Основные ссылки
|
перейти к оглавлению
|
Источник:
Антон Серго
"Доменные имена", 2006, 2009г.
Антон Серго – к.ю.н., ведущий российский юрист по доменным именам,
с 1998 года специализируется на судебных процессах, связанных с
Интернет,
доменными именами, товарными знаками, авторскими правами.
Руководитель юридической фирмы «Интернет и Право» (https://internet-law.ru). |
Раздел IV. Понятие “использование” доменного имени.
1. Что признается использованием доменного имени?
2. Что такое классы МКТУ и какое отношение они имеют к доменным именам?
3. Что такое сходство до степени смешения доменного имени с товарным знаком?
4. Будет ли являться регистрация доменного имени нарушением прав лица, обладающего сходным товарным знаком?
5. Что такое “обратный захват” доменного имени?
6. Что понимается под коммерческим использованием доменного имени?
7. Что понимается под некоммерческим использованием доменного имени?
8. Могут ли быть предъявлены претензии к владельцу домена третьего уровня? И, вообще, зависит ли использование доменного имени от уровня домена?
9. Какие возможны юридические последствия неиспользования зарегистрированного доменного имени в зоне RU?
10. Какие возможны юридические последствия использования известной фамилии в доменном имени?
11. Какие возможны юридические последствия использования известного товарного знака, написанного с грамматической ошибкой в доменном имени?
1. Что признается использованием доменного имени?
В законодательстве не содержится понятие “использование” доменного имени, поэтому для ответа на вопрос воспользуемся судебной практикой. Так, в одном из постановлений арбитражного суда 2005 года под использованием доменного имени понималось размещение на нем информации. В другом, более раннем постановлении, под использованием понималось администрирование домена. В третьем постановлении речь шла о любых действиях с зарегистрированным доменным именем. В еще более раннем акте говорилось о том, что и само существование определенного доменного имени также можно называть его использованием.
Таким образом, как видно, практика разноречива. Действительно, определить понятие непросто. По всей видимости, использование доменного имени наиболее близко к “активному администрированию домена”, состоящему из двух элементов: формального и содержательного. Первый состоит в формальной принадлежности доменного имени определенному лицу. Второй подразумевает реальное использование, то есть совершение определенных действий с интернет-сайтом, который индивидуализируется доменным именем.
2. Что такое классы МКТУ и какое отношение они имеют к доменным именам?
МКТУ – это “Международная классификация товаров и услуг”, утвержденная Ниццским Соглашением в 1957 году. Под классами МКТУ, соответственно, понимаются группы товаров и услуг, в рамках которых предоставляется правовая охрана товарным знакам.
К доменным именам прямого отношения МКТУ не имеет. Однако товарные знаки регистрируются для товаров и услуг по классам МКТУ, и для признания нарушением прав на товарный знак использование тождественного или сходного обозначения в доменном имени необходимо не только доказать их сходство, но и факт использования домена в отношении тех же товаров и услуг (по классу МКТУ), для которых зарегистрирован сходный товарный знак.
3. Что такое сходство до степени смешения доменного имени с товарным знаком?
Сходство до степени смешения означает такое сходство доменного имени и товарного знака, при котором рядовой обыватель с высокой степенью вероятности может посчитать эти обозначения идентичными ( internet-pravo.ru, internetpravo.ru, internet-pravo.com, internetpravo.com и т.п.) или ассоциирующимися (internet-law, internet-pravo, internet-lav и т.п.).
По каким же критериям определяется сходство?
Если знак словесный, то сходство определяется по критериям:
- звуковому,
- графическому,
- смысловому.
Если знак изобразительный или объемный, то критерии таковы:
- внешняя форма,
- наличие или отсутствие симметрии,
- смысловое значение,
- вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.),
- сочетание цветов и тонов.
Для комбинированных знаков обозначения исследуются по критериям для словесных и изобразительных знаков, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении. Однако доказанное сходство не означает сходства до степени смешения. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
4. Будет ли являться регистрация доменного имени нарушением прав лица, обладающего сходным товарным знаком?
Законодательно этот вопрос не определен. Судебная практика в подавляющем большинстве случаев не рассматривает регистрацию как использование доменного имени, поэтому нарушением она, скорее всего, являться не будет. Кроме того, для признания нарушением прав на товарный знак необходимо совпадение классов МКТУ для зарегистрированного товарного знака и для товаров (услуг), предлагаемых с помощью доменного имени.
5. Что такое “обратный захват” доменного имени?
“Обратный захват” доменного имени – регистрация тождественного с “раскрученным” доменным именем товарного знака и подача иска против владельца доменного имени о нарушении прав на товарный знак с целью получить доменное имя в судебном порядке, что может быть значительно дешевле его покупки.
6. Что понимается под коммерческим использованием доменного имени?
Под коммерческой (предпринимательской) деятельностью понимается такая деятельность, которая направлена на систематическое извлечение прибыли. Таким образом, для коммерческого использования доменного имени достаточно возмездно оказывать какие-то услуги на систематической основе, предлагать к продаже товары, рекламировать свои или чужие товары, работы или услуги. Для легального коммерческого использования доменного имени его владелец должен быть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Следует обратить внимание, что характер использования домена (коммерческий/некоммерческий) не влияет на возможность нарушения прав на товарный знак.
7. Что понимается под некоммерческим использованием доменного имени?
Под некоммерческим использованием понимается такое использование, когда на сайте, индивидуализируемом доменом, не содержится реклама и предложения к продаже товаров, работ и услуг либо такая информация носит не систематический характер (например, возникающие на интернет-форуме время от времени объявления от участников форума о продаже какого-либо имущества). При этом деятельность, отвечающая всем признакам коммерческой, но без регистрации владельца домена в качестве предпринимателя, не является некоммерческой. Это называется “незаконная предпринимательская деятельность”, и она уголовно наказуема.
Следует обратить внимание, что характер использования домена (коммерческий/некоммерческий) не влияет на возможность нарушения прав на товарный знак.
8. Могут ли быть предъявлены претензии к владельцу домена третьего уровня? И, вообще, зависит ли использование доменного имени от уровня домена?
Возможность предъявления каких-либо претензий не зависит от уровня домена.
Что касается возможности использовать домен того или иного уровня, то зависимость есть. Законодательно доменные имена урегулированы слабо, но многое зависит от лиц, которым принадлежат домены более высокого уровня. Имеет смысл рассматривать соотношение доменов второго и третьего уровня. Домены второго уровня могут как принадлежать частным лицам (например, internet-law.ru), так и быть зарезервированными как домены общего пользования (GEOGRAPHICAL, GENERIC) или публичного пользования (PUBLIC). Так, в соответствии со списком регионов России, созданы домены второго уровня каждого региона, администраторами которых выступают только юридические лица. Кроме того, в российском сегменте создан ряд некоммерческих доменных зон второго уровня: ac.ru, com.ru, net.ru, int.ru, edu.ru, mil.ru, pp.ru. Решение о создании домена третьего уровня в доменах второго уровня, принадлежащих частным лицам, принимается такими лицами, а в доменах общего пользования домены третьего уровня могут регистрировать любые лица, основываясь на правилах, установленных администраторами доменов и Регламентом регистрации доменов в зоне RU.
9. Какие возможны юридические последствия неиспользования зарегистрированного доменного имени в зоне RU?
На сегодняшний день – никаких, если речь идет о домене второго уровня. Если домен не делегирован или делегирован, но на нем не содержится никакой информации и владелец не предпринимает никаких действий по администрированию домена, то никаких юридических последствий для такого владельца не наступает.
Сказанное относится к доменам второго уровня. Для доменов третьего и последующих уровней правила и санкции устанавливает владелец домена более высокого уровня. Так, например, при неудовлетворительной работе DNS-серверов, РосНИИРОС вправе в любой момент времени приостановить делегирование, а спустя месяц аннулировать регистрацию доменного имени третьего уровня в зонах NET.RU, ORG.RU, PP.RU.
10. Какие возможны юридические последствия использования известной фамилии в доменном имени?
В международной практике существует множество прецедентов, когда суд принимал решение о передаче домена самому обладателю такого имени (фамилии). Однако в российской практике, в силу отнесения норм о доменных именах к законодательству о товарных знаках, положение более сложное. Представляется, что, если на таком домене не будет содержаться информация, унижающая честь и достоинство лица, чья фамилия использована в названии домена, а также сведения, порочащие его деловую репутацию, то предъявить претензии к владельцу домена будет затруднительно.
11. Какие возможны юридические последствия использования известного товарного знака, написанного с грамматической ошибкой в доменном имени?
Такой домен может быть признан судом сходным до степени смешения с чужим товарным знаком, если они ассоциируются в целом, несмотря на их отдельные отличия. Таким образом, если классы МКТУ для товаров на сайте и товарного знака совпадают, правообладатель товарного знака имеет право предъявить иск в суд о нарушении прав на товарный знак путем использования в доменном имени обозначения, сходного до степени смешения с его товарным знаком.
(с) Антон Серго, юр.фирма «Интернет и Право», 2006, 2009. Использование возможно только с согласия правообладателя.
перейти к оглавлению
Источник информации: https://internet-law.ru/intlaw/domens/faq/FAQ-4.htm
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
|