ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 января 1994 г. N 7
ОБ ОСНОВНЫХ НАЧАЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления главы администрации
Курской области от 31.01.94 N 83)
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указов Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 октября 1993 года N 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации", постановления главы администрации области от 23 декабря 1993 года N 387, в связи с временным осуществлением администрацией области полномочий органа представительной государственной власти области и в целях формирования новых органов государственной власти области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение о системе органов государственной власти области и Положение о выборах в Курскую областную Думу (приложение
NN 1,2 ).
2. Распространить действие Положения о системе органов государственной власти Курской области на вновь формируемый орган представительной (законодательной) государственной власти области - областную Думу и действующий орган исполнительной государственной власти области - администрацию области. (п. 2 введен постановлением главы администрации Курской области от 31.01.94 N 83)
3. Провести выборы в областную Думу 27 марта 1994 года.
(в ред. постановления главы администрации Курской области от 31.01.9
4 N 83)
Глава администрации
В.ШУТЕЕВ
Приложение N 1
к постановлению главы
администрации области
от 6 января 1994 г. N 7
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе органов государственной власти
Курской области
(в ред. постановлений главы администрации Курской
области от 31.01.94 N 83 и от 25.03.94 N 258 )
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение определяет систему и основные направления деятельности органов государственной власти области.
(в ред. постановления главы администрации Курской области от
31.01.94 N 83)
Статья 1. Система органов государственной власти области и правовые основы их деятельности
1. В систему органов государственной власти области входят областная Дума и администрация области, являющиеся юридическими лицами.
2. Органом представительной (законодательной) государственной власти области является областная Дума.
3. Органом исполнительной государственной власти области является администрация области.
4. Органы государственной власти области в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и действующим законодательством.
Раздел II. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ
Статья 2. Порядок образования, состав и структура областной Думы (в ред. постановления главы администрации Курской области от 25.03.94 N 258)
1. Областная Дума состоит из 45 депутатов, которые избираются населением области сроком на 2 года путем всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат).
Избирательные округа по выборам в областную Думу образуются с равным числом избирателей с допускаемым отклонением более 10 %. (в ред. постановления главы администрации Курской области от 31.01.94 N 83)
2. Депутаты областной Думы избирают из своего состава председателя областной Думы.
3. Областная Дума принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
По вопросам внутреннего распорядка областная Дума может принимать постановления. Порядок принятия постановлений определяется Регламентом.
4. Порядок замещения председателя областной Думы, в случае его временного отсутствия, определяется Регламентом областной Думы.
5. Председатель областной Думы или лицо его замещающее ведут заседания и ведают внутренним распорядком областной Думы.
6. Депутаты областной Думы избирают из своего состава комиссии: мандатную, бюджетно-налоговой политики, законодательную.
В случае необходимости могут быть образованы и другие комиссии. Комиссии возглавляются председателями, избираемыми областной Думой по предложению депутатов соответствующей комиссии.
Полномочия и порядок деятельности комиссий областной Думы и их председателей регламентируются Положением о комиссии областной Думы.
Статья 3. Порядок образования, состав и структура
администрации области
1. Администрация области состоит из главы администрации и подчиненных ему управленческих структур. В составе администрации области создаются аппарат, комитеты, отделы, управления и другие структурные подразделения, непосредственно подчиненные главе администрации.
2. Глава администрации области назначается на должность Президентом Российской Федерации в установленном порядке, является высшим должностным лицом области и возглавляет систему органов исполнительной власти области.
Глава администрации области имеет заместителей, которых назначает и освобождает от должности самостоятельно.
3. Руководители структурных подразделений администрации области назначаются и освобождаются от должности главой администрации в установленном порядке.
Раздел III. КОМПЕТЕНЦИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья 4. Компетенция и формы деятельности областной Думы (в ред. постановления главы администрации Курской области от 25.03.94 N 258)
1. Областная Дума осуществляет свою деятельность на постоянной основе.
Количество депутатов, работающих на штатной оплачиваемой основе, не может превышать трех депутатов; на этой основе могут работать председатель Думы, председатели комиссий: бюджетно-налоговой политики и законодательной.
2. Для обеспечения нормотворческой (законодательной) деятельности областная Дума может создать правовую группу в количестве до 3 человек, а также с учетом фактического объема работ по согласованию с администрацией области привлекать на договорной или иной компенсационной основе специалистов для обеспечения и выполнения возложенных на областную Думу функций.
3. Формы деятельности областной Думы определяются Регламентом, утвержденным Думой. Основной формой работы областной Думы являются заседания. Первое заседание областной Думы созывается председателем областной избирательной комиссии не позднее одного месяца со дня проведения выборов в областную Думу.
4. Областная Дума в пределах своих полномочий осуществляет нормотворческую (законотворческую) деятельность по вопросам ведения области, а также по вопросам совместного ведения федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и принимает правовые акты. Правовыми актами областной Думы являются решения. Решения областной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов областной Думы.
5. Областная Дума:
- по представлению администрации области рассматривает и утверждает бюджет области;
- по представлению или при наличии положительного заключения администрация области принимает правовые акты о введении или отмене областных налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета области;
- осуществляет контроль за исполнением принятых Думой, в пределах ее полномочий правовых актов, исполнением бюджета и распоряжением (отчуждением) имуществом, относящимся к собственности области;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
6. Областная Дума не может делегировать свои полномочия председателю и иным должностным лицам Думы.
Статья 5. Компетенция и формы деятельности администрации области
1. Администрация области:
- разрабатывает и представляет на утверждение областной Думе бюджет области и обеспечивает его исполнение;
- распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности области;
- разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, культурой, социальной политикой;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- принимает в пределах своей компетенции правовые акты (постановления, распоряжения);
- обеспечивает организационное, информационно-техническое, финансово-хозяйственное, социально-бытовое и транспортное обслуживание областной Думы.
2. Администрация области осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и действующим законодательством.
3. Глава администрации области руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия.
Глава администрации области:
- формирует состав администрации области и руководит ее деятельностью;
- представляет область в отношениях с субъектами Российской Федерации, органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и общественными объединениями, а также в отношениях с зарубежными государствами, подписывает с ними договоры;
- подписывает и обнародует в 10-дневный срок со дня поступления правовые акты, принятые областной Думой;
- вправе возвратить для повторного рассмотрения областной Думе до истечения 10-дневного срока правовые акты, принятые областной Думой. Если при повторном рассмотрении правовой акт принят не менее чем 2/3 от общего состава депутатов Думы, то глава администрации обязан его подписать в 3-дневный срок со дня поступления;
- представляет на утверждение областной Думе проекты областного бюджета и актов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, а также других правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет бюджета области;
- вправе присутствовать на заседаниях областной Думы, опротестовывать ее решения в случаях и в порядке, установленном действующим законодательством;
- созывает внеочередные заседания областной Думы в установленном порядке;
- вносит в областную Думу предложения о дате выборов в представительный орган местного самоуправления;
- утверждает штаты аппарата и органов администрации области;
- назначает глав местного самоуправления в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
- принимает решение о проведении выборов ранее назначенных глав местного самоуправления одновременно с выборами представительного органа местного самоуправления и определяет порядок проведения этих выборов;
- вправе создавать при главе администрации области коллегиальный орган, решения которого имеют рекомендательный характер;
- дает согласие на назначение и освобождение от должности руководителей территориальных органов федеральных служб в предусмотренных случаях;
- наряду с перечисленными выше полномочиями глава администрации области может осуществлять и другие полномочия, закрепленные за ним законодательством.
Раздел IV. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья 6. Прекращение полномочий областной Думы
1. Областная Дума прекращает свои полномочия по истечении времени созыва (2 года).
2. Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в результате самороспуска Думы, решение о котором принимается большинством в две трети голосов от числа депутатов, установленного для областной Думы.
3.Полномочия областной Думы могут быть прекращены актом главы администрации области в случаях систематического нарушения ею Конституции Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, действующего законодательства. Регламент областной Думы, длительного (в течение 3-х месяцев) невыполнения Думой своих полномочий.
Статья 7. Прекращение полномочий главы администрации области.
Полномочия главы администрации области прекращаются актом Президента Российской Федерации в случаях:
а) истечения срока его полномочий;
б) нарушение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, актов, принимаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации;
в) личного заявления о сложении полномочий;
г) вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы администрации;
д) утраты им гражданства Российской Федерации;
е) выезда на постоянное местожительство за пределы области.
Приложение N 2
к постановлению главы
администрации области
от 6 января 1994 г. N 7
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЫБОРАХ В КУРСКУЮ ОБЛАСТНУЮ ДУМУ
(В редакции постановлений главы администрации
Курской области от 14.01.94 N 27, 2
6.01.94 N 64,
31.01.94 N 83, 22.02.94 N 146 )
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СТАТЬЯ 1. Основные принципы выборов.
Выборы депутатов в Курскую областную Думу (далее именуется областная Дума) осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
СТАТЬЯ 2. Избирательное право.
1. Право избирать в областную Думу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста и постоянно проживающему на территории области.
2. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста, имеющий постоянное место жительства на территории области.
3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
СТАТЬЯ 3. Численный состав областной Думы.
Курская областная Дума состоит из 45 депутатов, которые избираются сроком на два года.
СТАТЬЯ 4. Выборы в областную Думу.
1. Выборы в областную Думу осуществляются на основе настоящего Положения о выборах.
2. Выборы в областную Думу осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым с равным числом избирателей с допускаемым отклонением более 10 %. (в ред. постановления главы администрации Курской области от 31.01.94 N 83)
СТАТЬЯ 5. Право выдвижения кандидатов.
1. Кандидаты в депутаты областной Думы (далее именуются кандидаты) выдвигаются региональными избирательными объединениями и группами избирателей.
2. Региональными избирательными объединениями являются:
- областные отделения общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;
- региональные партии, политические движения, иные общественные объединения, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах;
- блок указанных общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов.
3. Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного регионального избирательного объединения. Партия, политическое движение и общественная организация в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.
4. Представление в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов производится по решению уполномоченного на то в соответствии с уставом органа партии, политического движения, иного общественного объединения, а в случае создания избирательного блока - по совместному решению уполномоченных органов, входящих в блок общественных объединений. (в ред. постановления главы администрации Курской области от 14.01.94 N 27)
5. Численность группы избирателей, которая может быть инициатором выдвижения кандидатов, определяется избирательной комиссией области, но не может быть менее 30 и более 50 граждан.
СТАТЬЯ 6. Финансирование выборов.
1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в областную Думу, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.
2. Для финансирования избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования.
СТАТЬЯ 7. Избирательные округа. Избирательные участки. Списки избирателей.
1. Организация выборов в областную Думу и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации возлагаются на избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от других государственных органов.
2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.
Глава 2
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
СТАТЬЯ 8. Образование избирательных округов по выборам в областную Думу.
1. Одномандатные избирательные округа охватывают в совокупности всю территорию области. Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям:
а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допускаемым взаимным отклонением в 5-15 процентов;
б) территориальное единство: не допускается создание избирательного округа, состоящего из неграничащих между собой территорий;
2. Число избирательных округов по выборам в областную Думу устанавливается избирательной комиссией области на основании данных учета избирателей к референдуму 25 апреля 1993 года.
3. Схема избирательных округов утверждается и публикуется избирательной комиссией области не позднее 60 дней до дня выборов.
СТАТЬЯ 9. Образование избирательных участков
1. Избирательные участки образуются не позднее 55 дней до выборов решением избирательной комиссии области, из расчета от 100 до 3000 избирателей на один избирательный участок. В малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.
2. Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах и с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны превышать границ избирательных округов.
3. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий и приложением графической схему публикуется избирательной комиссией области в течение пяти дней после принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
СТАТЬЯ 10. Списки избирателей
1. Местная администрация в районе, городе, районе в городе, поселке, сельской общине обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, имеющих постоянное место жительства на соответствующих территориях.
2. В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям статьи 2 настоящего положения (на день выборов) и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка.
3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя.
4. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого сроки и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.
5. Соответствующая администрация ( а в период проведения избирательной кампании - участковая избирательная комиссия) обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.
Глава 3
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
СТАТЬЯ 11. Виды избирательных комиссий
Для организации и проведения выборов в областную Думу образуются следующие избирательные комиссии:
а) избирательная комиссия области по выборам в областную Думу;
б) окружные избирательные комиссии по выборам в областную Думу;
в) участковые избирательные комиссии.
СТАТЬЯ 12. Порядок формирования избирательной комиссии области
1. Избирательная комиссия области формируется в составе председателя, его заместителей, секретаря и 10-15 членов избирательной комиссии не позднее 70 дней до выборов.
2. Персональный состав избирательной комиссии области утверждается Центральной избирательной комиссией по представлению органа государственной власти области.
3. Председатель и секретарь избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.
СТАТЬЯ 13. Порядок формирования окружных избирательных
комиссий
1. Окружная избирательная комиссия по выборам в областную Думу образуется в каждом округе соответственно избирательной комиссией области не позднее 55 дней до дня выборов в составе председателя, его заместителя (заместителей), секретаря и 5-10 членов избирательной комиссии.
2. Председатель и секретарь окружной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.
3. Каждое региональное избирательное объединение, выдвинувшее своего кандидата по данному избирательному округу, а также каждый кандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначить одного члена окружной избирательно комиссии с правом совещательного голоса.
СТАТЬЯ 14. Порядок формирования участковых избирательных комиссий.
1. Участковые избирательные комиссии формируются окружной избирательной комиссией не позднее 40 дней до дня выборов в составе председателя, секретаря и 5-10 членов избирательной комиссии.
2. Каждое региональное избирательное объединение и каждый кандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначить одного члена соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
СТАТЬЯ 15. Статус члена избирательной комиссии.
1. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий вышестоящими избирательными комиссиями, имеют право решающего голоса при принятии решений избирательными комиссиями и обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий.
2. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий кандидатами и избирательными объединениями, имеют статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
3. Лица, назначенные в состав избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
- заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной комиссии и присутствуют на них;
- вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
- вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы по повестке дня и получать на них ответы по существу;
- вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.
СТАТЬЯ 16. Полномочия Центральной избирательной комиссии.
1. Центральная избирательная комиссия вправе давать разъяснения и методические рекомендации по проведению выборов в областную Думу.
2. Центральная избирательная комиссия распределяет выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует целевое использование этих средств.
3. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.
СТАТЬЯ 17. Полномочия избирательной комиссии области.
Избирательная комиссия области:
а) дает разъяснения на основе рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии и обеспечивает единообразную реализацию настоящего Положения о выбора-х в областную Думу;
б) руководит работой окружных избирательных комиссий;
в) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;
г) в случаях, предусмотренных настоящим Положением, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов;
е) осуществляет контроль за законностью проведения выборов;
ж) утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление;
з) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;
и) устанавливает результаты голосования в целом по территории области, публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив документов, связанных с проведением и организацией выборов;
к) устанавливает лиц, избранных в областную Думу, выдает им удостоверения об избрании;
л) организует повторные выборы в областную Думу;
и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о выборах в областную Думу.
2. Решения избирательной комиссии области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые должны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для работы документы и информацию.
3. Срок полномочий избирательной комиссии области определяется областной Думой.
4. Положение об избирательной комиссии области принимается областной Думой.
СТАТЬЯ 18. Полномочия окружной избирательной комиссии.
1. Окружная избирательная комиссия:
а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Положения о выборах в областную Думу на соответствующей территории;
б) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
в) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата;
д) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;
е) устанавливает результаты выборов по избирательному округу, передает их в избирательную комиссию области, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
ж) утверждает текст избирательных бюллетеней для голосования, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
з) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о выборах в областную Думу.
2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения полномочий избирательной комиссии области.
СТАТЬЯ 19. Полномочия участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия:
а) организует составление дополнительного списка избирателей по избирательному участку;
б) знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, установленных настоящим Положением;
д) обеспечивает подготовку помещения и оборудования для голосования;
е) организует голосования на избирательном участке в день выборов;
ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о выборах в областную Думу.
2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации.
СТАТЬЯ 20. Организация работы избирательных комиссий.
1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если не нем присутствуют не менее двух третей лиц, входящих в ее состав и имеющих решающий голос при принятии решений избирательными комиссиями.
2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети лиц, входящих в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса, либо по требованию не менее половины всех лиц, входящих в ее состав.
3. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании лиц, входящих в ее состав с правом решающего голоса.
4. Инструкции и иные решения избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа лиц, входящих в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса, и подлежат опубликованию.
5. Председатель избирательной комиссии области, его заместитель и секретарь избирательной комиссии работают в избирательной комиссии на постоянной основе, члены избирательной комиссии области с правом решающего голоса могут работать постоянно или временно с отрывом от основной работы.
6. По решениям окружных избирательных комиссий председатель (заместитель), секретарь и отдельные члены окружных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы.
7. Оплата работы производится в пределах бюджетных средств, выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий.
8. Смета расходов, связанных с деятельностью избирательной комиссии области, включается в республиканский бюджет Российской Федерации отдельной строкой.
9. На заседаниях избирательной комиссии области и окружных избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные при них. На заседаниях участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители любых средств массовой информации.
10. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
11. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения ими своих задач.
СТАТЬЯ 21. Обжалование решений и действий избирательных комиссий.
1. Решения и действия избирательной комиссии области, могут быть обжалованы в областной суд в порядке, установленном законом.
2. Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Глава 4
ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ
СТАТЬЯ 22. Выдвижение кандидатов в областную Думу.
1. Для выдвижения кандидата в избирательном округе по выборам в областную Думу требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей данного округа в количестве 3 процентов от числе избирателей округа. Количество подписей избирателей, необходимое для поддержки инициативы выдвижения кандидата, устанавливается органом государственной власти области. Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией.
В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, занятие и постоянное место жительства кандидата.
2. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или заменяющего его удостоверения личности и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.
3. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы с количеством подписей избирателей данного избирательного округа, установленным пунктом 1 статьи 22 настоящего Положения, и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в окружную избирательную комиссию не позднее 27 дней до дня выборов.
Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям Положения о выборах в Курскую областную Думу и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов, регистрирует его, публикует данные о нем, перечисленные в пункте 2 настоящей статьи, в печати и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются также средствам массовой информации. (в ред. постановления главы администрации Курской области от 22.02.94 N 146)
4. Если в период между завершением регистрации кандидатов и днем выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению избирательной комиссии области на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Положении.
СТАТЬЯ 23. Права и обязанности кандидатов.
1. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца, но в размере, не превышающем семикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.
2. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется (кроме такси), из средств соответствующей избирательной комиссии.
3. Если кандидат баллотируется в избирательной округе в пределах территории города, где имеется несколько избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов на территории города (кроме такси).
4. Кандидат, постоянно проживающий вне пределов территории избирательного округа, в котором он баллотируется, имеет право совершить в общей сложности три поездки в избирательный округ и обратно (кроме такси), оплачиваемые из средств соответствующей избирательной комиссии.
5. Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно.
Порядок оплаты определяется избирательной комиссией области.
6. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может входить в состав ни одной избирательной комиссии.
7. Кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора области.
Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению соответственно областного суда. При этом информация об этом должна быть представлена в избирательную комиссию области в течение 24 часов.
8. Кандидат не может быть призван на военную службу до дня опубликования результатов выборов включительно.
9. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего Положения. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты и региональные избирательные объединения вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
10. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.
Глава 5
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
СТАТЬЯ 24. Право на участие в предвыборной агитации.
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидатов.
2. Участие должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, командирования воинских частей в предвыборной агитации "за" или "против" кандидатов не допускаются.
СТАТЬЯ 25. Порядок проведения предвыборных мероприятий.
1. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в 5 - дневный срок в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией.
2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
СТАТЬЯ 26. Предвыборная агитация через средства массовой информации.
1. В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.
2. Средства массовой информации, одним из учредителей или совладельцев которых являются органы государственной власти и местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, бюджета области или местного бюджета, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов.
3. Кандидат имеет право выступать в средствах массовой информации, в том числе на государственном телевидении и радио. Порядок указанных выступления кандидатов устанавливается избирательной комиссией области, а распределение эфирного времени осуществляется избирательной комиссией области совместно с руководством государственной телерадиокомпании "Курск". (в ред. постановления главы администрации Курской области от 26.01.94 N 64)
СТАТЬЯ 27. Выпуск агитационных печатных материалов.
1. Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
2. Все регистрационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
3. Избирательная комиссия области, а также окружные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущения их распространения и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требование о пресечении противоправной агитационной деятельности.
4. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также, с согласия собственника или владельца, в любом помещения, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков.
СТАТЬЯ 28. Сроки проведения агитационной кампании.
1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов.
2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
Глава 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
СТАТЬЯ 29. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов.
1. Средства, выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии и распределяются ею между избирательными комиссиями по выборам в областную Думу.
2. Окружные избирательные комиссии представляют избирательной комиссии области отчет о расходовании выделенных ими средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
3. Избирательная комиссия области представляет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отчет о расходовании выделенных ей Центральной избирательной комиссией Российской Федерации средств не позднее 3 месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован избирательной комиссией области в изданиях, в которых подлежат опубликованию нормативные акты, принятые Курской областной Думой, а также сообщен иным средствам массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
СТАТЬЯ 30. Избирательные фонды и порядок их создания.
1. Региональные избирательные объединения и кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
а) средств, выделенных региональному избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию избирательными комиссиями;
б) собственных средств регионального избирательного объединения или кандидата;
в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его региональным избирательные объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением;
г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
2. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а в избирательный фонд регионального избирательного объединения - 15-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда более, чем в 100 раз, а в избирательный фонд регионального избирательного объединения - более чем в 10000 раз.
3. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, российских юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской Федерации, а также со стороны международных организаций и международных общественных объединений.
4. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды региональным избирательным объединениям либо кандидатам.
5. Региональные избирательные объединения и кандидаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обязаны в срок, указанный в пункте 3 статьи 32 настоящего Положения, представить избирательной комиссии области отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы в средства массовой информации избирательной комиссией области одновременно представлением данной избирательной комиссией отчета о расходовании средств в соответствии с пунктом 3 статьи 29 настоящего Положения.
СТАТЬЯ 31. Порядок расходования средств избирательных фондов.
1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд областного избирательного объединения или кандидата, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается избирательной комиссией области после регистрации соответствующего кандидата. 2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается избирательной комиссией области.
3. Не позднее 60 дней после определения результатов выборов по округу областное избирательное объединение или кандидат обязаны представить в избирательную комиссию области финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации.
Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Глава 7
ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
СТАТЬЯ 32. Помещение для голосования.
1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий районной, городской, районной в городе администрацией.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным книгам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех региональных избирательных объединениях и всех выдвинутых ими кандидатах, а также обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах с обязательным указанием для всех кандидатов данных, требуемых пунктом 1 статьи 22 настоящего Положения.
СТАТЬЯ 33. Избирательные бюллетени.
1. Для выборов в областную Думу каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня устанавливается избирательной комиссией области.
2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов и их данные, указанные в пункте 1 статьи 22 настоящего Положения. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом.
3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
5. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению избирательной комиссии области и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее 20 дней до дня выборов.
Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых одной избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.
6. В случае выбытия отдельных кандидатов региональных избирательных объединений до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии области вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготовляют новые избирательные бюллетени.
СТАТЬЯ 34. Порядок голосования.
1. Голосование производится в день выборов с 8 часов до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. В случае необходимости, с учетом местных условий, окружные избирательные комиссии могут по согласованию с избирательной комиссией области изменять время голосования при сохранении его продолжительности.
2. Избиратель, который в период начиная с 15 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает, и передает дежурному члену соответственно окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственной окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Окружные избирательные комиссии передают списки избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней, участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом избирателей.
3. В 8 часов утра дня выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
4. При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер удостоверения личности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается.
5. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
6. В избирательном бюллетене для выборов в областную Думу избиратель ставит крест либо любой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
7. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствия - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.
9. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменной или иной просьбе избирателя участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть более двух на участке. Указанная просьба должна быть подтверждена избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член избирательной комиссии - в его выдаче.
СТАТЬЯ 35. Подсчет голосов на избирательном участке.
1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков избирательные бюллетени распределяются по избирательным округам.
3. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные избирательные бюллетени. таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, и в частности такие, в которых крест или любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протоколах указываются:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;
б) число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней;
в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
д) число недействительных избирательных бюллетеней;
е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
з) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;
и) число голосов, поданных против каждого из кандидатов;
к) число голосов, поданных против всех кандидатов;
д) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом избирательной комиссии. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.
6. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии отправляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, один экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря избирательной комиссии до окончания им работы.
7. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие окружные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов.
СТАТЬЯ 36. Определение результатов выборов в избирательном округе.
1. Окружная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет голосов, поданных по данному избирательному округу по выборам в областную Думу, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;
б) число выданных избирательных бюллетеней;
в) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
д) число недействительных бюллетеней;
з) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них; если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указывают дополнительные идентифицирующие данные;
ж) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;
з) число голосов, поданных против каждого из кандидатов;
и) число голосов, поданных против всех кандидатов;
к) одно из следующих решений:
- признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей;
- признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения Положения о выборах в областную Думу являются существенными или не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления
избирателей;
- признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов", превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей;
л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию области, а другой хранится у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий.
СТАТЬЯ 37. Установление общих итогов выборов.
1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий избирательная комиссия области в течение пяти дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. В течение одного месяца после выборов избирательная комиссия области публикует итоги голосования по всем избирательным округам и избирательным участкам в средствах массовой информации.
2. Избирательная комиссия области признает недействительными выборы по отдельным одномандатным избирательны округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения Положения о выборах в областную Думу не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
3. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись из-за того, что в них большинство избирателей проголосовало против кандидатов либо в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей, или признаны недействительными по причине нарушений Положения о выборах в областную Думу, избирательская комиссия области назначает новые выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Избирательная комиссия области может распорядиться о формировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.
СТАТЬЯ 38. Регистрация избранных депутатов.
1. Соответствующая избирательна комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного в областную Думу.
2. Окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов не позднее чем через пять дней после подписания протокола официально оповещает об итогах выборов, производит регистрацию избранного депутата в областную Думу и выдачу ему удостоверения об избрании.
Глава 8
РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ
СТАТЬЯ 39. Оспаривание неправильностей в списках избирателей.
1. Любой гражданин Российской Федерации, отвечающий требованию пункта 1 статьи 2 и не попадающий под действие пункта 3 статьи 3 данного Положения, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
СТАТЬЯ 40. Оспаривание отказа в регистрации кандидата.
1. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия обязана выдать ему или его представителю справку с изложением мотивов отказа. Мотивом может служить только невыполнение требований настоящего Положения.
2. Отказ в регистрации кандидата, мотивация отказа, а также выдача справки могут быть обжалованы кандидатом в суд в установленном законом порядке.
СТАТЬЯ 41. Оспаривание границ избирательных округов.
1. В течение пяти дней после опубликования списка одномандатных избирательных округов границы избирательных округов, образованных в соответствии с Положением о выборах в областную Думу могут быть оспорены. Жалоба подается главой администрации либо органом местного самоуправления затрагиваемой территориальной единицы, входящей в область, в избирательную комиссию области, которая в течение пяти дней производит проверку жалобы и либо производит соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
2. Отклонение жалобы избирательной комиссией области или невыполнение ею обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.
Глава 9
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СТАТЬЯ 42. Замещение вакантных мандатов.
В случае досрочного выбытия депутата областной Думы избирательная комиссия области назначает в течение трех последних дней в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся в соответствии с Положением о выборах в областную Думу. Если до окончания срока полномочий областной Думы останется менее шести месяцев, дополнительные выборы не проводятся.
СТАТЬЯ 43. Последствия фальсификации подписных листов.
В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает три процента собственных подписей, либо если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации согласно условиям Положения о выборах в областную Думу, регистрации отдельного кандидата аннулируется соответствующей избирательной комиссией.
Если фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов, соответствующие мандаты аннулируются решением областной Думы по представлению мандатной комиссии.
СТАТЬЯ 44. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
Уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о выборах наступает в соответствии с законами Российской Федерации.