Л.Мишустина,
член Судебной палаты
Институт омбудсмана:
российский опыт.
Весной
этого года в библиотеке Московской школы политических исследований, уже
заявившей о себе выпуском целой серии интереснейших книг, вышла новая:
“Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана)”. Ее автор -
Альваро Хиль Роблес - человек, которого в Испании знает практически каждый. Он в
течении десяти лет был “народным защитником” - именно так испанцы называют
омбудсмана. Альваро Хиль Роблес стоял у истоков зарождения этой службы в своей
стране и до сих пор является непревзойденным популяризатором института
омбудсманства.
В книге рассказывается о сущности и развитии этого института, который уже
стал реальностью на всех пяти континентах. Россия, после трехгодичных дебатов в
парламенте, тоже присоединилась к законодательному утверждению в пользу
уполномоченного по правам человека. Сейчас идет очередная борьба за сам пост,
вся огромная работа по защите граждан - впереди. Но смею утверждать, что первый
опыт реального омбудсманства в нашей стране уже приобретен. Именно Судебная
палата по информационным спорам стала оселком эффективной защиты граждан в
условиях пока еще слабой судебной системы. Конечно, сфера деятельности Судебной
палаты значительно шире, но функция “защитника”, как правило, бывает
приоритетной.
Автор отстаивает идею внесудебной защиты прав граждан. Анализируя
эффективную работу омбудсманов в разных странах, Альваро Хиль Роблес
подчеркивает ограниченность взгляда тех, кто признает лишь средства судебной
защиты. С подобным же непониманием сути работы Судебной палаты по информационным
спорам постоянно сталкиваемся и мы: “Зачем Судебная палата, если есть суд общей
юрисдикции?”. И это не пустой спор, ведь еще тридцать лет назад институт
омбудсмана казался для многих европейцев “оригинальным курьезом скандинавских
стран”. Но тем не менее сегодня этот странный юридический феномен шведского
происхождения заслужил безоговорочное признание мировой
общественности.
Конечно, омбудсманство никогда не заменит судебную власть, это лишь
вспомогательный институт, но жизнь уже доказала необходимость его существования.
Судебные средства используются лишь меньшинством граждан даже в странах с
устойчивой и достаточно совершенной правовой системой. Как пишет Альваро Хиль
Роблес, “в наше время в суды обращается лишь тонкая прослойка общества,
обладающая культурой, упорством и материальными
возможностями”.
Людям часто необходимо публично отстоять свое доброе имя. Обращение к
общественному мнению, основанному, разумеется, на законодательстве и этических
нормах, подчас куда действеннее тихого судебного вердикта. Особенно важна
публичность при рассмотрении информационных споров, в основе которых лежит
растиражированная недостоверная информация, подрывающая репутацию того или иного
человека, унижающая его достоинство. Поэтому во многих странах работают
омбудсманы по делам прессы - посредники между читателем и издателем, о них также
рассказано в книге. В Швеции, например, такой институт называется комиссией “по
добрым нравам прессы”. Газеты Швеции добровольно взяли на себя обязательство
публиковать порицающие постановления этой комиссии. Там, где большинство СМИ
стремятся уважать истину, отказываются использовать нечистоплотные методы сбора
информации, брезгливо относятся к журналистам, унижающим достоинство человека по
религиозным или национальным мотивам, уже давно действуют подобные институты.
Средства массовой информации нуждаются в них, как в механизме контроля и
самоограничения.
России потребуется немало времени, чтобы сами СМИ выработали подобные
механизмы саморегулирования. Пока этот зияющий пробел пытается восполнить
Судебная палата. И вновь невозможно не согласиться с автором книги, который
утверждает, что государственные институты омбурдсманства “создаются не по
капризу, а в силу глубинных причин”.
И, как пишет в своей книге Альваро Хиль Роблес, великая сила любого
института омбудсмана “заключается в общей конечной цели: быть простым, быстрым и
доступным средством защиты прав гражданина”.