юридическая фирма 'Интернет и Право'
Основные ссылки




На правах рекламы:



Яндекс цитирования





Произвольная ссылка:



ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА
ОСВОБОЖДЕНИЯ СМИ
через “не хочу”

 

                                                 Законов издавать права не имею, но преподать нечто к изданию таковых могу.

М. Салтыков-Щедрин

 

Когда автор известен, каждый знает, кто

 виноват в недостатках проекта и,

 следовательно, кому "плюнуть в морду".

 Это - минус. Для законописца. Но каждый критик

 не боится плюнуть в одну отдельно взятую "морду".

 Это - плюс. Для законотворчества.

 

"Черновик серьезного текста.

 Пособие для самозваных законописцев

 с альтернативными вариантами"

                                              

Реформа закона о СМИ необходима! Об этом заговорили на следующий день после его принятия. Еще когда это был не российский, а союзный закон. Причем, у каждого говорившего были на то свои причины. Одни стремились урезать “журналистскую вольницу”, другие – добиться для журналистов “хоть каких-то реальных прав”. Причем, к содержанию самого закона все это имело весьма отдаленное отношение, поскольку его критики в большинстве своем не снисходили до изучения нормативного текста, не говоря уже о правоприменительной практике.

Категорическими и последовательными противниками реформирования Закона о СМИ были его авторы – Юрий Батурин, Владимир Энтин и автор этих строк. Не исключено, что в нашем отношении к закону было и остается нечто родительское. Но главный недостаток всех предлагавшихся реформ мы видели в том, что они могли лишь ухудшить закон, сломать его логику и эстетику, разрушить с таким трудом отлаженные механизмы правового регулирования, уничтожить тот тонкий и деликатный баланс интересов, который, как нам казалось, обеспечивал закон внутри сферы СМИ, в отношениях между учредителями, редакциями, журналистами, чиновниками, гражданами и т.д. Мы утверждали: испортить закон легко - было бы желание и властные полномочия; усовершенствовать - трудно; обратить вспять - возможно лишь в общем контексте поворота "все вдруг" от демократии к диктатуре.

То “золотое сечение”, которое, как нам представлялось, удалось получить в результате развития основных идей закона СССР “О печати и других средствах массовой информации” от 12 июня 1990 года в российском законе “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 года, на протяжении последнего десятилетия служило опорой не только и даже не столько существования СМИ, сколько демократического развития нашей страны в целом. Первый закон ликвидировал цензуру, разрушил “крепостное право” партийно-государственной монополии на СМИ, отдал многие газеты и журналы в руки их журналистских коллективов. Второй закрепил достигнутое, гарантировал права и обязанности журналистов, создал механизм обеспечения редакционной самостоятельности.

Но обе попытки с помощью закона обеспечить цивилизованную свободу массовой информации не дали стопроцентного результата. В отсутствие стойких демократических традиций и нравственных ориентиров даже самые ясные и недвусмысленные правовые установления породили на практике широчайший разброс толкований и применений. В представлениях создателей таблоидов и "околотаблоидов" свобода СМИ вырождается в анархическую “волю” без руля и ветрил, а конфиденциальность источника – в юридическое прикрытие бездоказательного “слива”… Одновременно в головах недалеких чиновников ответственность СМИ перед обществом трансформируется в цензуру и диктат. Так свобода превращается в пугало, закон - в призрак, а профессиональная этика - в вечернюю сказку для малышей.

На то существует, как минимум, две причины. Во-первых, экономика СМИ, являющаяся кровью от крови и плотью от плоти всей российской экономики, по-прежнему существует в двух измерениях: “налогосборном” и “черноналовом”. В результате раздвоены не только кошелек, но и разум журналиста, его профессиональная самоидентификация. Так возникает “во-вторых”, а именно, - отсутствие культуры свободной журналистики, обилие “заказухи”, “чернухи”, “джинсы”. Отсюда следует, что корень зла нужно искать прежде всего в экономике СМИ, в отношениях между учредителем, собственником, журналистом, рекламодателем и т.д. Только на основе прозрачных экономических отношений можно будет в дальнейшем реально возрождать корпоративный дух, профессиональную солидарность и журналистскую этику.

Первым это понял Игорь Яковенко, который, будучи заместителем председателя парламентского комитета Государственной Думы по информационной политике, инициировал в середине 90-х годов подготовку проекта радикальной реформы Закона о СМИ. В своей пояснительной записке "Пришло ли время коснуться “священной коровы”?” он утверждал: "Ныне действующий Закон РФ "О средствах массовой информации" плохо вписывается в рыночные отношения, ряд его статей оказались в противоречии со статьями нового Гражданского Кодекса. Так, например, отсутствие в законе понятия "собственник средства массовой информации" приводит к многочисленным тупиковым конфликтным ситуациям. Реальные отношения собственности на средство массовой информации между учредителем, редакцией и издателем практически не регулируются". Отсюда следует вывод, что реформа закона призвана, "с одной стороны, более четко защитить независимость средств массовой информации, с другой, привести в равновесие свободу СМИ и их ответственность за слово перед обществом”.

Мы, авторы Закона о СМИ, никогда не считали наше произведение “священной коровой”. Как и любой правовой акт, он нуждается в совершенствовании, но оно не может быть самоцелью. Зачем ломать то, что хорошо работает? Чтобы выдавать потом действительное за желаемое? Реформа любого закона должна созреть - вместе с формированием судебной и административной практики, углублением экономических реформ, укоренением механизмов саморегуляции через структуры гражданского общества.

Однако по мере того как созревали условия для реформы Закона о СМИ текст законопроекта все меньше походил на документ либерального реализма, а все больше – на знаменитый щедринский прожект “о введении единомыслия в России”. И 14 января 1998 года Государственная Дума приняла его в первом чтении под названием “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”. Если инициатор реформы руководствовался благородным стремлением избавить механизм свободы печати от “лишних деталей” вроде института учредителя, ввести институт собственника средства массовой информации, побороть сложившиеся монополии в печатной и электронной прессе, то текст законопроекта высвечивал совершенно иную сверхзадачу: создать нормативную базу для передела собственности в сфере массовой информации.

Правда, в дальнейшем, на пути ко второму чтению законопроект лишился многих наиболее одиозных положений. Одной из жертв внутренних думских компромиссов стала статья 41, содержавшая ряд декларативных антимонопольных норм. В такой ситуации обиженные авторы законопроекта призвали депутатов отклонить его во втором чтении. Что и было сделано 17 февраля 1999 года.

Некоторые законопроекты оказываются не в силах пережить подобные потрясения и тихо умирают на архивных полках. Но в данном случае работа не остановилась. Над текстом корпели специалисты и в Государственной Думе, и в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Получившиеся у них варианты оказались почти идентичны. И в равной степени далеки от совершенства.

Укажем лишь те недостатки, что охарактеризованы в Заключении Экспертного совета при Подкомитете Государственной Думы по печати от 9 октября 2000 года как заслуживающие одобрения по своим целям, но совершенно непродуманные и, как следствие, контрпродуктивные.

"Сомнительны правовые характеристики издателя, вещателя, редакции (ст. 2 – здесь и далее указывается новая редакция статей), способные спровоцировать правовой хаос. Ликвидация правового института учредителя (ст. 8 и др.) и механическая замена его институтом издателя, вещателя приводит к противоречию со ст.ст. 52, 56, 57 и др. Гражданского кодекса Российской Федерации, а также создает многочисленные внутренние противоречия в самом законе. Наглядным примером контрпродуктивности такого подхода является отсутствие логики в правовой конструкции так называемого “права на регистрацию” (ст. 7). Совершенно очевидно, что регистрация средств массовой информации является функцией специально на то уполномоченного государственного органа, а не правом юридических и физических лиц, как это следует из текста законопроекта.

Важно подчеркнуть, что механическая замена учредителя издателем не решает ни одной проблемы, поскольку лишь косвенно затрагивает вопросы собственности. В результате вопрос о том, кто же является собственником того или иного средства массовой информации и в чем состоят его правомочия остается открытым.

Неэффективны предусмотренные статьей 41 антимонопольные механизмы. Они не подкреплены гарантиями прозрачности отношений собственности в сфере массовой информации. Представляется, что данная статья должна либо ограничиться бланкетной нормой, либо трансформироваться в самостоятельную главу закона.

Многие положения законопроекта (ст.ст. 10, 19, 20 и др.) несут опасность еще большей коммерциализации отношений в сфере массовой информации. Вместо того, чтобы способствовать отделению журналистики как особой разновидности публичной службы от бизнеса как деятельности, движимой исключительно интересами получения прибыли, законопроект объективно подталкивает журналистов к ангажированности. Это явно противоречит неоднократно повторенным словам Президента Российской Федерации В.В.Путина о действительной свободе массовой информации. В частности, представляется весьма сомнительным и противоречивым возложение ответственности за содержание средства массовой информации не только на главного редактора, но и на издателя (ст.ст. 18, 19, 57). Это неминуемо приведет к еще большему подчинению журналистов хозяевам средств массовой информации, что создаст благоприятные условия для новых информационных войн и прекращения вековых традиций русской журналистики как общественного служения.

Не до конца продуман механизм защиты общественной нравственности в плане распространения продукции эротических средств массовой информации (ст. 37). С одной стороны, благодаря введению обязательного кодирования сигнала эротика вытесняется из эфирных телеканалов в спутниковые и кабельные. С другой стороны, сохраняется неопределенность понятия эротических средств массовой информации, что неминуемо сведет к нулю действенность предлагаемых механизмов. Показательно, что в МПТР России зарегистрировано всего несколько эротических средств массовой информации. В этой связи представляется необходимым уточнить понятие эротических СМИ.

Совершенно неоправданны предлагаемые изменения, касающиеся права на опровержение и ответ (ст. 43). Бесспорно, в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации здесь необходимы изменения. Но они должны соответствовать положениям ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не противоречить им.

Серьезным недостатком законопроекта является отсутствие переходных положений. Указание в статье 2 законопроекта на то, что учредители средств массовой информации в течение года должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями данного закона, не имеет правового содержания, поскольку с момента вступления закона в силу институт учредительства вообще более не существует. Не существует, следовательно, и учредителей. В такой ситуации правовой хаос неминуем".

Извинимся за столь длинную цитату, но отметим, что она позволяет нам не вступать самим в полемику с разработчиками официальных версий законопроекта. Куда важнее объяснить, в чем суть предлагаемой нами новой редакции Закона о СМИ.

Внимательный читатель может поинтересоваться, почему это автор говорит о себе во множественном числе? Не прохватила ли его мания величия? На самом деле местоимение "мы" здесь более чем оправдано.

Ибо не раз и не два Юрий Батурин черкал текст инициативного законопроекта, исправляя и дополняя его, изобретая принципиально новые юридические конструкции, составившие его концептуальный фундамент.

Ибо многие нормы были взяты мною из так называемого Модельного закона о СМИ, созданного в соавторстве с Виктором Монаховым для российских регионов.

Ибо целый ряд положений, касавшихся предотвращения монополизации и обеспечения профессиональной самостоятельности журналистов, были перенесены мною из инициативного авторского проекта федерального закона "Об основах экономических отношений в сфере массовой информации", подготовленного в рамках исследовательской программы "Формирование законодательных основ системы правового ограничения концентрации СМИ в России", реализованной Центром "Право и СМИ" и Центром сравнительного права и политики СМИ Оксфордского университета при поддержке британского фонда "Know How".

Ибо ценные советы Владимира Энтина, Светланы Пяткиной, Игоря Еремина и других уважаемых правоведов - членов упоминавшегося выше Экспертного совета помогли сформулировать в законопроекте ответы на многие сложные вопросы.

Конечно, потенциал Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года далеко не исчерпан. В то же время необходимость его обновления становится очевидна, если иметь в виду перечисленные ниже цели.

Во-первых, есть настоятельная потребность привести Закон о СМИ в соответствие с Конституцией Российской Федерации, принятой двумя годами позднее (прежде всего, со статьями 23, 24, 29), а также с новым Гражданским кодексом Российской Федерации (со статьями 48 – 65, 138 – 139, 150 – 152, 1099 - 1101 и т.д.). Тем самым можно будет не только устранить имеющиеся коллизии – прежде всего терминологического характера, - но и выправить правоприменительную практику, блуждающую сегодня меж трех сосен – закона о СМИ, Гражданского кодекса и, например, закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

Во-вторых, необходимо устранить те внутренние противоречия, неточности и пробелы в Законе о СМИ, что выявились в практике правоприменения. Одним из таких пробелов, конечно, является регулирование вопросов распространения СМИ в цифровых телекоммуникационных сетях. С момента принятия Закона о СМИ Россия успела пристраститься к глобальному информационному обществу. Интернет, расплывчатый абрис которого был заблаговременно описан в статье 24 Закона о СМИ, стал повседневной реальностью. Появился новый вид средств массовой информации – сетевые СМИ. И чем дольше они будут пребывать в зоне правовой неопределенности, тем хуже для них, для общества, для всех. Разумеется, никакая реформа Закона о СМИ не сможет заменить создание самостоятельного закона о деятельности в телекоммуникационных сетях. Но когда он еще появится?

В-третьих, настало время дополнить Закон о СМИ правовыми нормами, регулирующими вновь сформировавшиеся общественные отношения, прежде всего, в сфере экономики рынка средств массовой информации. На пороге XXI века в стране сложилась новая система экономических отношений, принципиально отличающаяся от той, что существовала у нас в начале 90-х годов. Ее откровенные несовершенства и сильный привкус криминала еще более подталкивают к выработке правовых конструкций, которые могли бы помочь наладить цивилизованный бизнес в сфере массовой информации, обустроить рынок, поддержать процессы концентрации СМИ, но положить при этом предел монополизации.

В-четвертых, нужно учитывать и международно-правовой аспект. Уже после принятия Закона о СМИ наша страна вступила в Совет Европы, присоединилась к Бернской конвенции, Флорентийскому соглашению и ряду других актов международного права. Не за горами присоединение к Конвенции о трансграничном телевещании. И здесь не отделаешься общим правилом о приоритете норм международных договоров Российской Федерации над ее законами. Нужна серьезная работа по полномасштабной имплементации этих норм в отечественное законодательство.

Все это позволяет сделать вывод: реформа закона о СМИ необходима и возможна.

Какой же она должна быть? Ответ прост: адекватной своим целям. "Средства должны соответствовать целям, - замечал Александр Гамильтон; - лица, от которых ожидают достижения любой цели, должны обладать средствами для ее достижения".

Первая цель из перечисленных выше - приведение Закона о СМИ в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом - достигается следующим образом.

Во-первых, вводится полномасштабный правовой институт собственника СМИ. При этом институт учредителя СМИ сохраняется, хотя и в сильно урезанном виде. Вообще отказаться от института учредителя невозможно, поскольку Гражданский кодекс предусматривает, что у всякого юридического лица должен быть учредитель, который, как правило, является его собственником. Предлагаемая в законопроекте презумпция наличия у учредителя права собственности на СМИ, если из закона или учредительных документов не следует иное, должна предотвратить захват и "черный передел" собственности в данной сфере.

Если учредитель и собственник слиты в одном лице, то юридическая ситуация проста и прозрачна. Однако возможны и такие случаи, когда учредитель лишь создает СМИ, но никаких средств на его содержание предоставить не может. Что же в таком случае ему должно принадлежать? Наш законопроект отвечает: ему принадлежит название СМИ. Сходство с товарным знаком кажется очевидным. Но здесь подстерегает опасность: СМИ - это не только название, но и интеллектуальный продукт, который материализуется в форме тиража газеты, телепередачи и т.д. Может ли учредитель, ничего не вложивший в создание продукции СМИ, претендовать на то, чтобы считаться его собственником? Разумеется, не может.

Вот из таких логико-юридических рассуждений рождается понятие собственности на средство массовой информации, сформулированное в статье 17 нашего проекта: "Право собственности на средство массовой информации включает исключительное право на выпуск данного средства массовой информации под тем названием и в той форме, которые указаны в свидетельстве о его регистрации, исключительное право на использование средства массовой информации как результата интеллектуальной деятельности, а также права на продукцию данного средства массовой информации и на информационные ресурсы, созданные в процессе его выпуска".

Однако и собственник не может считаться абсолютным хозяином принадлежащего ему средства массовой информации. Концепция нашего законопроекта включает принципиально важный тезис о том, что журналистика представляет собой не предпринимательскую деятельность, а выполнение общественного долга, функций публичной службы. Вот почему вмешательство владельца СМИ в редакционную политику должно быть ограничено законом и уставом издателя (вещателя).

Во-вторых, радикально пересматривается весь тезаурус Закона о СМИ, сконцентрированный прежде всего в статье 2 "Средства массовой информации. Основные понятия". Совершенно иначе в проекте определяются такие базовые понятия как "средства массовой информации", "редакция", "учредитель", "издатель" и т.д. Это особенно важно в контексте появления фигуры собственника СМИ.

Если сохранить существующее сегодня в Законе о СМИ определение понятия "средство массовой информации" (а в официальных проектах оно остается неизменным), то неминуемо возникает путаница почище той, с которой столкнулась Алиса в зазеркалье. Ведь под средством массовой информации закон понимает “форму периодического распространения массовой информации”. Получается неизвестный юридической науке институт “собственника формы”, сильно напоминающий историю с улыбкой чеширского кота, когда форма есть, а субстанции нет.

В-третьих, приводится в соответствие с конституционными положениями формула свободы массовой информации. Теперь она увязывает свободу массовой информации со свободой мысли и слова, идеологическим и политическим многообразием, свободой экономической деятельности, многообразием форм собственности и т.д.

В-четвертых, правовой механизм учреждения СМИ и организаций, осуществляющих их выпуск, изменен таким образом, чтобы соответствовать требованиям ГК РФ и сложившейся практике.

В-пятых, существующие в действующем Законе о СМИ правовые механизмы, призванные обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации граждан, а также деловой репутации организаций, приведены в строгое соответствие с нормами Гражданского кодекса.

Вторая цель - устранение внутренних противоречий и пробелов - достигается прежде всего за счет введения дополнительных глав, посвященных государственным средствам массовой информации и системе экономической поддержки СМИ. Кроме того, статья 24 "Иные средства массовой информации" трансформируется в статью "Сетевые средства массовой информации". Пока не появятся специальные правовые акты, регулирующие все аспекты деятельности в телекоммуникационных сетях, данная статья сможет обеспечить защиту прав и законных интересов как создателей сетевых СМИ, так и рядовых пользователей, а также других граждан и юридических лиц.

Что же касается новой главы "Государственные и муниципальные средства массовой информации", то она представляется особенно важной ввиду явного намерения властей возложить на эту категорию СМИ серьезные задачи. Вот почему необходимо ясно охарактеризовать социальные функции государственных СМИ, формализовать каналы влияния государственных органов, должностных лиц и общественности на их деятельность, создать гарантии как редакционной независимости, так и ответственности перед обществом. В проекте предусмотрено, что государственные и муниципальные СМИ должны обеспечивать непредвзятое освещение фактов и событий в информационных программах, а также содействовать свободному обмену и формированию мнений.

Принципиальное значение имеет четкое разделение средств массовой информации на государственные, муниципальные и частные. В проекте предлагается установить, что государственные СМИ могут создаваться только государственными органами, муниципальные - только органами местного самоуправления, частные - только гражданами или юридическими лицами без государственного участия. Естественно, и имущественная база у этих СМИ должна быть различной. Такая сепарация позволит избежать в дальнейшем ситуаций, когда государственные СМИ оказываются под контролем частных лиц (наглядный пример - ОРТ), а частные СМИ - под контролем чиновников федерального, регионального или муниципального уровня.

Третья цель - включение в закон норм, позволяющих оздоровить экономику СМИ, - достигается, насколько это возможно, с помощью введения новой главы "Экономическая поддержка средств массовой информации". Те несколько статей, что объединены здесь, не претендуют, конечно, на то, чтобы заменить собой Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" от 1 декабря 1995 года. Их задача - сформулировать принципы и пределы экономической поддержки, предотвратить использование механизмов государственного покровительства для подкупа СМИ, наметить очертания правовых механизмов регулирования рынка средств массовой информации.

Принципиальное значение имеют здесь нормы, призванные регулировать рекламный рынок. Они тем более важны, что именно реклама является источником средств к существованию для подавляющего большинства негосударственных СМИ. Чтобы выровнять возможности разных категорий СМИ в проекте предлагается сократить предельную долю рекламы для государственных газет, журналов и телерадиокомпаний. Одновременно вводится институт независимого аудита СМИ, позволяющий сделать прозрачным и обоснованным механизм "дележа рекламного пирога". Появление в Законе о СМИ этих и ряда других связанных с ними норм будет означать действительный закат медиа-олигархии.

Четвертая цель - имплементация международно-правовых норм в Законе о СМИ - предопределила появление в нашем проекте целого ряда положений, истоки которых следует искать в документах ООН, ОБСЕ, Совета Европы, ЮНЕСКО и т.д. Не будем забывать, что свобода информации настолько важна для мирового сообщества, что стала предметом международных пактов и конвенций о правах человека. Ее современная правовая интерпретация дается в решениях авторитетных международных судебных органов. Поэтому любые попытки ограничить право человека свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом не только нарушает статью 29 Конституции РФ, но и вступает в противоречие с международными обязательствами нашей страны.

Конечно, рекомендации Совета Европы, касающиеся плюрализма, прозрачности и ограничения концентрации СМИ, не могут быть в полном объеме реализованы на узком пространстве Закона о СМИ. Однако уже здесь можно зафиксировать основные принципы, наметить очертания будущих механизмов правового регулирования, заложить своего рода "фундаменты", на которых в будущем можно будет возводить стройные здания узкоспециализированных законов - о предотвращении монополизации рынка СМИ, об обеспечении прозрачности и т.д.

Получили отражение в нашем проекте и рекомендации Совета Европы, касающиеся задач и функций общественных информационных служб, условий труда журналистов в ситуациях конфликта и напряженности, защиты источника конфиденциальной информации. Есть здесь и нормы, позволяющие подготовить российское законодательство о СМИ к присоединению к европейской Конвенции о трансграничном вещании. Это тем более важно, что программы многих российских телекомпаний можно принимать в странах ближнего и дальнего зарубежья. А значит есть основания для налаживания цивилизованного и взаимовыгодного сотрудничества с этими странами в такой деликатной сфере как массовая информация. Нужно лишь адаптировать российское законодательство к общеевропейским стандартам. Ведь без России Европа неполная. Как и Россия без Европы.

Реализация всех этих предложений требует осторожности и системности. Согласно открытому нами "закону сопротивления законодательного материала", стоит только опрометчиво включить в текст нормативного акта несколько лишних слов, как они тут же вступают в противоречие с самыми разными его нормами, начинают с ними конфликтовать, взаимно перекрывая возможности применения на практике. Вот почему так важно обеспечить должное качество “имплантируемого” нормативного материала. Перефразируя Чехова, можно сказать, что в законе все должно быть прекрасно - и концепция, и процедура, и законодательная техника...

Закон-уродец не может рассчитывать на реализацию, даже если за его неисполнение будет предусмотрено суровое наказание. Почему? Прежде всего потому, что конструирование законодательного текста подчиняется жестким правилам, игнорируя которые, можно создать лишь “законоид”, который внешне будет походить на полноценный нормативный акт, но, будучи лишен механизмов реализации, противоречащий Конституции, другим законам, самому себе, а иногда элементарной логике и правилам русского языка, он сможет лишь пополнить число недействующих нормативных актов.

Вторгаясь в живую ткань действующего закона, принципиально важно сохранить взаимную корреляцию между отдельными нормами. Крайне опасно стать жертвой “синдрома белого листа”, когда возникает обманчивое впечатление, что законодатель имеет дело с “tabula rasa”. На самом же деле, правовая система больше похожа на листы толстенного фолианта, исписанные от начала до конца мельчайшим почерком. Вот в этом-то фолианте законодатель и должен либо заполнять имеющиеся пробелы, либо, вычеркивая целые “абзацы”, аккуратно вписать новые. Но так, чтобы “строчки” друг на друга не “наезжали”, чтобы соблюдался общий “контекст” и не путались “листы”. В противном случае разрушаются логика и архитектоника закона, он утрачивает свою самодостаточность, а вместе с ней и способность быть реализованным на практике. Для добросовестного правоприменителя он превращается в нескончаемый юридический лабиринт, для злонамеренного - в оправдание правового цинизма.

Итак, подведем итог.

Первое. Реформа Закона о СМИ необходима, поскольку она неизбежна.

Второе. Реформа Закона о СМИ возможна, поскольку правовые механизмы для нее уже разработаны, в том числе на международном уровне, а некоторые даже апробированы.

Третье. Реформа Закона о СМИ будет тем более успешной, чем более системный характер она будет иметь и чем более будет проявлено осмотрительности и деликатности при ее выработке и претворении в жизнь.

И последнее. 10 января 1989 года создатели инициативного авторского проекта закона СССР "О печати и других средствах массовой информации" завершили текст своей брошюры, розданной потом всем народным депутатам СССР и ставшей основой первого советского закона о СМИ, словами:

"Каким будет закон о печати?

Это зависит от нас с вами!"

Лучше не скажешь.

Михаил Федотов

7 ноября 2000 г.

 

Источник информации: https://internet-law.ru/law/projects/smi-com.htm

 

На эту страницу сайта можно сделать ссылку:

 


 

На правах рекламы: