Утверждена
Постановлением Избирательной
комиссии Омской области
от 29 января 1998 г. N 87
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭФИРНОГО ВРЕМЕНИ НА
КАНАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕРАДИО -
КОМПАНИИ "ИРТЫШ" ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ КАНДИДАТАМ
В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОМСКОЙ
ОБЛАСТИ И ПУБЛИКАЦИИ АГИТАЦИОННЫХ ПРЕДВЫБОРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ С
ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция издана в соответствии с требованиями Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Омской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области", Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", регламентирует порядок и условия проведения предвыборной агитации через государственные средства массовой информации (далее СМИ).
1.2. Кандидаты в депутаты вправе проводить предвыборную агитацию через негосударственные СМИ с соблюдением всеми участниками избирательного процесса основных принципов, установленных избирательным законодательством. Финансирование предвыборных агитационных мероприятий должно осуществляться исключительно через избирательные фонды кандидатов в депутаты.
Порядок проведения предвыборной агитации через негосударственные СМИ настоящей Инструкцией не регулируется.
1.3. Государственные СМИ, их должностные лица а также творческие работники в период предвыборной агитации в своих сообщениях, материалах и передачах должны воздерживаться от поддержки либо предпочтения, выражаемых в любых формах, тех или иных кандидатов в депутаты, их предвыборных программ.
1.4. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации.
2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭФИРНОГО ВРЕМЕНИ НА КАНАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕЛЕРАДИО - КОМПАНИИ "ИРТЫШ"
2.1. Кандидаты в депутаты имеют право на предоставление им бесплатного и платного эфирного времени на канале ГТРК "Иртыш" на равных условиях, определяемых продолжительностью предоставляемого эфирного времени, времени выхода в эфир, размером и порядком оплаты эфирного времени и иными условиями.
2.2. Телерадиокомпания должна опубликовать (декларировать) размер платы за предоставляемое эфирное время до начала предоставления эфирного времени зарегистрированным кандидатам.
В период проведения выборов телерадиокомпания вправе устанавливать иной размер оплаты эфирного времени в случае изменения соответствующих государственных регулируемых цен и тарифов.
2.3. Кандидатам в депутаты бесплатное эфирное время предоставляется на канале ГТРК "Иртыш" в период со 2 по 20 марта 1998 года. Каждый кандидат получает равное по продолжительности эфирное время при прочих равных условиях.
2.4. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделенного ГТРК "Иртыш" для проведения агитации, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае если общее время вещания телерадиокомпании составляет менее двух часов - не менее одной четвертой общего объема времени вещания.
Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радио - программы собирают наибольшую аудиторию.
2.5. Основанием для предоставления бесплатного эфирного времени кандидату в депутаты являются удостоверение кандидата в депутаты и его личное письменное заявление руководителю соответствующей телерадиокомпании, подаваемые кандидатом не позднее 25.02.98 г.
2.6. В случае если технические возможности телерадиокомпании не позволяют обеспечить предоставление каждому кандидату в депутаты бесплатного эфирного времени, Избирательная комиссия Омской области в установленные настоящей Инструкцией сроки должна утвердить график проведения предвыборных дебатов, "круглых столов" между кандидатами с тем, чтобы все кандидаты в депутаты находились в равных условиях.
2.7. Предоставление бесплатного эфирного времени кандидату в депутаты на канале ГТРК "Иртыш" осуществляется согласно утвержденному Избирательной комиссией Омской области графику.
График предоставления бесплатного эфирного времени с указанием конкретной даты и времени выхода в эфир составляется руководством телерадиокомпании по результатам жеребьевки, отдельно проводимой региональной телерадиокомпанией среди кандидатов в присутствии членов Избирательной комиссии и представителей телерадиокомпании, и утверждается Избирательной комиссией Омской области после завершения регистрации кандидатов в депутаты, но не позднее 26 февраля 1998 года.
2.8. Графики предоставления бесплатного эфирного времени кандидатам в депутаты подлежат обнародованию государственными СМИ бесплатно в соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" не позднее чем на второй день после утверждения графика соответствующей избирательной комиссией.
2.9. Отказ руководства телерадиокомпании в предоставлении бесплатного эфирного времени кандидату в депутаты, нарушение им установленного законом принципа равных условий использования СМИ для предвыборной агитации, заинтересованная сторона может обжаловать в Избирательную комиссию Омской области либо в суд.
Указанные органы вправе обязать руководство телерадиокомпании предоставить кандидату в депутаты гарантированное законом бесплатное эфирное время.
2.10. Кандидат в депутаты в соответствии с согласованным с телерадиокомпанией видом предвыборной агитации в пределах предоставляемого бесплатного эфирного времени самостоятельно определяет содержание информации, а также состав своих представителей (участников).
2.11. Возмещение расходов телерадиокомпании за предоставление бесплатного эфирного времени кандидатам в депутаты осуществляется за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпании.
2.12. Дополнительное платное эфирное время предоставляется кандидатам в депутаты на основании заключенных с телерадиокомпанией договоров, при этом общее платное эфирное время для телерадиокомпании не может превышать объема предоставляемого бесплатного эфирного времени.
Расходы на оплату эфирного времени осуществляются кандидатами исключительно из средств их собственных избирательных фондов.
2.13. Кандидатам в депутаты эфирное время за плату предоставляется со дня регистрации кандидата.
2.14. В договорах между кандидатами в депутаты с одной стороны и телерадиокомпанией - с другой на предоставление эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид предвыборной агитации, время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого времени, размер и порядок оплаты предоставляемого эфирного времени, а также другие условия.
Оплата эфирного времени должна производиться до его предоставления.
При отсутствии документов, подтверждающих оплату эфирного времени, предоставление эфирного времени не допускается.
2.15. Телерадиокомпания обязана вести учет бесплатного и платного эфирного времени, выделяемого кандидатам в депутаты на проведение предвыборной агитации, и по письменным запросам соответствующих избирательных комиссий информировать их о предоставлении эфирного времени, а также предоставлять им соответствующие договоры.
2.16. Телерадиокомпания не вправе прерывать телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. Не допускается прерывать телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, которая осуществляется бесплатно, оплаченной предвыборной агитацией, а также прерывать телерадиопрограммы с участием одних кандидатов в депутаты телерадиопрограммами с участием других участников предвыборной агитации.
2.17. Кандидат в депутаты, получивший эфирное время для проведения предвыборных дебатов, "круглого стола", вправе:
а) организовать и провести предвыборные дебаты, "круглый стол" в согласованное с телерадиокомпанией время;
б) определить совместно с другими организаторами предвыборных дебатов, "круглого стола" порядок их проведения;
в) принимать участие в предвыборных дебатах, "круглом столе", организуемых другими кандидатами в депутаты, если против этого не возражают другие участники дебатов, "круглого стола".
2.18. Телерадиокомпания назначает ведущего предвыборных дебатов, "круглого стола" и информирует об этом их участников при опубликовании графика предоставления эфирного времени.
Ведущий следит за соблюдением порядка проведения предвыборных дебатов, "круглого стола", предварительно согласованного с участниками, предлагает кандидатам в депутаты ответить на вопросы, поставленные другими участниками предвыборных дебатов, "круглого стола" либо телезрителями, радиослушателями.
Ведущий во время предвыборных дебатов, "круглого стола" не вправе:
- нарушать определенный организаторами предвыборных дебатов, "круглого стола" порядок их проведения;
- ограничивать время выступления кандидата в депутаты, если иное не предусмотрено порядком ведения предвыборных дебатов, "круглого стола", согласованным с его участниками, либо если это не обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для данной передачи;
- отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборных дебатов, "круглого стола".
2.19. Участник предвыборных дебатов, "круглого стола" обязан:
- соблюдать выработанный порядок проведения дебатов, "круглого стола";
- вести дискуссию в рамках этических норм, не допускать оскорбительных, заведомо ложных, унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других участников дебатов;
- подчиняться обоснованным требованиям ведущего.
2.20. Политическая реклама, распространяемая кандидатами в депутаты на каналах телерадиокомпании, должна быть узнаваема, то есть содержать четкое указание на кандидата в депутаты, в интересах которого она распространяется.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к политической рекламе, несут кандидат в депутаты, соответствующая телерадиокомпания.
2.21. Информационные программы телевидения и радио, отражая события, связанные с избирательной кампанией, не вправе отдавать предпочтение каким бы то ни было кандидатам в депутаты. Включение политической рекламы в рекламные блоки внутри информационных программ, а также в иные рекламные блоки не допускается.
2.22. Все теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в телерадиокомпании в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ в эфир и по запросу соответствующей избирательной комиссии предоставляется ей не позднее чем в течение трех дней со дня обращения.
3. ПОРЯДОК ПУБЛИКАЦИИ ПРЕДВЫБОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
3.1. Кандидат в депутаты по одномандатным избирательным округам вправе использовать периодические печатные издания с государственным участием, распространяющие свою продукцию на территории или части территории Омской области.
3.2. Порядок публикации агитационных предвыборных материалов кандидатов в депутаты в периодических печатных изданиях с государственным участием регулируется в соответствии с избирательным законодательством и с учетом основных положений настоящей Инструкции.
3.3. Кандидаты в депутаты имеют право на бесплатную и платную публикацию агитационных предвыборных материалов в указанных печатных изданиях на равных условиях, определяемых объемом публикаций, местом расположения материала, временем выпуска, размером оплаты печатной площади и иными условиями.
3.4. Кандидатам в депутаты время для бесплатных публикаций агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях предоставляется в период со 2.03.98 г. по 20.03.98 г.
Каждый кандидат в случае обращения имеет право не менее чем на одну бесплатную публикацию своих предвыборных агитационных материалов в печатных изданиях.
Объем публикаций для кандидатов в депутаты, зарегистрированных в одномандатном избирательном округе, - не более ста строк печатной площади.
3.5. Основанием для бесплатной публикации агитационных материалов кандидатов в депутаты являются удостоверение кандидата в депутаты и письменное заявление кандидата руководителю редакции соответствующего печатного издания, подаваемые не позднее чем на третий день после регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе.
3.6. Предоставление бесплатной печатной площади кандидатам в депутаты на страницах периодических печатных изданий осуществляется на основании графиков, утверждаемых соответствующими избирательными комиссиями после завершения регистрации кандидатов в депутаты.
График бесплатной публикации предвыборных агитационных материалов составляется редакцией печатного издания по результатам жеребьевки, проводимой руководством редакции печатного издания среди кандидатов в депутаты в присутствии членов соответствующей избирательной комиссии, редакции СМИ, и утверждается Избирательной комиссией Омской области после завершения регистрации кандидатов в депутаты, но не позднее 26 февраля 1998 года. График бесплатной публикации подлежит обнародованию не позднее чем на второй день после утверждения графика соответствующей избирательной комиссией.
3.7. Отказ редакции печатного издания в бесплатной публикации материалов предвыборной агитации, представленных редакции в установленном порядке, а также нарушение ею принципа равных условий использования СМИ кандидатами в депутаты могут быть обжалованы ими в соответствующую избирательную комиссию либо в суд.
Указанные органы вправе обязать редакцию соответствующего печатного издания опубликовать бесплатно агитационный предвыборный материал кандидата в депутаты.
3.8. Возмещение расходов периодических печатных изданий с государственным участием, связанных с бесплатной публикацией агитационных материалов кандидатов в депутаты, осуществляется за счет текущего бюджетного финансирования.
3.9. Кандидатам в депутаты дополнительная газетная (журнальная) площадь за плату предоставляется соответствующими редакциями периодических печатных изданий на основании заключаемых между ними договоров. Расходы на оплату дополнительной печатной площади осуществляются кандидатами в депутаты из средств их собственных избирательных фондов. Оплата должна производиться до предоставления места на полосе. При отсутствии документов, подтверждающих оплату дополнительной печатной площади, предоставление газетной (журнальной) площади не допускается.
Периодические печатные издания с государственным участием, предоставив за плату кандидату в депутаты место на полосе, не вправе отказать другому участнику предвыборной агитации в месте на полосе на тех же условиях.
3.10. Редакции периодических печатных издании с государственным участием обязаны вести учет бесплатных и платных публикаций агитационных предвыборных материалов кандидатов в депутаты и по письменным запросам соответствующих избирательных комиссий информировать их о предоставленной газетной (журнальной) площади, а также направлять их соответствующие договоры.
3.11. Политическая реклама, распространяемая кандидатом в депутаты в периодических печатных изданиях, должна содержать четкое указание на кандидата в депутаты, в интересах которого она распространяется.
3.12. Кандидат в депутаты, в пределах закона, самостоятельно определяет форму предвыборной агитации и содержание агитационных материалов.
Изменение текста представленных материалов редакциями печатных изданий без согласования с авторами не допускается.
3.13. Специализированные печатные издания имеют право отказаться от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в избирательной кампании в какой бы то ни было форме.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ, РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
4.1. Контроль за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации, установленного федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации и настоящей Инструкцией, осуществляется Избирательной комиссией Омской области, окружными избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями.
Указанные избирательные комиссии вправе образовать группы контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в СМИ. Состав группы формируется из числа членов соответствующей избирательной комиссии, в том числе и членов комиссии с правом совещательного голоса, а также специалистов в области права и журналистики. Результаты проверки, выводы и предложения по заявлениям и жалобам группа контроля вносит на рассмотрение соответствующей избирательной комиссии.
4.2. В случае нарушения установленного порядка проведения предвыборной агитации участниками избирательного процесса избирательные комиссии вправе требовать от компетентных органов пресечения противоправной деятельности, а также вправе обращаться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидатов в депутаты.
4.3. Руководители СМИ обязаны представить соответствующей избирательной комиссии по ее запросу в течение трех дней сведения об использовании кандидатами в депутаты эфирного времени, объеме публикаций агитационных материалов.
4.4. В случае нарушения представителями СМИ положений настоящей Инструкции руководители СМИ по мотивированному представлению соответствующей избирательной комиссии могут на период выборов отстранить от работы, связанной с освещением избирательной кампании, журналистов, творческих работников и должностных лиц редакции.
4.5. Кандидаты в депутаты, другие участники избирательного процесса могут обжаловать действия, нарушающие установленный законодательством и настоящей Инструкцией порядок проведения предвыборной агитации через СМИ, в соответствующую избирательную комиссию, а также в суд.
4.6. Воспрепятствование свободному осуществлению кандидатами в депутаты права вести предвыборную агитацию, а также злоупотребление правом на ведение агитации, выразившееся в распространении сообщений и материалов, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, влекут административную либо уголовную ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.