Председатель Судебной
палаты |
А.Б.Венгеров |
О Т Ч Е
Т
ПО ИТОГАМ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ
ПОЕЗДКИ В ЛОНДОН
15-22 СЕНТЯБРЯ 1996 Г.ПО ПОРУЧЕНИЮ ДИРЕКТОРАТА
ПО
ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА СОВЕТА ЕВРОПЫ
Поездка в Лондон 15-22 сентября 1996 г. была организована Директоратом по
правам человека Совета Европы (директор г-н Р.-Г.Имберт, руководитель отдела СМИ
г-жа Л.Янгс), Департаментом информации и печати Министерства иностранных дел
РФ.
Ее цель - ознакомление с обеспечением свободы массовой информации в
Великобритании, соблюдением прав человека в этой области, характером и способами
разрешения информационных споров, возникающих в деятельности печатных и
электронных средств массовой информации.
Предполагалось также, с учетом перспектив дальнейшего развития Судебной
палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, сопоставить
форму организации и практическую деятельность Судебной палаты и аналогичных
структур, разрешающих информационные споры в Великобритании, обсудить иные,
представляющие взаимный интерес вопросы.
Программа была хорошо подготовлена, включала посещение шести основных
общенациональных организаций, действующих в области средств массовой информации,
беседы с их руководителями, ознакомление с практической деятельностью,
нормативными и иными материалами.
Большую роль в выполнении программы сыграла переводческая и иная
поддержка Посольства Российской Федерации в
Великобритании.
Настоящий отчет составлен по итогам выполнения Программы, подготовленной
Директоратом по правам человека Совета Европы.
Специализация
Организации в Великобритании, обеспечивающие соблюдение свободы слова и
свободу массовой информации, разрешение информационных споров в области средств
массовой информации, имеют четко выраженный специализированный
характер.
Прежде всего, различаются организации, занимающиеся этой деятельностью в
сфере печатной продукции и в сфере электронных средств массовой
информации.
Совет по стандартам в телерадиовещании, Комиссия по жалобам в электронных
средствах массовой информации осуществляют свою деятельность только в области
телевидения и радио.
Иные организации - Общество газетчиков, Общество по стандартам в
рекламной деятельности, Комиссия по жалобам в прессе, Ассоциация газетных
издателей - четко ориентируются на разрешение информационных споров, возникающих
в деятельности печатных средств массовой информации.
Специализация продолжается и углубляется и в этих двух основных сферах.
Так, Совет по стандартам заказывает научные исследования по актуальным проблемам
взаимодействия телерадиовещания и общества, учитывает общественное мнение в этой
области, разрабатывает и внедряет стандарты журналистской деятельности,
закрепляет их в Кодексе практических правил в телерадиовещании, подготавливает и
принимает заключения по итогам рассмотрения заявлений и
т.п.
Комиссия по жалобам в электронных средствах массовой информации
рассматривает конкретные случаи нарушения требований Кодекса практических
правил, конкретные жалобы на те или иные программы,
передачи.
Общество газетчиков ориентируется, в основном, на региональные газеты (их
в Великобритании около 1400); Ассоциация газетных издателей - на центральные
издания. Общество по стандартам в рекламной деятельности занимается спорами,
связанными главным образом с рекламой в печатных средствах массовой
информации.
Кроме этих основных функций, некоторые организации осуществляют правовую
защиту своих членов, помогают им в профессиональной
деятельности.
Так, Общество газетчиков оказывает юридическое консультирование
(бесплатное или за умеренную плату), дает по запросам журналистов консультации и
рекомендации по содержанию редакционных статей в региональных газетах.
Ассоциация издателей выдает журналистам карточки, помогающие в их аккредитации,
отношениях с руководителями массовых мероприятий, полицией. В частности,
карточки содержат обращение к полиции решать споры с журналистами на основе bode
(доброжелательности). Никаких материальных привилегий эти карточки их
обладателям не предоставляют. Они служат только созданию лучших условий для
выполнения профессиональных обязанностей.
Такая специализация сложилась исторически, и разграничение компетенции
между всеми организациями закрепляется в нормативных актах, Кодексах
практических правил, практической деятельности, позволяет компетентно
рассматривать общие и конкретные вопросы.
Вместе с тем, относительное множество таких организаций создает и
известные трудности с обращениями заинтересованных лиц в соответствующие
инстанции. Некоторые жалобы и заявления пересылаются по другим адресатам,
возвращаются заявителям с разъяснениями, куда следует обратиться и
т.п.
Каждая организация издает соответствующие брошюры, буклеты, обучающие
своих адресатов порядку и условиям направления жалоб и заявлений, разъяснению
процедур их рассмотрения.
По-видимому, наличие многих структур не всегда вызывается реальными
потребностями. В частности, в соответствии с Законом о телерадиовещании 1996 г.,
намечено объединение Совета по стандартам в телерадиовещании с Комиссией по
жалобам в единую Комиссию.
И все же опыт Великобритании, имеющей разветвленную систему
государственных и независимых организаций, обеспечивающих свободу массовой
информации, компетентное разрешение информационных споров, заслуживает внимания
и дальнейшего изучения.
Организации и правовые
основания их деятельности
Ряд организаций возник на основе законодательных актов последнего
времени, другие сложились исторически, главным образом из потребностей и
традиций обеспечения свободы слова, разрешения рекламных
споров.
Законодательную основу образования и деятельности имеет Совет по
стандартам в области телерадиовещания и Комиссия по жалобам в этой области
(Broadcasting act 1990, 1996). В актах очерчены основные направления
деятельности этих организаций, их полномочия, их взаимодействие с лицензионной
службой, задачи подготовки Кодекса практических правил и его своевременного
дополнения и уточнения, требование учета этих правил в уставах и положениях
конкретных телерадиокомпаний.
Совет насчитывает 8 членов - известных и уважаемых
общественно-политических деятелей, которые, после демократических процедур
согласования, назначаются министром культуры. Тот же порядок формирования
действует и в отношении состава Комиссии по жалобам в сфере телерадиовещания.
При Совете и Комиссии функционируют аппараты работников, которые ведут всю
подготовительную работу по рассмотрению жалоб и заявлений, организации заседаний, готовят проекты
решений и заявлений.
Иной порядок и условия организации и деятельности существуют у других
организаций. Так, Общество газетчиков, существующее уже 160 лет, действует на
самоорганизационной и саморегулятивной основе, имеет соответствующий регламент
своей деятельности. Комиссия по жалобам в прессе в свое время была преобразована
по рекомендации специально созданной парламентской комиссии из бывшего Совета по
печати также в самоорганизованную структуру.
Произошло это в 1983 г. Совет по печати не имел соответствующего
Кодекса практических правил, страдал бюрократическими
процедурами.
В свою очередь, Комиссия по жалобам в прессе была создана первоначально с
"испытательным сроком". В течение полутора лет она должна была доказать свою
социальную пользу, эффективность работы. Это удалось
сделать.
Ассоциация издателей газет
первоначально выполняла функции профсоюзной организации. В настоящее время
основание и направление ее деятельности принципиально изменилось. Она объединяет
издателей и журналистов наиболее влиятельных центральных газет для эффективного
осуществления ими профессиональной деятельности, служит своеобразным арбитражем
для членов ассоциации в случае возникновения информационных
споров.
Все эти организации также имеют значительные аппараты, состоящие из
работников, обеспечивающих их деятельность.
Принцип саморегулирования и
его реализация
Существенным отличием британской системы организации и рассмотрения
информационных споров от российской практики, а также от практики ряда
европейских стран, является принцип саморегулирования и насыщенные,
разнообразные формы его реализации.
Этот принцип мало известен в России. К сожалению, его происхождение,
социальное значение и формы реализации не были предметом анализа в отечественной
правовой литературе. В журналистской среде делались некоторые попытки
сформулировать, использовать этот принцип, главным образом, путем принятия
Хартий, Кодексов журналистской этики и иных, в основном моральных, деклараций.
Но эти попытки нельзя признать удачными, т.к. декларации не легли в основу
практической журналистской деятельности, а меры и формы ответственности за их
нарушение вообще не устанавливались.
Между тем, в Великобритании принцип саморегулирования охватывает все
организационные и процедурные основы деятельности обществ, комиссий, советов,
ассоциаций, занятых рассмотрением информационных споров. Во время встреч и бесед
не было ни одного собеседника, который не подчеркивал бы свою приверженность
этому принципу, готовность проводить его в жизнь и
защищать.
Одновременно высказывались сомнения в возможности и эффективности
законодательного регулирования в этой сфере. Отмечалось, что развитие права
вообще отстает от развития средств массовой информации, порождающее все новые и
новые правовые и нравственные проблемы. В этой связи обсуждались правовые
проблемы создания и использования "Интернета", в частности, соблюдения
авторского права, защиты нравственных интересов и т.п. Правда, некоторые
оговорки в законодательном регулировании делались в отношении телерадиовещания,
где существует общественная потребность законодательно распределять каналы
вещания, имеется государственная заинтересованность в наиболее разумном
использовании эфира, потребность обеспечивать лицензионный порядок в этой
области.
По существу, все участники процессов производства и распространения
массовой информации объединены на добровольной основе в различные сообщества.
Члены этих сообществ (журналисты, издатели, сотрудники рекламных агентств и
т.п.) участвуют в выработке, дополнении и изменении Кодексов практических правил
в соответствующей области и на основе консенсуса добровольно соблюдают эти
правила. В частности, газеты, входящие в сферу Комиссии по жалобам на прессу,
даже печатают, наряду с выходными данными, и такие сообщения (в каждом номере):
"Газета признает Кодекс практических правил, разработанный Комиссией по жалобам
на прессу, и издается на этой основе". Но для разрешения споров, которые при
этом могут возникать, и создаются специальные организации - Комиссия по жалобам
в прессе, Совет по стандартам в телерадиовещании и другие. Эти организации
выполняют, главным образом, своеобразные арбитражные и консультативные
функции.
Основные информационные споры, которые рассматриваются на основе принципа
саморегулирования организациями, касаются достоверности информации (в том числе,
рекламные споры) и нарушения неприкосновенности частной жизни (примерно 70% и
30% соответственно).
В 1995-96 годах активно обсуждался в британском
обществе вопрос о принятии законодательного акта о защите privacy (частной
жизни). Однако было решено, что этот вопрос будет решаться самим журналистским
сообществом на основе принципа саморегулирования, путем накопления в Кодексах
практических правил своеобразных "прецедентов". Такое накопление и
формулирование того, что входит в понятие частной жизни, что представляет собой
нарушение privacy, осуществляется в настоящее время. Но "угроза" принятия
парламентом закона существует, если само журналистское сообщество не справится с
этой проблемой - защитой от вмешательства в частную жизнь. Впрочем, как считают
многие, журналистское сообщество с этой задачей пока справляется само. Например,
имел место случай, когда редактор одной из газет позволил себе в одной из
публикаций вмешаться в частную жизнь королевской семьи, после чего, на основе
соответствующего разбирательства, был издателем изгнан с
работы.
Вместе с тем, наряду с принципом саморегулирования, в Великобритании
действует около ста законов, регулирующих отдельные сферы массовой информации.
Это законы о защите от недобросовестной конкуренции, об ответственности за
диффамацию, о возмещении морального вреда и другие. В случае нарушения этих
законов нарушитель подпадает под юрисдикцию обычного суда.
В Великобритании не делается различий между защитой свободы слова, как
права отдельного человека, и защитой свободы массовой информации, как права
соответствующих коллективных образований (редакций газет, телерадиокомпаний).
Обеспечивается и доступ к информации, опять же без различия статуса гражданина и
журналиста. Правительство объявило себя "открытым". И это становится стратегией
отношений между властью и прессой, но при этом, разумеется, сохраняются
информационные тайны: государственная, коммерческая, служебная и
другие.
Ответственность
Однако, и это надо подчеркнуть, нарушители Кодекса практических правил
привлекаются к своеобразной информационной ответственности, имеющей и серьезные
неблагоприятные имущественные, а также моральные
последствия.
Каждая организация издает бюллетень, где публикуются жалобы и итоги их
рассмотрения, т.е. действует санкция опубликования неблаговидных сведений о
нарушителе и характере нарушения (своеобразное "ослабление" нарушителя). Решение
соответствующей Комиссии может быть опубликовано и в газете за счет виновного
лица. Бизнесмен, давший ложную
рекламу, может быть лишен скидки на оплату за размещение рекламы (а это
миллионные убытки), он может быть вообще лишен права размещать рекламу в соответствующих изданиях. Все
это создает обстановку нетерпимости к отклонениям от требований Кодекса
практических правил и является весьма действенным механизмом, обеспечивающим
принцип саморегулирования.
А эти правила охватывают почти все сферы журналистской деятельности. В
телевидении - это стандарт передачи достоверной информации, а также вообще
стратегии телерадиовещания, например, что можно показывать до 9 часов вечера
(семейное телевидение), а что - после. Это стандарт запрета на показ
порнографических сцен, чрезмерной жестокости, упоминание имени жертв
сексуального насилия, разжигание расовой и национальной вражды и т.п. Это
стандарты вкуса и приличий. В печатных средствах - это стандарты освещения тех
или иных событий, особенно катастроф, аварий, преступлений, иногда даже
ограничения на беседы с очевидцами этих событий. Это стандарты проверки
достоверности информации, предупреждения возможных исков к газетам из-за
неправильного использования юридических понятий, особенно связанных с
презумпцией невиновности и т.п.
Решения комиссий, советов, обществ весьма авторитетны. Усиливает их
эффективность и тот факт, что членами этих организаций являются весьма
авторитетные общественные деятели, журналисты, ученые, психологи, юристы, подчас
включенные в их состав на конкурсной основе.
Правила, которые реализуют принцип саморегулирования, можно, по образному
выражению одного из собеседников, сравнить со спортивными правилами, например,
футбола. Спортивные судьи - это своеобразный аналог арбитража в информационных
спорах. Но эти правила никак нельзя смешивать с корпоративными нормами,
известными в российской правовой системе. У них другая природа и способы
обеспечения.
Социальное значение принципа саморегулирования заключено еще и в том, что
организации, следующие этому принципу, как бы, с одной стороны, выражают
общественное мнение по поводу конкретной деятельности средств массовой
информации, а с другой - "беспокоят" общество, аккумулируя жалобы, заявления и
принимая по ним компетентные решения. В основу этих решений стремятся положить
высокие современные социальные ценности, цивилизованные требования. Сводить
принцип саморегулирования только к морализации было бы
неверно.
Наконец, высказываются и теоретические взгляды в обоснование принципа
саморегулирования. Основные сводятся к тому, что производство и распространение
массовой информации - это весьма тонкая, духовная, творческая сфера
деятельности. Она нуждается в адекватном регулировании. Закон здесь был бы
весьма неповоротлив, не успевал бы за новыми процессами, новыми информационными
технологиями. Эти информационные
отношения окостеневали бы под воздействием закона. Закон очень трудно изменять и
дополнять парламентским путем. Кроме того, многие информационные споры имеют
четкий предмет - публикацию, телепередачу - и оценивать их могут не только и не
столько юристы, сколько сами журналисты, другие специалисты (в частности, Совет
по стандартам почти не имеет в своем составе юристов, но зато там находится
психолог). Впрочем, в ином случае, аппарат Общества газетчиков в своем составе
имеет много юристов. Они консультируют, улаживают споры, в том числе
неформальным путем, защищают членов сообществ за умеренную плату в обычных судах
(эта плата ниже, чем обычно берут за свои услуги адвокатские конторы) и
т.д.
Процедуры рассмотрения
жалоб
Большой интерес представляют процедуры рассмотрения информационных
споров. И хотя они в основном схожи с процедурой, по которой рассматривает споры
Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, к
ряду особенностей стоит внимательно присмотреться.
Прежде всего, все организации обеспечивают состязательный характер
рассмотрения жалоб и заявлений. Обратившаяся сторона формулирует свои претензии
к печатным или электронным средствам массовой организации, те, в свою очередь,
представляют возражения в письменной или устной форме. Итогом разбирательства
после заслушивания сторон, знакомства с документами является окончательное
решение организации.
При поступлении жалобы в Комиссию по стандартам в телерадиовещании,
аппарат Комиссии знакомит авторов телепередачи с содержанием жалобы, требует от
заинтересованных лиц объяснения, видеозапись спорной передачи. Если таковая не
представляется, то организация может обратиться в лицензионную службу, чтобы
"наказать" телекомпанию, не отвечающую на запрос. Существуют специальные
формуляры, которые посылаются заявителю с тем, чтобы он свою жалобу изложил по
соответствующей форме. Большую роль играет аппарат Комиссии, который после
просмотра кассеты, других материалов готовит соответствующие заключения для
Комиссии. Рассмотрение спора может осуществляться и по инициативе Комиссии, но,
как правило, возбуждается по жалобам.
Как правило, в заседание приглашаются участники спора, но Комиссия по
жалобам на прессу рассматривает подготовленные аппаратом материалы, проекты
решений без вызова сторон. В каждой организации действует утвержденный
регламент, определяющей процедуры.
Задачей ряда организаций является предупредительное воздействие на
стороны с тем, чтобы не доводить дело до публичного разбирательства. Так, в
договор о размещении рекламы включаются пункты, что можно, а что нельзя
рекламировать. Важное место занимают неформальные способы улаживания
споров.
Все организации устанавливают последующий, а не предупредительный
контроль над публикациями, передачами. Таким образом, никакой цензуры не
существует. Но последующий контроль может иметь весьма жесткий
характер.
Запросы о предоставлении объяснений, кассет используются добровольно.
Нарушение процедуры может быть наказано, в частности, лишением лицензии (после
соответствующего уведомления), лишением скидок по размещению рекламы и иными
неблагоприятными имущественными воздействиями.
Экспертизы по проверке достоверности информации проводятся за счет
заинтересованных лиц, например, достоверность рекламы за счет
рекламодателя.
В заседание Комиссии по стандартам вызываются до пяти человек с каждой
стороны, в том числе представители "индустрии" - те, кто создает телепрограммы,
работники рекламных агентств и т.п.
Для обоснования решений используются Кодексы практических правил. Нередко
имеют место обращения по одному и тому же спору одновременно и в суд, и в
организацию. Но организации не рассматривают те жалобы, которые находятся в
производстве обычных судов. Однако ими могут быть рассмотрены жалобы до
обращения заинтересованного лица в суд.
Финансовое и материальное содержание организаций обеспечивается, как
правило, членскими взносами, а также из иных источников. Так, Совет по
стандартам в телерадиовещании финансируется из бюджета. За счет выделенных ему
средств он финансирует на конкурсной
основе и соответствующие исследования. Все финансовые поступления (тут
придуманы разные процедуры) обезличиваются, чтобы исключить зависимость решений
организаций (советов, комиссий, ассоциаций и т.п.) от конкретных поступлений.
Например, средства для содержания Комиссии по жалобам в прессе, собирает другая,
специализированная Комиссия. В ином случае средства поступают пропорционально
числу рассмотренных жалоб на конкретную телерадиокомпанию. Общество по
стандартам в рекламной деятельности функционируют за счет определенного процента
отчислений от доходов рекламодателей, газет, агентств и т.п. Этот процент
постоянный и относительно невелик, но также обезличивает конкретный источник
финансирования Общества.
Все газеты издаются без поддержки из государственного бюджета, основной
источник финансирования - реклама. Главные редакторы назначаются и освобождаются
от работы издателем. Лицензий на издание газеты не
требуется.
Обязанности членов советов исполняются и на общественных началах, и за
счет оплаты их труда, вознаграждений, возмещений расходов по командировкам и
т.п.
Взаимоотношения с Советом
Европы
Великобритания входит в Совет Европы, но принцип саморегулирования может
противоречить в каких-то своих частях законодательному регулированию,
действующему в рамках Европейского сообщества, а также в других европейских
странах. В Германии, в частности, некоторые споры, решаемые в Великобритании на
основе приципа саморегулирования, вообще относятся к юрисдикции обычных судов.
Уже известны несколько дел, в частности, споры о рекламе на телевидении, когда
Европейскому Суду по правам человека приходилось делать выбор - на какие
правовые нормы национального законодательства той или иной страны он мог бы
опереться в своих решениях.
Рассматривалось и несколько дел, характеризующих противоречие некоторых
правил европейского законодательства и принципа саморегулирования. В частности,
была сделана попытка, опираясь на статью 10 Европейской конвенции по защите прав
человека, использовать ее для защиты от обвинений в нарушении Кодекса
практических правил (в сфере свободы слова). Имели место также споры по рекламе,
когда Кодекс практических правил о рекламной деятельности противоречил
законодательству другой страны (спор о допустимости специальной рекламы для
детей). Европейский Суд высказался в пользу производителей рекламы, что вызвало
недовольство стороны, получившей эту рекламу по трансграничному
телевещанию.
Возможно, стоило бы попытаться на международном уровне согласовать
регулятивные системы в сфере средств массовой информации европейских стран,
почерпнув из законодательных и саморегулятивных начал нечто общее, что присуще
каждой системе, создать своеобразный Метакодекс практических правил, особенно в
сфере телевидения и, главным образом, по рекламной деятельности. Такая работа
ведется, но ее следовало бы усилить и расширить (в том числе за счет участия
России).
Выводы и
предложения
1. Ознакомление с британской системой разрешения
информационных споров показывает, что эта система достаточно полно и эффективно
обеспечивает как свободу массовой информации, так и жесткие меры, направленные
против нарушений стандартов и правил журналистской деятельности. Провозглашенные
в законодательных актах, в Кодексах практических правил принципы специализации,
саморегулирования, открытости, соблюдения хорошего вкуса и приличий и ряд других
получают четкое практическое воплощение в деятельности журналистского
сообщества. Представление о беспредельной свободе массовой информации в
Великобритании является неверным.
2. Ознакомительные поездки представителей соответствующих
российских структур в другие страны, предусмотренные проектами Директората по
правам человека Совета Европы, являются весьма полезными и эффективными. Они
позволяют активизировать конкретное участие российских структур в деятельности
Совета Европы, творчески воспринимать европейских опыт законодательства и
политико-правовой практики. Это один из путей гармонизации политико-правовых
систем Европейского сообщества и России.
3. Знакомство с британскими организациями, обеспечивающими
рассмотрение информационных споров, позволяет обсудить дальнейшие пути развития
Судебной палаты. В частности, вполне полезным может стать издание
ежеквартального бюллетеня, в котором помещались бы все решения, рекомендации,
экспертные заключения и ответы на запросы Судебной палаты. Представляются
полезным и восприятие некоторых процедур, например, пересылка жалобы
соответствующей стороне для получения от нее обязательных письменных
пояснений.
Стоило бы также обсудить вопрос о создании региональных отделений
Судебной палаты и специализированного аналога такой организации в сфере
телерадиовещания.
Британский опыт также показывает, что могут существовать разные
национальные системы разрешения
информационных споров, которые, в соответствии с национальными традициями,
историческими культурными тенденциями, обеспечивают как свободу массовой
информации, так и борьбу со злоупотреблениями этой
свободой.
В этой связи ознакомительная поездка показала, что деятельность Судебной
палаты находится вполне в русле современных тенденций по организации и выработке
правил разрешения информационных споров. Ее вовсе не надо включать в судебную
систему, превращать в информационный суд. Она должна развиваться в направлении,
приданном ей первоначально Указом Президента Российской
Федерации.
Вместе с тем, это не исключает усиление правовых оснований ее организации
и деятельности, в частности, путем включения некоторых норм о Судебной палате в
Закон Российской Федерации "О средствах массовой
информации".
В этом отношении позиция Директората по правам человека Совета Европы,
поддержавшего идеи дальнейшего развития Судебной палаты, в том числе путем
ознакомления с соответствующим опытом других стран, заслуживает признания и
благодарности.
4. Наконец, следовало бы провести ряд мероприятий под эгидой
Совета Европы, имеющих конкретное актуальное содержание и направленных на
гармонизацию правовых систем государств, входящих в Совет
Европы.
В этой связи представляется весьма актуальным провести в Москве совещание
экспертов некоторых стран по вопросам рекламной деятельности с тем, чтобы
выработать рекомендации в этой области о создании единого регулятивного
документа (возможно, Метакодекса рекламных стандартов). С развитием
информационных технологий, в частности, мультимедиа, экономических интеграций,
трансграничного телевещания, необходимости вести борьбу с недобросовестной
конкуренцией, потребность в гармонизации регулятивных систем в этой области
будет возрастать.
Обсуждение в Лондоне этой идеи встретило полную поддержку со стороны
руководителей организации.
Организацию такой встречи могла бы взять на себя российская сторона (это
могла бы быть весна 1997 года). В ней могли бы, наряду с представителями
зарубежных рекламных ассоциаций, активное участие принять Антимонопольный
Комитет, Общество защиты прав потребителей, рекламные организации,
Торгово-промышленная палата, Ассоциация российских банков и другие
заинтересованные организации и лица.
ИНФОРМАЦИЯ
8 июня 1995 года Судебной палатой по информационным спорам при Президенте
РФ было вынесено решение № 16 (53) по обращению главного редактора газеты
“Московские новости” Лошака В.Г.
В своем обращении Лошак В.Г. сообщал, что в ходе судебного процесса,
ведущегося в Соединенных Штатах Америки между рядом российских средств массовой
информации и американским еженедельником “Курьер” по поводу незаконной
перепечатки материалов из российских изданий, возникли вопросы, касающиеся
авторского права, действующего в Российской Федерации.
Судебная палата в своем решении ответила на все вопросы, поставленные
Лошаком В.Г. (См.: Судебная палата по информационным спорам при Президенте
Российской Федерации: 1994-1996. Нормативные акты. Практика. Комментарии. М.:
Право и Закон, 1997, с.126-128).
10 марта 1997 года Окружным судом США Южного округа Нью-Йорка было
вынесено определение, согласно которому “российские истцы - издатели доказали,
что они по российскому закону обладают юридически обоснованным авторским правом
на статьи, переизданные ответчиками. Ответчики нарушили авторское право России и
поэтому, поскольку эти произведения подпадают под Бернскую конвенцию, они также
нарушили авторское право США”.
Помимо прочих юридических документов, американский окружной суд, вынося
свое определение, неоднократно ссылался и на решение Судебной палаты от 8 июня
1995 года.