ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Принят Думой
Ханты-Мансийского
автономного округа 5 марта 1996 года
Оглавление
Глава I. Общие положения
Статья 1. Законодательство Ханты-Мансийского автономного округа
в сфере массовой информации
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Статья 3. Недопустимость цензуры
Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой
информации
Статья 5. Недопустимость вмешательства средств массовой
информации в частную жизнь
Статья 6. Недопустимость монополизации средств массовой
информации
Глава II. Организация деятельности средств массовой
информации
Статья 7. Учредитель
Статья 8. Регистрация средств массовой информации
Статья 9. Прекращение и приостановление деятельности
Статья 10. Возникновение прав и обязанностей
Статья 11. Статус учредителя
Статья 12. Статус редакции
Статья 13. Устав редакции
Статья 14. Договоры
Статья 15. Информационные агентства и иные средства массовой
информации
Глава III. Распространение массовой информации
Статья 16. Порядок распространения продукции средств массовой
информации
Статья 17. Выход в свет (в эфир)
Статья 18. Выходные данные
Статья 19. Тираж
Статья 20. Обязательные экземпляры
Статья 21. Телевизионное и радиовещание
Статья 22. Хранение материалов радио- и телепередач
Статья 23. Обязательные сообщения
Статья 24. Распространение рекламы
Статья 25. Осуществление предвыборной агитации
Статья 26. Эротические издания
Глава IV. Государственные гарантии свободы массовой
информации
Статья 27. Понятие государственных гарантий свободы массовой
информации
Статья 28. Налоговое регулирование
Статья 29. Таможенное регулирование
Статья 30. Валютное регулирование
Статья 31. Компенсация налоговых и иных платежей,
осуществляемых средствами массовой информации
Статья 32. Иные финансовые льготы
Статья 33. Особенности налогового, таможенного, валютного и
иного финансового регулирования
Статья 34. Особенности приватизации редакций средств массовой
информации
Статья 35. Особенности приватизации предприятий, обеспечивающих
выпуск газетной, журнальной и книжной продукции
Глава V. Отношения средств массовой информации с гражданами и
организациями
Статья 36. Право на получение информации
Статья 37. Запрос информации
Статья 38. Конфиденциальная информация
Статья 39. Соблюдение прав на интеллектуальную
собственность
Статья 40. Право на опровержение
Статья 41. Порядок опровержения
Статья 42. Основания отказа в опровержении
Статья 43. Право на ответ
Глава VI. Права и обязанности журналиста
Статья 44. Права журналиста
Статья 45. Аккредитация
Статья 46. Обязанности журналиста
Статья 47. Скрытая запись
Статья 48. Недопустимость злоупотребления правами
журналиста
Статья 49. Специальный статус
Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о
средствах массовой информации
Статья 50. Возложение ответственности
Статья 51. Освобождение от ответственности
Статья 52. Введение цензуры
Статья 53. Злоупотребление свободой массовой информации
Статья 54. Разглашение тайны
Статья 55. Вмешательство в частную жизнь
Статья 56. Ответственность учредителя (соучредителя)
Статья 57. Деятельность средства массовой информации без
регистрации
Статья 58. Нарушение порядка регистрации средств массовой
информации
Статья 59. Воспрепятствование распространению
Статья 60. Нарушение порядка распространения средств массовой
информации рекламного и эротического характера
Статья 61. Распространение продукции средств массовой
информации без указания выходных данных
Статья 62. Нарушение порядка направления обязательных
бесплатных материалов
Статья 63. Нарушение порядка лицензирования и осуществления
телевизионного и радиовещания
Статья 64. Нарушение порядка опубликования обязательных к
распространению сообщений и материалов
Статья 65. Нарушение порядка распространения рекламы
Статья 66. Нарушение прав на получение и использование
информации
Статья 67. Разглашение тайны источника информации
Статья 68. Отказ в опубликовании опровержения и ответа
Статья 69. Недопустимость комментирования опровержения или
ответа
Статья 70. Нарушение прав журналиста
Статья 71. Злоупотребление правами журналиста
Статья 72. Нарушение порядка распространения скрытой записи
(съемки)
Статья 73. Оказание давления на руководство редакции
Статья 74. Порядок наложения штрафов
Статья 75. Экспертное заключение
Статья 76. Возмещение морального вреда
Глава I. Общие положения
Статья 1. Законодательство Ханты-Мансийского автономного округа
в сфере массовой информации
Законодательство Ханты-Мансийского автономного округа в сфере
массовой информации состоит из законодательства Российской Федерации, настоящего
Закона и принимаемых в соответствии с ними иных правовых актов Ханты-Мансийского
автономного округа.
Статья 2. Средства массовой информации. Основные
понятия
В целях исполнения настоящего Закона:
под массовой информацией понимаются предназначенные для
неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и
материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое
печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа,
иная форма периодического распространения массовой информации;
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал,
альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и
выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой
понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и
материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не
реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации понимается тираж
или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный
выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио-
или видеозаписи программы;
под распространением продукции средства массовой информации
понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий,
аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание),
демонстрация кинохроникальных программ;
под специализированным средством массовой информации понимается
такое средство массовой информации, для регистрации или распространения
продукции которого законом установлены специальные правила;
под средством массовой информации рекламного характера
понимается средство массовой информации, в котором реклама превышает 40
процентов объема отдельного номера периодического издания, а в теле-,
радиопрограммах - 25 процентов объема вещания;
под средством массовой информации эротического характера
понимается средство массовой информации, которое в целом и систематически
эксплуатирует интерес к сексу;
под редакцией средства массовой информации понимается
коммерческая или некоммерческая организация, гражданин, объединение граждан,
осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию
(независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в
отношении производства и выпуска средства массовой информации;
под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием,
созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции
зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или
иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее
уполномочию;
под издателем понимается индивидуальный предприниматель,
коммерческая или некоммерческая организация, в том числе издательство,
осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции
средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо
или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит
главным источником дохода. Издатель осуществляет свои права и несет обязанности
на основе Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов
государственной власти в государственных средствах массовой информации",
законодательства об издательском деле, гражданского законодательства, настоящего
Закона и может выступать в качестве учредителя средства массовой информации,
редакции, распространителя, собственника имущества редакции;
под распространителем понимается физическое или юридическое
лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по
договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Статья 3. Недопустимость цензуры
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции
средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных
органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно
согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо
является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на
распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не
допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или
должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой
информации, - не допускаются.
Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой
информации
Не допускается использование средств массовой информации в
целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений,
составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну,
призыва к насильственному изменению конституционного строя и целостности
государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной
нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения
продукции, пропагандирующей порнографию, культ насилия и жестокости.
Редакция, главный редактор, журналист, получившие информацию
без нарушения действующего законодательства и не имеющие официального
письменного уведомления о наличии в ней тайны, ответственности за ее разглашение
не несут.
Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах,
документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных
файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к
специализированным средствам массовой информации, скрытых вставок,
воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их
здоровье.
Статья 5. Недопустимость вмешательства средств массовой
информации в частную жизнь
Редакция, главный редактор, журналист не вправе собирать,
хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его
согласия или согласия его наследников, публиковать или предавать гласности иным
способом содержание личных писем и документов, кроме случаев, когда они были
оглашены в открытом судебном заседании и имеют общественно значимый
характер.
Публикация материалов, связанных с нахождением человека под
следствием, допускается только с разрешения органов следствия или суда.
Статья 6. Недопустимость монополизации средств массовой
информации
Монополизация средств массовой информации на территории
Ханты-Мансийского автономного округа не допускается.
Ни одно лицо, коммерческая или некоммерческая организация не
вправе быть учредителем (соучредителем) или иметь в собственности, владении,
пользовании, управлении более тридцати процентов всех средств массовой
информации, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в
Ханты-Мансийском автономном округе.
Глава II. Организация деятельности
средств массовой информации
Статья 7. Учредитель
Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может
быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация,
государственный орган, орган местного самоуправления.
Учредителем не может выступать:
- гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по
приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
- гражданин другого государства;
- лицо без гражданства.
Соучредители выступают в качестве учредителя
совместно.
Статья 8. Регистрация средства массовой информации
Редакция средства массовой информации вправе осуществлять свою
деятельность только после регистрации средства массовой информации в
установленном законом порядке.
Статья 9. Прекращение и приостановление деятельности
Деятельность средства массовой информации может быть прекращена
или приостановлена только по решению учредителя, принятому в соответствии с
уставом редакции или заменяющим его договором, либо судом в порядке гражданского
судопроизводства по иску регистрирующего органа, Государственного Комитета
Российской Федерации по печати или Судебной палаты по информационным спорам при
Президенте Российской Федерации.
Учредитель имеет право прекратить или приостановить
деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке,
предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией
(главным редактором).
Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой
информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения
редакцией требований статьи 4 настоящего Закона, по поводу которых
регистрирующим органом или Государственным Комитетом Российской Федерации по
печати делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному
редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении
деятельности средства массовой информации.
Основанием для приостановления судом (судьей) деятельности
средства массовой информации может служить только необходимость обеспечения
иска, предусмотренного частью первой настоящей статьи.
Прекращение деятельности средства массовой информации влечет
недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.
Статья 10. Возникновение прав и обязанностей
Права и обязанности учредителя и редакции возникают с момента
регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции - с
момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут
дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности.
Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным
актам законодательства.
Статья 11. Статус учредителя
Учредитель обладает правами:
- учреждения средств массовой информации и прекращения их
деятельности;
- передачи своих прав и обязанностей третьим лицам, если такая
передача не противоречит уставу редакции или заменяющему его договору и
действующему законодательству;
- принятия прав и обязанностей учредителя от другого
учредителя;
- утверждения руководителей учрежденного им средства массовой
информации или найма их на контрактной основе;
- финансирования и материально-технического обеспечения
редакции учрежденного им средства массовой информации;
- определения названия, языка, формы, территории
распространения, примерной тематики и специализации, периодичности, объема;
- определения программных целей и задач средства массовой
информации.
Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор
с редакцией средства массовой информации (главным редактором).
Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в
указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя).
Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции или
заменяющем его договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и
искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если
принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена
редакцией, она выступает соответчиком.
Учредитель не вправе вмешиваться в профессиональную
деятельность средства массовой информации, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем
и редакцией (главным редактором).
Учредитель может передать свои права и обязанности третьему
лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации
учредителя - объединения граждан, коммерческой или некоммерческой организации,
государственного органа - его права и обязанности в полном объеме переходят к
редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции. Учредитель может
выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника
имущества редакции.
Статья 12. Статус редакции
Редакция осуществляет свою деятельность на основе
профессиональной самостоятельности.
Редакция может быть юридическим лицом, то есть являться
коммерческой или некоммерческой организацией, организованной в предусмотренной
законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации
организуется в качестве коммерческой организации, то она подлежит также
регистрации в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
Помимо производства и выпуска средства массовой информации
редакция вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную
законом деятельность.
Редакция может выступать в качестве учредителя средства
массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества
редакции.
Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои
полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между
учредителем и редакцией (главным редактором).
Главный редактор представляет редакцию в отношениях с
учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан,
коммерческими или некоммерческими организациями, государственными органами, а
также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к
деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими
законодательными актами.
Статья 13. Устав редакции
Устав редакции средства массовой информации принимается на
общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции -
большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается
учредителем.
В уставе редакции должны быть определены:
- взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного
редактора;
- полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников
редакции;
- порядок назначения (избрания) главного редактора,
редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
- основания и порядок прекращения и приостановления
деятельности средства массовой информации;
- порядок передачи и (или) сохранения права на название, иные
юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей,
прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или
реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
- порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные
положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными
актами.
До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит
менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы,
перечисленные в пунктах 1 - 5 части второй настоящей статьи, могут определяться
заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным
редактором).
Устав редакции, организуемой в качестве коммерческой
организации, может являться одновременно уставом данной коммерческой
организации. В этом случае устав редакции должен соответствовать гражданскому
законодательству Российской Федерации.
Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется
учредителем в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого после
регистрации или перерегистрации выхода в свет (в эфир) данного средства массовой
информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в
ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.
Статья 14. Договоры
Особенности взаимоотношений между редакцией (главным
редактором), учредителем (соучредителями), издателем, распространителем по
организации деятельности редакции средства массовой информации и обеспечению
производства, выпуска и распространения продукции средства массовой информации
регулируются договорами, заключаемыми и исполняемыми в порядке и на условиях,
предусмотренных настоящим Законом и гражданским законодательством.
Статья 15. Информационные агентства и иные средства массовой
информации
При применении настоящего Закона в отношении информационных
агентств на них одновременно распространяются статус редакции, издателя,
распространителя и правовой режим средства массовой информации.
Бюллетень, вестник, иное издание или программа с постоянным
названием, учреждаемые информационным агентством, регистрируются в порядке,
установленном настоящим Законом.
При распространении сообщений и материалов информационного
агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное
агентство обязательна.
Правила, установленные законом для периодических печатных
изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и
более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в
их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации,
продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов,
изображений.
Правила, установленные законом для радио- и телепрограмм,
применяются в отношении периодического распространения массовой информации через
системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если
законодательством не установлено иное.
Глава III. Распространение массовой информации
Статья 16. Порядок распространения продукции средств массовой
информации
Воспрепятствование осуществляемому на законном основании
распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан,
объединений граждан, государственных органов, организаций и их должностных лиц
не допускается. Монополизация материально - технических средств, ресурсов и
оборудования, необходимых для производства и распространения продукции средства
массовой информации (полиграфическое оборудование, множительная и компьютерная
техника, кабельные, информационно-компьютерные и иные сети, студийные комплексы,
спутники связи, бумага, каналы связи и т.п.), запрещается.
Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических
печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных
настоящим Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в
местах, не являющихся общедоступными - помещениях и иных объектах, в отношении
которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом,
установлен особый режим пользования - допускается не иначе как с согласия
указанных лиц.
Распространение продукции средства массовой информации может
быть прекращено только судом в случаях, если:
- прекращена либо приостановлена деятельность средства массовой
информации;
- свидетельство о регистрации средства массовой информации
признано в установленном порядке недействительным;
- нарушен устав редакции или заменяющий его договор в части
порядка производства, выпуска и распространения продукции средства массовой
информации;
- распространение продукции средства массовой информации
противоречит действующему законодательству;
- распространение эротической продукции производится не на
определенных специально для этого местах, не в определенное специально для этого
время или в нарушение иных условий распространения указанной продукции;
- редакцией и (или) распространителем нарушены имущественные
либо личные неимущественные права авторов.
Статья 17. Выход в свет (в эфир)
Распространение продукции средства массовой информации
допускается только после того, как главным редактором или лицом, его заменяющим,
дано разрешение на выход в свет (в эфир).
Статья 18. Выходные данные
Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать
следующие сведения:
- название издания;
- точное и полное наименование учредителя (соучредителей);
- фамилия, инициалы главного редактора или лица, его
заменяющего;
- порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для
газет также время подписания в печать (установленное по графику и
фактическое);
- индекс - для изданий, распространяемых через предприятия
связи;
- тираж;
- цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка
"Бесплатно";
- адреса редакции, типографии, а также телефоны для
справок.
При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при
непрерывном вещании - не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять
название программы.
Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы
должна содержать следующие сведения:
- название программы;
- дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;
- фамилия, инициалы главного редактора;
- тираж;
- редакция и ее адрес;
- цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка
"Бесплатно".
Сообщения и материалы информационного агентства должны
сопровождаться его названием. Если средство массовой информации не освобождено
от регистрации, то в выходных данных указывается также зарегистрировавший его
орган и регистрационный номер.
Статья 19. Тираж
Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-,
кинохроникальной программы определяется главным редактором по согласованию с
издателем.
Для средств массовой информации, специализирующихся на
производстве продукции рекламного или эротического характера, устанавливается
потиражный сбор, взимаемый в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.
Статья 20. Обязательные экземпляры
Обязательные бесплатные экземпляры периодических печатных
изданий, в том числе освобожденных от регистрации, тотчас по изготовлении
начального выпуска тиража редакция направляет учредителю (соучредителям),
органу, зарегистрировавшему данное средство массовой информации, в
Государственный Комитет Российской Федерации по печати, в
научно-производственное объединение "Всесоюзная книжная палата", в Российскую
Государственную библиотеку, Государственную публичную библиотеку им.
М.Е.Салтыкова-Щедрина, Библиотеку Президента Российской Федерации,
Ханты-Мансийскую окружную библиотеку, библиотеку Думы Ханты - Мансийского
автономного округа и библиотеку Администрации Ханты-Мансийского автономного
округа.
Статья 21. Телевизионное и радиовещание
Порядок и условия лицензирования телевизионного и радиовещания,
основания и правила осуществления профессиональной деятельности
телерадиовещательных компаний, система государственных органов, обеспечивающих
государственное управление, координацию и контроль в сфере телевизионного и
радиовещания, основания и процедуры выдачи и аннулирования лицензий на
телевизионное и радиовещание устанавливаются в соответствии с Федеральным
законом о телевизионном и радиовещании.
Статья 22. Хранение материалов радио- и телепередач
В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для
правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:
- сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в
записи;
- фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в
эфир.
В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в
эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.
Сроки хранения:
- материалов передач - не менее трех месяцев со дня выхода в
эфир;
- регистрационного журнала - до момента прекращения
деятельности или ликвидации средства массовой информации.
Статья 23. Обязательные сообщения
Редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный
срок:
- вступившее в законную силу решение суда, содержащее
требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой
информации;
- поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство
массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.
Редакции средств массовой информации, учредителями
(соучредителями) которых являются органы государственной власти
Ханты-Мансийского автономного округа, обязаны публиковать по требованию этих
органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или
заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных
средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской
Федерации.
Государственные средства массовой информации Ханты-Мансийского
автономного округа обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти Ханты-Мансийского
автономного округа в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке
освещения деятельности органов государственной власти в государственных
средствах массовой информации" и законами Ханты-Мансийского автономного
округа.
Статья 24. Распространение рекламы
Условия и порядок распространения рекламы в средствах массовой
информации Ханты-Мансийского автономного округа определяются в соответствии с
положениями Федерального закона Российской Федерации "О рекламе" и законов
Ханты-Мансийского автономного округа.
Редакция (главный редактор) не вправе взимать плату за
распространение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского
материала.
Статья 25. Осуществление предвыборной агитации
Порядок и условия осуществления средствами массовой информации
предвыборной агитации устанавливается федеральными законами, а также
законодательством Ханты-Мансийского автономного округа о выборах.
Статья 26. Эротические издания
Распространение выпусков специализированных радио- и
телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с
24 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено законом
Ханты-Мансийского автономного округа.
Розничная продажа продукции средств массовой информации,
специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера,
допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально
предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа.
Глава IV. Государственные гарантии
свободы массовой информации
Статья 27. Понятие государственных гарантий свободы массовой
информации
Государственные гарантии свободы массовой информации
представляют собой совокупность организационных, организационно - технических,
правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых Думой Ханты-Мансийского
автономного округа и осуществляемых Правительством Ханты-Мансийского автономного
округа в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на
свободу слова, а также в целях государственной поддержки средств массовой
информации в Ханты-Мансийском автономном округе и обеспечения их
независимости.
Статья 28. Налоговое регулирование
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями
средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами,
телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических
печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и
распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции,
связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в
консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа.
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная
полиграфическими предприятиями и организациями от оказания услуг по производству
книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции
средств массовой информации, в части, зачисляемой в консолидированный бюджет
Ханты-Мансийского автономного округа.
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями
средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами,
телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению
периодических печатных изданий и книжной продукции и направленная ими на
финансирование капитальных вложений по их основному профилю. Не облагаемая
налогом доля прибыли, направляемой на эти цели, не ограничивается.
Льготы, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются
на прибыль, полученную от производства и распространения средств массовой
информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и
эротического характера.
Статья 29. Компенсация налоговых и иных платежей,
осуществляемых средствами массовой информации
В течение двух лет со дня первого выхода в свет (эфир)
продукции средства массовой информации редакции средств массовой информации,
информационные агентства, телерадиовещательные компании, зарегистрированные и
осуществляющие свою деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе,
освобождаются от налога на прибыль, налога на имущество, налога на нужды
образовательных учреждений, налога с владельцев автотранспортных средств, налога
на приобретение автотранспортных средств, земельного налога, зачисляемых в
бюджет Ханты-Мансийского автономного округа, а также общественные организации и
объединения в течение двух лет с момента регистрации, определяющие целью своей
деятельности укрепление и поддержку средств массовой информации по основному
виду деятельности.
Перерегистрация средства массовой информации не влияет на
исчисление указанного в части первой настоящей статьи срока. В случае, если
деятельность средства массовой информации прекращена в предусмотренном законом
порядке до истечения указанного срока, платежи взыскиваются в полном объеме за
весь срок.
Указанные в части первой настоящей статьи льготы не
распространяются на средства массовой информации рекламного и эротического
характера.
В целях обеспечения нормальной деятельности средств массовой
информации в Ханты-Мансийском автономном округе Правительство автономного округа
вправе выделять дотации средствам массовой информации.
Статья 30. Иные финансовые льготы
Редакции средств массовой информации, издательства,
информационные агентства, телерадиовещательные компании, зарегистрированные и
осуществляющие свою деятельность в Ханты - Мансийском автономном округе,
пользуются услугами организаций почтовой, телеграфной и телефонной связи по
тарифам, предусмотренным для бюджетных организаций Ханты-Мансийского автономного
округа.
Редакции средств массовой информации, издательства,
полиграфические предприятия и организации, информационные агентства,
телерадиовещательные компании, организации по распространению периодических
печатных изданий и передающие центры оплачивают коммунальные услуги и аренду
помещений в зданиях, являющихся объектами собственности Ханты-Мансийского
автономного округа или муниципальной собственностью, по тарифам и ставкам, не
превышающим установленные для организаций сферы культуры.
Редакциям средств массовой информации, издательствам,
информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям передаются в
хозяйственное ведение помещения, являющиеся объектами собственности
Ханты-Мансийского автономного округа или муниципальной собственностью, которыми
они владеют либо пользуются в процессе своей производственно-хозяйственной
деятельности.
Статья 31. Особенности приватизации редакций средств массовой
информации
Редакции средств массовой информации, находящиеся в
собственности Ханты-Мансийского автономного округа, независимо от балансовой
стоимости основных фондов и численности работающих, могут быть приватизированы
путем преобразования в открытые акционерные общества с предоставлением членам
трудового коллектива и приравненных к ним лицам первого варианта льгот:
- пакет обыкновенных акций, составляющий 25,5 процентов
уставного капитала, закрепляется в окружной собственности на срок до трех
лет.
В случае истечения срока закрепления акций в окружной
собственности и при наличии заявки на приватизацию ранее закрепленного пакета
акций Правительство автономного округа вправе принимать решение о продлении
закрепления указанных акций в окружной собственности на срок до трех лет.
Правительство автономного округа имеет право принять решение о
досрочной продаже пакетов акций, закрепленных в окружной собственности.
Назначение представителей округа в Советах директоров
акционерных обществ, созданных на базе редакций средств массовой информации,
находящихся в окружной собственности, осуществляется Комитетом по управлению
госимуществом Ханты-Мансийского автономного округа по представлению Комитета по
средствам массовой информации и полиграфии Правительства автономного округа;
- пакет именных привилегированных акций, составляющих 25
процентов уставного капитала, распространяется на безвозмездной основе среди
членов трудового коллектива и приравненных к нему лиц;
- пакет обыкновенных акций, составляющий 10 процентов уставного
капитала, подлежит продаже по закрытой подписке со скидкой 30 процентов их
стоимости среди членов трудового коллектива и приравненных к ним лиц;
- пакет обыкновенных акций, составляющий 5 процентов уставного
капитала, подлежит продаже администрации редакции средства массовой информации -
редактору, его заместителям, главному бухгалтеру, руководителям отделов
редакций;
- пакет акций, составляющий 10 процентов уставного капитала,
подлежит продаже на закрытом специализированном денежном аукционе, к участию в
котором допускаются граждане Российской Федерации, занимающиеся профессиональной
журналистской деятельностью (состоящие в штате какой-либо редакции средства
массовой информации);
- пакет акций, составляющий 24,5 процента уставного капитала,
выставляется на свободную продажу (денежный аукцион, инвестиционные
торги).
Статья 32. Особенности приватизации предприятий, обеспечивающих
выпуск газетной, журнальной и книжной продукции
Приватизация предприятий, обеспечивающих выпуск газетной,
журнальной и книжной продукции, осуществляется в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации о приватизации.
Глава V. Отношения средства массовой информации
с гражданами и организациями
Статья 33. Право на получение информации
Граждане имеют право на оперативное получение через средства
массовой информации Ханты-Мансийского автономного округа объективных сведений о
деятельности государственных органов, органов местного самоуправления,
организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Редакции, главные редакторы, журналисты имеют право на
оперативное получение для распространения через средство массовой информации о
деятельности Думы Ханты-Мансийского автономного округа и Правительства
Ханты-Мансийского автономного округа, органов местного самоуправления
автономного округа, государственных и негосударственных организаций,
предприятий, учреждений, общественных объединений и их должностных лиц,
действующих на территории автономного округа, а также любой иной информации,
имеющей общественно значимый характер или затрагивающей права граждан.
Статья 34. Запрос информации
Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления, организаций,
общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в
устной, так и в письменной форме.
Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители
указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс -
служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. В пределах
своей компетенции запрашиваемое лицо или орган обязаны предоставить редакции или
ее представителю информацию в семидневный срок, а в случае отсрочки
предоставления информации - в месячный срок с момента получения запроса. Ответ
на устный запрос должен быть дан, как правило, незамедлительно.
Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен,
если:
- информация содержит государственную, коммерческую или иную
охраняемую законом тайну, а также сведения о частной жизни других лиц;
- запрос редакции направлен вне компетенции указанного лица или
органа, организации, предприятия, учреждения;
- информация содержит сведения об оперативно-розыскной и
следственной деятельности, осуществляемой в установленном порядке, о судебном
рассмотрении гражданских и уголовных дел в тех случаях, когда ее разглашение
запрещено законом или может нарушить право человека на справедливое и
объективное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью
граждан;
- запрос предъявлен редакцией некорректно, в оскорбительной для
данного должностного лица, органа или организации форме;
- доступ к запрашиваемой информации ограничен федеральным
законом.
Уведомление об отказе вручается главному редактору или
полномочному представителю редакции по их просьбе в письменной форме в
трехдневный срок со дня получения запроса с разъяснением порядка обжалования
принятого решения. В уведомлении об отказе в предоставлении запрашиваемой
информации должны быть указаны мотивированное обоснование отказа, должностное
лицо, отказывающее в предоставлении информации, дата принятия решения об
отказе.
В случае, если запрашиваемая информация по каким-либо причинам
не может быть предоставлена в семидневный срок (например, если запрос требует
длительной исследовательской или иной специальной работы, если лицо - источник
или владелец запрашиваемой информации по причине болезни, длительной
командировки или иным объективным причинам не может предоставить запрашиваемую
информацию и т.п.), главному редактору или полномочному представителю редакции
по их просьбе должно быть вручено уведомление об отсрочке в предоставлении
информации. Уведомление об отсрочке в предоставлении информации вручается в
трехдневный срок с момента получения запроса.
В уведомлении об отсрочке указываются:
- причины, по которым запрашиваемая информация не может быть
предоставлена в семидневный срок;
- дата, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация,
но не позднее трехмесячного срока со дня получения запроса;
- должностное лицо, установившее отсрочку;
- дата принятия решения об отсрочке.
Статья 35. Конфиденциальная информация
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и
материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в
тайне. Ответственность за нарушение этого условия редакция, журналист несут в
соответствии с действующим законодательством.
Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не
вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его
имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда
в связи с находящимся в его производстве делом.
Статья 36. Соблюдение прав на интеллектуальную
собственность
Редакция при осуществлении своей профессиональной деятельности
обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права,
издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо
иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и
характер использования предоставляемого редакции произведения.
Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в
сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не
искажается смысл письма и не нарушаются требования законодательства. Редакция не
обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам,
организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.
Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею
произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено
законом.
Статья 37. Право на опровержение
Гражданин или организация вправе потребовать от редакции
опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений,
которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право
имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет
возможности потребовать опровержения. По требованию заинтересованных лиц
допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.
Если редакция средства массовой информации не располагает
доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют
действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой
информации.
Спорные вопросы в соответствующих случаях могут быть разрешены
судом, Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской
Федерации, а также всеми другими способами, не запрещенными законом.
Если гражданин или организация представили текст опровержения,
то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия
требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная
распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю
организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и
передать его в записи.
Статья 38. Порядок опровержения
В опровержении должно быть указано, какие сведения не
соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным
средством массовой информации.
Опровержение в периодическом печатном издании должно быть
набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, на
том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и
телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как
правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал. Объем
опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента
распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст
опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста.
Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени,
чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного
текста.
Опровержение должно последовать:
- в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не
реже одного раза в неделю, - в течение десяти дней со дня получения требования
об опровержении или его текста;
- в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или
ближайшем планируемом выпуске.
В течение месяца со дня получения требования об опровержении
либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных
гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения
либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.
Статья 39. Основания отказа в опровержении
В опровержении должно быть отказано, если данное требование
либо представленный текст опровержения:
- является злоупотреблением свободой массовой информации в
смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;
- противоречит вступившему в законную силу решению суда;
- является анонимным.
В опровержении может быть отказано:
- если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в
данном средстве массовой информации;
- если требование об опровержении либо представленный текст его
поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения
опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации, если редакция
располагает доказательствами достоверности информации.
Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим
Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения
опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Если решение суда не выполнено средством массовой информации,
суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке,
предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации в доход
Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает средство массовой информации
от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие.
Статья 40. Право на ответ
Гражданин или организация, в отношении которых в средстве
массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности
либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ
(комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.
В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила
статей 37 - 39 настоящего Закона.
Глава VI. Права и обязанности журналиста
Статья 41. Права журналиста
Журналист имеет право:
- искать, запрашивать, получать и распространять
информацию;
- посещать государственные органы, органы местного
самоуправления, организации, предприятия и учреждения, органы общественных
объединений либо их пресс - службы;
- быть принятым должностными лицами в связи с запросом
информации;
- получать доступ к документам и материалам, за исключением их
фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или
иную специально охраняемую законом тайну;
- копировать, публиковать, оглашать или иным способом
воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части
первой статьи 39 настоящего Закона;
- производить записи, в том числе с использованием средств
аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев,
предусмотренных законом;
- посещать в соответствии с установленным порядком специально
охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и
массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное
положение;
- присутствовать на митингах и демонстрациях;
- проверять достоверность сообщаемой ему информации;
- излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и
материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
- отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или
материала, противоречащего его убеждениям;
- снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание
которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо
запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного
сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего
Закона;
- распространять подготовленные им сообщения и материалы за
своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Журналист также пользуется иными правами, предоставленными ему
законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа о
средствах массовой информации.
Статья 42. Аккредитация
Редакция имеет право подать заявку в государственный орган,
организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них
своих журналистов.
Государственные органы, организации, учреждения, органы
общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии
соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами,
организациями, учреждениями.
Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения
обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других
мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами,
создавать благоприятные условия для производства записи.
Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на
заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его
органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты
решения о проведении закрытого мероприятия.
Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией
нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не
соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство
организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную
силу решением суда.
Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств
массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей
статьи.
Статья 43. Обязанности журналиста
Журналист обязан:
- соблюдать устав редакции, с которой он состоит в отношениях,
регламентированных уставом или договором;
- проверять достоверность сообщаемой им информации;
- удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об
указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если
оно оглашается впервые;
- сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника,
за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;
- получать согласие (за исключением случаев, когда на это дает
согласие суд в целях защиты общественных интересов) на распространение в
средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого
гражданина или его законных представителей;
- при получении информации от граждан и должностных лиц ставить
их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино и фотосъемки;
- ставить в известность главного редактора о возможных исках и
предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением
подготовленного им сообщения или материала;
- отказаться от данного ему главным редактором или редакцией
задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
- предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности
по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ,
удостоверяющий личность и полномочия журналиста.
Журналист несет также иные обязанности, установленные
законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
При осуществлении своих прав и исполнении обязанностей
журналист обязан соблюдать профессиональную этику и не вправе совершать
действия, нарушающие права, законные интересы, честь, достоинство и деловую
репутацию граждан и организаций.
Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им
профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и
имущества как лицу, выполняющему общественный долг.
Статья 44. Скрытая запись
Распространение сообщений и материалов, подготовленных с
использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки,
допускается:
- если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и
гражданина;
- если это необходимо для защиты общественных интересов и
приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;
- если демонстрация записи производится по решению суда;
- если не совершено вмешательство в личную жизнь
человека.
Статья 45. Недопустимость злоупотребления правами
журналиста
Не допускается использование установленных настоящим Законом
прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых
сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора
информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством
массовой информации.
Запрещается использовать право журналиста на распространение
информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан
исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной
принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства, работы
и в связи с их политическими убеждениями, а также для сведения личных
счетов.
Статья 46. Специальный статус
Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим
Законом, распространяется:
- на штатных сотрудников редакций, занимающихся
редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для
многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых
распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения),
организации, учреждения;
- на авторов, не связанных с редакцией средства массовой
информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею
своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений
редакции.
Глава VII. Ответственность за нарушение
законодательства о средствах массовой информации
Статья 47. Возложение ответственности
Учредители, редакции, издатели, распространители,
государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные
объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и
материалов несут ответственность за нарушение законодательства о средствах
массовой информации.
Статья 48. Освобождение от ответственности
Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности
за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих
честь и достоинство граждан и организаций либо ущемляющих права и законные
интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой
информации и (или) правами журналиста:
- если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
- если они получены от информационных агентств;
- если они содержатся в ответе на запрос информации либо в
материалах пресс - служб государственных органов, организаций, учреждений,
предприятий, органов общественных объединений;
- если они являются дословным воспроизведением фрагментов
выступлений депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа на заседаниях (сессиях)
соответствующих органов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных
объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных
органов, организаций и общественных объединений;
- если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир
без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в
соответствии с законом;
- если они являются дословным воспроизведением сообщений и
материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой
информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за
данное нарушение законодательства о средствах массовой информации.
Статья 49. Введение цензуры
Цензура массовой информации в любой форме влечет наложение
штрафа в размере до тридцати шести минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом.
Статья 50. Злоупотребление свободой массовой
информации
Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в
использовании средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых
деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную
специально охраняемую законом тайну, для призыва к насильственному изменению
конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной,
классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны,
а также для распространения продукции, пропагандирующей порнографию, культ
насилия и жестокости, влечет наложение штрафа на главного редактора в размере до
двадцати минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, а
также изъятие и уничтожение тиража.
Использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и
художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и
программах обработки информационных текстов, относящихся к специализированным
средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание
людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, влечет наложение
штрафа на главного редактора в размере до десяти минимальных размеров оплаты
труда, установленных федеральным законом.
Статья 51. Разглашение тайны
Разглашение в средствах массовой информации государственной,
коммерческой или иной охраняемой законом тайны влечет наложение штрафа в размере
до тридцати минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным
законом.
Статья 52. Вмешательство в частную жизнь
Вмешательство средств массовой информации в частную жизнь
человека, в том числе сбор, хранение, использование и распространение информации
о частной жизни лица без его согласия или согласия его наследников,
опубликование или предание гласности иным способом содержания личных писем и
документов гражданина, влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати
минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
Статья 53. Ответственность учредителя (соучредителя)
Нарушение учредителем установленного законом срока уведомления
регистрирующего органа об изменении местонахождения редакции, периодичности
выпуска или максимального объема средства массовой информации, а равно
непредоставление учредителем (соучредителем) копии устава редакции или
заменяющего его договора в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня
первого после регистрации или перерегистрации выхода в свет (эфир) данного
средства массовой информации влечет наложение штрафа в размере до двадцати
минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
Монополизация средств массовой информации, влечет наложение
штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда, установленных
федеральным законом, и признание утратившими силу свидетельств о регистрации
средств массовой информации, выданных с нарушением статьи 6 настоящего
Закона.
Статья 54. Деятельность средства массовой информации без
регистрации
Осуществление деятельности средства массовой информации без
регистрации влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати минимальных размеров
оплаты труда, установленных федеральным законом, и изъятие тиража.
Статья 55. Нарушение порядка регистрации средств массовой
информации
Неправомерный отказ должностными лицами регистрирующего органа
в выдаче свидетельства о регистрации средства массовой информации влечет
наложение штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом.
Статья 56. Воспрепятствование распространению
Воспрепятствование распространению продукции средств массовой
информации влечет наложение штрафа в размере до пяти минимальных размеров оплаты
труда, установленных федеральным законом.
Статья 57. Нарушение порядка распространения средств массовой
информации рекламного и эротического характера
Нарушение распространителем установленного порядка
распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического
характера влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати минимальных размеров
оплаты труда, установленных федеральным законом, и изъятие тиража.
Статья 58. Распространение продукции средств массовой
информации без указания выходных данных
Распространение продукции средств массовой информации без
указания определенных законодательством выходных данных влечет наложение штрафа
на главного редактора в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом.
Статья 59. Нарушение порядка направления обязательных
бесплатных экземпляров
Нарушение порядка направления обязательных бесплатных
экземпляров влечет наложение штрафа на главного редактора в размере до пяти
минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
Статья 60. Нарушение порядка лицензирования и осуществления
телевизионного и радиовещания
До принятия федерального закона о телевизионном и радиовещании
телевизионное и радиовещание, осуществляемое без лицензии, а также нарушение
установленных законодательством правил осуществления телевизионного и
радиовещания влечет наложение штрафа на руководителя телерадиовещательной
компании в размере до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом.
Статья 61. Нарушение порядка опубликования обязательных к
распространению сообщений и материалов
Нарушение редакцией порядка опубликования обязательных к
распространению в соответствии с законами сообщений и материалов влечет
наложение штрафа в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом.
Статья 62. Нарушение порядка распространения рекламы
Взимание платы за распространение рекламы под видом
информационного, редакционного или авторского материала влечет наложение штрафа
в размере фактически полученной за указанное распространение суммы.
Нарушение редакцией порядка распространения рекламы влечет
ответственность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О
рекламе".
Статья 63. Нарушение прав на получение и использование
информации
Всякое воспрепятствование со стороны должностных лиц
осуществлению прав граждан на получение информации, а также прав редакций на ее
оперативное получение и использование влечет наложение штрафа в размере до
тридцати минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным
законом.
Неправомерный отказ, неправомерная отсрочка в предоставлении
редакции или ее представителю запрашиваемой информации, а также незаконный отказ
в аккредитации или незаконное лишение аккредитации влечет наложение штрафа в
размере до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, установленных
федеральным законом.
Нарушение сроков предоставления информации по запросам, а равно
нарушение сроков, установленных законом для вручения уведомления об отказе в
предоставлении или об отсрочке в предоставлении информации, влечет наложение
штрафа в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда, установленных
федеральным законом.
Статья 64. Разглашение тайны источника информации
Разглашение тайны источника информации, а равно раскрытие
псевдонима без согласия на то автора влечет наложение штрафа в размере до
двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным
законом.
Статья 65. Отказ в опубликовании опровержения и ответа
Неправомерный отказ опубликовать опровержение или ответ в
продукции средства массовой информации, а также нарушение установленного порядка
опубликования опровержения или ответа влечет наложение штрафа в размере до
пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным
законом.
Статья 66. Недопустимость комментирования опровержения или
ответа
Комментирование опровержения или ответа в том же номере
(выпуске) продукции средства массовой информации влечет наложение штрафа на
главного редактора в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом.
Статья 67. Нарушение прав журналиста
Принуждение журналиста со стороны должностного лица
государственного органа, организации, предприятия, учреждения готовить его
собственный материал или сообщение, противоречащее его убеждениям или нарушающее
законодательство, влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати минимальных
размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и отстранение от
занимаемой должности.
Статья 68. Злоупотребление правами журналиста
Злоупотребление журналистом своими профессиональными правами в
личных или корыстных целях, а равно сокрытие или фальсификация общественно
значимых сведений, распространение слухов под видом достоверных сообщений, сбор
информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством
массовой информации, а равно распространение информации с целью опорочить
гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола,
возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии,
профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими
убеждениями влечет наложение штрафа в размере до двадцати пяти минимальных
размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
Статья 69. Нарушение порядка распространения скрытой записи
(съемки)
Нарушение установленного законодательством порядка
распространения средствами массовой информации сообщений и материалов,
подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки
влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати минимальных размеров оплаты
труда, установленных федеральным законом.
Статья 70. Оказание давления на руководство редакции
Оказание давления на главного редактора, иных должностных лиц
редакции через посредство общественных объединений или профсоюзных организаций,
государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц,
журналистского коллектива в целях нарушения порядка выхода продукции средства
массовой информации в свет (эфир, кабельные, информационно-компьютерные и иные
сети), в том числе в целях нарушения порядка опубликования опровержений, ответов
и других сообщений и материалов, влечет наложение штрафа в размере до десяти
минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
Статья 71. Порядок наложения штрафов
Рассмотрение дел по правонарушениям, перечисленным в настоящем
Законе, и наложение штрафов осуществляется в соответствии с действующим
законодательством.
Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается
не иначе как по вступившему в силу решению суда.
Решение о наложении штрафных санкций, изъятии либо уничтожении
тиража или его части может быть обжаловано в судах в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Статья 72. Экспертное заключение
Экспертное заключение Государственной инспекции по защите
свободы печати и массовой информации при Государственном Комитете Российской
Федерации по печати при рассмотрении дел в судах, связанных с организацией
деятельности средств массовой информации, производством, выпуском и
распространением их продукции, является обязательным.
Статья 73. Возмещение морального вреда
Моральный вред (физические или нравственные страдания),
причиненный гражданину в результате распространения средством массовой
информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и
достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, а также в
других случаях, предусмотренных законом, возмещается по решению суда средством
массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в
размере, определяемом судом.
Губернатор
автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО г.
Ханты-Мансийск. 20 марта 1996 года. N 8-оз