РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ
ЗАКОН
О КУЛЬТУРЕ
(в ред. Закона от 09.03.98 N 102-I-3,
Закона от
12.03.99 N 14-II-3)
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Степным
Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия, Основами законодательства
Российской Федерации "О культуре", нормами международного права; (в ред. Закона
РК от 12.03.99 N 14-II-3)
признавая основополагающую роль культуры в развитии и
самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной
самобытности народов Республики Калмыкия, утверждении их достоинства;
отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных
ценностей, приобщения к ним народа с возрождением национального самосознания,
развитием демократии, социально-экономическим прогрессом, подчеркивая особую
роль республики в обеспечении гарантий общедоступности населения к источникам
удовлетворения культурных потребностей;
выражая стремление к межнациональному культурному
сотрудничеству и интеграции национальной культуры Калмыкии в мировую культуру,
ее связи с культурой народов России и ее субъектов;
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия принимает
настоящий закон о культуре в качестве правовой базы сохранения, становления,
функционирования и развития культуры в Республике Калмыкия.
РАЗДЕЛ I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели законодательства Республики Калмыкия о
культуре
Законодательство Республики Калмыкия о культуре имеет цель
установления:
прав и свобод человека, объединений граждан, народов в области
культуры;
принципов и правовых отношений субъектов культурной
деятельности;
принципов государственной политики в области культуры, правовых
основ государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства
государственных органов в процесс творчества.
Статья 2. Законодательство Республики Калмыкия о
культуре
Законодательство Республики Калмыкия о культуре состоит из
Конституции Российской Федерации, Степного Уложения (Конституции) Республики
Калмыкия, федеральных законов, настоящего закона и иных законодательных и
правовых актов Российской Федерации и Республики Калмыкия. (в ред. Закона РК от
12.03.99 N 14-II-3)
Законодательные акты Республики Калмыкия, прямо или косвенно
касающиеся вопросов культуры, должны соответствовать настоящему закону.
Подзаконные акты в области культуры издаются только в случаях,
прямо предусмотренных законами Республики Калмыкия.
Статья 3. Государственное управление в области
культуры
Государственное управление в области культуры осуществляется
Президентом Республики Калмыкия, Министерством культуры Республики Калмыкия и
его районными отделами культуры. (в ред. Закона от 09.03.98 N 102-I-3)
В ведении Министерства культуры Республики Калмыкия
находятся:
- профессиональные театральные коллективы (театры);
- профессиональные музыкальные коллективы (ансамбли песни и
танца, оркестры, хор);
- музеи (краеведческий и музей изобразительных искусств);
- учебные заведения (училище искусств, детские школы искусств,
музыкальные и художественные школы);
- библиотеки;
- клубные учреждения;
- государственное учреждение по кино,
- видеопрокату Республики Калмыкия;
- государственное гастрольно - концертное учреждение
"Калмконцерт";
- другие учреждения предприятия.
Статья 4. Область применения Закона Республики Калмыкия "О
культуре"
Настоящий закон регулирует культурную деятельность в следующих
областях:
выявление, изучение, охрана, реставрация и использование
памятников истории, культуры и археологии;
художественная литература, сценическое, пластическое,
музыкальное искусство, архитектура и дизайн, кино и фотоискусство, другие виды и
жанры искусства;
художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в
таких ее проявлениях, как языки, диалектика и говоры, фольклор, обычаи и обряды,
исторические топонимы;
самодеятельное (любительское) художественное творчество;
музейное дело и коллекционирование, архивное дело;
книгоиздание и библиотечное дело, кинообслуживание, а также
иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их
распространением и использованием;
телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части
создания и распространения культурных ценностей;
эстетическое воспитание, художественное образование,
педагогическая деятельность в этой области;
научные исследования культуры;
международные культурные обмены;
производство материалов, оборудования и других средств,
необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных
ценностей;
иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются,
распространяются и осваиваются культурные ценности.
В Республике Калмыкия запрещается культурная деятельность,
направленная на пропаганду войны, культа насилия и жестокости, расовой,
национальной, религиозной розни и порнографии.
Статья 5. Суверенитет Республики Калмыкия в области
культуры
Республика Калмыкия в пределах своих полномочий принимает и
реализует на своей территории нормативные акты в области культуры, заключает
соглашения о культурной деятельности с субъектами Российской Федерации,
государствами, а также международными организациями.
Статья 6. Равное достоинство культур народов Республики
Калмыкия
Республика Калмыкия признает равное достоинство культур всех
проживающих в ней народов и способствует созданию равных условий для их
сохранения и развития, обеспечивает и укрепляет целостность культуры посредством
республиканской культурной политики, республиканских программ сохранения,
развития и использования культурных ценностей.
Статья 7. О статусе культуры в государственных и иных
программах развития Республики Калмыкия
Республика Калмыкия учитывает культурные аспекты во всех своих
программах социально-экономического, научно-технического развития, охраны среды
обитания и экологии.
РАЗДЕЛ II.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Статья 8. Неотъемлемость права каждого человека в области
культуры
В Республике Калмыкия свободная творческая деятельность по
сохранению, созданию, распространению и освоению ценностей культуры является
неотъемлемым правом каждого гражданина, независимо от его национального и
социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии,
места жительства, имущественного положения, образования, профессии или иных
обстоятельств.
Статья 9. Приоритетность прав человека по отношению к правам
республики, организации и групп
Права человека в области культуры приоритетны по отношению к
правам в этой области республики, любых ее структур, общественных движений,
политических партий, религиозных организаций, профессиональных и иных
объединений.
Статья 10. Право на творчество
Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности
в соответствии со своими интересами и способностями.
Право человека заниматься творческой деятельностью может
осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной
(любительской) основе. Статус профессионального творческого работника
определяется соответствующим профессиональным сообществом.
Профессиональный и непрофессиональный творческий работник
равноправны в том, что касается авторского права и права на интеллектуальную
собственность, охраны творческого замысла и секретов мастерства, свободы
распоряжения результатами своего труда, поддержки республики.
Статья 11. Право на личную культурную самобытность
Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных,
эстетических и других ценностей, на защиту обществом и государством своей
культурной самобытности.
Статья 12. Право на приобщение к культурным ценностям
Каждый человек имеет право на приобщение к культурным
ценностям, на доступ к государственным библиотекам, музейным, архивным фондам,
иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности
культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования
устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Право на гуманитарное и художественное
образование
Каждый человек имеет право на гуманитарное и художественное
образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Республики Калмыкия об образовании.
Статья 14. Право на собственность в области культуры
Каждый человек имеет право на собственность в области культуры.
Право на собственность распространяется на отдельные имеющие историко-культурное
значение предметы, коллекции и собрания. Режим владения, пользования и
распоряжения собственностью в сфере культуры регламентируется законодательством
Российской Федерации.
Статья 15. Право создавать организации, предприятия и
учреждения
Граждане имеют право создавать коммерческие и некоммерческие
организации, предприятия и учреждения по производству, тиражированию и
распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной
деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской
Федерации.
Статья 16. Право создавать общественные объединения
Граждане имеют право создавать по собственной инициативе
ассоциации, творческие союзы, гильдии, товарищества, творческие коллективы или
иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством Российской
Федерации и Республики Калмыкия об общественных объединениях.
Статья 17. Право вывозить за границу результаты своей
творческой деятельности
Граждане имеют право вывозить за границу с целью
экспонирования, иных форм публичного представления, а также целью продажи
результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации.
РАЗДЕЛ III.
ПРАВА И СВОБОДЫ НАРОДОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Статья 18. Право на сохранение и развитие культурно -
национальной самобытности народов Республики Калмыкия
Народы Республики Калмыкия имеют право на сохранение и развитие
своей культурно-национальной самобытности, формирование и развитие
социокультурных инфраструктур.
Политика в области создания, сохранения и распространения
культурных ценностей одной национальности не должна наносить ущерб культурам
других национальностей, проживающих на территории Республики Калмыкия.
Республика осуществляет протекционизм по отношению к
национальной культуре, искусству, литературе, книгоиздательству,
книгораспространению и иным видам культурной деятельности народов Республики
Калмыкия.
Статья 19. Право на культурно-национальную автономию
Республика Калмыкия гарантирует право всем компактно
проживающим национальным группам на культурно-национальную автономию.
Культурно-национальная автономия означает право указанных
национальных групп населения на свободную реализацию своей культурной
самобытности посредством создания на основе волеизъявления населения или по
инициативе отдельных граждан культурно-национальных обществ, центров и
землячеств, органов информации, театров и иных организаций и учреждений, а также
их ассоциаций. Это право обеспечивается правовой и моральной поддержкой
Республики Калмыкия.
Реализация народами права на культурно-национальную автономию
не должна наносить ущерб общественной и политической стабильности,
государственной целостности Республики Калмыкия.
Статья 20. Культурно-национальные организации соотечественников
за пределами Калмыкии
Республика Калмыкия осуществляет поддержку существующих, вновь
возникающих за пределами Калмыкии и России культурно-национальных организаций
своих соотечественников, заключает в необходимых случаях договоры с субъектами
Российской Федерации, межгосударственные договоры в данной области.
Статья 21. Язык в области культуры
Республика Калмыкия заботится о развитии калмыцкого языка в
области культуры, осуществляет поддержку использования в области культуры языков
всех народов, проживающих на территории Республики Калмыкия.
РАЗДЕЛ IV.
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Статья 22. Отношение республики к творческой личности
Республика Калмыкия признает своим высшим национальным
культурным достоянием человеческий талант и берет на себя обязательство
заботиться об особо одаренных лицах независимо от их национальной
принадлежности, пола, происхождения, возраста и вероисповедания, гарантирует
благоприятные условия для развития и применения их способностей на благо
общества.
Статья 23. Национально-культурное наследие народов Республики
Калмыкия
Уникальные объекты культурного характера, имеющие национальную
и международную значимость (реликвии, произведения искусства, коллекции,
документы, здания и сооружения, учреждения, уникальные природные объекты и т.
п.), являются национальным культурным наследием Республики Калмыкия. Они не
могут передаваться субъектам Российской Федерации, зарубежным
государствам.
Статья 24. Библиотечные, музейные и другие фонды
Целостность, порядок сохранения, функционирования и развития
национальных библиотечного, музейного, архивного и иных фондов обеспечиваются
Республикой Калмыкия на основании соответствующего законодательства Российской
Федерации и Республики Калмыкия.
Учреждениям, предприятиям и организациям культуры, имеющим
республиканское значение, в целях реализации ими своих функций и обеспечения
соответствующих условий деятельности присваивается статус республиканских
культурных центров на основании и в порядке, определяемом положением о
республиканских культурных центрах.
РАЗДЕЛ V.
ПОЛОЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Статья 25. Республика Калмыкия и положение творческих
работников
Республика Калмыкия признает исключительную роль творческого
работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и
социальные права.
Республика Калмыкия:
стимулирует деятельность творческих работников, направленную на
сохранение и развитие культур;
обеспечивает условия труда творческим работникам таким образом,
чтобы они имели возможность посвятить себя творческой деятельности;
способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на
продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников
получать оплачиваемую работу;
способствует материальному обеспечению, социальной защите,
свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою
деятельность традиционной и народной культуре;
содействует творческим работникам в расширении международных
творческих контактов;
реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка,
учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью;
Статья 26. Республика Калмыкия и организации творческих
работников
Республика Калмыкия содействует созданию и деятельности
организаций творческих работников - ассоциаций, творческих союзов, филиалов и
отделений федеральных и международных сообществ творческих работников.
Республика обеспечивает организациям, представляющим творческих
работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры,
консультируется с ними при разработке мероприятий в области занятости,
профессиональной подготовки, условий труда, социальной защиты творческих
работников, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено
законодательством Республики Калмыкия и Российской Федерации.
Республика способствует ассоциациям, творческим союзам иным
объединениям творческих работников в их деятельности по социальной защите своих
членов.
В правовом, социально-экономическом и других отношениях
республика содействует творческому работнику, не являющемуся членом какой-либо
организации, равным образом, что и членам таких организаций.
РАЗДЕЛ VI.
ОБЯЗАННОСТИ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Статья 27. Государственные программы сохранения и развития
культуры в Республике Калмыкия
Республиканские государственные программы сохранения и развития
культуры разрабатываются органом исполнительной власти уполномоченным
Президентом Республики Калмыкия утверждаются Президентом Республики Калмыкия и
финансируются в соответствии с действующим законодательстом Республики Калмыкия.
(в ред. Закона от 09.03.98 N 102-I-3)
Статья 28. Обязанности Республики Калмыкия по обеспечению
доступности для граждан культурной деятельности,культурных ценностей и
благ
Республика Калмыкия ответственна перед гражданами за
обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных
ценностей и благ.
В целях обеспечения общедоступности культуры для всех граждан
органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со
своей компетенцией обязаны:
поощрять, через ценовую политику, культурную самодеятельность
граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию
самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и
массового начального художественного образования прежде всего посредством
гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных
учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, сохранения
бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского
искусства (самодеятельного художественного творчества);
осуществлять бюджетное финансирование государственных
организаций культуры и искусства;
способствовать развитию благотворительности, меценатства и
спонсорства в области культуры;
осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области
культуры по отношению к наименее экономически и социально-защищенным слоям и
группам населения.
Статья 29. Обязанности Республики Калмыкия по обеспечению
свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности
Представительная, исполнительная и судебная власти в Республике
Калмыкия выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной
деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной
нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и
государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права
и свободы граждан в области культуры.
Никакие органы государственной власти не вмешиваются в
творческую деятельность граждан и их объединений, государственных организаций
культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде
войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной
исключительности, нетерпимости, порнографии.
Запрет какой - либо культурной деятельности может быть
осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства Российской
Федерации и Республики Калмыкия.
Статья 30. Обязанности Республики Калмыкия по созданию условий
для самореализации талантов
Органы государственной власти осуществляют свой протекционизм
(покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам,
начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость.
Содержание, формы и способы такого протекционизма определяются государственными
программами сохранения и развития культуры.
Статья 31. Обязанности Республики Калмыкия по сохранению
памятников истории и культуры
Республика ответственна за выявление, учет, регистрацию и
охрану памятников истории и культуры в порядке, установленном законодательством
Республики Калмыкия об охране историко-культурного наследия.
РАЗДЕЛ VII.
РАЗДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ МЕЖДУ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ
КАЛМЫКИЯ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 32. Компетенция Республики Калмыкия в области
культуры
Разграничение полномочий в области культуры между Российской
Федерацией и Республикой Калмыкия определяется межправительственными и
межведомственными соглашениями России и Калмыкии.
К ведению органов государственной власти Республики Калмыкия в
области культуры относятся:
обеспечение прав и свобод человека в области культуры;
установление республиканской культурной политики, принятие
республиканского законодательства в области культуры и республиканских программ
культурного развития;
формирование республиканского бюджета в части расходов на
культуру, республиканских фондов развития культуры;
установление налоговых льгот, стимулирующих сохранение и
развитие культуры и минимума бюджетного финансирования государственных и
муниципальных организаций культуры;
прямое финансирование организаций культуры, находящихся в
республиканском ведении;
формирование фондов развития культуры и установление местных
налогов и сборов на цели культурного развития, региональных нормативов
финансирования культурной деятельности;
международные культурные связи; создание единой
государственной системы информационного обеспечения культурной
деятельности в Республике Калмыкия;
создание и ведение Свода памятников истории и культуры
Республики Калмыкия;
контроль за исполнением законодательства Республики Калмыкия о
культуре.
В пределах своей компетенции Республика Калмыкия имеет право
самостоятельно вступать в отношения с субъектами Российской Федерации,
государствами и с международными организациями по вопросам культуры.
Статья 33. Компетенция в области культуры органов местного
самоуправления
К ведению органов местного самоуправления в области культуры
относятся:
осуществление государственной политики в области культуры на
своей территории;
создание условий для деятельности учреждений культуры в
муниципальном образовании;
формирование местных бюджетов и фондов развития культуры,
разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры;
создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций
культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории;
создание и ликвидация местных органов управления в области
культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей
местных органов управления в области культуры по согласованию с Министерством
культуры Республики Калмыкия;
назначение руководителей муниципальных организаций
культуры;
строительство зданий и сооружений муниципальных организаций
культуры, обустройство прилегающих к ним территорий;
контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов
собственности организаций культуры;
сохранение памятников истории и культуры, находящихся в
муниципальной собственности;
создание условий для организации зрелищных
мероприятий.
РАЗДЕЛ VIII.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Статья 34. Условия и порядок создания, реорганизации и
ликвидации организаций культуры
В Республике Калмыкия могут создаваться и действовать в
предусмотренных законодательством организационно-правовых формах организации
культуры, основанные на республиканской собственности, собственности местных
органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений, религиозных организаций, международных организаций, иностранных
государств, юридических и физических лиц, в том числе иностранных граждан и лиц
без гражданства, а также на смешанных формах собственности.
Организации культуры могут быть учреждены:
республиканскими органами государственной власти;
местными органами государственной власти;
органами местного самоуправления;
общественными и религиозными организациями, фондами и другими
общественными объединениями;
иными юридическими, а также физическими лицами.
Организации культуры, учреждаемые в соответствии с настоящим
законом, обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации,
установленным законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия реорганизации и ликвидации организаций
культуры определяются их уставами, принимаемыми в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Статья 35. Права и обязанности учредителя (учредителей)
организации культуры
Отношения учредителя (учредителей) и организации культуры
регулируются действующим законодательством, а также договором. Договор между
учредителем (учредителями) и организацией культуры определяет взаимные
обязательства сторон, условия и порядок использования имущества, порядок
финансирования деятельности организации культуры учредителем (учредителями),
материальную ответственность сторон, основания и условия расторжения договора,
решение социальных вопросов.
Организации культуры самостоятельны в осуществлении своей
творческой, производственной, экономической деятельности, социального развития
коллектива в пределах имеющихся творческих и хозяйственных ресурсов и задач,
предусмотренных уставом.
Статья 36. Собственность в области культуры
В Республике Калмыкия допускаются все формы собственности на
культурные ценности, здания, оборудование и другое имущество культурного
назначения.
Права и обязанности собственников в области культуры
регулируются законодательством Российской Федерации.
Распоряжение и управление государственной собственностью в
области культуры осуществляется органами исполнительной власти, и по их
поручению - специально уполномоченными государственными органами.
Организация культуры несет ответственность перед собственником
за сохранность и эффективное использование закрепленной за ней собственности.
Контроль за деятельностью организации культуры в этой части осуществляется
учредителем (учредителями) или иным лицом, уполномоченным собственником.
Изъятие или отчуждение собственности и земельных участков,
закрепленных за организацией культуры, допускается только в порядке,
установленном законом.
Статья 37. Приватизация в области культуры
Культурное наследие народов Республики Калмыкия, в том числе
культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных музеев, архивов и
библиотек, кинофондов, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий
художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая
помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.
Приватизация других объектов культуры допускается в порядке,
устанавливаемом законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия при
условии:
сохранения культурной деятельности в качестве основного вида
деятельности;
сохранения профильных услуг;
организации обслуживания льготных категорий населения;
обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных
гарантий работникам (на срок до 1 года).
Статья 38. Финансирование культуры и культурной
деятельности
Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры
в Республике Калмыкия является государственное финансирование.
На эти цели ежегодно направляется не менее 6 процентов средств
бюджета Республики Калмыкия.
Общие объемы государственного финансирования культуры и кино из
республиканского бюджета и местных бюджетов регулярно уточняются для возмещения
дополнительных затрат, вызванных ростом цен, тарифов и ставок заработной
платы.
Организациям министерства культуры, органов культуры на местах,
творческих союзов в случае использования прибыли на их уставные цели
устанавливается льготный порядок налогообложения на прибыль.
Для некоммерческих организаций культуры устанавливается особый
порядок налогообложения их прибыли.
С целью привлечения дополнительных финансовых средств для
развития культуры Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия может
установить специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и
организациям, независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим
лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие культуры
Республики Калмыкия. Характер, размер и порядок предоставления этих льгот
определяются налоговым законодательством Российской Федерации и Республики
Калмыкия.
Бюджетные средства, выделенные на финансирование культуры, при
формировании бюджетов всех уровней выделяются отдельной строкой (фонд развития
культуры). В указанные фонды направляются также средства, полученные от
предприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов,
выставок и других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другие
поступления, не противоречащие законодательству.
Поступление средств из внебюджетных источников не является
основанием для сокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры.
Общественные объединения, предприятия, организации и физические
лица имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для
финансирования культурной деятельности. Организация и деятельность указанных
фондов осуществляются в соответстви с их уставами. В качестве соучредителей
фондов могут выступать государственные органы и органы местного
самоуправления.
Статья 39. Финансовые ресурсы организации культуры
Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств
учредителей, доходов от собственной деятельности и иных доходов и поступлений,
разрешенных законодательством.
Деятельность государственных и муниципальных организаций
культуры финансируется учредителями в соответствии с договорами, но не ниже
нормативов государственного финансирования по каждому типу и виду организаций
культуры. Средства, поступившие из других источников, не уменьшают нормативов и
абсолютных размеров финансирования организации культуры учредителем
(учредителями). Деятельность негосударственных организаций культуры
финансируется по договору между учредителем (учредителями) и организацией.
Право организации культуры на получение безвозмездных
пожертвований (даров, субсидий) от отечественных и зарубежных юридических и
физических лиц, международных организаций не ограничивается.
Использование финансовых средств осуществляется в соответствии
с уставом организации культуры. Неиспользованные в отчетном периоде средства не
могут быть изъяты у организации культуры или зачтены учредителем (учредителями)
в объеме финансирования следующего года.
Статья 40. Предпринимательская деятельность государственных и
муниципальных организаций культуры
Государственные и муниципальные организации культуры вправе
вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом и не
запрещенную действующим законодательством Российской Федерации и Республики
Калмыкия.
Статья 41. Инвестиционная политика в области культуры
В Республике Калмыкия обеспечивается приоритетное выделение
государственных капитальных вложений в укрепление и развитие
материально-технической базы культуры.
Распределение капитальных вложений по объектам культурного
назначения определяется соответствующими органами государственной власти.
Не допускается проектирование и строительство населенных
пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами культуры с учетом
градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.
Земельные участки под строительство новых объектов культуры
выделяются на приоритетной основе.
Статья 42. Обеспечение развития культуры в сельской
местности
В Республике Калмыкия обеспечивается приоритет в развитии
культуры в сельской местности.
Республика поощряет привлечение общественных и частных
источников финансирования для развития культуры в сельской местности налоговыми
и другими льготами.
Статья 43. Материально-техническое обеспечение
культуры
Развитие материально-технической базы государственных,
муниципальных организаций культуры осуществляется самими организациями культуры
в пределах бюджетных и собственных средств.
Органы государственной власти Республики Калмыкия, органы
местного самоуправления обязаны оказывать помощь подведомственным организациям
культуры (если последние в ней нуждаются) в решении вопросов содержания и
развития материально-технической базы.
Местные органы исполнительной власти и органы местного
самоуправления предоставляют творческим работникам, коллективам творческих
работников в пользование или аренду помещения для студий, мастерских,
лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, с
установлением арендной платы в размере, не превышающем стоимость оплаты
коммунальных услуг.
Органы государственной власти Республики Калмыкия могут
предоставлять льготы по налогу на имущество деятелям культуры и искусства,
использующим специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая
жилые) в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также лицам,
использующим жилую площадь для организации открытых для посещения
негосударственных музеев, библиотек и других организаций культуры в порядке и на
условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 44. Внешнеэкономическая деятельность в области
культуры
Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую
деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную,
произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов,
изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
Культурные ценности, хранящиеся в государственных и
муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других
государственных организациях культуры, не могут быть использованы в качестве
обеспечения кредита или сданы под залог.
Статья 45. Цены и ценообразование в области культуры
Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на
билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.
При проведении платных мероприятий организации культуры обязаны
устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов,
военнослужащих срочной службы. Порядок установления льгот для данных категорий
населения определяется Министерством культуры Республики Калмыкия, местными
органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
На продукцию предприятий, тиражирующих товары культурного и
информационного назначения и занимающих монопольное положение на рынке этих
товаров, кроме народных художественных промыслов, в целях социальной
защищенности граждан допускается государственное регулирование цен.
Статья 46. Трудовые отношения и принципы оплаты труда
работников культуры
Трудовые отношения работников в области культуры регулируются
действующим законодательством о труде.
Основной формой трудовых отношений с творческими работниками,
руководителями и специалистами государственных и муниципальных организаций
культуры является контрактная форма трудового договора.
Размер средней ставки и должностного оклада творческим
работникам, руководителям и специалистам государственных организаций культуры
устанавливается не ниже ставок и окладов, установленных Единой тарифной
сеткой.
Организации культуры в пределах имеющихся средств на оплату
труда могут самостоятельно устанавливать для своих работников размеры заработной
платы, дифференцированные надбавки к ставкам и должностным окладам, применять
различные прогрессивные формы организации, оплаты и стимулирования труда.
Размер авторского вознаграждения, порядок и сроки его оплаты
устанавливаются в авторском договоре.
Статья 47. Социальная защита работников культуры
Граждане, имеющие специальное образование в области культуры и
искусства, при прочих равных условиях пользуются преимущественным правом
трудоустройства по специальности.
Пенсионное обеспечение работников организаций культуры, включая
льготное обеспечение отдельных категорий работников, производится в соответствии
с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении.
Члены творческих союзов и ассоциаций, а также другие творческие
работники, не являющиеся членами творческих союзов, единственным источником
доходов которых является авторское вознаграждение, имеют право на трудовую
пенсию при условии уплаты страховых взносов в пенсионный фонд.
Специалистам организаций культуры, расположенных в сельской
местности и рабочих поселках, поселках городского типа предоставляются льготы,
предусмотренные для работников народного образования и здравоохранения.
На выпускников высших и средних специальных учебных заведений
культуры и искусства, других специалистов, прибывших на работу в сельские
организации культуры, распространяются порядок и условия выдачи единовременного
пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов,
окончивших сельскохозяйственные ВУЗы и техникумы.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
предприятия и организации, общественные объединения могут за счет собственных
ресурсов предоставлять работникам культуры дополнительные льготы, не
установленные законодательством Российской Федерации.
Работники культуры и искусства, имеющие почетные звания,
пользуются льготами, установленными законодательством Российской Федерации.
Республика Калмыкия осуществляет меры по увековечению памяти
умерших выдающихся творческих деятелей в соответствии с порядком, установленным
действующим законодательством.
РАЗДЕЛ IХ.
КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ
Статья 48. Субъекты международных культурных обменов
Республика Калмыкия содействует расширению круга субъектов
международных культурных связей, поощряет самостоятельное прямое участие в
культурных обменах частных лиц, организаций, учреждений и предприятий
культуры.
Статья 49. Политика и приоритет международных культурных
обменов
Политика и приоритеты международных культурных обменов
Республики Калмыкия определяются республиканскими государственными программами,
соглашениями с другими государствами.
К числу приоритетных направлений международных культурных
обменов Республики Калмыкия, относятся совместно производство культурных
ценностей, благ, реставрация уникальных памятников истории и культуры,
подготовка и стажировка кадров работников культуры; создание и внедрение новых
технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности; обмен
методиками, учебными программами, пособиями и музыкальными
инструментами.
Статья 50. Культурное сотрудничество с соотечественниками за
рубежом
Республика Калмыкия содействует развитию калмыцкой культуры за
рубежом, поддерживая связи с зарубежными соотечественниками и их потомками,
организуя культурные мероприятия. Республика Калмыкия создает условия для
возвращения на Родину уехавших деятелей культуры.
Статья 51. Калмыцкие культурные и исторические ценности за
пределами Республики Калмыкия
Республика Калмыкия осуществляет целенаправленную политику по
возвращению незаконно вывезенных с ее территории культурных ценностей в период
депортации калмыцкого народа.
Все незаконно вывезенные за пределы республики культурные
ценности, признанные культурным достоянием народов Республики Калмыкия, подлежат
возвращению в республику независимо от их нынешнего местонахождения, времени и
обстоятельств вывоза.
Республика Калмыкия разрабатывает и осуществляет меры по
сохранению культурного наследия народов Республики Калмыкия, захоронений
соотечественников - видных деятелей культуры, науки и искусства, находящихся за
пределами республики.
Статья 52. Участие в международных организациях
культуры
На территории Республики Калмыкия могут создаваться филиалы и
другие структуры международных культурных фондов и организаций. Любое
юридическое и физическое лицо имеет право вступления в международные организации
культуры в соответсвии с порядком, определенным их уставами. Организации
культуры Республики Калмыкия имеют право вовлечения в свои ряды иностранных
членов, а также самостоятельного распоряжения целевыми поступлениями от
иностранных государств, международных организаций и частных лиц.
РАЗДЕЛ Х.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
КУЛЬТУРЕ
Статья 53. Ответственность за нарушение законодательства о
культуре
Ответственность за нарушение законодательства о культуре
устанавливается уголовным, гражданским, административным и иным
законодательством Российской Федерации.
РАЗДЕЛ ХI.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 54. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу с момента его официального
опубликования в газетах "Хальмг Унн" и "Известия Калмыкии".
Президент
Республики Калмыкия
К.ИЛЮМЖИНОВ г. Элиста 7 июля
1997 года N 75-I-3