ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА - ГЛАВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Тульской областной Думой
12 ноября 1996 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Законодательство о выборах губернатора - главы исполнительного органа государственной власти Тульской области
Законодательство о выборах губернатора - главы исполнительного органа государственной власти Тульской области (далее по тексту - губернатора области) составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Устав (Основной Закон) Тульской области, настоящий Закон, другие законы области.
Статья 2.
Выборы губернатора области
Право избирать губернатора области принадлежит гражданам Российской Федерации, достигшим на день голосования 18-летнего возраста и проживающим на территории области.
Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 25-летнего возраста, обладающий избирательным правом, проживающий на территории Тульской области (далее по тексту - область)
.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Губернатор области избирается сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть губернатором области более двух сроков подряд.
Гражданин может избирать независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Статья 3.
Ограничения на право занятия должности губернатора области
Губернатор области не может быть депутатом любого законодательного (представительного) органа, а также не имеет права:
занимать оплачиваемые должности или получать любые доходы, в том числе единовременные, в других государственных органах, в общественных объединениях, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, кроме авторского гонорара, вознаграждения за научную, педагогическую и иную творческую деятельность;
состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности; состоять в руководящих органах зарегистрированных политических партий, движений, клубов или групп;
состоять на действительной военной службе.
Губернатор области обязан в десятидневный срок со дня избрания передать принадлежащие ему ценные бумаги, вклады в предприятия, а также иные ценности, использование которых влечет получение доходов, на срок своих полномочий в доверительное управление и представить декларацию о доходах.
Статья 4.
Назначение выборов губернатора области
Выборы губернатора области назначаются областной Думой. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который ранее был избран губернатор области. Исчисление срока, на который был избран губернатор области, начинается со дня его избрания. Решение о дате проведения выборов принимается и доводится до сведения населения не позднее чем за 80 дней до дня выборов
В случае досрочного прекращения полномочий губернатора области новые выборы губернатора назначаются областной Думой не позднее чем через 2 недели со дня прекращения исполнения губернатором его функций.
Статья 5.
Принципы участия граждан в выборах губернатора области
Граждане участвуют в выборах губернатора области на равных основаниях, добровольно, непосредственно и лично. Каждый гражданин имеет один голос.
Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Голосование осуществляется тайно.
Статья 6.
Гласность при подготовке и проведении выборов губернатора области
Подготовка и проведение выборов губернатора области осуществляется открыто и гласно.
Решения избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов губернатора области, подлежат опубликованию.
Статья 7.
Проведение выборов губернатора области
Подготовку и проведение выборов губернатора области, реализацию и защиту избирательных прав граждан обеспечивают избирательные комиссии по выборам губернатора области. В решении всех вопросов в пределах своей компетенции они независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Территория Тульской области составляет единый избирательный округ по выборам губернатора Тульской области.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах губернатора области образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются главами местных администраций по согласованию с соответствующими территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня выборов.
Избирательные участки образуются с учетом следующих требований:
а) из расчета не более 3000 избирателей на один участок;
б) соблюдения границ административно-территориального деления и создания максимальных удобств для избирателей.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению территориальной избирательной комиссии области.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются соответствующей территориальной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 8.
Система избирательных комиссий
Подготовку и проведение выборов губернатора области обеспечивают избирательные комиссии:
избирательная комиссия Тульской области, выполняющая функции окружной избирательной комиссии;
территориальные (районные, городские) избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Статья 9.
Порядок формирования избирательной комиссии Тульской области
Избирательная комиссия Тульской области (далее по тексту - избирательная комиссия области) является постоянно действующей, со сроком полномочий - четыре года.
Избирательная комиссия области является юридическим лицом, имеет расчетный счет в банке, гербовую печать и штампы.
Избирательная комиссия области состоит из 14 членов с правом решающего голоса.
Формирование избирательной комиссии области осуществляется областной Думой и администрацией области на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту их работы, учебы, службы и жительства, при этом половина членов комиссии назначается областной Думой, другая половина - администрацией области.
После регистрации кандидата на должность губернатора области
избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию области по одному члену комиссии с правом совещательного голоса, полномочия которого заканчиваются после опубликования итогов выборов.
Статья 10.
Полномочия избирательной комиссии области
Избирательная комиссия области:
обеспечивает подготовку и проведение выборов губернатора области;
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и законности при подготовке и проведении выборов;
осуществляет координацию и руководство деятельностью избирательных комиссий на территории области;
устанавливает единую нумерацию избирательных участков по округу;
регистрирует избирательные блоки;
распределяет между территориальными избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств на территории области;
регистрирует кандидатов на должность губернатора области и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в предвыборной деятельности для всех кандидатов на должность губернатора области;
утверждает форму и текст избирательного бюллетеня для голосования и обеспечивает их изготовление и снабжение ими территориальных избирательных комиссий;
устанавливает результаты выборов губернатора области;
контролирует обеспечение территориальных и участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) территориальных и участковых избирательных комиссий; назначает дату повторных выборов губернатора области;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 11.
Порядок формирования территориальных (районных и городских) избирательных комиссий
Территориальные (районные, городские) избирательные комиссии формируются не позднее чем за 55 дней до дня выборов губернатора области в составе 5 - 15 членов. Состав территориальной избирательной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления.
Председатель, заместитель председателя, секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
При определении кандидатур в состав территориальных избирательных комиссий выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, учебы, службы и жительства.
В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией области.
После регистрации кандидата на должность губернатора области избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, или сам кандидат на должность губернатора области вправе назначить в каждую территориальную избирательную комиссию по одному члену комиссии с правом совещательного голоса, полномочия которого заканчиваются после опубликования итогов выборов.
Статья 12.
Полномочия территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия:
осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения выборов на соответствующей территории;
руководит работой участковых избирательных комиссий;
совместно с избирательной комиссией области обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всех кандидатов на должность губернатора области;
организует доставку выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
устанавливает итоги голосования на своей территории и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию области;
рассматривает заявления и жалобы граждан на решения и действия избирательных комиссий;
контролирует расходование денежных средств, выделенных на проведение выборов;
осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает после официального опубликования общих итогов выборов.
Статья 13.
Порядок формирования участковых избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов из 5 - 15 членов комиссии.
Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, учебы, службы и жительства.
В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, учебы, службы и жительства.
После регистрации кандидата на должность губернатора области избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, или сам кандидат вправе назначить в каждую участковую избирательную комиссию по одному члену комиссии с правом совещательного голоса, полномочия которого заканчиваются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов.
В день голосования избирательное объединение, избирательный блок и кандидат на должность губернатора области вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю, которые вправе присутствовать в помещении избирательного участка с начала голосования до подписания участковой избирательной комиссией протокола об итогах голосования и получать заверенные копии протоколов.
Статья 14.
Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;
составляет списки избирателей по избирательному участку; проводит ознакомление со списком избирателей, рассматривает заявление об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
организует составление дополнительного списка избирателей по избирательному участку;
обеспечивает подготовку помещений для проведения голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
организует голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;
проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после опубликования общих итогов выборов.
Статья 15.
Статус члена избирательной комиссии
Председатель и члены соответствующих избирательных комиссий, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты на должность губернатора области, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании соответствующей избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.
При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению назначившего его органа в случаях:
подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
выезда на постоянное местожительство за пределы Тульской области;
по инициативе соответствующей комиссии.
Статья 16.
Организация работы избирательных комиссий
Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем, а в его отсутствие - заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса, а также председатель комиссии либо его заместитель.
По решению избирательной комиссии области отдельные члены
избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 60 дней.
По решению территориальной избирательной комиссии, утвержденному избирательной комиссией области, председатель, его заместитель, секретарь или отдельные члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 45 дней.
По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному соответствующей территориальной избирательной комиссией, председатель или секретарь, или отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 30 дней.
Оплата работы освобожденных членов комиссии производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий.
Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов не состоявшимися или недействительными, по вопросам финансового обеспечения и подготовки выборов принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем (заместителем председателя) и секретарем комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за 3 дня до дня выборов и в день выборов - немедленно.
Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий.
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, настоящему Закону, иным нормативным правовым актам области, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Решения избирательных комиссий доводятся до сведения избирателей через государственные и муниципальные средства массовой информации.
Статья 17.
Гласность в деятельности избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях соответствующих избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений, избирательных блоков и средств массовой информации.
Статья 18.
Содействие деятельности избирательных комиссий
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.
Статья 19.
Обжалование решений и действий
избирательных комиссий
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии.
Решения по жалобам, поступившим в вышестоящую избирательную комиссию в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а за 5 дней до дня выборов и в день голосования - немедленно.
В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для
обращения в суд.
Решения и действия (или бездействие) избирательной комиссии области, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы только в судебном порядке.
Глава III. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 20.
Список избирателей и порядок его составления
Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главами местных администраций в участковые избирательные комиссии не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией области, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Один экземпляр списков передается в вышестоящую избирательную комиссию.
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которыми в год проведения выборов исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения.
Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в расположении воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в порядке и в сроки, установленные в настоящей статье.
Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Список избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других местах временного пребывания, составляется только из числа граждан, проживающих на территории области, на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Статья 21.
Порядок включения граждан в списки избирателей
В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право избирать губернатора области в соответствии со статьей 2 настоящего Закона.
Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, зарегистрированное в установленном порядке.
Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главами местных администраций по состоянию на 1 января и на 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.
Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Граждане, находящиеся в день голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других местах временного пребывания, включаются в списки избирателей по месту их нахождения.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития.
Избиратели, зарегистрировавшие свое место жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, включаются участковой избирательной комиссией, в том числе и в день голосования, в дополнительный список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих факт их регистрации на территории данного избирательного участка.
Статья 22.
Ознакомление избирателей со списком избирателей
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.
Заявление об ошибке или неточности в списке избирателей подается в участковую избирательную комиссию.
В течение 24 часов с момента подачи заявления участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ
КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ
Статья 23.
Право выдвижения кандидатов
Право выдвижения кандидатов на должность губернатора области (далее по тексту - кандидатов) принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
Статья 24.
Избирательные объединения и блоки
Избирательные объединения - структурные подразделения общефедеральных и межрегиональных политических партий, движений, иных общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории области, которые зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и устав которых предусматривает участие в выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; политические партии и движения, иные общественные объединения, осуществляющие свою деятельность на территории области, которые зарегистрированы в управлении юстиции администрации области и устав которых предусматривает участие в выборах в органы государственной власти области. Избирательные объединения должны быть зарегистрированы не позднее 6 месяцев до объявления дня выборов.
Избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами области, для совместного участия в выборах губернатора области.
Решение о создании избирательного блока принимается общественными объединениями в порядке, определенном их уставами.
Общественные объединения, входящие в избирательный блок, не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Избирательные блоки регистрируются областной избирательной комиссией, о чем выдается справка установленного образца.
Регистрация производится не позднее чем в пятидневный срок после представления в областную избирательную комиссию надлежаще заверенных копий свидетельств о государственной регистрации соответствующих объединений и совместного решения данных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений.
Все избирательные блоки участвуют в выборах на должность губернатора области на равных основаниях.
Каждое избирательное объединение, избирательный блок назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с их участием в выборах.
Статья 25.
Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, блоками
Выдвижение кандидатов начинается с момента опубликования постановления Думы о проведении выборов губернатора области и заканчивается не позднее 30 дней до дня выборов.
Выдвижение кандидатов производится на собраниях (конференциях, съездах) избирательных объединений, блоков.
Избирательное объединение, блок вправе выдвигать не более одного кандидата на должность губернатора области.
Избирательное объединение, блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами общественного объединения.
Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в избирательную комиссию области протокол с решением общего собрания, конференции общественного объединения о выдвижении кандидата на должность губернатора области. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия
,
имя, отчество, серия и номер паспорта, когда и кем выдан, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства.
Одновременно с этими документами представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения, устав общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.
Уполномоченные представители избирательного блока представляют в избирательную комиссию подписанные им документы, указанные в частях 5 и 6 настоящей статьи, за исключением документов о регистрации.
Статья 26.
Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, блоками
В поддержку решения о выдвижении кандидатов избирательное объединение, блок собирают подписи избирателей. Сбор подписей может производиться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, и начинается с момента регистрации избирательной комиссией области документов, предусмотренных статей 25 настоящего Закона.
Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, должно составлять не менее двух процентов от числа избирателей области.
При сборе подписей обеспечивается порядок, исключающий принуждение и подкуп избирателей в любых формах.
Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства избирателей. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов и сбора подписей.
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, блоков, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
Избиратель ставит подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта либо заменяющего его документа и дату внесения подписи. В случае невозможности избирателем лично заполнить подписной лист, за него это может сделать другое лицо, в том числе и собирающее подписи, при этом подпись избиратель ставит лично.
Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта либо заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения, блока, выдвигающих кандидата, с указанием тех же данных.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении 1 к настоящему Закону.
Статья 27.
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
Гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста и проживающий на территории области, вправе заявить о своем выдвижении кандидатом на должность губернатора области.
Заявить о выдвижении кандидата могут и избиратели, проживающие на территории области.
Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом.
Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) в письменной форме уведомляют избирательную комиссию области.
Статья 28.
Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями
Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, должно составлять не менее двух процентов от числа избирателей округа.
Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены федеральным законом.
Подписи могут собираться только среди жителей области, обладающих избирательным правом. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов и сбора подписей.
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою
фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта либо заменяющего его документа и дату внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта либо заменяющего его документа и кандидатом.
При сборе подписей обеспечивается порядок, исключающий принуждение и подкуп избирателей в любых формах.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении 2 к настоящему Закону.
Статья 29.
Регистрация кандидата
Для регистрации кандидата уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков или сами кандидаты представляют в избирательную комиссию области до 18.00 не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы о поддержке кандидата на должность губернатора и его заявление о согласии баллотироваться на должность губернатора области.
Подписные листы представляются в избирательную комиссию области пронумерованными.
Избирательная комиссия области при приеме подписных листов просчитывает их общее количество, количество подписей и выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение, заверенное членом комиссии, принявшим эти листы.
Избирательная комиссия области в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в
регистрации.
При проверке избирательной комиссией области правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков, а также кандидаты, выдвинутые на должность губернатора области, либо их представители.
В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов.
Избирательная комиссия области уменьшает общее число собранных подписей на число подписей, которое она признала недействительными.
Решение избирательной комиссии области о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в областной суд.
Зарегистрированному кандидату в течение трех дней избирательная комиссия области выдает удостоверение установленного образца с указанием даты и времени регистрации.
Избирательная комиссия области не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов публикует в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы кандидата, адреса места жительства и кем он выдвинут.
В случае, если в период между завершением регистрации кандидатов и днем выборов останется менее двух кандидатов, выборы губернатора области переносятся по решению избирательной комиссии области на другой срок (в первое воскресенье по истечении 60 дней) для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Глава V. СТАТУС КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ
Статья 30.
Равенство кандидатов
Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
Статья 31.
Гарантии деятельности кандидатов
После регистрации кандидат по его письменному заявлению освобождается от работы, учебы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока избирательная комиссия области из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает кандидатам денежную компенсацию в размере десятикратной минимальной заработной платы, установленной федеральным
законом на день назначения выборов. Губернатор области, баллотирующийся на второй срок, продолжает выполнять свои полномочия, но не должен на период выборов пользоваться преимуществом своего служебного положения.
Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах с момента регистрации до дня выборов освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
Кандидат со дня регистрации и до дня выборов имеет право на территории области бесплатно пользоваться любым видом общественного транспорта, за исключением такси.
Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.
При снятии кандидатом своей кандидатуры по иным причинам, кроме болезни или утраты избирательного права, кандидат возвращает денежные средства, затраченные на подготовку выборов, в размере, определяемом избирательной комиссией области на основании имеющихся в ее распоряжении документов о фактически произведенных затратах средств из областного бюджета.
Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.
Кандидаты со дня регистрации до дня официального опубликования
итогов выборов не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлены в командировку, призваны на военную службу и военные сборы.
Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности, арестован или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке. При даче такого согласия прокурор области извещает об этом избирательную комиссию области.
Статья 32.
Доверенные лица кандидата
Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются избирательной комиссией области по представлению кандидата.
Доверенные лица получают от избирательной комиссии области удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На срок, указанный в части первой статьи 31 настоящего Закона, работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе отпуск без сохранения заработной платы.
Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время
отозвать или заменить их, уведомив об этом избирательную комиссию области, которая аннулирует удостоверения, выданные отозванным доверенным лицам.
Глава VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 33.
Предвыборная агитация и сроки ее проведения
Избиратели и общественные объединения вправе вести агитацию
"за" или "против" кандидатов через средства массовой информации путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается в 0.00 часов по московскому времени накануне дня, предшествующего дню выборов.
Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.
В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов итогов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
В предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.
Статья 34.
Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями
Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны предоставлять их в безвозмездное пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Порядок использования помещений для этих целей устанавливается избирательной комиссией области.
Не могут предоставляться для этих целей здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Предвыборные митинги (шествия, демонстрации) организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 35.
Предвыборная агитация через средства массовой информации
Кандидаты имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории области, на равных основаниях.
Кандидаты имеют право на равных основаниях получить за плату дополнительное эфирное время. Избирательная комиссия области определяет порядок предоставления кандидатам эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний.
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения, либо финансируемые полностью или частично за счет средств, выделяемых из федерального, областного или местного бюджетов, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных выступлений кандидатов.
Журналистам, должностным лицам и творческим работникам редакций средств массовой информации запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Периодические печатные издания, учрежденные органами государственной власти исключительно для опубликования их официальных и иных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе публиковать агитационные материалы кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков.
Статья 36.
Распространение агитационных печатных материалов
Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты вправе выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, и размер тиража.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Не позднее чем за 30 дней до дня выборов местная администрация обязана определить и оборудовать специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте только с согласия собственника или владельца этих объектов по согласованию с органами местного самоуправления. Каждому зарегистрированному кандидату должна быть выделена равная площадь для вывешивания и расклейки агитационных печатных материалов
.
Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка.
Запрещается вывешивание печатных и иных агитационных материалов в помещениях, где размещаются избирательные комиссии и места для голосования, а также на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, перечень которых определяется органами местного самоуправления и доводится до сведения кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков.
Избирательная комиссия области, поставленная в известность о распространении анонимных агитационных материалов, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
Статья 37.
Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, в том числе агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
В случае совершения указанных нарушений избирательная комиссия области вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
Запрещается проведение предвыборной агитации против кандидата с распространением ложных сведений, а также сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных), ценных бумаг и выплатой денежных средств.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной агитационной работы (сбор подписей, распространение плакатов и листовок и т.п.), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ.
В случае совершения указанных действий избирательная комиссия области вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата.
Глава VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 38.
Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов на должность губернатора области, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий производятся за счет средств, выделяемых из областного бюджета. Расходы предусматриваются в областном бюджете по строке "Выборы".
Средства на проведение выборов губернатора области, выделенные
из областного бюджета, поступают в распоряжение избирательной комиссии области и в десятидневный срок распределяются ею между территориальными комиссиями.
Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам.
Участковые избирательные комиссии представляют отчеты о расходовании выделенных им денежных средств в соответствующие территориальные избирательные комиссии в течение 10 дней после выборов.
Территориальные избирательные комиссии представляют отчеты о расходовании выделенных им средств в избирательную комиссию области не позднее 30 дней со дня официального опубликования итогов выборов.
Избирательная комиссия области представляет отчет о
расходовании выделенных ей средств в областную Думу и администрацию области не позднее двух месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет передается избирательной комиссией области в средства массовой информации не позднее семи дней со дня его представления в областную Думу и администрацию области.
Статья 39.
Избирательные фонды кандидатов
Кандидаты на должность губернатора области создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.
Избирательный фонд кандидата может создаваться за счет следующих средств:
средств, выделенных кандидатам в равных размерах на предвыборную агитацию избирательной комиссией области;
собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов (далее по тексту - минимальный размер оплаты труда), более чем в 500 раз;
средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным
объединением, избирательным блоком, которые в сумме не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз.
Общая сумма пожертвований отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 50 раз. Сумма пожертвований отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 200 раз.
Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законом на день назначения выборов, более чем в 2500 раз.
Кандидату запрещается использование иных денежных средств для ведения предвыборной агитации, кроме средств, объединенных избирательным фондом.
Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны лиц, не имеющих гражданства, иностранных государств, их организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также религиозных объединений, государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и органов местного самоуправления.
Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законодательством.
Если кандидат, избирательное объединение или избирательный блок использовали иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в избирательные фонды, избирательная комиссия области вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата.
Статья 40.
Порядок расходования средств избирательных фондов
Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в отделении Сберегательного банка, который открывается кандидатом с разрешения избирательной комиссии области после регистрации кандидата.
Порядок открытия и ведения специальных временных счетов в отделениях Сберегательного банка, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается действующим законодательством.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам.
Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды от физических или юридических лиц, не имеющих права осуществлять такие пожертвования, либо в превышающих предусмотренные статьей 39 настоящего Закона размерах, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер
пожертвования, жертвователям с указанием причин возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход областного бюджета.
Банк представляет сведения о поступлении и расходовании денежных средств, находящихся на специальных счетах кандидатов, избирательной комиссии области по ее письменному запросу в трехдневный срок.
Банки представляют сведения о расходовании денежных средств,
находящихся на специальных временных счетах кандидатов, соответствующей избирательной комиссии по ее письменному запросу.
Все финансовые операции со специальными временными счетами
кандидатов прекращаются в день выборов. Избирательная комиссия области может на основании соответствующего ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов, но не более 10 дней.
Кандидат не позднее чем через 30 дней после дня выборов
представляет в избирательную комиссию области отчет о размерах и всех источниках избирательного фонда, а также о всех произведенных расходах. Избирательная комиссия не позднее чем через 45 дней после представления отчета в избирательную комиссию области передает его в средства массовой информации для опубликования.
Остатки денежных средств на счетах избирательных фондов кандидатов после завершения выборов возвращаются организациям и лицам, осуществившим перечисления и пожертвования, пропорционально вложенным ими средствам в течение 30 дней.
Глава VIII. ГОЛОСОВАНИЕ И
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 41.
Помещение для голосования
Помещения для голосования безвозмездно предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующей местной администрации.
Если нет возможности использовать здания (помещения), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует здание (помещение) у иных собственников.
Оплата и возмещение расходов производится избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины либо комнаты для тайного голосования. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковой избирательной комиссией должен быть оборудован информационный стенд с образцом заполнения избирательного бюллетеня и информацией обо всех баллотирующихся на должность губернатора области кандидатах с указанием выдвинувших их избирательных объединений, избирательных блоков или групп избирателей.
Статья 42.
Избирательный бюллетень
Форма и текст избирательного бюллетеня утверждается избирательной комиссией области не позднее чем за 25 дней до дня выборов.
Избирательная комиссия области обеспечивает изготовление и доставку избирательных бюллетеней территориальным избирательным комиссиям не позднее чем за 15 дней до дня выборов.
Избирательные бюллетени должны поступить в участковую избирательную комиссию не позднее чем за один день до дня выборов.
По каждому избирательному участку число избирательных бюллетеней не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на 0.5 процента.
На лицевой стороне в правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, территориальные избирательные комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях все данные о выбывших кандидатах. При выдаче бюллетеней каждому избирателю даются разъяснения по указанному факту.
Статья 43.
Требования к избирательному бюллетеню
Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
Избирательный бюллетень должен содержать в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов, их дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства, кем выдвинут кандидат. Эти данные согласовываются с кандидатом.
Справа, против фамилии каждого кандидата, размещается пустой квадрат.
В конце списка кандидатов в избирательном бюллетене помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке заполнения бюллетеня.
Статья 44.
Порядок голосования
О времени и месте голосования избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации и иным способом.
Голосование проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов по московскому времени.
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
На избирательном участке в день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, вправе присутствовать доверенные лица кандидатов, наблюдатели, направленные избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами.
За 15 минут до начала голосования председатель участковой
избирательной комиссии предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям, доверенным лицам кандидатов и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются, и объявляет о начале голосования.
Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, сверяет их количество с отметками "досрочно" в списке избирателей, оглашает число бюллетеней и заносит его в протокол участковой избирательной комиссии, после чего опускает в ящик для голосования извлеченные избирательные бюллетени.
После этого председатель комиссии приглашает избирателей получить избирательные бюллетени и приступить к голосованию.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается.
Для выборов каждый избиратель получает один избирательный бюллетень.
Избирательные бюллетени выдаются только членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основании списков избирателей избирательного участка по предъявлении избирателем паспорта либо иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность.
При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность, могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Фамилия и подпись этого лица указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя в получении бюллетеней".
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специальной кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц.
В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном против строки "Против всех кандидатов".
Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик, который должен находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением избирательной комиссии области (территориальной избирательной комиссии).
Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно искажения волеизъявления избирателей.
Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии или заранее. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений.
Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте.
После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку о его получении в своем заявлении.
Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, а в основном списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатель.
Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь, иной член комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный комиссией.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушили тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
Статья 45.
Досрочное голосование
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (за 15 - 2 дня до дня выборов) или участковой (за 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.
Если избиратель голосует в помещении территориальной или
участковой избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который сам заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой избирательной комиссии.
На месте склейки на конверте ставится печать территориальной или участковой избирательной комиссии и подпись принявшего конверт члена соответствующей избирательной комиссии.
Территориальные избирательные комиссии передают списки проголосовавших досрочно избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней.
В случае досрочного голосования избирателя в помещении территориальной (после поступления из территориальной комиссии запечатанного конверта с бюллетенями) или участковой избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой постоянно проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись "досрочное" и расписывается.
Конверты с избирательными бюллетенями хранятся на избирательном участке в сейфе до дня выборов.
Статья 46.
Подсчет голосов на избирательном участке
Подсчет голосов избирателей проводится членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидаты, доверенные лица кандидатов и наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и избирательные блоки.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также присутствующие кандидаты, доверенные лица кандидатов и наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и избирательные блоки.
Участковая избирательная комиссия по спискам избирателей
устанавливает число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список, а также число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии в присутствии доверенных лиц, наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, которые находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования.
После чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно:
а) вначале производится подсчет голосов избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. (Число бюллетеней в переносных ящиках не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка.)
В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
б) затем производится подсчет избирательных бюллетеней в стационарных ящиках.
На основании бюллетеней, находящихся в избирательных ящиках, комиссия устанавливает число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках, число действительных и недействительных избирательных бюллетеней; число голосов, поданных за каждого кандидата отдельно, и число голосов, поданных против всех кандидатов.
Недействительными признаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, то есть те, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, а также избирательные бюллетени, не имеющие печати территориальной или участковой избирательной комиссии либо подписей председателя и секретаря участковой избирательной комиссии.
Избирательная комиссия признает недействительными также избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть бюллетени, изготовленные не по установленному образцу или имеющие иной по сравнению с утвержденным текст. К числу недействительных относятся и те избирательные бюллетени, которыми избиратель досрочно проголосовал за кандидатов, впоследствии не участвующих в выборах.
Недействительные бюллетени отделяются от остальных и их число указывается в протоколе.
Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол.
Статья 47.
Протокол участковой избирательной комиссии
В протоколе об итогах голосования отражаются следующие данные:
число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
фамилии и инициалы (а при их совпадении - иные данные) внесенных в бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из кандидатов;
число голосов, поданных против всех кандидатов.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии, не согласный с содержанием протокола в целом или отдельным его положением, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе
делается соответствующая запись.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии
после его подписания вместе с приложенными к нему жалобами и заявлениями, поступившими в избирательную комиссию в день голосования, принятыми по ним решениями, а также особым мнением членов участковой избирательной комиссии незамедлительно направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию с последующей передачей в избирательную комиссию области.
Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе с
опечатанными избирательными бюллетенями, списками избирателей и другими документами комиссии после окончания работы участковой избирательной комиссии передается на хранение в территориальную избирательную комиссию.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии,
наблюдателя или доверенного лица кандидата участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.
При наличии письменного заявления наблюдателя с указанием мотивов обращения председатель участковой избирательной комиссии вправе организовать проведение однократного повторного подсчета голосов по одному из кандидатов.
Статья 48.
Установление итогов голосования территориальными избирательными комиссиями
На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.
По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о количестве участковых избирательных комиссий на соответствующей территории;
количестве протоколов участковых избирательных комиссий, а также суммарные данные по позициям, содержащимся в протоколах участковых избирательных комиссий.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается присутствующими членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с содержанием протокола в целом или отдельными его положениями, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Первый экземпляр протокола территориальной избирательной
комиссии после его подписания с приложенными к нему жалобами и заявлениями, поступившими в избирательную комиссию в день голосования, принятыми по ним решениями, а также особым мнением членов комиссии незамедлительно направляется в избирательную комиссию области.
Второй экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии вместе со списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.
Статья 49.
Требования к протоколу избирательной комиссии области
Избирательная комиссия области составляет протокол о результатах выборов губернатора области, в который вносятся следующие данные:
общее число участковых избирательных комиссий;
число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол;
общее число избирателей, внесенных в списки избирателей;
общее число бюллетеней, выданных участковыми избирательными комиссиями;
общее число бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
число погашенных бюллетеней;
число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно и вне помещений для голосования;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число действительных бюллетеней;
число недействительных бюллетеней;
фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
число голосов, поданных против всех кандидатов;
фамилия, имя, отчество кандидата, избранного на должность губернатора области.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с содержанием протокола в целом или отдельными его положениями, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Протокол избирательной комиссии области вместе со списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранится у секретаря комиссии. К протоколу прилагаются жалобы и заявления, поступившие в комиссию в день голосования, и принятые по ним решения, а также особые мнения членов избирательной комиссии области.
По требованию любого члена избирательной комиссии области или
наблюдателя избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении избирательной комиссии области, и копия протокола заверяется избирательной комиссией области.
Вся документация территориальных и участковых избирательных комиссий хранится не менее шести месяцев, избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - до объявления даты следующих выборов.
Статья 50.
Установление результатов выборов губернатора области
На основании первых экземпляров протоколов участковых и территориальных избирательных комиссий избирательная комиссия области не позднее чем через три дня после дня выборов определяет общие итоги выборов губернатора области.
Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число действительных голосов, но не менее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Избирательная комиссия области признает выборы не состоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей области.
Избирательная комиссия области признает выборы губернатора области недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, или если выборы признаны недействительными более чем на одной трети избирательных участков.
Члены избирательной комиссии области с правом решающего голоса
устанавливают результаты выборов лично. Результаты выборов рассматриваются на заседании избирательной комиссии области, о чем составляется протокол.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах
территориальных избирательных комиссий и иных нарушений, а также при сомнении в правильности составления протокола об итогах голосования избирательная комиссия области вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей.
Статья 51.
Повторное голосование
В случае, если в избирательный бюллетень было включено более
двух кандидатов на должность губернатора области и ни один из них не был избран, избирательная комиссия области назначает повторное голосование по выборам губернатора области по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
Повторное голосование проводится не позднее чем через 15 дней со дня установления результатов выборов с соблюдением требований настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации в течение двух суток со дня принятия соответствующего решения избирательной комиссии области.
Если до проведения повторного голосования остался один
кандидат на должность губернатора области, по решению избирательной комиссии области вторым кандидатом для проведения повторного голосования признается кандидат, получивший на выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым избирательная комиссия первоначально назначила повторное голосование.
По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность губернатора области, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Статья 52.
Повторные выборы
Если выборы губернатора области были признаны несостоявшимися или недействительными, или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран губернатором области, избирательная комиссия области принимает решение о проведении в области повторных выборов. При этом она может принять решение о необходимости замены состава территориальных и участковых избирательных комиссий.
Голосование проводится на тех же избирательных участках.
Повторные выборы проводятся не позднее чем в трехмесячный срок
после предыдущих выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов на должность губернатора области, другие избирательные действия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом. При повторных выборах сроки избирательных действий, установленные настоящим Законом, могут сокращаться на треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.
Статья 53.
Опубликование итогов голосования и результатов выборов
Избирательная комиссия области направляет общие данные о результатах выборов губернатора области в средства массовой информации не позднее трех дней после проведения выборов.
Не позднее месяца со дня выборов избирательная комиссия области публикует полные данные, содержащиеся в протоколах подведения итогов голосования самой комиссии и территориальных избирательных комиссий.
Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.
Статья 54.
Регистрация и вступление в должность губернатора области
Избирательная комиссия области после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного на должность губернатора области. В соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Закона кандидат, избранный на должность губернатора области, в десятидневный срок в письменном виде обязан сообщить в избирательную комиссию области о сложении с себя обязанностей, несовместимых с занятием должности губернатора области.
Избирательная комиссия области после официального сообщения об итогах выборов в средствах массовой информации производит регистрацию губернатора области и выдает лицу, избранному на эту должность, соответствующее удостоверение об избрании.
Губернатор области вступает в должность с момента принятия присяги.
Присяга приносится на заседании областной Думы, проводимом не позднее 10 дней со дня избрания губернатора области.
Глава IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Статья 55.
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению права избирать и быть избранным на должность губернатора области, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах на должность губернатора области или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в
день, предшествующий дню выборов, и в день выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья
56.
Введение в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тульской Глава администрации
областной Думы Тульской области -
И.В.Иванов Н.В.Севрюгин
18 ноября 1996 г. 26 ноября 1996 г.
г. Тула
12 ноября 1996 года
N 32-ЗТО
Приложение 1
к Закону Тульской области
"О выборах губернатора -
главы исполнительного органа
государственной власти
Тульской области"
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на
должность губернатора - главы исполнительного органа
государственной власти Тульской области от областного
избирательного объединения (блока)________________________________
__________________________________________________________________
(наименование избирательного объединения, блока избирательных
__________________________________________________________________
объединений)
_____________________________________________________, родившегося
(фамилия, имя, отчество предлагаемого кандидата)
"______"________________________19____г., работающего_____________
__________________________________________________________________
(должность и место работы, род занятий)
проживающего в ___________________________________________________
”””’””””””””””””””””’”””””””’”””””””’””””””””””””’””””””””’”””””””
NN Ј Фамилия, имя,ЈДата Ј Адрес ЈСерия и но- ЈДата ЈПодпись
Ј Јрожде- Ј Јмер паспортаЈподписа-Ј
Ј отчество Јния Ј Јили заменяю-Јния Ј
Ј Ј Ј Јщего его Ј Ј
Ј Ј Ј Јдокумента Ј Ј
”””‘””””””””””””””””‘”””””””‘”””””””‘””””””””””””‘””””””””‘”””””””
1.
2.
Подписной лист удостоверяю:__________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
__________________________________________________________________
или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Уполномоченный представитель избирательного объединения:
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
__________________________________________________________________
или заменяющего его документа уполномоченного)
(Подпись и дата)
Примечание: заполняется только лицевая сторона подписного листа
Приложение 2
к Закону Тульской области
"О выборах губернатора -
главы исполнительного органа
государственной власти
Тульской области"
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на
должность губернатора - главы исполнительного органа
государственной власти Тульской области __________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество предлагаемого кандидата)
родившегося "______"_______________19____г., работающего_________
__________________________________________________________________
(должность и место работы, род занятий)
проживающего в __________________________________________________
”””’”””””””””””””””’”””””””’””””””””’””””””””””””’””””””””’”””””””
NN Ј Фамилия, имя,Ј Дата Ј Адрес ЈСерия и но- ЈДата ЈПодпись
Ј Јрожде- Ј Јмер паспортаЈподписа-Ј
Ј отчество Јния Ј Јили заменяю-Јния Ј
Ј Ј Ј Јщего его Ј Ј
Ј Ј Ј Јдокумента Ј Ј
”””‘”””””””””””””””‘”””””””‘””””””””‘””””””””””””‘””””””””‘”””””””
1.
2.
Подписной лист удостоверяю:__________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
__________________________________________________________________
или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Кандидат на должность губернатора -
главы исполнительного органа
государственной власти
Тульской области _________________________________
(фамилия, имя, отчество, подпись)
____________________
Дата
Примечание: заполняется только лицевая сторона подписного листа
---------------------------------------------------------