ОБ ОБРАЩЕНИИ
РУКОВОДИТЕЛЯ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСКОМПЕЧАТИ РОССИИ
А.А.ПЕРМЯКОВА В СВЯЗИ С НЕКОТОРЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
КОМИССИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 193 ОТ
15 ОКТЯБРЯ 1998 г.
Экспертное заключение № 10(43) от 11 ноября 1998
г.
В Судебную палату обратился руководитель Уральского регионального
управления регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской
Федерации о средствах массовой информации Госкомпечати России
А.А.Пермяков.
Заявитель сообщает, что 15 октября 1998 года Избирательная комиссия
Свердловской области приняла постановление № 193 “К вопросу о выборах
губернатора Свердловской области в 1999 году”. Первым пунктом этого
постановления было утверждено Обращение к избирателям, трудовым коллективам,
общественным объединениям, средствам массовой информации.
В Обращении, в частности, указывается, что присутствие в программах
телерадиокомпаний и в публикациях печатных изданий материалов, посвященных
предстоящим в 1999 году губернаторским выборам до момента опубликования решения
об их назначении, расценивается Избирательной комиссией Свердловской области как
попытки в нарушение положений действующего законодательства воздействовать на
волеизъявление избирателей в период прямого запрета на такую деятельность и
предлагается от этого воздержаться.
Из содержания Обращения, а также из объяснений председателя облизбиркома
В.Д.Мостовщикова, которые давались представителям СМИ, в том числе и во время
состоявшейся 16 октября пресс-конференции, следует, что к числу таких незаконных
(с точки зрения областной избирательной комиссии) мероприятий предвыборной
агитации относится распространение информации о деловых, политических и иных
качествах возможных будущих претендентов на должность губернатора, об их
деятельности по месту службы или работы, целях и задачах их программ как
возможных кандидатов на губернаторский пост, рейтингов их популярности, прогноза
исходов выборов и т.д.
Поскольку, как указывает заявитель, в Уральское региональное управление
Государственного Комитета Российской Федерации по печати обратился ряд редакций
СМИ и журналистов, считающих, что данное постановление областной избирательной
комиссии и утвержденное этим постановлением Обращение содержат положения,
ущемляющие права журналистов и редакций СМИ, а также ограничивающие
закрепленные в ст.29 Конституции
Российской Федерации и в Законе Российской Федерации “О средствах массовой
информации” принцип свободы массовой информации, он просит Судебную палату по
информационным спорам при Президенте Российской Федерации рассмотреть указанные
выше документы Избирательной комиссии Свердловской области с точки зрения
соответствия их содержания действующему законодательству и дать ответы на
следующие вопросы.
1. Насколько правомерно использование понятия предвыборная агитация, под
которой согласно ст.1 (п.22) Избирательного кодекса Свердловской области
принимается “деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений
по распространению информации, имеющей целью побудить избирателей к голосованию
за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) либо против всех кандидатов
(списков кандидатов)”, по отношению к тому периоду общественной жизни, который
предшествует официальной предвыборной кампании, когда еще не началось в
соответствии с положениями законодательства о выборах выдвижения кандидатов, и,
следовательно, нет самих кандидатов?
2. Является ли распространение в СМИ такого рода материалов, посвященных
предстоящим выборам, до принятия и вступления в действие решения об их
назначении нарушением действующего законодательства РФ?
Рассмотрев представленные документы и руководствуясь п.21 Положения о
Судебной палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации,
Судебная палата пришла к следующему заключению.
В соответствии со ст.2 Федерального закона “Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации” под предвыборной агитацией понимается деятельность граждан Российской
Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,
общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к
участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки
кандидатов) или против них.
Аналогичное по смыслу определение предвыборной агитации содержится в п.22
ст.1 Избирательного Кодекса Свердловской области.
В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона “Об основных гарантиях...”
предвыборная агитация, в том числе с использованием СМИ, начинается со дня
регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки
до дня голосования.
Таким образом, закон четко определяет тот временной интервал, когда для
деятельности СМИ, используемых в целях предвыборной агитации, вводится
специальный правовой режим, обеспечивающий государственные гарантии равных
условий доступа кандидатов, других участников избирательного процесса к
средствам массовой информации и устанавливающий ряд соответствующих правил и
процедур (представление бесплатного и платного эфирного времени и газетных
площадей, порядок доступа кандидатов к СМИ, использование различных форм
предвыборной агитации, требования к ее содержанию, условия финансирования и
т.п.).
За рамками же избирательных кампаний средства массовой информации
действуют в правовом режиме, установленном законодательством о СМИ, без
ограничений, предусмотренных законодательством о выборах.
Судебная палата отмечает, что освещение общественно-политических
процессов во всем их многообразии является профессиональной обязанностью
журналистов, редакций СМИ. Средства
массовой информации не могут не реагировать на заявления,
пресс-конферении, решения, резолюции и т.п. политических деятелей, общественных
объединений, выражающих их позиции относительно тех или иных предстоящих
федеральных или региональных выборов. Освещение средствами массовой информации
указанных событий является правомерной реализацией свободы массовой
информации.
Публикация в прессе разного рода рейтингов, результатов социологических
опросов, сравнительных характеристик деловых и личных качеств возможных
претендентов на те или иные выборные должности также не противоречит
действующему законодательству о средствах массовой информации и не может, по
мнению Судебной палаты, рассматриваться в качестве предвыборной агитации как
одной из стадий избирательного процесса, временные рамки которого установлены
законодательством о выборах.
Неоправданно расширительное толкование указанных временных рамок,
влекущее применение к деятельности СМИ ограничений, устанавливаемых
исключительно на период избирательных кампаний, может существенно обесцветить
отражаемую средствами массовой информации палитру реально происходящих в
обществе политических процессов.
В то же время Судебная палата обращает внимание журналистов,
руководителей редакций средств массовой информации на необходимость полного и
объективного информирования населения о сроках и порядке проведения выборов, об
установленных законодательством условиях приобретения тем или иным лицом,
общественным объединением статуса кандидата, избирательного объединения, об иных
аспектах избирательного процесса.