МАП РФ о рекламе RIN.RU (ЗАО "Грин Лайн")
(заявление рабочей группы "АнтиСпам",
ответ на заявление)
(см. также аналогичную переписку
А.Г.Серго)
В Министерство Российской Федерации
по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства
заместителю Министра
А.Б. Кашеварову
ЗАЯВЛЕНИЕ
1, 3 и 10 декабря 2003 года закрытое акционерное общество “Грин Лайн” (Россия 420087, Казань, ул. Достоевского, д. 78, подъезд 1; тел. (8432) 363-013, факс (8432) 363-013), являющееся владельцем Интернет-портала “Российская информационная сеть” (www.RIN.ru), разослало посредством электронной почты в адрес неопределенного круга пользователей глобальной компьютерной сети Интернет, включая меня, сообщения рекламного характера. Распечатки сообщений приведены в Приложениях №№ 1, 2 и 3 соответственно.
В сообщениях рекламировались интернет-сайты компании: postcards.rin.ru (Приложения №№ 1 и 3); broker.rin.ru (Приложение № 2); yellowpages.rin.ru (Приложение № 2); mail.rin.ru (Приложение № 2); vip.rin.ru (Приложение № 2).
По моему мнению, указанные рекламные сообщения нарушают действующее законодательство Российской Федерации, а факт их распространении является основанием для привлечения их распространителя (рекламодателя) к административной ответственности по следующим основаниям.
1. Реклама интернет-сайтов была разослана под видом поздравительной открытки от лиц, якобы состоящих со мной в переписке (Приложения №№ 1 и 3).
Частью 1 статьи 5 Федерального закона “О рекламе” установлено, что “реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения”. В данном случае сообщение было сознательно сделано нераспознаваемым в качестве рекламного, что свидетельствует о намерении скрыть фактическое распространение рекламы под видом направления поздравлений, что позволяет квалифицировать данные сообщения как скрытую рекламу в смысле статьи 10 Федерального закона “О рекламе”.
В данных сообщениях неверно указан их отправитель (Приложения №№ 1, 2 и 3), что вводит получателя в заблуждение. Лица, от имени которых мне были адресованы указанные сообщения, в действительности их не направляли т.к. являются вымышленными, а указанные адреса - несуществующими. На основании статьи 7 Федерального закона “О рекламе” данные рекламные сообщения являются незаконными, поскольку “недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении: ... информации о самом рекламодателе”. В соответствии с названной статьей Федерального закона “О рекламе” недостоверная реклама не допускается.
Более того, в данных сообщениях адресат умышленно вводится в заблуждение относительно имени (наименования) отправителя сообщения (служебные заголовки писем “From” и “Reply-To”) и возможности отказаться от получения дальнейших подобных сообщений, что делает на основании статьи 9 Федерального закона “О рекламе” данную рекламу заведомо ложной. Заведомо ложная реклама не допускается действующим законодательством.
2. Данные рекламные сообщения апеллируют к гражданским и патриотическим чувствам получателя (Приложение № 3), используются один из визуальных символов Российской Федерации - Московский Кремль (Приложение № 3). Кроме того, они апеллируют к светлым чувствам, испытываемым по отношению к родителям (Приложение № 1). При этом рекламируются коммерческие развлекательные интернет-сайты, существующие преимущественно доходами от рекламы. Таким образом, данная реклама может быть признана неэтичной в смысле статьи 8 Федерального закона “О рекламе”. Неэтичная реклама не допускается.
Переход по содержащейся в сообщении ссылке на рекламируемые ресурсы приводит к открытию дополнительных рекламных окон, содержащих, в том числе, рекламу ресурсов эротического характера (Приложение № 4). Оборот и реклама средств массовой информации эротического содержания урегулированы нормами законодательства о СМИ и рекламе, которые в данном случае нарушаются рассылкой подобных сообщений.
3. Поступившие в мой адрес рекламные сообщения являются заведомо ложными также, поскольку в них утверждается (Приложение № 2), что информацию для базы данных сайта “Yellow Pages” была предоставлена мною. Подобное утверждение не соответствует действительности. Информация персонального характера мною не предоставлялась, и я являюсь противником ее включения в базу данных данного сайта. Кроме того, включение персональных сведений обо мне в любую из баз данных, кроме случаев предоставления такой информации мною лично или случаев, когда такое включение предусмотрено законом, нарушает мои права.
Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Норма Конституции сформулирована широко, что обязывает всех соблюдать установленный порядок сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица. Эта обязанность возлагается не только на государственные органы власти и управления, предприятия и организации, но и на коммерческие и общественные организации и предприятия, а также на граждан. Кроме того, Конституция Российской Федерации имеет прямое действие и применяется непосредственно ко всем отношениям.
Указом Президента Российской Федерации № 188 “Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера” к конфиденциальным сведениям относятся “сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные)”. Статья 11 Федерального закона № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”, устанавливает, что “персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации”. Таким образом, внесение в базу данных “Yellow Pages” моего личного адреса электронной почты (<...>) и адреса моей “домашней страницы” в сети Интернет (<...>) нарушает мои гражданские права и противоречит действующему законодательству.
4. В рекламных сообщениях не были указаны сведения о лицензиях рекламодателя (Приложения №№ 1, 2 и 3). Однако, частью 3 статьи 5 Федерального закона “О рекламе” установлено, что “если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию”.
Услуги, предоставляемые на рекламируемых интернет-сайтах (отправка виртуальных открыток, интернет-биржа, справочные услуги, услуги электронной почты и др.) подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации” дополнительному лицензированию подлежит “деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных”. Сведений о наличии лицензии на обработку рекламодателем моих персональных данных в полученных сообщениях не содержалось.
5. Стихотворения “Листву деревьям суждено терять...” (Приложения №№ 3 и 3а) и “День матери - праздник пока молодой...” (Приложение № 1а) процитированы без указания сведений об их авторах.
Фотография розы в виртуальной открытке ко “Дню матери” (Приложение № 1а) использована в нарушении авторских прав владельца изображения, который запрещает ее использование на “сайтах, продающих услуги или размещающих баннерную рекламу” (информация с сайта автора открытки -
http://www.ogphoto.com/english/faqs.html).
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона “О рекламе” установлено, что “использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации”.
В данном случае полученным рекламным сообщением нарушено законодательство об авторских и смежных правах. Статья 18 Федерального закона “Об авторском праве и смежных правах” устанавливает, что “допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях”. В данном случае объекты авторского права использованы в целях извлечения дохода, что является одновременно и нарушением законодательства о рекламе.
Разослав данные рекламные сообщения, компания “Грин Лайн” нарушила ряд норм действующего законодательства, чем причинила мне моральный вред, а также материальный ущерб в виде платы интернет-провайдеру за коммутируемое соединение за время получения нежелательной корреспонденции. Аналогичный вред причинен другим получателям данной рекламы. Общее количество получателей данной рекламы, по моим сведениям, очень велико.
Согласно статье 26 Федерального закона “О рекламе” Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные органы):
- предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
- направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы;
- направляет материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
- направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
Статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В связи с вышеизложенным прошу возбудить производство по делу об административном правонарушении, допущенным ЗАО “Грин Лайн”, наложить на ЗАО “Грин Лайн” административное взыскание, а также направить материалы о нарушении в Министерство связи РФ для решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензий ЗАО “Грин Лайн” на предоставление услуг передачи данных и услуг телематических служб.
О результатах рассмотрения настоящего заявления прошу письменно проинформировать меня в предусмотренный законом срок по адресу
<...>.
ответ на заявление