О ПРАВОВОЙ ОЦЕНКЕ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДСТВА
ГТРК
“ТВЕРЬ” В СВЯЗИ С ОТКАЗОМ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ПРЯМОГО
ЭФИРА ДЕПУТАТУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГОСОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Т.А.АСТРАХАНКИНОЙ
Экспертное заключение № 11(44) от 10 декабря 1998
г.
В Судебную палату поступило обращение отдела по надзору за соблюдением
прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации с просьбой
дать экспертное заключение по запросу прокурора Тверской области
В.Н.Парчевского.
Как следует из материалов дела, предметом указанного запроса является
просьба оценить с точки зрения законодательства о СМИ ситуацию, сложившуюся
после выступления депутата Государственной Думы Т.А.Астраханкиной 22 сентября
1998 г. в прямом эфире ГТРК “Тверь”. С точки зрения руководства ГТРК “Тверь”,
это выступление Т.А.Астраханкина использовала для грубых нападок на губернатора
Тверской области В.И.Платова. Подобного рода оценка этого выступления
содержалась в опубликованном 23.09.98 в местной печати Заявлении ГТРК “Тверь”.
Там же сообщалось и о своеобразной “санкции”, примененной к Т.А.Астраханкиной за
допущенное ею, с точки зрения руководства ГТРК “Тверь”, “словесное
правонарушение”. Смысл этой “санкции” - лишение впредь депутата Государственной
Думы Т.А.Астраханкиной права выступлений перед своими избирателями в режиме
прямого эфира. ГТРК “Тверь”
оставило за ней право выступлений только в режиме согласованной предварительной
записи.
Не согласившись с этим решением, Т.А.Астраханкина обжаловала его в
прокуратуру Тверской области, что и вызвало соответствующий запрос прокурора
Тверской области в Генеральную прокуратуру Российской
Федерации.
В правовой оценке сложившейся ситуации Судебная палата, прежде всего,
исходит из норм, содержащихся в ст.9 Федерального закона Российской Федерации “О
порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных
средствах массовой информации”.
В соответствии с этими нормами, выступления депутатов Совета Федерации и
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в
государственных региональных СМИ по общему правилу осуществляются в режиме
согласования между депутатами и региональными ГТРК временных и иных параметров
выступлений депутатов.
В то же время в части третьей этой статьи содержится норма, согласно
которой по настоянию депутата передача может быть осуществлена без
предварительной записи (в “прямом эфире”). Смысл этой нормы в том, что если
депутат настаивает именно на прямом эфире, то ГТРК должна пойти ему
навстречу.
По мнению Судебной палаты, указанная норма носит вполне определенный
императивный характер именно в силу использования законодателем термина “по
настоянию”, что предполагает безусловное исполнение соответствующими
вещательными организациями правомерных требований
депутата.
Что же касается использованной в данной норме смысловой конструкции
“...передача может быть осуществлена...”, то, по мнению Судебной палаты,
это означает лишь необходимость создания организационно-технических возможностей
выступления депутата в “прямом эфире”, но никак не возможность
телерадиокомпаниии действовать по собственному усмотрению и уклониться от
предоставления “прямого эфира”.
Вопрос об ответственности депутата за содержание своего выступления не
зависит от режима его осуществления. Более того, именно режим прямого эфира, в
соответствии с п.5 ст.57 Закона Российской Федерации “О средствах массовой
информации” освобождает редакцию СМИ, а в данном случае ГТРК “Тверь”, от
установленной законом ответственности за распространение сведений, не
соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и
организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо
представляющих собой злоупотребление свободой массовой
информации.
Смысл ч.5 ст.9 Федерального закона Российской Федерации “О порядке
освещения...”, который также просит разъяснить прокурор Тверской области,
состоит в распространении правового режима данной статьи и на пятый телеканал,
транслируемый во время принятия данного Федерального закона из Санкт-Петербурга.
Это расширение сферы действия норм ст.9, а не ее сужение исключительно на пятый
телеканал.
Учитывая изложенное, Судебная палата считает, что действия руководства
ГТРК “Тверь”, лишившие депутата Государственной Думы Т.А.Астраханкину права
выступления в прямом эфире данной телерадиокомпании, не основаны на
законе.