ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ЗАКОН
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 31 января 1997 года N 12-426
О ВЫБОРАХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
(в ред. Законов Красноярского края
от 22.09.97 N 15-565, от 22.09.97 N 15-566,
от 15.09.99 N 8-460 )
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов
1. Выборы в Законодательное Собрание края осуществляются
гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Красноярского края,
на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании. Участие в выборах является добровольным.
2. Законом предусматриваются основные гарантии реализации
гражданами Российской Федерации, проживающими на территории края, их
конституционного права избирать и быть избранными в Законодательное Собрание
края.
3. Выборы в Законодательное Собрание края осуществляются на
основе смешанной пропорционально - мажоритарной системы. При этом:
20 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе
мажоритарной избирательной системы в одномандатных избирательных округах,
образуемых на той части территории края, которая не является территорией
входящих в состав края автономных округов. Кроме того, территория каждого из
входящих в край автономных округов является избирательным округом, от которого
на основе мажоритарной системы избирается один депутат Законодательного
Собрания; (в ред. Закона Красноярского края от 22.09.97 N 15-566)
20 депутатов Законодательного Собрания избираются одновременно
с выборами депутатов Законодательного Собрания в соответствии с абзацем 2 пункта
3 настоящей статьи на основе пропорциональной избирательной системы по единому
общекраевому избирательному округу, включающему территории автономных округов,
входящих в состав края. (в ред. Закона Красноярского края от 22.09.97 N
15-566)
Статья 7. Ответственность за нарушение прав граждан на участие
в выборах
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным
путем свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и
быть избранным в Законодательное Собрание края, вести предвыборную агитацию,
либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или
совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а также
члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и
организаций, органов местного самоуправления, общественных объединений,
совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет
голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения
законодательства Российской Федерации, несут установленную законом
административную или уголовную ответственность.
Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 18. Организация работы избирательных комиссий
3. Решения, имеющие нормативный характер, а также решения о
регистрации кандидатов (списков кандидатов), аннулировании регистрации
кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов
несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательной
комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса. Нормативные решения избирательной комиссии
Красноярского края подлежат опубликованию в 5-дневный срок в газете
"Красноярский рабочий".
6. На заседаниях избирательной комиссии могут
присутствовать наблюдатели, представители местной печати и других средств
массовой информации.
Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ
Статья 23. Регистрация кандидатов
5. Регистрация кандидатов, баллотирующихся по одномандатным
избирательным округам, производится в 3-дневный срок, а кандидатов по
общекраевому избирательному округу - в 5-дневный срок со дня представления
документов на регистрацию.
Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о
регистрации с указанием ее даты. Кроме того, каждому кандидату из общекраевого
списка кандидатов, выдвинутому в соответствии с п. 5 ст. 20 настоящего Закона в
одномандатном избирательном округе, выдается для представления в окружную
избирательную комиссию копия зарегистрированного избирательной комиссией
Красноярского края списка кандидатов и копия протокола заседания съезда,
конференции избирательного объединения о выдвижении кандидатов из общекраевого
списка кандидатов по одномандатным округам. Данные о зарегистрированных
кандидатах (списках кандидатов) публикуются в печати не позднее 3-х дней после
их регистрации.
8. При нарушении зарегистрированным кандидатом в период
проведения предвыборной кампании требований законодательства Российской
Федерации либо настоящего Закона избирательная комиссия, зарегистрировавшая
кандидата, выносит ему письменное предупреждение.
Статья 25. Права и обязанности кандидатов
7. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою
кандидатуру, а избирательное объединение - отменить свое решение о выдвижении
списка кандидатов. Если такое решение принял кандидат, включенный в
зарегистрированный список кандидатов, замена не допускается. Если снятие
кандидатуры, отмена решения о выдвижении списка кандидатов сделаны без
вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и прочее), окружная избирательная
комиссия относит на счет кандидата (избирательного объединения) соответствующую
часть понесенных ею расходов.
Информация о выбытии кандидата не позднее 3-х дней сообщается
избирательной комиссией в средства массовой информации.
Глава V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 26. Право на участие в предвыборной агитации
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения
вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов.
2. В предвыборной агитации не могут участвовать члены
избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления и
их должностные лица. В случаях, когда должностные лица государственных органов и
органов местного самоуправления являются кандидатами, они вправе участвовать в
проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
3. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации,
должностным лицам и творческим работникам государственных и муниципальных
телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании
через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами
либо доверенными лицами кандидатов.
Статья 27. Порядок проведения предвыборных мероприятий
1. Государственные органы и органы местного самоуправления
обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в
организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их
доверенных лиц с избирателями.
2. Предвыборная агитация может осуществляться через средства
массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе
собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий,
митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных
материалов. Указанные предвыборные мероприятия организуются и проводятся в
порядке, установленном действующим законодательством.
3. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой
предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров (за
исключением печатных), услуг (за исключением информационных услуг), ценных
бумаг, а также выплатой денежных средств.
4. Владельцы помещений, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий
предоставлять их безвозмездно в пользование для встреч кандидатов и доверенных
лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные
возможности всем кандидатам при проведении предвыборной агитации.
5. Кандидаты имеют равное право на выступления в местной печати
и других средствах массовой информации.
Статья 28. Предвыборная агитация через средства массовой
информации
1. В течение 3-х дней до дня выборов и в день выборов
запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с
предстоящими выборами.
2. Средства массовой информации, одним из учредителей которых
выступают государственные или муниципальные органы, организации, учреждения, а
равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет
государственных или муниципальных средств, обязаны обеспечивать равные
возможности для предвыборных выступлений всем кандидатам, при этом количество
платного эфирного времени и газетной площади не должно превышать (для указанных
СМИ) соответствующего бесплатно выделенного времени и газетной площади.
Инструкция о порядке предоставления эфирного времени
кандидатам, избирательным объединениям на каналах государственных
(муниципальных) телерадиокомпаний и порядке публикации агитационных предвыборных
материалов в периодических печатных изданиях, указанных в п. 2 настоящей статьи,
издается избирательной комиссией Красноярского края.
3. Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию,
выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в
течение шести месяцев со дня выхода указанных программ.
4. Запрещается прерывать теле- и радиопрограммы, содержащие
предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.
Статья 29. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Избирательные объединения, инициативные группы граждан,
участвующие в выборах, кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты,
листовки и иные агитационные материалы.
2. Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и (или) лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
3. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы
не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и
нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую,
национальную и религиозную рознь. При распространении таких программ и
материалов избирательные комиссии обязаны обратиться в соответствующие
правоохранительные органы с требованием принять предусмотренные законом меры по
пресечению указанных нарушений.
4. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом
помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника
или владельца этих объектов.
Не позднее чем за 20 дней до дня выборов местная администрация
обязана выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных
печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и
их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного
участка. Зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям после
регистрации общекраевого списка кандидатов должна быть выделена равная площадь
для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов.
5. Запрещается вывешивать агитационные печатные материалы на
памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую,
культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной
комиссии и в помещении для голосования.
Статья 30. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение
предвыборной агитации
1. При проведении предвыборной агитации не допускается
злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную,
расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату
власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности
государства, пропаганда войны.
В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии
вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата
(списков кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в
установленный федеральным законом срок.
2. Избирательные комиссии контролируют соблюдение
установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Статья 31. Сроки проведения агитационной кампании
1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации
кандидата и прекращается за один день до дня выборов.
2. В день выборов и в предшествующий ему день любая публичная
агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне
помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
Статья 32. Финансирование предвыборной агитации
1. Избирательные объединения, выдвинувшие общегородские списки,
и кандидаты вправе создавать избирательные фонды для финансирования предвыборной
агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
а) средств, выделенных избирательному объединению или кандидату
в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующими избирательными
комиссиями;
б) собственных средств кандидата (избирательного объединения),
за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные
источники;
в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным
объединением, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные
источники;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
В целях предвыборной агитации допускается использование только
денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
2. Предельные размеры средств, перечисляемых в избирательные
фонды кандидатов, избирательных объединений, составляют:
а) для собственных средств кандидата - не более 500
установленных законом на день назначения выборов минимальных размеров оплаты
труда;
б) для собственных средств избирательного объединения - не
более 50000 установленных законом на день назначения выборов минимальных
размеров оплаты труда;
в) для средств, выделенных кандидату выдвинувшим его
избирательным объединением, - не более 800 установленных законом минимальных
размеров оплаты труда;
г) для средств, пожертвованных физическим лицом в избирательный
фонд кандидата, - не более 10, а в избирательный фонд избирательного
объединения, - не более 20 установленных законом минимальных размеров оплаты
труда;
д) для средств, пожертвованных юридическим лицом в
избирательный фонд кандидата, - не более 100, а в избирательный фонд
избирательного объединения, - не более 1000 установленных законом минимальных
размеров оплаты труда.
Предельная сумма расходов кандидата за счет средств
избирательного фонда не может превышать более чем в 5 (для избирательного
объединения - 100) тысяч раз минимальный размер оплаты труда, установленный
федеральным законом на день назначения выборов.
3. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны
иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских
юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала
превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных и
муниципальных органов и организаций, религиозных объединений, благотворительных
организаций.
4. Избирательные объединения и кандидаты, создавшие
избирательные фонды, обязаны представить соответствующей избирательной комиссии
отчеты об использовании средств этих фондов.