УСТАВ
(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Тульской областной Думой
28 сентября 1995 года
Мы, депутаты законодательного (представительного) органа - Тульской областной Думы, полномочные представители населения Тульской области:
являясь частью многонационального народа Российской Федерации, объединенного общей судьбой;
признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности;
понимая необходимость сохранения целостности Российского государства и равноправия области с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
исходя из общепризнанных принципов равноправия, самоопределения народов;
стремясь обеспечить благополучие и процветание области и Российской Федерации в целом;
сознавая ответственность перед населением области и Российской Федерацией, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, принимаем настоящий Устав (Основной Закон) Тульской области.
Раздел I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава I. Основы правового статуса Тульской области
Статья 1.
Тульская область является субъектом Российской Федерации и входит в состав Российской Федерации.
Область равноправна с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом области, принимаемым законодательным органом области.
Территория области является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и включает в себя земную и водную поверхность, недра и воздушное пространство в границах области.
Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области на основе федерального конституционного закона.
Изменение статуса области, ее наименования и границ, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены только путем референдума области в соответствии с волеизъявлением граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.
Статья 2.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти, осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Законы и иные нормативные правовые акты области не должны противоречить Конституции Российской Федерации и Уставу области.
Статья 3.
Область осуществляет международные и внешнеэкономические связи, не противоречащие международным договорам и соглашениям Российской Федерации, координирует свою деятельность с соответствующими федеральными органами государственной власти Российской Федерации, министерствами и ведомствами.
Статья 4.
Область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области.
Глава II. Административно-территориальное
устройство Тульской области
Статья 5.
Вопросы административно-территориального устройства области решаются в порядке, установленном законодательным актом Тульской области.
В состав области входят районы, города областного и районного подчинения, поселки, сельские и иные населенные пункты.
Статья 6.
Областным центром является город Тула. Статус областного центра определяется законом области.
Статья 7.
Область может иметь свой герб, гимн и флаг, утверждаемые областной Думой.
Описание и порядок использования официальной символики области определяются законом области.
Глава III. Управление Тульской областью.
Основы организации государственной
власти и управления
Статья 8.
Организация управления областью основывается на Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации, настоящем Уставе и законах области.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти области является Тульская областная Дума (далее - областная Дума), а исполнительным органом - администрация Тульской области (далее - администрация области).
Носителями судебной власти являются только суды и привлекаемые в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представители народа.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Наличие территориальных органов отражается в схеме управления областью.
Статья 9.
Вся власть в Тульской области принадлежит населению, проживающему на ее территории.
Народ осуществляет государственную власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления:
а) путем участия в выборах депутатов областной Думы, губернатора - главы исполнительного органа государственной власти области, органов местного самоуправления;
б) в лице законодательного (представительного) органа государственной власти - областной Думы и исполнительного органа государственной власти - администрации области, возглавляемой избранным населением губернатором области, органов местного самоуправления;
в) посредством референдумов области и местных референдумов, обсуждения населением важных вопросов жизни области и проектов актов государственных органов власти и управления области, путем создания общественных объединений граждан в интересах взаимодействия с органами власти и управления области;
г) каждый гражданин Российской Федерации имеет равный доступ к государственной службе, если он обладает необходимой для работы в государственном аппарате квалификацией и соответствующими личными качествами.
Статья 10.
Схема управления областью разрабатывается администрацией области на основе концепции социально-экономического развития и утверждается областной Думой.
Любые изменения в схеме управления производятся по согласованию с областной Думой.
Раздел II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава IV. Экономическая основа
Статья 11.
Экономическую основу области составляет государственная, муниципальная, частная собственность, собственность общественных объединений и иные формы собственности, а также интеллектуальная собственность отдельных граждан, творческих коллективов, направленная на обеспечение эффективного социально-экономического развития области и создание условий для достойной жизни населения области.
Статья 12.
Права всех собственников защищаются равным образом.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество: владения, пользования и распоряжения им, в зависимости от того, находится имущество в частной собственности гражданина или юридического лица, в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются законом.
Статья 13.
Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность области осуществляется совместно федеральными органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти области.
Объекты федеральной собственности могут быть переданы в ведение и распоряжение области. Порядок управления переданными объектами регулируется законодательством Российской Федерации и области.
Статус федеральных природных ресурсов, находящихся на территории области, определяется законодательством Российской Федерации или на основе взаимной договоренности органов государственной власти Российской Федерации и государственной власти области.
Статья 14.
В состав собственности области входят:
а) природные ресурсы (земля, недра, леса, водоемы, растительный и животный мир и др.), за исключением объектов, отнесенных к федеральной и иным видам собственности;
б) предприятия, учреждения и организации хозяйственного и социально-культурного назначения, приобретенные на средства области или на другом законном основании;
в) объекты, переданные области федеральными органами государственной власти в результате разграничения государственной собственности;
г) имущество областных органов государственной власти;
д) средства бюджета области;
е) средства внебюджетных, валютных и других фондов, а также иные поступления из федерального бюджета;
ж) другие объекты собственности.
Статья 15.
В Тульской области земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Владение, пользование и распоряжение землей не должны наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании земельного законодательства Российской Федерации определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Собственник земельного участка, отнесенного к таким землям, может осуществлять права владения и пользования
своим участком в пределах, определяемых его назначением.
Определение перечня и установление статуса федеральных земельных и других природных ресурсов, расположенных на территории области, производится в соответствии с законодательством о совместном ведении Российской Федерации и Тульской области и взаимной договоренности между федеральными и областными органами государственной власти.
Пользование и распоряжение земельными и другими природными ресурсами не могут осуществляться в ущерб интересам населения и будущих поколений жителей области.
Правовое регулирование земельных, лесных, водных отношений, охраны недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха осуществляется с целью обеспечения рационального использования и охраны природных ресурсов, сохранения и улучшения окружающей среды, здоровья населения.
Земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.), заповедники, памятники культуры, национальные парки, объекты оздоровительного и историко-культурного назначения и национального наследия являются достоянием населения Тульской области.
Долг каждого жителя области - беречь, охранять, всячески способствовать улучшению их состояния и активно противодействовать их порче.
Статья 16.
Состав собственности области с указанием ее форм закрепляется в реестре имущества области, который подлежит уточнению и изменению не реже одного раза в два года.
Статья 17.
Полномочия собственника в отношении имущества области принадлежат органам государственной власти области и осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и законами области.
Статья 18.
Администрация области осуществляет управление и распоряжение объектами собственности области в пределах, установленных законами Российской Федерации, настоящим Уставом и законами области.
Администрация области вправе отчуждать, а также передавать объекты, находящиеся в собственности области, во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и законами области.
Имущество, являющееся собственностью области и закрепленное собственником за учреждением, состоящим на областном бюджете, находится в оперативном управлении этого учреждения.
Статья 19.
Муниципальная собственность создается на основе разграничения федеральной, областной и муниципальной собственности и формируется путем:
а) передачи объектов государственной собственности;
б) создания и приобретения объектов за счет муниципальных средств;
в) иных способов приобретения собственности, не запрещенных законом.
Статья 20.
Администрация области осуществляет контроль за эффективным размещением любых производственных и социальных объектов, независимо от форм собственности, а также за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды на территории области.
Глава V. Финансовые ресурсы, бюджетная
система и налоговая политика
Статья 21.
Финансовые ресурсы области составляют средства бюджета области, областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, а также ассигнования из федерального бюджета Российской Федерации и иные средства, получаемые областью в соответствии с действующим законодательством.
Объединение финансовых ресурсов области с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования совместных, в том числе межтерриториальных программ социально-экономического развития, производится на договорной основе.
Статья 22.
Бюджетная система области представляет основанную на экономических отношениях и законодательстве совокупность областного, городских (городов областного значения), районных, городских (городов районного значения), поселковых, сельских бюджетов и бюджетов других территориальных сообществ.
Областной бюджет представляет собой форму образования и использования денежных средств для социально-экономического развития территории, обеспечения деятельности органов государственной власти области и местного самоуправления.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных доходов и правом определять направления их расходования в соответствии с действующим законодательством.
Статья 23.
Бюджетный процесс представляет регламентированную законом деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению областного бюджета и контролю за его исполнением.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.
Статья 24.
Порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения областного бюджета и контроля за его исполнением устанавливается законом области.
Областная Дума принимает закон об областном бюджете и утверждает отчет о его исполнении.
Разработка проекта областного бюджета, его исполнение, за исключением расходов на содержание областной Думы, осуществляется администрацией области. Проект областного бюджета представляется администрацией области по источникам доходов и расходам по отраслям хозяйства в соответствии с бюджетной классификацией.
Финансирование органов государственной власти области осуществляется в размерах, предусмотренных областным бюджетом.
Для сбалансированности областного бюджета из бюджета Российской Федерации могут предоставляться дотации, субвенции, трансферты.
Органы государственной власти области вправе требовать от Российской Федерации возмещения за счет федерального бюджета расходов и потерь бюджета области в случае принятия федеральными органами решений, повлекших за собой увеличение расходов или уменьшение доходов бюджетной системы области.
Органы государственной власти области гарантируют органам местного самоуправления возмещение расходов и потерь местного бюджета за счет областного бюджета в случае принятия областными органами государственной власти решений, повлекших за собой увеличение расходов или уменьшение доходов соответствующих бюджетов.
Доходы областного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах, изъятию не подлежат и используются администрацией области в соответствии с принятыми областной Думой постановлениями.
Вмешательство любых органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения областного бюджета не допускается, если иное не предусмотрено законами Российской Федерации.
Статья 25.
Налоговая система области как составная часть налоговой системы Российской Федерации представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее - налогов), установленных федеральными законами, нормативными актами области и органов местного самоуправления. Налоговая система области строится с учетом региональных и местных особенностей и потребностей в финансовых ресурсах для обеспечения социально-экономического развития области и ее административно-территориальных единиц.
Установление и отмена областных налогов, а также льгот их плательщикам осуществляются областной Думой в соответствии с федеральным законодательством и законами области. Нормативные акты областной Думы о введении или отмене налогов, предоставлении налоговых льгот, об изменениях финансовых обязательств области принимаются по представлению или при наличии заключения администрации области. Местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
Статья 26.
Расходы областного бюджета осуществляются за счет доходов, а также средств, полученных в порядке межбюджетного регулирования из федерального и местных фондов.
Статья 27.
Областная Дума устанавливает порядок образования областных внебюджетных фондов (социальной защиты населения, дорожного, экономических реформ и поддержки любой предпринимательской деятельности, охраны природы и рационального природоиспользования, содействия деятельности правоохранительных органов и других).
Целевое назначение фондов, порядок расходования средств и формирования правления (совета) фондов, его функции и полномочия определяются областной Думой.
Статья 28.
Администрация области формирует областной валютный фонд в соответствии с действующим законодательством.
Положение о валютном фонде утверждается областной Думой. Средства валютного фонда находятся на специальных счетах, открываемых администрацией области в банковских учреждениях, изъятию не подлежат.
Статья 2
9.
Исполнительный орган государственной власти области может получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов и других финансовых ресурсов, включая кредиты коммерческих банков.
Органы государственной власти области в установленном порядке имеют право выпускать займы, лотереи на инвестиционные цели, а также ценные бумаги, способствующие увеличению доходов областного бюджета.
Раздел III. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава VI. Субъекты законодательной власти области
Статья 30.
Тульская областная Дума является единственным законодательным (представительным) органом государственной власти области.
Областная Дума состоит из депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
Порядок организации и проведения выборов в областную Думу, ее количественный состав устанавливается законом области в соответствии с федеральным законом.
Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от ее установленной численности.
Депутаты областной Думы прекращают свои полномочия с момента признания полномочий не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы нового созыва.
Глава VII. Депутат областной Думы
Статья 31.
Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, проживающий на территории области, достигший 21 года и имеющий право быть избранным в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Депутатами областной Думы не могут быть судьи, прокуроры, депутаты иных представительных органов власти (кроме Совета Федерации) и местного самоуправления, должностные лица администрации области: губернатор - глава исполнительного органа государственной власти области, его заместители, руководители структурных подразделений.
Статья 32.
Депутат областной Думы осуществляет свои полномочия как на постоянной оплачиваемой основе, так и без отрыва от основной производственной или служебной деятельности. Количество депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой основе, определяется областной Думой.
Депутат областной Думы, работающий на постоянной оплачиваемой основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Должностной оклад депутата, работающего на штатной оплачиваемой основе, устанавливается областной Думой в соответствии с утвержденным штатным расписанием.
Статус депутата Тульской областной Думы регулируется Законом области "О статусе депутата Тульской областной Думы".
Глава VIII. Полномочия областной Думы
Статья 33.
Областная Дума осуществляет следующие полномочия по вопросам организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления области:
а) принятие Устава (Основного Закона) области и внесение в него изменений;
б) принятие законов области, внесение в них изменений, дополнений, поправок;
в) толкование Устава и законов области;
г) принятие постановлений, решений и иных правовых актов;
д) утверждение сметы расходов на содержание областной Думы, структуры, штатов и фонда оплаты труда областной Думы;
е) утверждение по представлению губернатора области схемы управления областью и структуры исполнительного органа государственной власти области;
ж) установление порядка решения вопросов административно-территориального устройства области;
з) назначение выборов в Тульскую областную Думу;
и) определение порядка и срока выборов губернатора - главы исполнительного органа государственной власти области;
к) определение общих принципов организации и деятельности органов местного самоуправления;
л) признание полномочий депутатов областной Думы, а также их досрочного прекращения;
м) избрание из числа депутатов и освобождение от должности председателя областной Думы, его заместителей, образование из числа депутатов комитетов и комиссий и избрание их председателей, избрание других должностных лиц и органов областной Думы;
н) принятие решений по запросам и обращениям депутатов областной Думы;
о) заслушивание ежегодных посланий губернатора - главы исполнительного органа государственной власти области о положении дел в области;
п) назначение референдума по отзыву губернатора - главы исполнительного органа государственной власти области, принятие его отставки по личному заявлению и назначение новых выборов, отрешение губернатора от должности;
р) утверждение по представлению губернатора области назначения на должность и освобождения от должности вице-губернатора области, согласование кандидатур на должности заместителей губернатора области, руководителя аппарата администрации области, председателя фонда имущества области, председателя комитета по управлению имуществом, начальника финансового управления области, начальника управления внутренних дел, начальника управления юстиции, директора департамента социальной защиты населения, председателя государственной телерадиокомпании "Тула";
с) утверждение договоров, иных соглашений, подписанных от имени Тульской области;
т) принятие решения о проведении областного референдума;
у) принятие постановления об осуществлении права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
ф) согласование назначения кадров судебных и правоохранительных органов области в соответствии с п. "л" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации;
определение отношения областной Думы к кандидатуре прокурора области, представленной ей на согласование Генеральным прокурором Российской Федерации;
х) принятие решения об обращении к Президенту Российской Федерации, в Конституционный суд Российской Федерации, иные суды для разрешения споров в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
ц) образование согласительных комиссий по разрешению споров между областной Думой и органами местного самоуправления;
ч) принятие решений по обращениям губернатора - главы исполнительного органа государственной власти области, протестам и представлениям прокурора области;
ш) решение иных вопросов, отнесенных к ее ведению федеральными законами и законами области.
Статья 34.
Областная Дума осуществляет следующие полномочия по вопросам обеспечения экономического и социального развития области:
а) принятие закона об областном бюджете, утверждение отчета о его исполнении;
б) утверждение программ экономического, социального, культурного развития области, отчетов об их исполнении;
в) установление налогов, сборов, пошлин, иных видов платежей в пределах компетенции областной Думы, а также порядка их взимания и предоставления льгот;
г) законодательное регулирование выпуска и условий размещения займов, облигаций и лотерей;
д) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов области, заслушивание отчетов об использовании этих фондов;
е) определение порядка передачи областной собственности в муниципальную собственность и иные формы собственности;
ж) законодательное регулирование порядка приватизации, владения, пользования, распоряжения и управления объектами областной собственности; утверждение областной программы приватизации объектов областной и муниципальной собственности;
з) законодательное регулирование порядка предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и областного значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы;
и) законодательное регулирование в соответствии с федеральным законом охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную, научную, оздоровительную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории области;
к) принятие нормативного акта о предоставлении бюджетных ссуд и займов из средств областного бюджета территориям местного самоуправления;
л) решение иных вопросов, отнесенных к ее ведению федеральными законами и законами области.
Статья 35.
Областная Дума осуществляет следующие полномочия по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина:
а) принятие закона области "Об уполномоченном по правам человека в области", заслушивание ежегодных отчетов о его деятельности, информации и обращений, касающихся реализации и защиты прав человека и гражданина в области;
б) установление в пределах своей компетенции административной ответственности граждан и должностных лиц за неисполнение законов и иных нормативных правовых актов областной Думы;
в) принятие постановления о вынесении на обсуждение населением области важных вопросов жизни области и проектов нормативных правовых актов областной Думы, утверждение результатов обсуждения;
г) принятие постановления по гражданской инициативе населения в областную Думу;
д) учреждение средств массовой информации;
е) учреждение наград, почетных званий и премий области;
установление порядка присвоения почетных званий и награждения наградами и премиями области;
ж) решение иных вопросов, отнесенных к ее ведению федеральными законами и законами области.
Статья 36.
Областная Дума является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, собственные источники финансирования из областного бюджета, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет гербовую и иные печати, штампы, бланки с собственной символикой, расчетный и другие банковские счета.
Областная Дума имеет самостоятельный баланс и смету.
Глава IX. Организация работы областной Думы
Статья 37.
Областная Дума является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области.
Областная Дума собирается на первое заседание не позднее чем на 30-й день после избрания.
Первое заседание областной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
Статья 3
8.
Основной формой работы областной Думы является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к ведению областной Думы.
Заседание правомочно, если на нем присутствует более половины от установленного числа депутатов.
Статья 39.
По приглашению областной Думы губернатор - глава исполнительного органа государственной власти области, его заместители, другие должностные лица администрации области участвуют в заседании областной Думы, отвечают на запросы и обращения депутатов, предоставляют информацию по вопросам, относящимся к ведению областной Думы.
Областная Дума может установить время для ответов на вопросы, запросы и обращения депутатов для губернатора - главы исполнительного органа государственной власти области, его заместителей, других должностных лиц администрации области по согласованию с ними.
По приглашению комитетов и комиссий областной Думы заместители губернатора, другие должностные лица администрации области участвуют в заседаниях, отвечают на вопросы и обращения комитетов и комиссий, предоставляют информацию по вопросам, относящимся к их ведению.
Глава X. Председатель областной Думы и его заместители
Статья 40.
Областная Дума избирает из числа депутатов председателя и заместителей председателя областной Думы.
Председатель областной Думы и его заместители избираются тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
Председатель областной Думы и его заместители подотчетны областной Думе и могут быть освобождены от должности тайным голосованием квалифицированным большинством (не менее двух третей) голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
Председатель областной Думы, его заместители вправе подать в отставку.
В случае непринятия областной Думой отставки председатель областной Думы, его заместители вправе сложить полномочия по истечении двух недель после подачи заявления.
Порядок внесения предложений об избрании, отставке и освобождении от должности председателя областной Думы, его заместителей определяется Регламентом областной Думы.
Статья 41.
Председатель областной Думы:
а) представляет законодательный (представительный) орган государственной власти области в отношениях с населением, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профессиональными союзами внутри страны и за рубежом;
б) созывает заседания областной Думы, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, проект повестки дня;
в) осуществляет руководство подготовкой заседания областной Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение областной Думы;
г) ведет заседания областной Думы в соответствии с ее Регламентом;
д) подписывает законы области, правовые (нормативные) и иные акты областной Думы, протоколы заседаний и другие документы областной Думы;
е) организует работу аппарата областной Думы, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата областной Думы;
ж) пользуется правом приема и увольнения специалистов аппарата областной Думы;
з) применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата областной Думы;
и) представляет для назначения областной Думой кандидата на должность руководителя аппарата областной Думы;
к) оказывает содействие депутатам областной Думы в осуществлении ими полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
л) координирует деятельность комитетов и комиссий областной Думы, депутатских групп;
м) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе областной Думы;
н) обеспечивает в соответствии с постановлениями областной Думы обсуждение гражданами проектов важнейших нормативных правовых актов областной Думы, а также вопросов областного и государственного значения;
о) организует в областной Думе прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
п) открывает и закрывает расчетный и текущий счета областной Думы в банках и является распорядителем по этим счетам;
р) исполняет функции распорядителя кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом на содержание областной Думы;
с) от имени областной Думы подписывает запросы, ходатайства, исковые заявления и другие документы, направляемые в Конституционный и иные суды в случаях, предусмотренных законодательством;
т) решает иные вопросы, порученные ему областной Думой или возложенные на него законодательством.
Председатель областной Думы в пределах своей компетенции издает распоряжения.
Статья 42.
Заместители председателя областной Думы избираются тайным голосованием на заседании областной Думы по представлению председателя областной Думы из числа депутатов областной Думы на срок полномочий областной Думы.
Заместители председателя областной Думы выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных Регламентом областной Думы, и поручениями председателя областной Думы. В случаях отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей, один из заместителей выполняет функции председателя областной Думы.
Глава XI. Акты областной Думы
Статья 43.
Областная Дума принимает Устав области, законы области и постановления областной Думы.
Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
Постановления областной Думы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или Регламентом областной Думы.
Закон не может быть принят, если его проект не был рассмотрен соответствующими комитетами или комиссиями областной Думы.
Порядок рассмотрения, принятия и опубликования законов области устанавливается законом области, а постановлений Думы - Регламентом областной Думы.
Статья 44.
Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из бюджета Российской Федерации, средств внебюджетных и валютных фондов областная Дума образует контрольную комиссию. Компетенция и порядок деятельности контрольной комиссии определяется нормативными правовыми актами области.
Областная Дума самостоятельно или через создаваемые ею органы осуществляет контроль за:
исполнением принятых ею законов и иных нормативных правовых актов;
выполнением программ и планов социально-экономического развития области;
соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью области, а также федеральной или иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти области.
Областная Дума осуществляет иные контрольные функции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Глава XII. Прекращение полномочий областной Думы
Статья 45.
Полномочия областной Думы не могут быть прекращены досрочно, за исключением самороспуска и иных случаев, предусмотренных федеральным или областным законодательством.
Решение о самороспуске до истечения срока полномочий принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
Раздел IV. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава XIII. Администрация области
Статья 46.
Администрация Тульской области является исполнительным органом государственной власти области.
Порядок деятельности администрации области определяется законом области.
Статья 47.
Администрация области является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, собственные источники финансирования из областного бюджета, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет гербовую и иные печати, штампы, бланки с собственной символикой, расчетный и другие счета в банковских учреждениях.
Администрация области имеет самостоятельный баланс и смету.
Статья 48.
К компетенции администрации области относятся:
а) разработка текущих и перспективных государственных программ социально-экономического развития области, проектов областного и консолидированного бюджета области, определение источников доходов и направлений расходования валютного и внебюджетных фондов области; обеспечение выполнения принятых программ и бюджета; предоставление отчетов областной Думе об исполнении бюджета и программ социально-экономического развития области;
б) разработка и реализация финансовой, инвестиционной политики в области; осуществление мер по ограничению монополистической деятельности и развитию предпринимательства; в соответствии с федеральным и областным законодательством управление и распоряжение областной собственностью, содействие укреплению банковской, денежной и кредитной системы;
в) проведение государственной политики ценообразования и оплаты труда; содействие организации государственного страхования и единой системы учета и статистики;
г) разработка и реализация мер по развитию социальной сферы области, обеспечению занятости, росту благосостояния населения, санитарно-эпидемиологическому благополучию, охране труда и здоровья народа; организация системы социальной защиты населения и обеспечение ее функционирования;
д) осуществление мероприятий по воспитанию, образованию детей и молодежи, охране семьи, материнства и детства; разработка и реализация мер по развитию культуры и науки; разработка и реализация областной социальной политики;
е) осуществление мероприятий по развитию объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи; создание условий для развития предприятий торговли, бытового обслуживания населения; осуществление мероприятий по защите прав потребителя;
ж) организация строительства объектов за счет областного бюджета и других источников финансирования;
з) разработка и обеспечение выполнения программ по использованию земли, охране природы, рациональному природопользованию;
организация контроля за соблюдением земельного, природоохранного и санитарного законодательства;
и) обеспечение рационального размещения производительных сил; содействие комплексному экономическому и социальному развитию городов и населенных пунктов области;
к) разработка и реализация мер по защите интересов области, охране всех форм собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
л) осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению государственной безопасности;
м) оспаривание в суде противоречащих законодательству актов органов местного самоуправления;
н) осуществление внешнеэкономической деятельности и международных связей на основе договоров и соглашений;
о) организация и проведение лицензирования отдельных видов деятельности на территории области в соответствии с действующим законодательством;
п) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законами области.
Статья 49.
Администрацию области возглавляет губернатор - глава исполнительного органа государственной власти области (далее по тексту - губернатор области).
Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, обладающий избирательным правом, проживающий на территории Тульской области.
Губернатор области избирается населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Никто не может быть избран губернатором области более двух раз подряд.
В случае досрочного прекращения полномочий его полномочия временно исполняет первый заместитель губернатора области.
Выборы губернатора области проводятся в срок, установленный областной Думой.
Процедура и порядок избрания губернатора области определяется законодательством области.
Губернатор области вступает в должность после принятия торжественной присяги.
Торжественная присяга приносится на заседании областной Думы, проводимом не позднее десяти дней после избрания губернатора области.
Губернатор области принимает присягу следующего содержания:
"Я (имярек), вступая в должность губернатора - главы исполнительного органа государственной власти Тульской области, торжественно клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Устав и законы области, уважать и охранять права человека и гражданина, верно служить народу".
Губернатор области не может быть одновременно депутатом (членом) законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, за исключением Совета Федерации, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой.
Статья 50.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации губернатор области самостоятельно руководит исполнительными органами государственной власти области и определяет основные направления их деятельности.
По вопросам местного самоуправления губернатор области взаимодействует с органами местного самоуправления и содействует их развитию и укреплению.
Статья 51.
По представлению губернатора области областная Дума утверждает схему управления областью и структуру исполнительного органа государственной власти области.
Порядок формирования, полномочия и организация работы органов, структурных подразделений, должностных лиц исполнительного органа государственной власти области определяются положениями о них, утверждаемыми губернатором области.
Глава XIV. Полномочия губернатора области
Статья 52.
Губернатор области:
а) представляет Тульскую область в пределах своей компетенции внутри страны и в международных отношениях, подписывает договоры и иные соглашения от имени Тульской области;
б) подписывает и обнародует законы области;
в) руководит деятельностью администрации Тульской области на принципах единоначалия и несет ответственность за результаты деятельности органов исполнительной власти области;
г) представляет на утверждение областной Думы областной бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет на утверждение областной Думы отчет об исполнении бюджета;
д) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении областного бюджета;
е) формирует и распоряжается областными внебюджетными и валютными фондами в порядке, установленном областной Думой;
ж) распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности области в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством;
з) обеспечивает разработку и осуществление программ социально-экономического развития области;
и) принимает в пределах своей компетенции правовые акты;
к) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;
л) самостоятельно формирует аппарат администрации области в соответствии с Уставом области, схемой управления областью и структурой исполнительного органа государственной власти области, утвержденными областной Думой; утверждает штатное расписание администрации области в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете области; назначает руководителей органов администрации области в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;
м) применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания к назначаемым им должностным лицам; утверждает состав коллегий при руководителях органов администрации области;
н) вносит в областную Думу представление об утверждении назначения и освобождения от должности вице-губернатора области, представление о согласовании кандидатур на должности заместителей губернатора области, руководителя аппарата администрации области, председателя фонда имущества области, председателя комитета по управлению имуществом, начальника финансового управления области, начальника управления внутренних дел, начальника управления юстиции, директора департамента социальной защиты населения, председателя государственной телерадиокомпании "Тула", иных должностных лиц в соответствии с законодательством;
о) осуществляет иные исполнительные и распорядительные функции, возложенные на него федеральным и областным законодательством.
В случае отказа областной Думы в утверждении назначения или несогласии с назначением должностных лиц, указанных в подпункте "н", губернатор области вносит новое представление о назначении на указанные должности на очередное заседание областной Думы.
Глава XV. Акты губернатора области
Статья 53.
Губернатор области при осуществлении своих полномочий принимает постановления и распоряжения.
Порядок разработки, принятия, обнародования и обжалования актов губернатора области определяется законом области.
Глава XVI. Прекращение полномочий органов и должностных лиц
администрации области
Статья 54.
Полномочия губернатора области могут быть прекращены досрочно в случаях:
а) добровольной отставки;
б) утраты гражданства Российской Федерации;
в) выезда на постоянное жительство или работу за пределы области;
г) смерти;
д) признания недееспособным по решению суда;
е) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
ж) отзыва избирателями в соответствии с законодательством;
з) отрешения от должности за установленные судом нарушения Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, а также в случае его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.
Решение о досрочном прекращении полномочий губернатора области принимается на заседании областной Думы. Полномочия губернатора области считаются прекращенными с момента, указанного в постановлении областной Думы.
Выборы губернатора области проводятся в четырехмесячный срок со дня досрочного прекращения полномочий лица, занимающего данную должность.
Статья 55.
Группа депутатов областной Думы, насчитывающая не менее одной трети от установленного числа депутатов областной Думы, вправе внести на заседание областной Думы мотивированное предложение о выражении недоверия первому заместителю губернатора области, являющемуся вице-губернатором по схеме управления областью, заместителям губернатора области, руководителям отдельных структурных подразделений администрации области, назначаемым на должность губернатором области по согласованию с областной Думой.
Решение о выражении недоверия указанным должностным лицам администрации области принимается на заседании областной Думы двумя третями голосов от установленного числа депутатов областной Думы и оформляется постановлением.
Раздел V. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Глава XVII. Судебная власть
Статья 56.
Судебная система в области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Статья 57.
Кадры судебных органов области находятся в совместном ведении Российской Федерации и Тульской области.
Статья 58.
Оказание юридической помощи, представление и защита интересов граждан и организаций в суде осуществляется коллегиями адвокатов, порядок образования которых определяется федеральным законодательством, а также отдельными физическими и юридическими лицами в установленном порядке.
Глава XVIII. Правоохранительные органы
Статья 59.
Органы прокуратуры, действующие на территории области, являются частью единой системы прокуратуры Российской Федерации.
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры области и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Статья 60.
Охрана правопорядка и общественной безопасности на территории области осуществляется органами внутренних дел, составной частью которых являются милиция общественной безопасности и криминальная милиция.
Порядок организации и деятельности органов внутренних дел определяются органами государственной власти области на основе федерального законодательства.
За счет средств области и муниципальных средств могут создаваться дополнительные формирования органов внутренних дел.
Статья 61.
На территории области допускается частная детективная и охранная деятельность.
На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется действие законов, закрепляющих правовой статус работника государственных органов.
Статья 62.
Управление федеральной службы безопасности на территории Тульской области реализует возложенные на нее задачи, координирует и контролирует деятельность подчиненных ей подразделений в соответствии с действующим законодательством.
Статья 63.
Защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц на территории области осуществляют в пределах своей компетенции органы нотариата путем совершения предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Раздел VI. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава XIX. Основы местного самоуправления в области
Статья 64.
К предметам ведения области, по которым принятие актов и управление осуществляется органами государственной власти области совместно с органами местного самоуправления, относятся:
а) обеспечение соответствия уставов, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу области, законам и иным нормативным правовым актам области;
б) областной бюджет, областные налоги и сборы, иные областные финансовые ресурсы;
в) областные программы государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития области;
г) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных и иных меньшинств; обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности;
д) регулирование организации местного самоуправления в области, осуществляемое в соответствии с федеральным законом об общих принципах организации системы органов местного самоуправления;
е) владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
ж) разграничение собственности области на областную и муниципальную;
з) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры;
и) осуществление мероприятий гражданской обороны, надзора и предупреждения техногенных и природных чрезвычайных ситуаций (пожаров, аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.д.), ликвидация их последствий;
к) воспитание, образование, наука, культура, физическая культура и спорт, реализация молодежной политики;
л) здравоохранение, санитарно-эпидемиологическое благополучие, реализация семейной и демографической политики, защита материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) иные вопросы, предусмотренные действующим законодательством.
По предметам совместного ведения, перечисленным в части первой настоящей статьи, органы государственной власти области принимают законы и нормативные правовые акты с учетом мнения органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в соответствии с законами и нормативными правовыми актами области принимают правовые акты в пределах представленных им полномочий, организуют исполнение законов и нормативных актов области, а также собственных нормативных правовых актов.
Статья 65.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом области отдельными полномочиями органов государственной власти области с передачей необходимых для их осуществления материальных и технических средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти области.
Органы государственной власти области могут привлекать органы местного самоуправления к осуществлению федеральных и областных государственных программ с передачей средств, необходимых для их реализации.
Органы местного самоуправления вправе отказаться от осуществления переданных им полномочий, а также от участия в осуществлении государственных программ, не обеспеченных материальными и финансовыми средствами в полном объеме.
Статья 66.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления могут заключать договоры (соглашения) о разграничении предметов ведения и полномочий, взаимоотношениях при осуществлении полномочий в случаях и порядке, предусмотренных законом области.
Статья 67.
Исполнительные органы государственной власти области для осуществления своих полномочий вправе создавать в районах, городах, сельских и иных поселениях структурные подразделения и назначать своих представителей в случаях и порядке, установленных законом области, с согласия органов местного самоуправления.
Глава XX. Местное самоуправление в области
Статья 68.
Местное самоуправление в области гарантируется Конституцией Российской Федерации как право и действительная способность граждан, проживающих на территории местного самоуправления, управлять под свою ответственность и на благо населения общественными делами местного значения, государственными делами, переданными в соответствии с законами области, договорами и соглашениями, и контролировать их.
Законы области гарантируют возможность организации местного самоуправления с учетом национальных, исторических, географических и других особенностей территорий местного самоуправления.
Статья 69.
Местное самоуправление в области осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные представительные и исполнительные органы и иные органы местного самоуправления.
Все органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность публично и под контролем населения.
Статья 70.
Местное самоуправление осуществляется в пределах территорий, определенных областной Думой: в городских, районных, сельских поселениях, а также иных территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с федеральным законом и законом области.
Изменение границ территории, в которых действует местное самоуправление в области, осуществляется с учетом мнения населения соответствующих территорий, выявляемого, как правило, посредством местного референдума.
Статья 71.
Территории, на которых осуществляется местное самоуправление, могут объединяться для образования территориальных объединений с избранием представительных и исполнительных органов местного самоуправления данных объединений в порядке, установленном законом области.
Порядок объединения территорий для образования территориальных объединений, организация в них местного самоуправления определяются законом области.
Статья 72.
Органы местного самоуправления могут добровольно заключать двусторонние и многосторонние соглашения, объединяться в ассоциации (союзы) и создавать совместные органы.
Статья 73.
Местное самоуправление в области обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Гарантии местного самоуправления, полномочия, основы организации и деятельности органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законом области о местном самоуправлении.
Органы местного самоуправления обладают самостоятельностью при осуществлении своей деятельности по вопросам, которые не исключены из их компетенции или не переданы какому-либо другому органу власти федеральным законом или законом области.
Статья 74.
Предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления включают в себя вопросы местного значения и отдельные вопросы областного значения, переданные органам местного самоуправления.
При определении предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления области исходят из следующих принципов:
- функции местного самоуправления должны возлагаться на органы, деятельность которых непосредственно направлена на обслуживание населения;
- полномочия, предоставляемые органам местного самоуправления, должны быть, как правило, целостными и всеобъемлющими и ограничиваться органами государственной власти области только в рамках закона.
Статья 75.
К ведению органов местного самоуправления относятся:
а) местный бюджет, местные налоги и сборы, иные местные финансовые ресурсы;
б) муниципальная собственность;
в) планировка и застройка территорий местного самоуправления;
г) системы местного энерго -, водо - и теплоснабжения;
д) местный жилой фонд;
е) системы местных коммуникаций (связь, средства массовой информации и иные системы коммуникаций);
ж) местный транспорт;
з) местные дороги;
и) землеустройство и землеотвод;
к) охрана общественного порядка;
л) занятость населения.
По вопросам, перечисленным в части первой настоящей статьи, органы местного самоуправления осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие нормативных правовых актов.
Статья 76.
В округах - на территориях местного самоуправления - могут создаваться представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
Наименование представительных и исполнительных органов местного самоуправления определяется населением территории местного самоуправления самостоятельно.
Представительные органы местного самоуправления (местные Думы, местные Советы, местные Собрания и другие варианты наименования) и главы исполнительных органов местного самоуправления избираются на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании сроком на четыре года. Порядок образования представительных и исполнительных органов местного самоуправления устанавливается законом области.
Статья 77.
Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в границах территории местного сообщества, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, средства местного бюджета, государственная собственность, переданная местному сообществу
для осуществления отдельных государственных функций, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей местного сообщества.
Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из средств местного бюджета, внебюджетных и валютного фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате постановлений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитных ресурсов, дотаций и субвенций от органов государственной власти, а также средств органов территориального общественного самоуправления.
Область создает равные условия для развития экономической базы местного самоуправления.
Статья 78.
Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Самостоятельность местного бюджета гарантируется:
а) наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов;
б) правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;
в) запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученных в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов.
Органы государственной власти области обеспечивают сбалансированность местного бюджета.
Статья 79.
Область создает условия для развития территории местного самоуправления, принимает меры для поддержки территорий местного самоуправления с уровнем обеспечения ниже средней бюджетной обеспеченности и стандартов экономического и социального развития по области, предоставляет обоснованные экономические и социальные льготы и привилегии
.
Статья 80.
Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области; компенсацией в случаях нанесения ущерба территории местного самоуправления, ее природной среде в результате производственной или иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности.
Статья 81.
Собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, компетенция и структура органов местного самоуправления, порядок их образования и деятельности, иные вопросы местного самоуправления регулируются уставами территорий местного самоуправления.
Статья 82.
Территория местного самоуправления может иметь свой герб и иную местную символику.
Глава XXI. Гражданская инициатива. Институты и формы
демократии в области
Статья 83.
Граждане, постоянно проживающие на территории области не менее одного года, имеют право на гражданскую инициативу в органы государственной власти области, органы местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их ведению.
Гражданская инициатива может иметь следующие цели:
а) обсуждение вопросов местного значения;
б) внесение в органы государственной власти области, органы местного самоуправления предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, касающихся интересов населения и относящихся к их ведению, а также о проведении областного и местного референдумов;
в) возбуждение в установленном порядке процедуры отзыва депутата областной Думы, представительного органа местного самоуправления;
г) возбуждение в установленном порядке отзыва губернатора области, руководителя исполнительного органа местного самоуправления;
д) возбуждение ходатайства об отставке должностных лиц органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
Коллективные обращения по вопросам "в", "г", "д" должны быть подписаны не менее чем десятью тысячами граждан для обязательного рассмотрения законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти области или органами местного самоуправления.
Коллективные обращения граждан подлежат обязательному рассмотрению соответственно представительным или исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с законами области и собственными правовыми актами.
Организаторам коллективного обращения обеспечивается право выступать с его обоснованием в соответствующих органах государственной власти области и местного самоуправления.
Порядок сбора подписей под коллективным обращением аналогичен порядку, предусмотренному для выдвижения кандидатов в депутаты областной Думы.
Коллективное обращение подлежит рассмотрению не позднее месячного срока. Результаты рассмотрения в семидневный срок доводятся до граждан через средства массовой информации или организаторов коллективного обращения.
Статья 84.
Население области имеет право волеизъявления в создании и реформировании органов государственной власти и местного самоуправления в области.
Статья 85.
Высшим непосредственным выражением воли населения области является референдум и свободные выборы.
Референдум и выборы осуществляются в соответствии с законами области на основе всеобщего равного прямого и тайного голосования граждан, проживающих на территории области.
Никто не может присваивать власть в области.
Статья 86.
Депутаты и должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления области представляют интересы населения области и ответственны перед ним.
Статья 87.
Общественная, в том числе политическая, деятельность в области осуществляется свободно, на основе идеологического многообразия в форме различных общественных объединений.
Цели, организация, формы и методы работы общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории области, должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам области.
Общественные объединения, их отделения, осуществляющие деятельность на территории области и зарегистрированные в установленном законом порядке, пользуются правом выдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти области, органов местного самоуправления, избираемых населением должностных лиц области и территорий местного самоуправления в соответствии с законом области.
Органы государственной власти области и местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, зарегистрированных на территории области, гарантируют в соответствии с Конституцией Российской Федерации условия для выполнения ими уставных задач.
Статья 88.
На территории области обеспечивается непосредственная демократия: референдумы области и местные референдумы, собрания и сходы граждан, участие в выборах или отзыве депутатов и избираемых должностных лиц, коллективные обращения граждан (петиции), гражданская инициатива в связи с обсуждением важных вопросов жизни общества и местного значения и другие.
Статья 89.
Органы государственной власти области выносят на областное народное обсуждение важные вопросы, проекты правовых актов области.
Обсуждение вопросов и проектов правовых актов может осуществляться гражданами коллективно (на собраниях по месту работы и жительства) и индивидуально. Свои предложения граждане вправе направлять непосредственно в органы государственной власти области, в органы местного самоуправления, в областные и местные средства массовой информации, которые организуют освещение хода обсуждения вопросов и проектов правовых актов.
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления области проводят обобщение поступивших от граждан предложений, помещают в средствах массовой информации текущую и итоговую информацию о ходе обсуждения вопросов и проектов правовых актов.
Глава XXII. Гласность деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления области
Статья 90.
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления области обязаны регулярно информировать население о своей деятельности, о положении дел в области или на соответствующей территории местного самоуправления.
Информация должна быть полной и охватывать деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления, их должностных лиц и структурных подразделений.
Статья 91.
Заседания органов государственной власти области, органов местного самоуправления области проводятся гласно и носят открытый характер. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления области вправе принять решение о проведении закрытого заседания в случаях, установленных документами
,
регулирующими деятельность этих органов.
На заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют право присутствовать соответственно прокурор области и прокуроры города или района, представители общественных объединений, средств массовой информации, трудовых коллективов, граждане. Порядок посещения заседаний устанавливается регламентами органов государственной власти области, органов местного самоуправления.
Областная Дума, представительные органы местного самоуправления, их комитеты и комиссии организуют публичные слушания по вопросам жизни области и соответственно местного самоуправления, проектам актов, представляющих общественный интерес. В публичных слушаниях вправе принимать участие представители общественности, специалисты, граждане с правом совещательного голоса.
Губернатор области, руководители исполнительных органов местного самоуправления, другие должностные лица обеспечивают гласность работы аппаратов, организуют обсуждение проектов важных решений на совещаниях, коллегиях, научно-технических и иных консультативных советах, а также на собраниях граждан по месту их работы и жительства.
Раздел VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
Глава XXIII. Международные связи области
Статья 92.
Органы государственной власти области участвуют в международных и внешнеэкономических связях и в выполнении международных договоров Российской Федерации при координации этой работы органами государственной власти Российской Федерации.
Глава XXIV. Межрегиональное сотрудничество
Статья 93.
Экономические взаимоотношения области с другими субъектами Российской Федерации строятся на основе их равноправия и взаимного уважения экономической самостоятельности.
Глава XXV. Взаимоотношения органов государственной власти
области и территорий
Статья 94.
Органы государственной власти области строят свои взаимоотношения с органами местного самоуправления на основе сотрудничества и координации действий с учетом самостоятельности каждого органа в решении вопросов его компетенции.
Взаимодействие органов государственной власти области и местного самоуправления регулируется законами области, настоящим Уставом и двусторонними соглашениями о передаче (делегировании) части своих полномочий либо о принятии на себя части их полномочий.
Органы государственной власти области при принятии решений, касающихся органов местного самоуправления, проводят с ними предварительные консультации по этим вопросам и учитывают их предложения.
Законы и иные юридические акты не могут ущемлять права органов местного самоуправления.
Раздел VIII. ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава XXVI. Защита прав и интересов области
Статья 95.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления, общественные объединения, должностные лица и граждане на территории области обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы области.
Органы государственной власти области добиваются максимального сочетания интересов области с общегосударственными интересами Российской Федерации в правотворческой и практической деятельности органов государственной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.
Органы местного самоуправления на территории области в своей деятельности учитывают интересы области.
Статья 9
6.
Областная Дума вправе ставить вопрос об отмене актов министерств и ведомств в установленном порядке. Решения Правительства Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской Федерации, могут быть обжалованы областной Думой в Конституционный суд
.
Статья 97.
Нормативные правовые акты областной Думы и администрации области, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Органы местного самоуправления, должностные лица, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством, возмещают ущерб, причиненный их действиями области, интересам граждан.
Органы государственной власти области вправе в установленном законом порядке вносить представления в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц за невыполнение ими правовых актов областной Думы и администрации области. Представление подписывается соответственно председателем областной Думы или губернатором области.
Представление должно быть рассмотрено соответствующим органом не позднее 15 дней со дня его получения.
Невыполнение нормативных правовых актов органов государственной власти области, принятых в пределах их компетенции, влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в порядке, установленном законами области, если ответственность за соответствующие действия особо не установлена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
Глава XXVII. Обеспечение ответственности областной Думы и
администрации области
Статья 98.
Органы государственной власти области несут ответственность за принятые ими нормативные правовые акты.
Ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам в результате принятия противоречащих законам Российской Федерации нормативных правовых актов органами государственной власти области и должностными лицами, а также совершение ими неправомерных действий, возмещается в соответствии с действующим законодательством.
Статья 99.
Председатель областной Думы и его заместители, должностные лица аппарата областной Думы и администрации области не имеют права:
а) состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью;
б) получать любые доходы, за исключением авторского гонорара, вознаграждения за научно-педагогическую и творческую деятельность в установленном порядке.
Нарушение лицами норм, содержащихся в настоящей статье, влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 100.
Должностные оклады председателю областной Думы и его заместителям, другим должностным лицам Думы и ее аппарата, губернатору устанавливаются областной Думой.
Должностные оклады заместителям губернатора области и другим должностным лицам администрации области устанавливаются губернатором области.
Должностные лица областной Думы и администрации области после освобождения их от должности продолжают получать назначенную им заработную плату с учетом индексации до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях:
а) неизбрания или неназначения на должность после окончания срока полномочий;
б) упразднения должностей в связи с изменением административно-территориального деления, структуры аппарата областной Думы и администрации области;
в) удовлетворения заявления о добровольной отставке должностных лиц областной Думы или администрации области, если они проработали в этой должности не менее одного года.
В случаях, если на новом месте работы указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, то производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более одного календарного года со дня ухода с должности. Оплата производится из областного бюджета с учетом индексации.
Раздел IX. ЧЕЛОВЕК, ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ВЛАСТЬ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава XXVIII. Гарантии прав и свобод
человека и гражданина
Статья 101.
Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления области направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина.
Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления области, признанные виновными в нарушении прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законом области.
Статья 102.
Акты органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающие права и свободы граждан, не имеют юридической силы, кроме случаев, прямо предусмотренных в федеральном законе.
Правовые акты области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня официального опубликования, если иной срок не указан в законе.
Статья 103.
Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконным действием или бездействием органов и должностных лиц области.
Статья 1
04.
Для контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в области из числа граждан, проживающих на территории области, избирается Уполномоченный по правам человека.
Уполномоченный по правам человека избирается населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права (при тайном голосовании) сроком до пяти лет и подотчетен перед населением и областной Думой.
Уполномоченный по правам человека может быть отозван населением прямым тайным голосованием.
Правовой статус, порядок избрания и деятельности Уполномоченного по правам человека определяется законом области.
Статья 105.
Каждый имеет право участвовать в управлении делами области как непосредственно, так и через своих представителей.
Каждый в соответствии с законом области имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления области.
Статья 106.
Каждый имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальное и коллективное обращение в органы государственной власти и местного самоуправления области.
Депутат, должностное лицо и служащий органов государственной власти и местного самоуправления обязаны дать ответ на письменное или устное обращение лица в установленные законом сроки.
Статья 107.
Органы государственной власти и местного самоуправления области обязаны регулярно доводить информацию о своей деятельности. Информация должна быть полной и объективной.
Председатель областной Думы, губернатор области, руководители представительных и исполнительных органов местного самоуправления ответственны за предоставление населению достоверной информации о положении дел в области и на соответствующих территориях местного самоуправления, о деятельности их органов и должностных лиц.
Руководители структурных подразделений аппаратов органов государственной власти области, органов местного самоуправления несут персональную ответственность за предоставление неполной или искаженной информации о положении в соответствующих сферах, а также за необоснованный отказ в предоставлении данной информации.
Статья 108.
Каждому гарантируется право на юридическую помощь и защиту прав и свобод человека и гражданина.
В случаях, предусмотренных федеральным законом и законом области, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Органы государственной власти области содействуют созданию условий для деятельности независимых организаций и отдельных лиц, оказывающих юридическую помощь в установленном законом порядке.
Статья 109.
В области гарантируются права лиц, относящихся к национальным и иным меньшинствам, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами, Уставом и законами области.
В области обеспечивается свободное развитие людей, независимо от их национальной принадлежности; создаются условия для сохранения и развития культуры лиц разной национальности, проживающих на территории области.
Лицам, относящимся к национальным меньшинствам, в соответствии с федеральными законами и законами области обеспечивается:
- свободное использование родного языка;
- развитие национальной культуры, традиций и быта;
- создание национальных групп в детских дошкольных учреждениях, национальных классов в школах и других средних учебных заведениях.
Статья 110.
Органы государственной власти области обеспечивают реализацию права частной собственности, свободу труда, право на свободное использование каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Органы государственной власти области осуществляют поддержку и стимулирование развития предпринимательства в социально-значимых сферах через установление соответствующих приоритетов в экономической и финансовой политике, развитие систем занятости и социального страхования.
Статья 111.
Органы государственной власти и местного самоуправления области поощряют жилищное строительство, создают условия на осуществление права на жилище.
Малоимущим, иным, указанным в федеральном законе и законе области гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из федеральных, областных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 112.
Каждый обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы области, другие акты органов государственной власти области и местного самоуправления.
Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой предусмотренную федеральным законом и законами области ответственность.
Глава XXIX. Воспитание, образование, культура
и наука в области
Статья 113.
В области гарантируется соблюдение федеральных стандартов народного образования, по социальному обеспечению, здравоохранению, культуре и в других социальных сферах.
Расширение льгот и гарантий социальных прав граждан на территории области осуществляется за счет средств бюджета области и других источников.
Статья 114.
В области гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего начального, основного, среднего (полного) образования, а также начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на конкурсной основе.
Статья 115.
Область создает и поддерживает учреждения и организации образования, науки и культуры, связанные с интеллектуальным, культурным и профессиональным развитием населения.
Управление учреждениями и организациями областного подчинения, статус этих органов и их должностных лиц определяются правовыми актами области.
Статья 116.
Область создает за счет бюджета, внебюджетных средств и других источников фонды образования, науки и культуры, развивает конкурсную систему получения стипендий, премий, займов и дотаций с целью поощрения творческой интеллигенции, молодежи, детей и расширения доступности высшего образования, профессиональной творческой деятельности, охраны и использования исторических и культурных ценностей.
Статья 117.
Органы государственной власти области в пределах своей компетенции осуществляют контроль за исполнением действующего законодательства в области образования и государственных образовательных стандартов.
Статья 118.
Органы государственной власти области устанавливают и присваивают областные премии и почетные звания за особые заслуги в сфере образования, социальной защиты, культуры, науки, здравоохранения.
Законом области определяются условия награждения областными премиями и присвоения почетных званий профессиональным творческим работникам, система льгот и преимуществ в сфере образования, культуры, науки, здравоохранения, социальной защиты.
Статья 119.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям области.
Органы государственной власти области обеспечивают сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры.
Статья 120.
Для уникальных культурных ценностей законом области устанавливается особый правовой режим для объектов областного культурного достояния с включением их в Государственный реестр национального и культурного достояния области.
Внесенные в реестр объекты изымаются из гражданского оборота. Правовой режим данных объектов, их охрана, порядок ввоза и вывоза культурных ценностей и их хранения определяются законом области.
Статья 121.
Законом области определяется минимальный размер средств и норматив отчислений на финансирование сферы социальной защиты, культуры, науки, образования из бюджета области.
Предприятиям, учреждениям и организациям сферы социальной защиты, культуры, науки, образования могут предоставляться налоговые льготы, определяемые законом области.
Налоговые поступления используются в соответствии с федеральным бюджетом и бюджетом области на очередной год.
Глава XXX. Охрана здоровья населения,
окружающей природной среды в области
Статья 122.
В области гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь, санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровую среду обитания. Медицинская помощь в областных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств бюджета области и бюджетов территории местного самоуправления, страховых взносов, других поступлений.
В области финансируются областные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию областной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Финансирование здравоохранения, физической культуры и спорта, охраны окружающей природной среды в области осуществляется на основе сочетания бюджетных, внебюджетных, коммерческих и благотворительных начал. Законом области могут предоставляться налоговые льготы предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим природоохранную деятельность и медицинское обслуживание населения.
Статья 123.
В области осуществляется обязательное лицензирование деятельности по оказанию медицинских услуг.
Органы государственной власти области обеспечивают государственный контроль за соблюдением федеральных и областных законов по охране окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Статья 124.
Законом области может устанавливаться особый статус областных природных заповедников, заказников, парков, памятников природы и режим охраны редких растений, животных и мест их обитания.
Статья 125.
Законом области устанавливаются лимиты, экологические стандарты и стандарты безопасности, нормативы платы за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, функционирование опасных производств и хранение опасных веществ (продуктов), предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении ресурсосберегающих и безопасных технологий, определяется порядок их применения.
Статья 126.
Органы государственной власти области создают областные экологические фонды для экономического стимулирования природоохранных мероприятий и рационального природопользования, а также чрезвычайные резервные фонды финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Порядок образования и деятельности фондов определяется законом области.
Статья 127.
Законом области может устанавливаться статус зон чрезвычайной ситуации и бедствия.
Раздел X. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ УСТАВА (ОСНОВНОГО ЗАКОНА)
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И ВНЕСЕНИЕ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ
Глава XXXI. Принятие, действие Устава и
порядок его изменения
Статья 128.
Настоящий Устав принимается областной Думой двумя третями голосов от установленного числа депутатов областной Думы, подписывается председателем областной Думы и губернатором области, вступает в силу с момента официального опубликования.
Настоящий Устав подлежит государственной защите на территории области так же, как и законы Российской Федерации.
Предложения об изменениях и дополнениях Устава области могут вносить председатель областной Думы, группа депутатов областной Думы численностью не менее одной трети, губернатор области и представительные органы местного самоуправления районов и городов областного значения.
Изменения и дополнения к Уставу считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов областной Думы.
Глава XXXII. Переходные положения
Статья 129.
Все органы государственной власти и органы общественного самоуправления, действующие на территории Тульской области на момент вступления в силу настоящего Устава Тульской области, продолжают осуществлять свои функции до упразднения или преобразования их в установленном порядке в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и основанными на его принципах нормативными правовыми актами области.
Нормативные правовые акты органов государственной власти области, действующие на территории области до вступления в силу настоящего Устава (Основного Закона) Тульской области, применяются в части, не противоречащей его положениям.
В течение года после введения в действие настоящего Устава (Основного Закона) Тульской области все нормативные правовые акты области должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с ним.
Действие части 2 статьи 31 настоящего Устава (Основного Закона) Тульской области не распространяется на депутатов областной Думы первого созыва.
Полномочия губернатора области - главы исполнительного органа государственной власти, предусмотренные настоящим Уставом (Основным Законом) Тульской области, осуществляются главой администрации Тульской области, назначенным на эту должность Президентом Российской Федерации, до его выборов в соответствии со статьей 49 настоящего Устава, назначение которых решается Президентом Российской Федерации, пока иное не установлено федеральным законодательством.
Председатель Тульской
областной Думы
В.В.Деревянко
г. Тула 28 сентября 1995 года 18-ЗТО