Sojuzpatent.ru
В конце 2004 года состоялся спор патентных компаний. ООО "Союзпатент" обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Московское патентбюро" о запрещении использовать принадлежащее истцу фирменное наименование при администрировании домена sojuzpatent.ru, обязании ответчика запретить использовать принадлежащий истцу товарный знак "SOJUZPATENT" при администрировании домена sojuzpatent.ru, обязании ответчика выплатить истцу компенсацию за нарушение принадлежащего истцу права на товарный знак "SOJUZPATENT" в размере десяти тысяч минимальных размеров оплаты труда - 1 млн. рублей, обязании ответчика опубликовать за свой счет в газете "Известия" решение суда по настоящему делу для восстановления деловой репутации истца и просил отнести на ответчика расходы истца на нотариусов.
Решением суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены полностью.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось. В кассационной инстанции ответчик - заявитель жалобы счел, что
судебное решение основано на ненадлежащих доказательствах,
неправильном применении ст. 4 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров",
арбитражный суд сделал неправильный вывод о нанесении ответчиком ущерба деловой репутации истца,
арбитражный суд наложил две санкции материального характера.
Основываясь на этом ответчик просил отменить решение суда и прекратить производство по делу. Однако судебная коллегия не нашла кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Дело в том, что истец имеет фирменное наименование ООО "Союзпатент", сокращенное наименование на русском языке "Союзпатент", на английском - "SOJUZPATENT". Истец является правообладателем товарных знаков "SOJUZPATENT" в частности для консультационных, юридических, патентно-правовых услуг и услуг по регистрации товарных знаков.
Ответчик зарегистрировал домены второго уровня sojuzpatent.ru и mospatent.ru и предлагает, в том числе патентно-правовые услуги по регистрации товарных знаков и размещает тарифы на эти услуги.
Таким образом, ответчик, используя фирменное наименование и товарный знак истца "Sojuzpatent", допустил нарушение его прав.
В подтверждение факта использования товарного знака ООО "Союзпатент" ответчиком в арбитражный суд представлен протокол обеспечения доказательств, оформленный в нотариальном порядке, из которого следует, что после ввода в сети Интернет домена www.sojuzpatent.ru происходит автоматическая переадресация на адрес www.mospatent.ru, где расположен веб-сайт ответчика. Помимо этого данное обстоятельство подтверждается свидетельскими показаниями.
По мнению суд ОАО "Московское патентбюро" своими действиями нанесло ущерб и деловой репутации истца путем помещения автоматической переадресации www.sojuzpatent.ru на сайт www.gay.ru (форум сексуальных меньшинств).
В судебном заседании была просмотрена видеозапись, которая подтверждает использование ответчиком фирменного наименования и товарного знака истца.
Арбитражным судом установлено, что имеет место нанесение ущерба деловой репутации истца, размер взыскиваемой компенсации арбитражный суд признал обоснованным.
Судом правомерно отклонен довод ответчика о том, что нельзя использовать полученную из сети Интернет или из Интернет-сайта информацию в качестве подтверждения или опровержения обстоятельств, поскольку статус такой информации не определен законом.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств доводы заявителя кассационной жалобы несостоятельны, судебное решение соответствует нормам материального права, подлежащим применению, нарушений норм процессуального права арбитражным судом не допущено, в связи с чем требования заявителя жалобы отклоняются.
Как видно из краткого описания дела, суд признал в данном случае нарушение прав не только на товарный знак, но и на фирменное наименование истца.
Суд дал оценку переадресации сайта, однако, во втором случае вряд ли имело место быть нарушение прав на товарный знак (переадресация с sojuzpatent.ru на сайт сексуальных меньшинств).
Также судом были приняты такие доказательства нарушения прав на фирменное наименование и товарный знак как свидетельские показания и видеозапись.