ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ЗАКОН
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 20 июня 1995 года N 6-129
ОБ ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи Закона "Об охране общественной
нравственности
"
Задачами Закона Красноярского края "Об охране общественной
нравственности" являются:
- ограждение несовершеннолетних от вредного воздействия
продукции, создающей угрозу их моральному и физическому развитию;
- защита прав и свобод граждан в сфере общественной
нравственности;
- предотвращение и пресечение правонарушений в сфере
общественной нравственности, совершаемых в целях получения коммерческой
выгоды;
- упорядочение условий публичной демонстрации кино- и
аудиовизуальных произведений, продажи продукции эротического характера,
изготовления и распространения рекламы;
- обеспечение прав и ответственности организаций,
осуществляющих данную деятельность.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и Красноярского
края в области регулирования отношений по охране общественной нравственности
1. Отношения по охране общественной нравственности регулируются
федеральным законодательством, нормативными актами федеральных органов
исполнительной власти, направленными на регламентацию вопросов охраны
общественной нравственности, настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с
ним актами органов местного самоуправления.
2. Если федеральным законодательством установлены иные правила
и условия публичной демонстрации кино- и аудиовизуальных произведений, продажи
продукции эротического характера, изготовления и распространения рекламы, чем
предусмотренные настоящим Законом, то применяется федеральное
законодательство.
Статья 3. Принципы настоящего Закона
1. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно
нарушать права и свободы других лиц.
2. Каждый имеет право искать, получать и свободно
распространять информацию. Право сексуальной ориентации остается за каждым
человеком. Ограничения в реализации этих прав могут устанавливаться федеральным
законом в целях охраны общественной нравственности.
3. Государственные принудительные меры не предназначены для
осуществления индивидуального нравственного воспитания.
4. Никто не вправе вмешиваться в сферу внутренней духовной
жизни совершеннолетнего человека и навязывать ему определенный образ жизни.
Статья 4. Сфера и порядок действия Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения по упорядочению
деятельности организаций по публичной демонстрации кино- и аудиовизуальных
произведений, продажи продукции эротического характера, проведения иных
зрелищных мероприятий, изготовления и распространения рекламы, а также
определяет ответственность за нарушения требований общественной нравственности в
общественных местах.
2. Настоящий Закон не применяется к правонарушениям, названным
в части 1 настоящей статьи, возникающим в местах, свободное посещение которых
ограничено правомерными условиями, осознанно и без принуждения выполняемыми
находящимися в них совершеннолетними гражданами.
3. Деятельность организаций, осуществляющих телевещание на
территорию Красноярского края из других регионов Российской Федерации, не
подпадает под действие настоящего Закона.
Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Общественная нравственность - правила поведения,
выработанные в результате исторического развития общества и признанные им в
качестве обязательных.
2. Общественные места - участки территории или помещения,
предназначенные для целей отдыха или развлечения, либо для повседневной
жизнедеятельности людей, доступные для посещения неопределенного круга лиц.
3. Продукция эротического характера - различные изделия (кино-
и аудиовизуальные произведения, печатные периодические издания, книги, плакаты,
открытки, рисунки, рукописи, слайды, фотографии, предметы сексуальной стимуляции
и другие), которые в целом или систематически возбуждают интерес к сексу.
4. Публичная демонстрация кино- и аудиовизуальных произведений
- показ фильмов и программ, обеспечивающих возможность просмотра неопределенным
кругом лиц (в процессе кино-, теле- и видеообслуживания).
5. Органы саморегулирования предпринимательской деятельности -
это союзы и ассоциации юридических лиц, которые могут объединяться на
добровольной основе, в соответствии с федеральным законодательством, в целях
самостоятельного регулирования осуществляемой ими предпринимательской
деятельности, связанной с реализацией продукции, способной причинить вред
общественной нравственности.
6. Общественные экспертные комиссии - это общественные органы,
которые могут образовываться при местных администрациях либо администрации
Красноярского края в целях создания условий для упорядочения публичной
демонстрации кино- и аудиовизуальных произведений и продажи продукции
эротического характера.
Статья 6. Субъекты отношений по охране общественной
нравственности
Субъектами отношений по охране общественной нравственности
являются:
- граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без
гражданства;
- органы саморегулирования предпринимательской
деятельности;
- общественные экспертные комиссии;
- коммерческие и некоммерческие организации;
- специализированные подразделения милиции (местной) по
предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной
нравственности;
- органы местного самоуправления;
- органы государственной власти.
Раздел 2. ПРАВА ГРАЖДАН И ПОЛНОМОЧИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО
ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Статья 7. Права граждан по охране общественной
нравственности
1. В Красноярском крае поощряется создание объединений и
деятельность граждан по охране общественной нравственности.
2. Граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без
гражданства в сфере общественной нравственности, в соответствии с федеральным
законодательством и настоящим Законом, вправе:
- обращать внимание администрации организаций на несоблюдение
ими установленных возрастных ограничений публичной демонстрации кино- и
аудиовизуальных произведений, а также отсутствие прозрачной запечатанной
упаковки на печатной продукции эротического характера и иные нарушения
настоящего Закона;
- требовать от администрации организации предъявления
прокатного удостоверения, подтверждающего возрастные ограничения зрителей
(прокатную категорию) для публично демонстрируемых кинои аудиовизуальных
произведений;
- сообщать регистрирующим и контролирующим органам о нарушениях
настоящего Закона;
- обращаться с иском в суд о возмещении морального вреда в
соответствии с федеральным законодательством.
Статья 8. Права органов саморегулирования предпринимательской
деятельности по охране общественной нравственности
Органы саморегулирования предпринимательской деятельности
вправе:
- разрабатывать предложения к прокатчикам кино- и
аудиовизуальных произведений, производителям и распространителям рекламы или
печатной продукции эротического характера;
- ходатайствовать о проведении независимой экспертизы кино- и
аудиовизуальных произведений, печатной продукции и рекламы на предмет отнесения
к определенной категории проката, характера продукции, наличия информации,
угрожающей общественной нравственности;
- направлять в Законодательное Собрание Красноярского края и
администрацию Красноярского края предложения по обеспечению общественной
нравственности;
- участвовать совместно с местной администрацией или другими
уполномоченными органами в осуществлении контроля за соблюдением настоящего
Закона;
- вносить в административные комиссии при местных
администрациях материалы или заявления о привлечении к ответственности лиц,
виновных в нарушении настоящего Закона;
- сообщать учредителю средств массовой информации либо
регистрирующему органу о нарушении средством массовой информации настоящего
Закона.
Статья 9. Полномочия общественных экспертных комиссий в
регулировании отношений по охране общественной нравственности
1. В общественные экспертные комиссии включаются
квалифицированные кинематографисты, литературоведы, психологи, врачи, педагоги и
другие специалисты, имеющие стаж работы по специальности не менее 5 лет.
2. В компетенцию общественных экспертных комиссий входит:
- разработка для администрации Красноярского края предложений
по возрастным ограничениям зрительской аудитории для публичного просмотра кино-
и аудиовизуальных произведений;
- подготовка заключений по вопросам, касающимся определения
специальных мест реализации продукции эротического характера;
- проведение экспертиз печатной продукции на предмет
определения ее эротического характера, а также рекламы, размещаемой в средствах
массовой информации, с целью оценки ее соответствия требованиям федерального
законодательства и статьей 19 и 20 настоящего Закона;
- передача регистрирующим и контролирующим органам материалов о
фактах нарушения настоящего Закона.
3. Общественные экспертные комиссии при местных администрациях
не вправе требовать от редакций средств массовой информации, администрации
организаций, занимающихся публичной демонстрацией кино- и аудиовизуальных
произведений, и иных зрелищных организаций предварительного согласования
сообщений, материалов и репертуара, а также накладывать запрет на
распространение продукции и демонстрацию произведений.
Статья 10. Полномочия организаций, занимающихся публичной
демонстрацией кино- и аудиовизуальных произведений, реализацией продукции
эротического характера и организацией иных зрелищных мероприятий, по охране
общественной нравственности
1. Организация в пределах своей компетенции, в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Декларацией прав и свобод человека и
гражданина, федеральным законодательством и настоящим Законом участвуют в
деятельности по охране общественной нравственности.
2. Организации вправе:
- устанавливать возрастные ограничения на посещение зрелищных
мероприятий, оценка которых не относится к компетенции Комитета Российской
Федерации по кинематографии и администрации края;
- требовать от граждан соблюдения установленных в соответствии
с законодательством возрастных ограничений;
- предусматривать организационные меры для соблюдения
настоящего Закона и предупреждения нарушений общепринятых норм общественной
нравственности;
- обращаться в общественные экспертные комиссии для оценки
кино- и аудиовизуальных произведений и иной продукции на предмет определения ее
характера и ограничений распространения;
- ходатайствовать о проведении независимой экспертизы кино- и
аудиовизуальных произведений на предмет определения их характера и возрастных
ограничений распространения;
- обжаловать в установленном федеральным законодательством
порядке незаконные действия граждан и должностных лиц, ущемляющие права
организаций под видом охраны общественной нравственности.
Статья 11. Специализированное подразделение милиции (местной)
по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной
нравственности
Местные администрации городов и районов Красноярского края,
учитывая состояние общественной нравственности на своей территории, могут
создавать в соответствии с федеральным законодательством за счет средств
собственных бюджетов специализированные подразделения милиции по предупреждению
и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности.
Статья 12. Компетенция администраций городов и районов
Красноярского края в регулировании отношений по охране общественной
нравственности
Администрации городов и районов Красноярского края в пределах и
порядке, предусмотренном федеральным законодательством и настоящим Законом, на
своей территории устанавливают специальные места реализации продукции
эротического характера, разрабатывают предложения по установлению категорий
проката кино- и аудиовизуальных произведений, а также решают организационные,
финансовые и другие вопросы в сфере охраны общественной нравственности.
Раздел 3. МЕРЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Статья 13. Условия продажи и распространения печатной продукции
эротического характера
1. Розничная продажа печатной продукции эротического характера
допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально
предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной
администрацией.
2. Не допускается демонстрация печатной продукции эротического
характера в окнах, витринах и иных местах для всеобщего обозрения, а также ее
продажа в киосках "Роспечати" и индивидуальными распространителями.
3. Запрещается привлекать к торговле, пропускать в специально
предназначенные для этого помещения и продавать продукцию эротического характера
лицам моложе 16 лет.
4. Контроль за соблюдением требований настоящей статьи
осуществляется руководителями организаций, занимающихся реализацией продукции
эротического характера.
Статья 14. Продажа предметов сексуальной стимуляции
1. Торговля эрогенными стимуляторами или приспособлениями для
усиления сексуального возбуждения, выполненными в форме человеческого тела или
его отдельных частей, осуществляется только в специально предназначенных для
этого помещениях либо местах реализации печатной продукции эротического
характера.
2. Порядок продажи предметов сексуальной стимуляции должен
соответствовать условиям, указанным в статье 13 настоящего Закона.
Статья 15. Размещение мест реализации продукции эротического
характера
Специальные места для продажи продукции эротического характера
должны быть максимально удалены от учебных и дошкольных учреждений, молодежных
центров, общественных мест, предназначенных для посещения детьми и подростками,
мест массового отдыха граждан и отправления религиозных обрядов.
Статья 16. Порядок публичной демонстрации кино- и
аудиовизуальных произведений
1. Публичная демонстрация кино- и аудиовизуальных произведений
осуществляется при наличии прокатного удостоверения в соответствии с
требованиями федерального законодательства и настоящего Закона.
2. Администрация организаций должна указывать на афише или в
программе передач категорию проката кино- и аудиовизуальных произведений.
3. Демонстрация в электронных средствах массовой информации
кино- и аудиовизуальных произведений с возрастными ограничениями "до 16 лет" и
"до 18 лет" допускается с 23 до 6 часов.
Перед началом демонстрации должно быть сделано звуковое или
иное предупреждение о возрастных ограничениях, установленных для просмотра.
4. Публичная демонстрация кино- и аудиовизуальных произведений
порнографического характера запрещена. Лица, виновные в нарушении указанного
требования, несут ответственность в соответствии с уголовным
законодательством.
5. Контроль за соблюдением требований настоящей статьи
осуществляют руководители организаций, занимающихся публичной демонстрацией
кино- и аудиовизуальных произведений.
Статья 17. Право граждан на получение информации об эротической
продукции, имеющей ограниченный характер распространения
Перечень продукции, отнесенный общественными экспертными
комиссиями к продукции эротического содержания, а также перечень кино- и
аудиовизуальных произведений, для просмотра которых установлены возрастные
ограничения администрацией края, хранятся в местных администрациях и
предъявляются для ознакомления любому гражданину.
Статья 18. Регулирование деятельности физических и юридических
лиц, занимающихся организацией иных зрелищных мероприятий
Юридические и физические лица, осуществляющие иную правомерную
досуговую и развлекательную деятельность, предпринимают необходимые, по их
усмотрению, меры по обеспечению охраны общественной нравственности и несут
ответственность, в соответствии с федеральным законодательством, за риск
нарушения своими действиями норм общественной нравственности.
Статья 19. Меры охраны общественной нравственности при
осуществлении рекламной деятельности
1. При осуществлении рекламной деятельности запрещается:
- размещение в рекламе текстов, визуальной или звуковой
информации, способной нанести несовершеннолетним моральный вред;
- дискредитация авторитета родителей и воспитателей;
- применение информации эротического характера;
- сообщение в открытой или завуалированной форме об оказании
сексуальных услуг за вознаграждение;
- использование текстовой, зрительной и звуковой информации,
побуждающей граждан к совершению правонарушений.
2. В рекламе, содержащей сведения о продукции эротического
характера, кино- и аудиовизуальных произведениях ограниченного проката
запрещается воспроизведение фрагментов их содержания, определивших сферу
распространения данной продукции.
Статья 20. Особенности рекламы алкогольных и табачных
изделий
1. Реклама алкогольных и табачных изделий в средствах массовой
информации запрещена в соответствии с федеральным законодательством.
2. При размещении рекламы табачных изделий с помощью иных
носителей (кроме средств массовой информации) рекламораспространитель обязан
давать предупреждающую информацию о вреде курения.
3. При размещении рекламы спиртных и табачных изделий с помощью
иных носителей (кроме средств массовой информации) запрещается:
- обращаться непосредственно к несовершеннолетним;
- размещать информацию в детских, учебных, медицинских,
культурных, спортивных организациях и на их зданиях, а также в радиусе 300
метров от них;
- помещать сведения такого рода в печатных изданиях для
несовершеннолетних.
4. Порядок производства и распространения правомерной рекламы
табачных и спиртных изделий определяется федеральным законодательством.
Раздел 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНА
"ОБ ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ "
Статья 21. Виды ответственности за нарушения норм общественной
нравственности
1. За правонарушения в сфере охраны общественной
нравственности, то есть противоправные виновные действия либо бездействие,
причиняющие вред нравственному здоровью населения, граждане и должностные лица
несут дисциплинарную, административную, уголовную либо гражданско - правовую
ответственность, установленную федеральным законодательством, а также
административную ответственность, установленную настоящим Законом.
2. Меры административной ответственности установлены настоящим
Законом по вопросам, не урегулированным Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях в сфере охраны общественного порядка, и направлены на защиту
прав и свобод граждан.
Статья 22. Приставание к гражданам с целью занятия
проституцией
1. Приставание к гражданам на улицах и иных общественных местах
в целях оказания сексуальных услуг за вознаграждение - влечет наложение штрафа в
размере до пяти минимальных размеров оплаты труда.
2. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года
было подвергнуто административному взысканию за указанное нарушение - влекут
наложение штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты
труда.
Статья 23. Нарушение правил публичной демонстрации кино- и
аудиовизуальных произведений
1. Публичная демонстрация кино- и аудиовизуальных произведений
без прокатного удостоверения либо вопреки указанной в нем категории, а также с
отсутствием на афишах или в программах передач информации о возрастном
ограничении на просмотр - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан
в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - до
пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение года после
наложения административного взыскания за указанное нарушение, - влекут наложение
штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда,
на должностных лиц - до ста минимальных размеров оплаты труда.
Статья 24. Нарушение правил продажи и распространения продукции
эротического характера
1. Продажа продукции эротического характера вне установленных
мест реализации или выставление на всеобщее обозрение, а также торговля печатной
продукцией эротического характера без запечатанной прозрачной упаковки - влечет
предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти
минимальных размеров оплаты труда, на руководителей соответствующих организаций
- в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение года после
наложения административного взыскания за указанное нарушение, - влекут наложение
штрафа на граждан в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда, на руководителей соответствующих организаций - в размере от пятидесяти до
ста минимальных размеров оплаты труда.
Статья 25. Нарушение требований о возрастных ограничениях
1. Нарушение установленных требований о возрастных ограничениях
для лиц, не достигших шестнадцати лет, на допуск в зрелищные и торговые
организации, а также продажу им продукции эротического характера - влечет
предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти минимальных размеров
оплаты труда.
2. Привлечение лиц моложе 16 лет к торговле продукцией
эротического характера - влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти
минимальных размеров оплаты труда.
Статья 26. Нарушение общественной нравственности рекламой
1. Действия по распространению рекламы, нарушающие требования
статей 19 и 20 настоящего Закона, - влекут предупреждение или наложение штрафа
на рекламораспространителей в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение года после
наложения административного взыскания за указанное нарушение, - влекут наложение
штрафа на рекламораспространителей в размере до ста минимальных размеров оплаты
труда.
Статья 27. Подведомственность дел о нарушении Закона "Об охране
общественной нравственности"
1. Составлять протокол о совершении административного
правонарушения, предусмотренного настоящим Законом, вправе:
- работники органов внутренних дел (милиции), на которых
возложены функции по охране общественного порядка - по статьям 22 - 26;
- уполномоченные комитета по делам культуры и искусства
администрации края и соответствующих управлений (отделов) местных администраций
- по статьям 23, 25 и 26.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях,
предусмотренных статьями 22 - 26, налагать административные взыскания в порядке,
предусмотренным Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, вправе
административные комиссии при местных администрациях.
Статья 28. Производство по делам о нарушении Закона "Об охране
общественной нравственности"
Производство по делам о нарушении настоящего Закона
осуществляется в соответствии с Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях.
Статья 29. Зачисление штрафов
Суммы штрафов, взыскиваемых по делам о нарушении настоящего
Закона, зачисляются в целевые внебюджетные фонды, формируемые органами местного
самоуправления.
Статья 30. Введение настоящего Закона в действие
Настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования в
газете "Красноярский рабочий".
Глава администрации
Красноярского
края
В.М.ЗУБОВ