Законодательство о СМИ.
Взгляд из Интернета.
Сегодня уже почти нет сомнений, что действующий Закон РФ “О средствах массовой информации” нуждается в существенной корректировке. Мнения, как обычно, расходятся в том, какие именно должны быть изменения. Очевидно, что этот Закон уже не отражает в полной мере современных реалий в сфере массовой информации. Вспорхнув в свое время как символ, свет и надежда позитивных демократических преобразований идущих в нашей стране он сыграл свою роль и сегодня ему на смену уже должен прийти современный Закон, отражающий сегодняшние процессы в сфере массовой информации и существующее информационное законодательство.
Массовая информация в последнее время развивалась количественно и качественно столь стремительно, что закон 1991 года охватывает лишь часть отношений в сфере СМИ, оставляя другую
совершенно неурегулированной. В условия откровенного использования средств массовой информации с противозаконными целями, просто кощунственно оставлять вопрос регулирования деятельности СМИ на произвол судьбы. Речь не идет о возрождении цензуры, но должна быть внятная государственная политика в сфере массовой информации, единые “правила игры” для всех добросовестных участников. И правила эти должны устанавливаться федеральным законом, а не оставляться на волю случая или частных интересов.
Одним из наиболее крупных пробелов регулирования действующего закона, можно считать вопросы деятельности Интернет-сайтов, то рассматриваемых как сетевые СМИ, то как не являющихся таковыми, то этот статус ставится в зависимость от каких либо факторов или показателей. Представляется, что если в теоретических дискуссиях различность подходов позитивна, то подобное со стороны государственных органов неприемлемо.
Сегодня Интернет-сайты являются все более серьезным источником массовой информации и не замечать этого уже нельзя. На сегодняшний день в Российском сегменте сети Интернет более 500.000 сайтов. На них содержится более 70.000.000 документов, а суммарный текстовый “объем Рунета” по приблизительным подсчетам превышает 1.000.000.000 Кбайт (для сравнения в той же системе счисления объем Закона “О СМИ” - 65 Кбайт).
Обсуждение действующего сегодня Закона “О СМИ”, его достоинств и недостатков с точки зрения развития Интернета в нашей стране уже неактуально, этому были посвящены десятки более серьезных научных работ. Поэтому, целесообразно к этой проблематике подойти по-другому. Уже достаточно давно существует инициативный авторский проект профессора Федотова М.А. подготовленный с учетом многих замечаний, когда-либо высказывавшихся в адрес действующего Закона (кстати, подготовленного с участием того же автора). В настоящей статье делается попытка рассмотреть позитивные перемены, произошедшие в новой редакции Закона в узком аспекте - с точки зрения Интернета.
Итак, насколько действующее и перспективное законодательство применимо к Интернету, точнее к сайтам “Рунета”? Для ответа на этот вопрос целесообразно рассмотреть текст Закона (или проекта) и понять насколько он отражает (или не отражает) реалии жизни сетевых ресурсов.
Напомню, в соответствии со ст. 2 проекта Закона РФ “О СМИ”: “средство массовой информации – результат интеллектуальной деятельности, имеющий название в качестве средства индивидуализации и форму периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы или иную форму периодического распространения массовой информации”. Соответственно “под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные
сообщения, содержащие сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, а также мнения о них”.
Итак, определение “массовой информации” вполне подходит к информации на сайтах, так как содержащиеся на них сообщения и материалы (в том числе “печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”), безусловно, предназначены “для неограниченного круга лиц”.
Является ли сам сайт средством массовой информации? Следуя букве закона, - да, поскольку “периодическое распространение массовой информации”
(в той или иной форме) является одной из основных целей многих сайтов. Таким образом, получается, что сайт является средством массовой информации.
Проект упоминает и сетевые СМИ (ранее в этой статья были “специализированные СМИ”): “Правила, установленные настоящим Законом в отношении зарегистрированных периодических печатных изданий, применяются, если иное не установлено федеральным законом, к сетевым средствам массовой информации, то есть зарегистрированным средствам массовой информации, продукция которых распространяется по сетям электросвязи (телекоммуникационным сетям) так, что пользователи сети могут иметь доступ к ней из любого места сети и в любое время по их собственному выбору”.
В той же статье содержится интересное положение: “Владелец информационного ресурса, размещенного в сети, вправе не представлять его на регистрацию в качестве сетевого СМИ. В этом случае на такой информационный ресурс и его владельца не распространяются правила и преимущества, установленные настоящим Законом”.
Законопроект также решает вопрос размещения в Сети электронных копий печатных СМИ: “Не требуется регистрация сетевого средства массовой информации, производимого издателем зарегистрированного периодического печатного издания под тем же названием и с тем же содержанием (сетевой дубль)”. Дискуссионное положение. Является ли сетевой дубль “сетевым СМИ” или нет? Кроме того, практически невозможна полная тождественность содержания “сетевого дубля” (сайта) и “периодического печатного издания”.
Следуя далее по тексту Проекта, можно сделать ряд интересных, но противоречивых выводов. Например, обслуживающий персонал сайта (информационного ресурса) независимо от его регистрации можно рассматривать как редакцию средства массовой информации (в Законопроекте “редакция средства массовой информации - коллектив журналистов, состоящих в штате организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, и создающих средство массовой информации как результат интеллектуальной деятельности в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя”), а лицо, ответственное за содержание сервера, - как главного редактора (“главный редактор средства массовой информации - физическое лицо, которое в соответствии с уставом или заменяющим его договором руководит организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации [независимо от наименования должности], и принимает окончательные решения в отношении выпуска средства массовой информации, либо не руководит такой организацией, но принимает окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации и несет ответственность за его содержание”) со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.
Однако при этом сотрудники, осуществляющие подготовку информации для сайта, в большинстве своем не являются журналистами (так как “журналист - физическое лицо, занимающееся сбором информации, подготовкой сообщений и (или) их редактированием для организации, осуществляющей выпуск зарегистрированного средства массовой информации, и связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями”), единичные Российские сайты (информационные ресурсы) зарегистрированы как средства массовой информации.
В любом случае, все эти люди так или иначе осуществляют “выпуск средства массовой информации”, т.е. “деятельность по организации поиска, получения и производства информации, предназначенной для массового распространения, а также по формированию содержания и оформлению (графическому, музыкальному и т.д.) средства массовой информации”.
Итак, если сайт (информационный ресурс) не зарегистрирован как “сетевое СМИ”, то мы получаем источник массовой информации, у которого, можно сказать, есть “редакция” и “главный редактор”, осуществляющие его “выпуск”, но нет журналиста(-ов).
Другая проблематика. Среди Интернет-сайтов есть и “СМИ эротического характера”, т.е. “средства массовой информации, которые в целом и (или) систематически распространяют сообщения, предназначенные для формирования сексуальных образов у представителей аудитории, эксплуатируя тем самым интерес к сексу”. Для них устанавливается особый порядок: “распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера, а равно отдельных передач, содержащих сцены эротического характера, без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено органами местного самоуправления в отношении программ, распространяемых исключительно на территории соответствующего муниципального образования”. Интересно, как это решить, если любой сайт постоянно доступен из любой точки планеты. Представляется, что можно пытаться отслеживать часовой пояс посетителя сайта и ограничивать его доступ к ресурсу. Можно, конечно, предупреждать посетителя о характере информации на сайте, но и это вопроса не решит. Кроме того, полномочия местной администрации таковы, что создание юридические безупречного Интернет-сайта эротического характера не рентабельно вообще. Вывод – легальных сайтов этой области не будет.
Далее в той же статье: “Запрещается привлекать лиц моложе 16 лет к распространению и продаже продукции средств массовой информации эротического характера”. К сожалению, большинство эротических интернет-страниц (мини-сайтов)
организовывается подростками не достигшими 16 лет и ориентированны на аудиторию своих сверстников. Это не противоречие закону, это противоречие действительности, которое тоже надо преодолевать.
Другое положение этой же статьи закона: “Реклама продукции средств массовой информации эротического характера, воспроизводящая фрагменты их содержания, а равно реклама организаций, занимающихся распространением такой продукции, допускается только в средствах массовой информации эротического характера”. Тут есть некоторые трудности. Дело в том, что большинство т.н. “баннерных сетей” (службы взаимной рекламы сайтов) показывают на всех сайтах своего сообщества все подряд баннеры, поэтому бывает, что юридические услуги рекламируются на эротических сайтах, а эротические на юридических.
В соответствии со ст. 7, в числе лиц, которые не могут быть учредителем СМИ: (1) гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, (2) организация, деятельность которой запрещена по закону, (3) иностранный гражданин, иностранное юридическое лицо.
Как все это соотносится с действительностью? Интернет-практика уже пошла другим путем. Хорошо это или плохо, но учесть
это в Законе следует.
Далее, в той же статье “Выпуск средства массовой информации и распространение его продукции осуществляется только после его регистрации…”. Обычно, “сетевые СМИ” действуют в обратном порядке.
Статья 4 перечисляет случаи, для которых использование СМИ не допускается (для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для призыва к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации; для призыва к развязыванию агрессивной войны; для пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности; для распространения или рекламирования порнографических материалов и предметов; в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний; а также для пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, либо каких-либо преимуществ их использования, а равно для пропаганды использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья). Подобные СМИ отсеиваются на стадии регистрации. Но что делать, если сайт получил статус СМИ, а затем перешел к запрещенной законом
деятельности? Лишение статуса СМИ никак не скажется на деятельности сайта, состав его аудитории никак не изменится (в отличие от аналогичной ситуации для обычного СМИ).
Если регистрирующему электронные СМИ государственному органу удастся найти общий язык с Региональным сетевым информационным центром (осуществляющим регистрацию доменов второго и некоторых третьего уровня в Российском сегменте сети Интернет) и хостинг-провайдерами, то логичным было бы одновременно с лишением статуса СМИ, лишение и соответствующего доменного имени. Безусловно, статус СМИ и доменное имя – совершенно разные составляющие электронного издания, но подобное сочетание санкции не только наиболее логично и близко к приостановлению/прекращению деятельности обычного СМИ, но и достигает поставленной законодателем цели.
К обозначенной проблеме близка еще одна. Хостинг (физическое размещение страниц) сайта возможно осуществлять на серверах нескольких хостинг-провайдеров (особенно это актуально при домене третьего уровня). В этом случае, лишение доменного имени может не повлиять на прекращение доступа к информационному ресурсу. Это потребует специального предписания хостинг-провайдеру о физическом удалении информации бывшего электронного СМИ.
Описанное в предыдущих абзацах с трудом, но кажется возможным, если не учитывать того, что как регистрация домена, так и физическое размещение сайта возможно вдали от России. Причем о втором пользователь (читатель) электронного СМИ может и не знать, не обладая специальными знаниями. Если страница сайта имеет адрес
www.что-то.ru/lipa, то из этого еще не следует в какой стране мира физически находится “липа”. Очевидно лишь, что домен зарегистрирован в России, но не более того.
Регистрация домена и/или физическое размещения сайта в другой стране поднимает новый пласт юридических вопросов и проблем, решение которых неочевидно. Кроме того, необходимо учитывать в каких пределах законодательство России может быть применимо к электронным СМИ существующим вышеописанным способом.
В этом контексте, статья 6 лишь подтверждает имеющиеся проблемы: “Настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для учреждаемых за ее пределами - лишь в части, касающейся их выпуска и распространения их продукции на территории Российской Федерации”.
В силу введения в текст закона термина “сетевые СМИ”, текст статьи 12 (Освобождение от регистрации периодических печатных изданий, выпускаемых тиражом менее одной тысячи экземпляров) утрачивает отношение к сайтам, ставя, таким образом, точку в дискуссии к чему приравнивать сайт и как считать его аудиторию и нужно ли это.
Далее, представляется, что с точки зрения существования сетевых СМИ статья 16, изложена излишне сложно. В частности: “О своем решении прекратить выпуск средства массовой информации его собственник обязан в недельный срок уведомить регистрирующий орган, который обязан в месячный срок проверить законность принятого собственником средства массовой информации решения и либо аннулировать свидетельство о регистрации средства массовой информации, либо обратиться в суд с иском к собственнику в защиту интересов редакции либо общественных интересов. При этом под общественными интересами в настоящем Законе понимается осознаваемая обществом потребность в обнаружении и раскрытии угроз демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественному здоровью и безопасности, окружающей среде, а также в предупреждении общества от введения в заблуждение решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, организаций либо их должностных лиц”.
Не совсем понятна (в рассматриваемом аспекте) и статья 26 (Выход в свет): “Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир)”. Возникает вопрос, а если информация на сайте размещена, а т.н. “главный редактор” разрешение не давал?
Далее, статья 27 (Выходные данные): “Выходные данные сетевого СМИ должны содержать следующие сведения…”. Где эти данные должны быть? Вообще где-то на сайте, на “титуле” или прописаны на каждой информационной странице сайта или в комментарии (в невидимой части) каждой страницы?
Статья 29 регламентирует обязательные экземпляры (не только печатных) СМИ. Относится ли что-то из этой статьи к “сетевым СМИ”? Ответ неочевиден.
Интересно, как будут восприниматься Запросы информации (ст. 39) со стороны “сетевых СМИ”? Будет ли адекватная реакция на них со стороны пресс-служб и руководителей соответствующих организаций? Хотелось бы надеяться на понимание…
Каков “Порядок опровержения” (ст.44) для сетевого СМИ? “Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение”. Видимо опровержение в печатном издании наиболее близко, но что значит “на том же месте” применительно к сайту?
Более пристальное изучение законопроекта поднимает и другие вопросы. Но не это главное. Рассматриваемый законопроект впервые четко определяет понятие и статус “сетевого СМИ”
со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. И хотя, объективно, законопроект еще нуждается в корректировке, его позитивная роль очевидна. Именно он должен не только завершить дискуссии о том, законодательство какое, когда и как применимо к электронным СМИ, но и стать основой электронных СМИ.
Как уже говорилось, сомнений в необходимости коррекции законодательства о массовой информации уже нет, важно лишь выбрать правильные приоритеты и глубину законодательного регулирования. Безусловно, сфера Интернет-СМИ, не является приоритетной, но обновленное законодательство должно четко определять и её. Очевидно, что количество, качество и роль в политической, общественной и духовной областях сетевых СМИ будет и дальше стремительно возрастать. И это нужно учитывать уже сегодня.
В этом контексте, инициативный авторский проект профессора М.А.Федотова безусловно несет ту позитивную составляющую, которая необходима Закону, предназначенному для регулирования такой сложной и многогранной сферы, как массовая информация с учетом уже сформированного в нашей стране информационного законодательства.
© Антон Серго, 2002
mail@internet-law.ru
www.internet-law.ru
ВНИМАНИЕ!
Статья охраняется авторским правом.
Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично),
или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться
на основе российского и международного законодательства.
Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.