О ХАРАКТЕРЕ ПУБЛИКАЦИИ “ЕЩЕ ОДНА ТАЙНА
ГИБЕЛИ ТУ-154” В ГАЗЕТЕ “АРГУМЕНТЫ И
ФАКТЫ
- АИФ ДАЛЬИНФОРМ” № 39 ЗА 1996
ГОД
Экспертное заключение от 22 апреля 1997
г.
В Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской
Федерации поступило обращение депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации В.Н.Лысенко и В.А.Цоя с просьбой дать экспертное заключение о
характере публикации “Еще одна тайна гибели ТУ - 154” в газете “Аргументы и
факты” - АиФ Дальинформ” № 39 за сентябрь 1996 года, содержание которой стало
основанием для судебного иска губернатора Хабаровского края В.И.Ишаева к автору
статьи А.Ф.Бехтольду.
Ознакомившись с текстом публикации “Еще одна тайна гибели ТУ-154”,
другими представленными материалами, руководствуясь п. 21 Положения о Судебной
палате по информационным спорам, Судебная палата пришла к следующему
заключению.
В статье А.Ф.Бехтольда анализируется одна из причин гибели 7 декабря 1995
года пассажирского самолета ТУ - 154 Хабаровского ОАО. Автор на основании
документально подтверждаемых сведений о крайне неблагополучном и постоянно
ухудшающемся состоянии дел в дальневосточной авиации делает вывод, что при таких
обстоятельствах вероятность чрезвычайных происшествий весьма высока. Автор
считает, что у него есть все основания предположить, что именно царящая в ХОАО
бесхозяйственность, упадок дисциплины, распространение пьянства, недостаточное
внимание к вопросам безопасности полетов стали причиной гибели пассажирского
самолета ТУ - 154 Б-1 RA 85164.
Статья 51 Закона РФ “О средствах массовой информации” о недопустимости
злоупотребления правами журналиста содержит нормы, не допускающие использование
установленных данным законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации
общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных
сообщений.
В данном случае автор распространяет сведения, содержащиеся в различных
документах проверок Хабаровской транспортной прокуратуры, КРУ Минфина РФ,
материалах конференции трудового коллектива Первого хабаровского объединенного
авиаотряда, мандатной комиссии Аэрофлота, исходя из их достоверности. В.И.Ишаев
также не опровергает эти сведения.
В статье не содержится
сведений либо утверждений о причастности В.И.Ишаева к созданию “заморской” фирмы
“Хабаровск аэропорт энд риджен инкорпорейтед”, “о крепкой заинтересованности
Виктора Ивановича в сохранении уже сформировавшейся коррумпированной системы в
хабаровской авиации”. Автор лишь задает многочисленные вопросы в связи с
неоспариваемыми В.И.Ишаевым фактами
о неблагополучии в ХОАО и высказывает свое мнение по поводу снисходительности
администрации Хабаровского края к “шалостям” высокопоставленных авиационных
чиновников, о необъективности расследования катастрофы государственной
комиссией, возглавляемой В.И.Ишаевым, о пренебрежительном отношении хабаровского
губернатора к мнению пятитысячного коллектива ХОАО о недоверии своему
командиру.
Статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому
свободу слова и мысли, не допускает принуждения к выражению своих мнений или
отказу от них, дает право каждому свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию любым законным способом, гарантирует
свободу массовой информации.
Право журналиста излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и
материалах, предназначенных для распространения за его подписью,
зафиксировано в статье 47 Закона РФ
“О средствах массовой информации”.
Учитывая вышеизложенное, Судебная палата по информационным спорам
при Президенте РФ не усматривает в
публикации “Еще одна тайна гибели ТУ - 154” нарушения российского законодательства о средствах
массовой информации.