целей выгоднее использовать информационное оружие, нежели традиционное вооружения. В этом контексте Интернет является очень грозным средством.
Согласно одному направлению кибервойны исследуются как развитие и распространение информационных технологий, в военной области подразумевая под собой высокоточное оружие, технологии стелс, боевые и разведывательные радиоэлектронные средства и, даже, футуристические разработки в области роботизации и автоматизации. Другое направление исследований понимает кибервойны, как элемент информационных войн, осуществляемый по средствам всемирной паутины.
Интернет-СМИ отличаются от обычных средств массовой информации тем, что там можно публиковать новости не только дешево и оперативно, но и что самое примечательное анонимно. Это делает их идеальным инструментом для различного рода политических провокаций. Так, в ноябре 1998 г. на российском сервере бесплатных web-страниц был размещён сайт "Коготь", содержащий список домашних адресов и телефонов многих известных чиновников, расшифровки телефонных переговоров. "Коготь" был прикрыт спецслужбами через пару часов после появления в сети. Но появилась его вторая версия - "Коготь-2", которая продержалась гораздо дольше, т.к. ресурс был зарегистрирован в США. Как утверждают специалисты, т.н. "Когти" оказались репетицией.
Наиболее распространенным приемом осуществления политических кибервойн может считаться выброс компромата посредством специализированных интернет-сайтов. В сети функционируют целые порталы планомерно вбрасываемого компромата. С приближением выборов интернет становится похожим на систему для политических провокаций. Наглядный пример – история про сайты Ю. М. Лужкова в 99-м. В его день рождения - 21 сентября, к группе сайтов, так или иначе связанных с именем Мэра Москвы, добавился ещё один -
www.lujkov.ru. По дизайну первой страницы он был почти идентичен личному сайту мэра
www.luzhkov.ru. Но содержание для Лужкова было крайне неприятным. Спустя несколько часов после своего появления lujkov.ru был частично закрыт, - он перестал отзываться на свой URL. Через несколько дней после закрытия ответственность за его судьбу взял на себя - Фонд Эффективной Политики (ФЭП).
Незадолго до выборов в Государственную Думу третьего созыва в интернете, помимо официального веб-сайта Г. А. Зюганова
www.zyuganov.ru появился “паразитический” сайт
www.zuganov.ru, на котором образ лидера российских коммунистов выглядел совсем не престижно. На главной странице Г. А. Зюганов был изображен в бюстгальтере. Сайт содержал ненормативную лексику и пошлые карикатуры на него. После выборов сайт перестал функционировать.
Существуют в сети и сайты, дискредитирующие не только политику партий или индивидов, но и политику целых государств, осуществляя тем самым информационные атаки не на те или иные политические институты, а на государственный суверенитет. Так, в сети на протяжении нескольких лет существовал сайт чеченских сепаратистов kavkaz.org, открыто выступавший не только против проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике, но и призывающий бороться против федеральных властей.
Kavkaz.org неоднократно пытались ломать. В марте 2002 года группа хакеров, скрывающаяся под псевдонимом "Сибирская сетевая бригада", смогла частично ликвидировать сайт. При попытке открыть электронную страницу на экране появлялись сообщения антитеррористической направленности. На следующий день после теракта в ДК на Дубровке пропагандистский сайт был ликвидирован группой российских программистов, но вскоре он опять начал функционировать.
В сентябре 2003 года, суд Вильнюса признал незаконными действия литовского Департамента госбезопасности, который в июне 2003 года закрыл сайт «Кавказ-Центр». Закрыть «Кавказ Центр» требовали от Литвы и Российские власти. Однако уже в конце сентября 2003 года суд Вильнюса вынес решение в пользу создателей сайта.
Другой, не менее интересный пример: в апреле 2003 г. руководство Эстонии ответило отказом на требование России запретить одной из коммерческих фирм этой прибалтийской страны сотрудничать с чеченскими террористами. Как сообщала телекомпания НТВ, данная структура предоставляла чеченским экстремистам услуги по размещению интернет-сайта боевиков. По словам эстонского премьер-министра, «сайт находится не на сервере правительства Эстонии, поэтому кабинет в его деятельность вмешиваться не станет, не смотря на то, что Россия требует его закрыть».
13 сентября 2004 года после ряда террористических актов Министерство иностранных дел России вновь потребовало прекращения работы сайта чеченских боевиков «Кавказ-Центр». Для этого в МИД был вызван посол Литвы в России Р. Шидлаускас. Как говорилось в сообщении ведомства, вопрос был поставлен перед ним "в жесткой форме" и 19 сентября власти Литвы временно заблокировали чеченский информационный сайт. Однако вскоре он опять был открыт, но уже в Финляндии, а после очередной ноты протеста российского правительства, вновь был закрыт.
Все чаще террористы берут на себя ответственность через интернет или вывешивают на своих сайтах фотографии жертв, взрывов и даже видеоролики отснятых терактов. Нередко посредством своих ресурсов боевики отчитываются о проделанной работе или обращаются с посланиями к определенной категории граждан. С помощью интернета террористы запугивают общественность, угрожая новыми террористическими атаками.
В настоящее время во Всемирной сети существует уже несколько сотен экстремистски настроенных информационных ресурсов. Если в 1998 г. примерно половина из 30 организаций, которых США причисляли к террористическим, обладали своими электронными страницами, то ныне в сети представлены абсолютно все известные своими радикальными взглядами группы. Причем материалы они переводят не менее чем на 40 различных языков.
Все более-менее серьезные представители экстремистских организаций располагают не только веб-сайтами, но и форумами, и досками объявлений, где могут пообщаться их сторонники. Террористы из группировки "Хамас", например, создали несколько сайтов, ориентированных на детей. А их «коллеги» из "Хезболлах" пошли еще дальше: ее поклонники могут скачать с сайта группировки видеоигру, сюжет которой - война с израильтянами в Ливане. В сети можно разыскать тексты выступлений Бен-Ладена, книги по идеологии джихада, информацию о проведенных терактах и ознакомиться с лучшими образцами джихадской поэзии.
Как сообщила газета The Washinfton Times за 29 июня 2004 года, наиболее активным пользователем всемирной паутины среди террористов является Абу Мусаб аль-Заркави, возглавляющий ячейку "Аль-Каиды" в Ираке. Он использует сеть интернет для вербовки сторонников и сбора средств на проведения террористических актов, направленных против сил коалиции и нового иракского правительства.
Связь через всемирную компьютерную сеть идеально подходит для террористов. По некоторым данным, подготовка к терактам 11 сентября велась именно с помощью обмена зашифрованными посланиями по электронной почте. "Аль-Каида" поддерживает сейчас в Сети порядка 50 различных сайтов. "Интернет - это часть сегодняшнего поля битвы", - утверждает Брайан Дженкинс, специалист по антитеррору в мозговом центре "Рэнд корпорейшн".
Единственный метод, которым можно, с точки зрения официальных лиц, остановить появление террористов-самоучек - это цензура. Нечто подобное после 11 сентября 2001 года практиковали США. Тогда из общего доступа были удалены многие ресурсы, представляющие хоть какую-то ценность для потенциальных террористов. Цензура введена и на территории Китая, где, помимо всего прочего, ограничен доступ к зарубежным СМИ.
Совсем не случайно Ю.М. Лужков опубликовал 16 мая 2004 года в газете «Известия» статью «О темной стороне Интернета». Основной смысл статьи сводился к тому, что необходим специальный закон об Интернете, каким-либо образом регламентирующий распространение информации.
Подобные меры, принимаемые в ряде стран, востребованы, хотя и не всегда являются популярными. Возможно, что с течением времени образуются учреждения, предсказываемые М. Кастельсом, так называемые «on-line полицейские патрули». Первый прототипы подобных организаций появились в августе 2004 во Вьетнаме, там было сформировано специальное полицейское подразделение, в задачи которого входит расследование онлайн-преступлений и слежка за распространением запрещенных публикаций в киберпространстве. Структуры, следящие за содержанием Интернета, безусловно, востребованы уже сегодня.