НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 25 июля 2000 года N 116-ОЗ
"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
СОВЕТОВ
ДЕПУТАТОВ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Законов Новосибирской области
от 06.09.2000 N 119-ОЗ;
от 22.12.2000 N 139-ОЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 7. Гласность подготовки и проведения выборов
1. Подготовка и проведение выборов депутатов территориальных
Советов осуществляются открыто и гласно.
2. Решения избирательных комиссий, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением
выборов депутатов территориальных Советов подлежат опубликованию
(обнародованию).
Статья 8. Право на предвыборную агитацию
1. Граждане Российской Федерации, избирательные объединения,
избирательные блоки, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом
формах и законными методами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей к
участию в выборах депутатов территориальных Советов и голосованию за или против
кандидатов.
2. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям,
избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к государственным и
муниципальным средствам массовой информации.
Статья 9. Финансирование выборов
1. Расходы избирательных комиссий, связанные с подготовкой и
проведением выборов, осуществляются за счет средств бюджета соответствующих
территорий.
На указанные цели могут использоваться средства областного
бюджета.
2. Кандидаты финансируют все затраты, способствующие их
избранию, исключительно из средств создаваемых ими избирательных фондов.
3. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие
кандидата, участвуют в финансировании затрат, способствующих его избранию, через
избирательный фонд соответствующего кандидата.
Статья 10. Численный состав территориальных Советов
Установить численный состав депутатов территориальных Советов в
зависимости от числа избирателей постоянно или преимущественно проживающих на
территориях соответствующих районов области и городов областного значения
согласно приложению N 1.
Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Статья 11. Образование избирательных округов
1. Для проведения выборов депутатов территориальных Советов
образуются одномандатные или многомандатные избирательные округа на основании
данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей
территории, которые представляются главами территориальных администраций, а
также командирами воинских частей, не позднее 5 дней после назначения
выборов.
2. Территориальная избирательная комиссия не позднее чем за 80
дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов в
которой обозначены границы данной части территории, перечень населенных пунктов,
входящих в каждый избирательный округ (в случае если избирательный округ
включает в себя часть территории административно - территориальной единицы или
муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть
обозначены границы данной части территории административно - территориальной
единицы или муниципального образования, или населенного пункта), номер и центр
каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном
округе.
3. Схема избирательных округов утверждается территориальным
Советом и должна быть опубликована (обнародована) не позднее чем за 75 дней до
дня голосования.
4. В случае досрочного прекращения полномочий территориального
Совета, либо в случае не утверждения схемы избирательных округов в срок,
установленный пунктом 3 настоящей статьи, территориальный Совет нового созыва
избирается в прежнем количестве, и выборы депутатов проводятся по избирательным
округам, схема которых была утверждена при проведении выборов территориального
Совета прежнего созыва.
5. Избирательные округа должны образовываться при соблюдении
следующих требований:
примерное равенство избирательных округов по числу избирателей
на один мандат с допустимыми отклонениями от средней нормы представительства
избирателей не более чем на 10 процентов;
избирательный округ составляет, как правило, единую территорию.
Не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой
территорий, за исключением случаев, когда населенные пункты или территории
отделены от основной территории избирательного округа факторами географического
характера.
6. При соблюдении требований об образовании избирательных
округов учитывается административно - территориальное деление территории.
7. Публикация (обнародование) схемы избирательных округов,
включая ее графическое изображение, осуществляется территориальным Советом не
позднее чем через 5 дней после ее утверждения.
8. В случае образования многомандатного избирательного округа,
число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать
пяти.
Статья 12. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на
территории избирательного округа образуются избирательные участки. Избирательные
участки образует глава территориальной администрации по согласованию с
соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее, чем за 30
дней до дня голосования с учетом местных и других условий, в целях создания
максимальных удобств для избирателей.
2. Избирательные участки образуются из расчета не более 3000
избирателей на каждом избирательном участке.
Границы избирательных участков не должны пересекать границ
избирательных округов.
3. Избирательные участки могут быть образованы в санаториях,
профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно -
профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей,
в порядке и в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи. В исключительных
случаях допускается образование избирательных участков не позднее, чем за 5 дней
до дня голосования территориальной избирательной комиссией по месту их
расположения.
4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
5. Глава территориальной администрации публикует (обнародует)
списки избирательных участков не позднее чем за 25 дней до дня голосования с
указанием границ и номеров участков, мест нахождения участковых избирательных
комиссий и помещений для голосования.
Глава III. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 13. Порядок составления списков избирателей
1. Списки избирателей составляются территориальными
избирательными комиссиями на основе сведений, предоставляемых по установленной
форме главой территориальной администрации. Списки избирателей - военнослужащих,
находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае,
если они проживают на территории расположения воинской части, составляются
командиром воинской части. Указанные сведения предоставляются в территориальные
избирательные комиссии сразу после образования этих комиссий.
2. Списки избирателей, находящихся в день голосования в
больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых
и обвиняемых и в других местах временного пребывания, составляются на основании
данных, предоставляемых руководителями таких учреждений.
3. Список избирателей составляется отдельно по каждому
избирательному участку.
4. При составлении списка избирателей используется
государственная автоматизированная информационная система.
5. После обобщения и проверки необходимых данных,
территориальная избирательная комиссия составляет список избирателей по форме,
утвержденной избирательной комиссией Новосибирской области.
6. В списке избирателей сведения об избирателях располагаются в
алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам
избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в
возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного
или преимущественного проживания избирателя.
7. Список избирателей составляется в двух экземплярах, которые
подписываются председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии.
Один экземпляр списка избирателей остается в территориальной избирательной
комиссии, а второй экземпляр передается по акту соответствующей участковой
избирательной комиссии не позднее чем за 25 дней до дня голосования и
подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
Список избирателей заверяется печатями территориальной и участковой
избирательных комиссий.
Статья 14. Порядок включения граждан в списки избирателей
1. Граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения
голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей.
Гражданин может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном
участке.
2. Основанием для включения гражданина в список избирателей на
конкретном избирательном участке является факт его постоянного или
преимущественного проживания на территории этого избирательного участка.
3. Граждане, находящиеся в день голосования в больницах,
санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и
обвиняемых и в других местах временного пребывания, включаются в списки
избирателей по месту их пребывания, в случаях, если они постоянно или
преимущественно проживают на территории этого же избирательного округа.
4. Студенты и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются в
списки избирателей по месту нахождения общежития.
5. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного округа
после составления списков избирателей и предоставления их для всеобщего
ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в списки
избирателей, включаются участковой избирательной комиссией в списки избирателей
на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их место
жительства на территории данного избирательного участка.
Статья 15. Ознакомление избирателей со списками избирателей,
уточнение списков избирателей
1. Списки избирателей предоставляются участковой избирательной
комиссией для ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней
до дня голосования.
2. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе
заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список
избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.
Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования - в
течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания
голосования, обязана проверить заявление, а также представленные документы и
либо устранить ошибку или неточность, либо выдать письменный ответ с указанием
причин отклонения заявления.
3. Исключение гражданина из списка избирателей после его
подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии
производится только на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих
регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата
исключения гражданина из списка и причина исключения. Данная запись заверяется
подписью председателя участковой избирательной комиссии.
4. Решение участковой избирательной комиссии может быть
обжаловано в территориальную избирательную комиссию или в соответствующий суд,
которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в случае подачи жалобы
за три или менее дней до дня голосования или в день голосования -
немедленно.
5. Внесение изменений в списки избирателей после окончания
голосования и начала подсчета голосов запрещается.
Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 27. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии, а
также при осуществлении соответствующей участковой, окружной, территориальной
избирательными комиссиями работы со списками избирателей, избирательными
бюллетенями, протоколами об итогах голосования, вправе присутствовать члены
вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты по
соответствующему избирательному округу или их доверенные лица, а также
уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков,
представители средств массовой информации. Для присутствия на заседаниях и при
осуществлении работы с избирательными документами указанным лицам не требуется
дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана
обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на
заседание и при осуществлении работы с избирательными документами.
2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах
массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 41 настоящего Закона, за счет
средств текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации
и передаются в иные средства массовой информации не позднее чем через 2 дня
после их принятия.
3. В день голосования с момента начала работы участковой
избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей
избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном
подсчете голосов избирателей на избирательных участках, вправе присутствовать
лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели,
представители средств массовой информации.
4. В помещение участковой избирательной комиссии,
сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части,
больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе, изоляторе временного
содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке
должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, наблюдателям,
иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
5. Наблюдатели, представители средств массовой информации
вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов
голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих
протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов
избирателей.
10. Представители средств массовой информации вправе
знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах
голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах
голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от
соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных
к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации
избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования
или результатах выборов.
11. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных
комиссий производится председателем или секретарем избирательной комиссии. При
этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "копия верна",
расписываются и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии.
Статья 28. Организация деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется
коллегиально.
2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если
ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь
избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из
числа членов избирательной комиссии, с правом решающего голоса.
4. Заседания избирательной комиссии созываются председателем
или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии, а также
по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом
решающего голоса.
5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан
присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если
в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса.
7. Избирательная комиссия по требованию любого члена
соответствующей избирательной комиссии, а также любого присутствующего на
заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование
по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной
комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
8. Решения избирательной комиссии об избрании председателя,
заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам
финансового обеспечения, подготовки и проведения выборов, о регистрации
кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о
результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными,
о проведении повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии в
порядке, предусмотренном пунктами 3, 6 и 7 статьи 73 настоящего Закона,
принимаются на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством
голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего
голоса.
9. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются
большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с
правом решающего голоса.
10. При принятии решений избирательной комиссией в случае
равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии
является решающим.
11. Решения избирательной комиссии подписываются председателем
и секретарем избирательной комиссии.
12. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением,
принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое
мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе,
приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей
избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и
в день, следующий за днем голосования, незамедлительно.
13. Избирательная комиссия Новосибирской области, окружные,
территориальные и участковые избирательные комиссии могут привлекать к
выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, нештатных
работников по трудовым соглашениям.
Статья 29. Содействие избирательным комиссиям в реализации их
полномочий
2. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и
редакции периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 41
настоящего Закона, должны предоставлять возможность для размещения печатной
информации избирательных комиссий, а также предоставлять избирательным комиссиям
эфирное время для информирования избирателей на безвозмездной основе.
3. Общественные объединения, предприятия, учреждения,
организации, а также средства массовой информации, не указанные в пункте 1
статьи 41 настоящего Закона, их должностные лица обязаны предоставлять
избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на
обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до выборов и
в день выборов - незамедлительно.
Глава VI. СТАТУС КАНДИДАТА,
ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО
КАНДИДАТА
Статья 36. Недопустимость использования кандидатами,
зарегистрированными кандидатами преимуществ своего должностного или служебного
положения
1. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, замещающие
государственные и муниципальные должности не вправе использовать преимущества
своего должностного или служебного положения.
2. Под использованием преимуществ должностного или служебного
положения в настоящем Законе в соответствии с Федеральным законом "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" следует понимать:
привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной
зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в
служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
использование помещений, занимаемых государственными органами
или органами местного самоуправления для осуществления деятельности,
способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо
зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти помещения на таких же
условиях;
использование телефонной, факсимильной и иных видов связи,
информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование
государственных органов, учреждений или органов местного самоуправления для
осуществления деятельности, способствующей выдвижению или избранию;
бесплатное или на льготных условиях использование для
осуществления деятельности, способствующей выдвижению или избранию, транспортных
средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное
положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в
соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
проведение сбора подписей, предвыборной агитации
государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за
счет государственных или муниципальных средств) командировок;
преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами,
зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в
пункте 1 статьи 41 настоящего Закона в целях проведения сбора подписей или
предвыборной агитации.
3. Соблюдение перечисленных ограничений не должно
препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих
обязанностей перед избирателями.
Статья 37. Обеспечение равного статуса зарегистрированных
кандидатов
1. Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные
должности категории "А", вправе вести предвыборную агитацию только в свободное
от исполнения должностных обязанностей время. Данное правило не действует при
использовании зарегистрированным кандидатом бесплатного эфирного времени на
каналах государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и
(или) радиовещание в соответствии с пунктом 1 статьи 41 настоящего Закона.
2. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной
или муниципальной службе, либо работающие в средствах массовой информации, на
время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей,
представляют в окружную избирательную комиссию заверенную копию соответствующего
приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации.
3. Журналистам, другим творческим работникам, а также
должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и
творческим работникам государственных организаций, осуществляющих теле- и (или)
радиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через
средства массовой информации, если указанные лица являются зарегистрированными
кандидатами либо доверенными лицами зарегистрированных кандидатов.
4. Нарушение зарегистрированным кандидатом положений,
установленных настоящей статьей, является основанием для отмены окружной
избирательной комиссией ее решения о регистрации кандидата.
Глава VII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 39. Право на предвыборную агитацию
1. В Новосибирской области обеспечивается гражданам Российской
Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении
выборов депутатов территориальных органов государственной власти свободное
проведение агитации в соответствии с федеральными конституционными законами,
федеральными законами и законами области.
2. Граждане Российской Федерации, общественные объединения,
политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами
вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного
кандидата.
3. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям,
избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой
информации.
4. Агитация при проведении выборов может осуществляться :
через средства массовой информации;
путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с
гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций);
путем выпуска и распространения агитационных печатных
материалов;
в иных установленных законом формах.
5. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение,
избирательный блок вправе самостоятельно определять форму и характер своей
агитации, через средства массовой информации.
6. В предвыборной агитации не могут участвовать:
государственные органы, органы местного самоуправления;
лица, замещающие государственные и муниципальные должности,
государственные и муниципальные служащие при исполнении ими своих должностных
или служебных обязанностей;
военнослужащие при исполнении ими своих должностных или
служебных обязанностей;
благотворительные организации и религиозные объединения;
члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Статья 40. Сроки проведения агитации
1. Проведение предвыборной агитации начинается со дня
регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки
до дня голосования.
2. В день голосования и предшествующий ему день любая
предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее
размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются на
прежних местах.
3. В течение трех дней до дня голосования, а также в день
голосования, опубликование в средствах массовой информации результатов опросов
общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований,
связанных с выборами, не допускается.
Статья 41. Общие условия доступа зарегистрированных кандидатов,
избирательных объединений, избирательных блоков к средствам массовой
информации
1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и
редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания),
учредителями (соучредителями) которых являются государственные и муниципальные
органы, организации, учреждения, и (или) которые финансируются не менее чем на
15 процентов из бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и
(или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические
печатные издания) за год, предшествующий дню официального опубликования решения
о назначении выборов, за счет средств, выделенных территориальными органами
государственной власти и местного самоуправления, органами государственной
власти Новосибирской области, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам,
избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения
предвыборной агитации.
2. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и
редакции периодических печатных изданий не указанные в пункте 1 настоящей
статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам.
Оплата зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным
блоком эфирного времени и печатной площади, а равно предоставление эфирного
времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание,
должно осуществляться на равных условиях, при этом оплата должна осуществляться
в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади
исключительно через избирательные фонды кандидатов.
Статья 42. Условия проведения предвыборной агитации через
электронные средства массовой информации
1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения,
избирательные блоки имеют право на предоставление им бесплатного эфирного
времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание на
соответствующей территории района, города, указанных в пункте 1 статьи 44
настоящего Закона. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда
теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Общий объем бесплатного
эфирного времени, выделяемого каждой организацией, осуществляющей теле- и (или)
радиовещание для проведения предвыборной агитации зарегистрированными
кандидатами, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее
время вещания организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, составляет
менее двух часов, не менее одной четвертой общего объема времени вещания.
Указанное бесплатное эфирное время вещания распределяется между
зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными
блоками на равных основаниях.
2. Не менее одной трети от общего объема выделяемого
бесплатного эфирного времени отводится зарегистрированным кандидатам,
избирательным объединениям, избирательным блокам для совместного проведения
дискуссий, круглых столов и иных аналогичных агитационных мероприятий. К
использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные
кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки должны быть допущены
на равных основаниях.
3. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание,
указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны резервировать платное эфирное
время для проведения агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным
объединениям, избирательным блокам. Данное эфирное время должно предоставляться
на условиях договора соответствующему зарегистрированному кандидату,
избирательному объединению, избирательному блоку за плату по их требованию.
Размер оплаты должен быть единым для всех зарегистрированных кандидатов,
избирательных объединений, избирательных блоков. Информация о размере оплаты,
установленном организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание,
публикуется территориальной избирательной комиссией не позднее дня начала
выдвижения кандидатов. При этом каждый зарегистрированный кандидат,
избирательное объединение, избирательный блок вправе получить из общего объема
зарезервированного эфирного времени, время в пределах доли, полученной делением
этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов, избирательных
объединений, избирательных блоков. Общий объем резервируемого эфирного времени
не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в
соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
4. Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или)
радиовещание, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам,
избирательным объединениям, избирательным блокам, избирательным комиссиям
бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного
финансирования этих организаций.
5. Телевизионные и радио программы, связанные с выборами, а
также выступления зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений или
избирательных блоков не должно прерываться рекламой товаров или услуг или
другими сообщениями рекламного характера.
В информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и
(или) радиовещание, не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было
кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению,
избирательному блоку, в том числе во время освещения их агитационной
деятельности.
6. В информационных теле- и (или) радиопрограммах сообщения о
проведении предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, избирательными
объединениями, избирательными блоками должны даваться, как правило, отдельным
блоком в начале указанных программ без комментариев.
7. Теле- и (или) радиопрограммы, содержащие предвыборную
агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая
хранится в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ в эфир и
выдается по запросу соответствующей либо вышестоящей избирательной комиссии,
суда.
Статья 43. Условия проведения предвыборной агитации через
печатные средства массовой информации
1. Редакции периодических печатных изданий, относящиеся к
редакциям, указанным в пункте 1 статьи 41 настоящего Закона и распространяемые
на территории соответствующего района, города или муниципального образования, за
исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных органами
государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для
публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны
выделить печатные площади для материалов, предоставляемых зарегистрированными
кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Общий
минимальный размер таких площадей устанавливается окружной избирательной
комиссией. При этом не менее двадцати процентов печатной площади должно
предоставляться бесплатно за счет средств текущего и бюджетного финансирования,
соответствующего средства массовой информации.
Для специализированных печатных изданий (детских, научных,
технических и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было
агитационных материалов при условии полного неучастия в избирательной кампании в
какой бы то ни было форме.
2. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на
редакции периодических печатных изданий, если редакция периодического печатного
издания и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистрированным
кандидатом, избирательными объединениями, избирательными блоками, а также
входящими в избирательный блок избирательными объединениями и не подпадающими
под действие пункта 1 статьи 41 настоящего Закона.
3. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных
изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата,
зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока
должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата,
зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока
была произведена оплата соответствующей публикации. В случае если публикация
материалов была произведена бесплатно, в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, и (или) иными нормами о бесплатном предоставлении печатной площади для
публикации материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков, в публикации должно быть помещено указание на факт
бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому
зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку
была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.
Статья 46. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение
агитации
1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение
установленного порядка проведения предвыборной агитации.
2. При проведении предвыборной агитации не допускаются
злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную,
расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти,
насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности
государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой
информации, запрещенные федеральными законами.
3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным
объединениям, избирательным блокам, и их уполномоченным представителям, а также
иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации,
запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства,
подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной
работы, производить вознаграждение избирателей, осуществляющих указанную
организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную
распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением
печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально
изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги
безвозмездно или на льготных условиях. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты,
избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители
и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на
избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе
по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг
на иных условиях, чем это предусмотрено законом.
4. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные
объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, либо входящие в состав
избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение, уполномоченные
представители избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные лица
зарегистрированных кандидатов, а также организации, учредителями,
собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются
указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица,
действующие по просьбе или поручению указанных лиц и организаций, в ходе
избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью.
Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и
юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи
или услуг избирателям, организациям, расположенным на территории избираемого
территориального Совета. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять
благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов,
зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,
их доверенных лиц и уполномоченных представителей.
5. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов,
зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,
их уполномоченных представителей, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов,
а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами
руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе
избирательной кампании осуществляется на основаниях, предусмотренных пунктом 2
статьи 41 и пунктом 3 статьи 43 настоящего Закона. В день голосования и в день,
предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
6. Теле- и (или) радиопрограммы на каналах организаций,
осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанные в пункте 1 статьи 43
настоящего Закона и редакции периодических печатных изданий, указанных в пункте
1 статьи 41 настоящего Закона, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе
допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб
чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти
теле- и (или) радиопрограммы и периодические печатные издания не могут
предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать
(опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства
или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление
зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до
окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту
его чести, достоинства или деловой репутации в теле- и (или) радиопрограммах на
каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в
пункте 1 статьи 41 настоящего Закона и в периодических печатных изданиях,
указанных в пункте 1 статьи 43 настоящего Закона, которые обнародовали
(опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или
деловой репутации зарегистрированного кандидата может являться основанием для
привлечения этих организаций и редакций и их должностных лиц к ответственности,
установленной федеральным законодательством.
7. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом,
избирательным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи,
избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные
в пункте 4 статьи 73 настоящего Закона, вправе обратиться в суд с представлением
об отмене регистрации кандидата. В случае нарушения зарегистрированным
кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком установленных
статьями 39 - 46 настоящего Закона, иных правил проведения предвыборной агитации
окружная избирательная комиссия своим решением выносит предупреждение
зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку,
либо обращается в соответствующие правоохранительные или иные органы с
представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, при этом
окружная избирательная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата.
Соответствующее решение окружная избирательная комиссия передает в средства
массовой информации.
8. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по
пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления
подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их
оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную
комиссию о выявленных фактах и о принятых мерах.
9. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и
(или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установленных
федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Законом
правил проведения агитации территориальная избирательная комиссия вправе
обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы
государственной власти, осуществляющие государственную политику в области
средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной
агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей теле- и
(или) радиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности,
установленной федеральным законодательством.
Глава VIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 53. Открытость финансирования избирательной кампании
кандидатов
1. Банк - держатель счета избирательного фонда кандидата,
зарегистрированного кандидата по требованию окружной избирательной комиссии
обязан периодически (не реже одного раза в 7 дней) представлять ей информацию о
поступлении и расходовании средств, находящихся на счете данного кандидата,
зарегистрированного кандидата.
2. Окружная избирательная комиссия осуществляет контроль за
порядком формирования и расходования средств избирательных фондов
кандидатов.
3. На основе данных, представленных банками, окружная
избирательная комиссия периодически направляет в средства массовой информации
для опубликования (обнародования) сведения о поступлении и расходовании средств
избирательных фондов. Указанные сведения представляются не менее трех раз: через
два дня после регистрации кандидата, за 15 дней и за 5 дней до дня голосования.
Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 41 настоящего Закона,
обязаны за счет средств их текущего финансирования публиковать указанные
сведения в течение трех дней с момента получения.
Глава IX. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК
ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ
ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ
Статья 70. Опубликование (обнародование) итогов голосования и
результатов выборов
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, по
каждой территории, на которую распространяется деятельность окружной и
территориальной избирательных комиссий, результаты выборов депутатов
территориальных Советов в объеме данных, содержащихся в протоколе
соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих
избирательных комиссий представляются для ознакомления избирателям, кандидатам и
их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям,
представителям средств массовой информации по их требованию. Представление
указанных данных осуществляет избирательная комиссия.
2. Окружные избирательные комиссии направляют данные о
результатах выборов депутатов территориальных Советов в средства массовой
информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
3. Официальное опубликование (обнародование) результатов
выборов депутатов территориальных Советов, включая данные о количестве голосов
избирателей, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех
кандидатов, осуществляется окружной избирательной комиссией не позднее 15 дней
со дня голосования.
4. Окружная избирательная комиссия, территориальная
избирательная комиссии публикуют данные, которые содержатся в протоколах
соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования и результатах
выборов и данные, которые содержатся в протоколах непосредственно нижестоящих
избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых определялись
результаты выборов. Официальное опубликование полных данных о результатах
выборов и итогах голосования осуществляется в течение месяца со дня
голосования.
Глава X. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
ГРАЖДАН И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭТИ НАРУШЕНИЯ
Статья 73. Основания для отмены регистрации кандидата, отмены
решения избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов
1. Регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) не
позднее чем в день, предшествующий дню голосования в случае:
нарушения правил выдвижения и регистрации кандидата;
нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования
избирательной кампании;
использования кандидатами и их доверенными лицами,
руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или
служебного положения в целях избрания;
установления фактов подкупа избирателей кандидатами, их
доверенными лицами или иными лицами и организациями, действующими в целях
избрания определенных кандидатов;
существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных,
предусмотренных пунктом 2 статьи 30 и пунктом 1 статьи 34 настоящего Закона, в
том числе непредоставление данных о наличии неснятой или непогашенной судимости,
о наличии гражданства иностранного государства;
по иным основаниям, установленным Федеральным законом "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" и другими федеральными законами, настоящим и иными
законами области.
2. В случае, если после установления соответствующей
избирательной комиссией итогов голосования или определения результатов выборов
суд устанавливает, что нарушения, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи,
имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления
избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах
голосования, о результатах выборов.
3. Суд соответствующего уровня может отменить решение
избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на
избирательном участке, территории в целом, а также в случае нарушения правил
составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий,
порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за
их проведением), определения результатов выборов, других нарушений
избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с
достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
4. Суд соответствующего уровня, избирательная комиссия
Новосибирской области могут отменить решение участковой, территориальной
избирательных комиссий, окружной избирательной комиссии об итогах голосования, о
результатах выборов в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации", другими федеральными законами, настоящим и иными законами
области.
5. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах
выборов нарушения закона, способствующие избранию либо имевшие целью побудить
или побуждавшие избирателей голосовать за неизбранных по результатам голосования
кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
6. Отмена решений участковых избирательных комиссий об
установлении итогов голосования более чем на одной четверти избирательных
участков влечет за собой признание недействительными выборов депутатов
соответствующего территориального Совета.
7. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее
двух месяцев со дня ее подачи, а в случаях, предусмотренных действующим
законодательством, в иные сроки. Суд вправе принять решение при отсутствии
(неявке по двум приглашениям) представителей одной из заинтересованных
сторон.
И.о. главы администрации
Новосибирской
области
В.С.КОСОУРОВ
г. Новосибирск
25 июля 2000 года
N 116-ОЗ