Воронежская областная Дума
ЗАКОН ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
"УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
принят областной Думой 6 июля 1995 года
повторно принят областной Думой 20 июля 1995 года
Воронежская областная Дума, выражая волю и интересы населения области, признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, сознавая свою ответственность за социально-экономическое, политическое и культурное развитие области, заботясь о создании для населения области достойных условий жизни, стремясь к упрочению принципов федерализма, демократии, созданию гражданского общества и правового государства, исходя из равноправия субъектов Российской Федерации, выражая стремление населения Воронежской области видеть свой край неотъемлемой частью Российского государства, принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Устав - Основной Закон области.
Воронежская область образована Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 13 июня 1934 года и занимает территорию общей площадью 52,6 тысячи квадратных километров в границах, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1954 года.
РАЗДЕЛ I
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ
ГЛАВА 1.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 1. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ТЕРРИТОРИИ
ОБЛАСТИ
1. На территории области признаются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина установленные Конституцией Российской Федерации, законами, нормами международного права и иными нормативными правовыми актами.
2. Основные права и свободы человека и гражданина на территории области признаются неотчуждаемыми, принадлежащими им от рождения и не могут быть ограничены иначе как федеральным законом в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
3. На территории области обеспечивается равноправие граждан Российской Федерации во всех сферах жизни общества, независимо от расы, национальности, пола, языка, социального происхождения, общественного положения, отношения к религии и других факторов социального или личного характера.
СТАТЬЯ 2. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1. Органы государственной власти области , органы местного самоуправления обязаны создавать на своей территории условия для беспрепятственного и действенного осуществления гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами.
2. Органы государственной власти области не могут принимать правовые нормативные акты, ограничивающие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации
3. Все государственные органы и должностные лица при решении вопросов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, должны совершать действия в форме и в порядке, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
4. Каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов государственной власти области или органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством.
СТАТЬЯ 3. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ
Все граждане Российской Федерации на территории области имеют обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
СТАТЬЯ 4. ЖИТЕЛЬ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Жителем Воронежской области является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Воронежской области.
2. Для жителей Воронежской области законодательством области могут устанавливаться дополнительные права и гарантии их обеспечения.
3. Для жителей Воронежской области могут устанавливаться почетные звания.
Закон "О почетных званиях Воронежской области" принимается областной Думой.
СТАТЬЯ 5. ОБ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНАХ И ЛИЦАХ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
(ПОДДАНСТВА)
Иностранные граждане и лица без гражданства (подданства), на территории области имеют права и несут обязанности, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
РАЗДЕЛ II.
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2.
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ - СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАТЬЯ 6. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ОБЛАСТИ
1. Воронежская область является равноправным субъектом Российской Федерации.
Территория Воронежской области является неотъемлемой частью Российской Федерации.
2. Статус Воронежской области может быть изменен в соответствии с федеральным конституционным законом по взаимному согласию с Российской Федерацией при условии принятия соответствующего решения на областном референдуме.
СТАТЬЯ 7. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЛАСТИ
Основы правового статуса Воронежской области определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Уставом и иными областными законодательными актами.
СТАТЬЯ 8. ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации и Воронежской области также являются частью правовой системы области. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством области, применяются правила международного договора.
2. Международный договор Воронежской области, если им устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законодательством области, может быть ратифицирован областной Думой только после принятия ею закона, вносящего изменения в действующее законодательство области в соответствии с международным договором Воронежской области, подлежащим ратификации.
Организационно-правовыми формами международных связей области являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров (соглашений) межгосударственного уровня.
СТАТЬЯ 9. ПРАВОВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Систему правовых нормативных актов области составляют:
Устав (Основной Закон) области;
областные законы;
иные правовые нормативные акты органов государственной власти области.
2. Устав Воронежской области является основным законом в системе правовых нормативных актов области и обладает высшей юридической силой по отношению к иным правовым нормативным актам области. Устав области обладает прямым действием на территории Воронежской области.
3. Устав области, областные законы и иные правовые нормативные акты органов государственной власти области подлежат обязательному исполнению на территории области и обеспечиваются защитой органов государственной власти.
4. Устав, законы и иные правовые нормативные акты Воронежской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области.
5. В случае противоречия Устава, закона или иного правового нормативного акта области федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или предмету совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области, действует федеральный закон.
6. В случае противоречия между федеральным законом и правовым нормативным актом Воронежской области, принятым по предметам ведения области, действует правовой нормативный акт области.
СТАТЬЯ 10. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Предметы ведения и полномочия Воронежской области определяются исходя из разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Воронежской областью, установленных Конституцией Российской Федерации, федеративным и иными договорами на:
- исключительное ведение Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации);
- полномочия Воронежской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области как субъекта Российской Федерации;
- предметы ведения и полномочия, переданные федеральными органами власти субъектам Федерации или конкретно Воронежской области;
- предметы ведения и полномочия Воронежской области.
СТАТЬЯ 11. ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОБЛАСТИ
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и Воронежской области как субъекта Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия Устава, законов области и иных правовых нормативных актов органов государственной власти области Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита населения, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов, органов прокуратуры; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей Воронежской области, выполнение международных договоров Российской Федерации.
СТАТЬЯ 12. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТОВ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные правовые нормативные акты Воронежской области.
2. Воронежская областная Дума имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации.
3. До принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к совместному ведению, Воронежская областная Дума осуществляет по этим вопросам собственное правовое регулирование. При издании в последующем федеральных законов по таким вопросам правовые акты области приводятся в соответствие с федеральными актами.
СТАТЬЯ 13. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Вне пределов ведения Российской Федерации и совместных полномочий Российской Федерации и Воронежской области Воронежская область обладает всей полнотой государственной власти.
К ведению области относятся:
а) принятие, изменение Устава области, законов и иных правовых нормативных актов области, контроль за их соблюдением и исполнением;
б) определение административно-территориального устройства области;
в) установление системы органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами;
г) законодательное обеспечение организации местного самоуправления;
д) распоряжение и управление областной государственной собственностью и федеральной собственностью, переданной в ведение области;
е) определение региональной политики области и принятие областных программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития области;
ж) финансовые и кредитные вопросы, отнесенные федеральным законодательством к ведению области;
з) областной бюджет, областные налоги и сборы, областные фонды регионального развития, областные внебюджетные и валютные фонды;
и) международные отношения и внешнеэкономические связи области, связи с субъектами Российской Федерации;
л) областная государственная и муниципальная служба;
м) иные вопросы в соответствии с настоящим Уставом, другими правовыми актами, отнесенные к ведению Воронежской области, а также вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий, в сфере совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области.
СТАТЬЯ 14. ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ
Органы государственной власти Воронежской области вправе передавать часть своих полномочий, не являющихся их исключительной компетенцией, федеральным органам государственной власти Российской Федерации, другим субъектам федеративных отношений, органам местного самоуправления в Воронежской области.
СТАТЬЯ 15. ПРАВО НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ
Воронежская область как субъект Российской Федерации вправе вступать в договорные отношения с Российской Федерацией, иными субъектами Российской Федерации, а также субъектами международного права в сфере внешнеэкономических и международных связей.
СТАТЬЯ 16. ТЕРРИТОРИЯ ОБЛАСТИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Решение об изменении границ области, являющихся ее границами с иными субъектами Российской Федерации, принимается на основе договора области с этими субъектами, в соответствии с волей населения (уступаемой, обмениваемой или присоединяемой областью территории), выраженной в ходе референдума. Указанное решение утверждается органами государственной власти Российской Федерации.
2. Изменение границ области, являющихся внешними границами Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Указанное изменение границ области может состояться только с согласия области, выраженного в виде решения, принятого на областном референдуме.
ГЛАВА 3.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 17. НАРОД КАК ИСТОЧНИК ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ
Единственным источником власти в Воронежской области является народ. Никто не может присваивать власть. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Народ осуществляет свою власть как через органы государственной власти и местного самоуправления, так и непосредственно. Высшим выражением непосредственной власти народа являются референдум и свободные выборы.
СТАТЬЯ 18. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
На территории Воронежской области запрещается деятельность органов, объединений и организаций, осуществляющих функции государства, помимо предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законодательством области.
СТАТЬЯ 19. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В систему органов государственной власти области входят:
Воронежская областная Дума - представительный (законодательный) орган государственной власти;
администрация Воронежской области - исполнительный орган государственной власти;
судебные органы.
Порядок формирования, полномочия и организация деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти области определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Уставом и правовыми нормативными актами области.
СТАТЬЯ 20. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1. Государственная власть в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в области самостоятельны и действуют на основе принципа разделения власти в рамках своей компетенции, установленной федеральным и областным законодательством.
Не могут быть объединены в руках одного лица или одного органа две или три власти. Законодательная власть не может предоставляться одному лицу. Исполнительные органы государственной власти не могут быть наделены полномочиями по изданию областных законов.
СТАТЬЯ 21. ФЛАГ И ГЕРБ ОБЛАСТИ
Воронежская область имеет свой флаг и герб.
Описание и порядок использования флага и изображения герба Воронежской области устанавливается областным законом, который принимается квалифицированным большинством голосов (2/3 от числа избранных депутатов областной Думы).
ГЛАВА 4.
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 22. ПОЛНОМОЧИЯ ОБЛАСТИ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УСТРОЙСТВУ
1. Административно-территориальное устройство Воронежской области, порядок его изменения отнесены к ведению области и определяются ее законодательством.
2. Вопросы административно-территориального устройства области - создание, реорганизация административно-территориальных единиц, их наименование, переименование, изменение границ, установление административных центров и т.д. решаются областной Думой по представлению администрации области либо соответствующих органов местного самоуправления с обязательным учетом мнения населения.
СТАТЬЯ 23. СИСТЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1. Территория Воронежской области подразделяется на районы и города, являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами области.
Перечень административно-территориальных единиц области закрепляется в Приложении N 1 к настоящему Уставу.
2. Территория районов Воронежской области непосредственно подразделяется на города местного значения , поселки, сельсоветы, сельские населенные пункты.
3. Города могут иметь в своем составе микрорайоны и районы,которые могут являться самостоятельными административно-территориальными единицами.
4. Административно-территориальные единицы Воронежской области не вправе самостоятельно изменять свои границы и отсоединяться от Воронежской области.
СТАТЬЯ 24. ГРАНИЦЫ ОБЛАСТИ
Описание границ Воронежской области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, определяется в Приложении N 2 к настоящему Уставу.
СТАТЬЯ 25. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР ОБЛАСТИ
Административным центром области является город Воронеж. Статус города Воронежа как административного центра области устанавливается областным законом.
РАЗДЕЛ III.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГЛАВА 5.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 26. ОБЛАСТНАЯ ДУМА
1. Воронежская областная Дума (далее - областная Дума) является постоянно действующим и единственным представительным (законодательным) органом государственной власти Воронежской области.
Численный состав областной Думы - 45 депутатов.
Срок полномочий областной Думы - четыре года.
2. Областная Дума основывает свою деятельность на принципах законности, гласности и подконтрольности населению.
3. Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности.
4. Областная Дума является юридическим лицом.
СТАТЬЯ 27. ДЕПУТАТ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
1. Депутат областной Думы - член коллегиального представительного (законодательного) органа государственной власти, обладает всей полнотой прав для участия в работе областной Думы и ее органов.
2. Депутаты областной Думы избираются гражданами Российской Федерации, достигшими на день голосования 18-летнего возраста и проживающими на территории Воронежской области, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации постоянно проживающий на территории Воронежской области и имеющий право избирать в областную Думу.
4. Депутатами областной Думы не могут быть судьи, прокуроры, депутаты иных представительных органов власти и местного самоуправления, должностные лица администрации области: глава администрации, его заместители, руководители структурных подразделений и их заместители.
Если депутат областной Думы в течение срока своих полномочий поступает на службу на должности руководителя органа или структурного подразделения, а также их заместителей в структуры исполнительной и судебной власти федерального и областного уровня любой территории Российской Федерации, включая правоохранительные органы, а также в Вооруженные Силы, внутренние войска, службу безопасности, налоговую полицию, содержание которых финансируется из бюджетов того или иного уровня, его депутатские полномочия прекращаются автоматически с момента назначения на указанные выше должности.
СТАТЬЯ 28. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
1. Основной формой работы областной Думы является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к ведению областной Думы Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством.
2. Областная Дума осуществляет свою деятельность на принципах коллегиальности.
3. Для организационного, правового, информационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности областной Думы, оказания помощи ее органам, депутатам, областная Дума создает свой аппарат.
СТАТЬЯ 29. КОМПЕТЕНЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
1. К компетенции областной Думы относятся:
а) принятие Устава области и внесение в него изменений, дополнений, поправок;
б) принятие законов области, внесение в них изменений и дополнений;
в) ратификация договоров и иных соглашений, подписанных от имени Воронежской области;
г) толкование законов области, кроме Устава области;
д) принятие постановлений и иных правовых актов;
е) назначение областного референдума в соответствии с действующим законодательством;
ж) утверждение программ социально-экономического развития и иных программ развития области;
з) утверждение областного бюджета и отчета о его исполнении;
и) установление областных налогов, сборов, пошлин и платежей, а также утверждение порядка их взимания и предоставления льгот;
к) определение закрепленных доходных источников для областного и местных бюджетов и порядка их зачисления в бюджетную систему области; утверждение нормативов отчислений от регулирующих доходов в областной и местные бюджеты;
л) утверждение положений об областных внебюджетных и валютном фондах, отчетов об их использовании;
м) утверждение административно-территориального устройства области, его изменений в соответствии с действующим законодательством;
н) определение порядка использования земли и других природных ресурсов, находящихся на территории области;
о) определение порядка охраны объектов истории, культуры и природы;
п) установление порядка владения, пользования и распоряжения областной собственностью, передачи государственной областной собственности в муниципальную;
р) утверждение схемы управления областью, структуры администрации области и изменений в них;
с) установление общих принципов организации и деятельности органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством;
т) определение сроков и порядка выборов главы администрации области;
у) реализация процедур предварительного согласования кандидатур на должности председателей областного и областного арбитражного судов, прокурора области, а также согласование назначения и освобождения от должности руководителей областных правоохранительных органов;
ф) согласование назначения на должности и освобождения от должности первых заместителей, заместителей главы администрации области, руководителя органа, осуществляющего функции по управлению государственным имуществом области, руководителя областного Фонда государственного имущества области, руководителя органа, осуществляющего функции по социальной защите населения, начальника финансового управления области, руководителя областного органа юстиции, председателя Воронежской государственной телерадиовещательной компании, руководителя главного Управления Центрального Банка Российской Федерации
по Воронежской области, руководителя казначейства Российской Федерации по Воронежской области и иных должностных лиц в соответствии с законодательством;
х) учреждение областных наград и почетных званий;
ц) установление санкций за нарушение законодательных и иных правовых актов органов государственной власти области по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Федерации;
ч) утверждение положения об аппарате областной Думы;
ш) осуществление контроля за исполнением принятых ею законов области, постановлений, решений и иных правовых актов;
щ) создание контрольно-счетной палаты;
э) осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Решения по вопросам, перечисленным в пунктах "ж", "з", "и", "к", "л", "м", "н", "п", "р" принимаются при наличии представления или заключения главы администрации области.
СТАТЬЯ 30. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
1. Деятельность областной Думы не может быть прекращена или приостановлена досрочно, за исключением самороспуска и иных случаев, предусмотренных федеральным или областным законодательством.
2. Решение о самороспуске до истечения срока полномочий принимается не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
Такое решение областной Думы не может быть принято менее чем за 6 месяцев до дня истечения срока ее полномочий.
3. До избрания депутатов областной Думы нового созыва, в случае досрочного прекращения ее полномочий, областная Дума продолжает выполнять свои функции, за исключением полномочий указанных в подпунктах "а", "е", "ж", "з", "и", "к", "т" пункта 1 статьи 29 настоящего Устава. В этом случае акты по вопросам, указанным в этих подпунктах, принимаются областной Думой исключительно по представлению главы администрации области.
ГЛАВА 6.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 31. АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ
1. Администрация Воронежской области (далее - администрация области) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти области.
2. Администрация области подотчетна областной Думе по вопросам, отнесенным к ее компетенции, и ответственна перед населением области за решение социально-экономических и иных вопросов.
3. Администрация области является юридическим лицом.
4. Порядок деятельности администрации области определяется областным законом.
СТАТЬЯ 32. ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ. ОРГАНЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ
Администрацию области возглавляет глава администрации.
Главой администрации области может быть избран житель Воронежской области обладающий избирательным правом.
Глава администрации области избирается населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Никто не может быть избран на должность главы администрации области более двух раз подряд.
Процедура и порядок избрания главы администрации области определяется законодательством.
Вновь избранный глава администрации области вступает в должность после принесения им торжественной присяги.
2. Администрация области состоит из главы администрации, подчиненных ему органов и должностных лиц.
Вновь избранный глава администрации области не позднее чем в 3-х месячный срок после вступления в должность вносит для утверждения в областную Думу схему управления областью.
Структура администрации области утверждается областной Думой, по представлению главы администрации области, в соответствии со схемой управления Воронежской областью и Уставом области в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Образование, реорганизация, ликвидация структурных подразделений администрации области, созданных в соответствии со схемой управления областью и структурой администрации области, требующие дополнительных ассигнований из областного бюджета, осуществляется главой администрации области по согласованию с областной Думой.
СТАТЬЯ 33. ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ
Глава администрации Воронежской области имеет следующие полномочия:
а) представляет Воронежскую область в пределах своей компетенции внутри страны и в международных отношениях, подписывает договоры и иные соглашения от имени Воронежской области;
б) руководит деятельностью администрации Воронежской области на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за результаты деятельности органов исполнительной власти области;
в) представляет на утверждение областной Думы областной бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет на утверждение областной Думы отчет об исполнении областного бюджета;
г) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении областного бюджета;
д) формирует и распоряжается областными внебюджетными и валютным фондами в порядке, предусмотренном законодательство области;
е) распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности области в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством;
ж) обеспечивает разработку и осуществление программ социально-экономического развития области;
з) осуществляет меры по обеспечению законности, прав, свобод и интересов граждан;
и) самостоятельно формирует аппарат администрации области в соответствии с Уставом области и схемой управления областью, утвержденной областной Думой; утверждает штатное расписание администрации области в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете; назначает руководителей органов администрации области в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;
к) применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания к назначаемым им должностным лицам; утверждает состав коллегий при руководителях органов администрации области;
л) для реализации процедур предварительного согласования вносит в областную Думу предложения по кандидатурам на должности председателей областного и областного арбитражного судов, прокурора области, а также представление о назначении и освобождении от должности руководителей областных правоохранительных органов;
м) опротестовывает законы области, правовые акты, принятые областной Думой;
н) осуществляет иные исполнительные и распорядительные функции, возложенные на него федеральным и областным законодательством.
СТАТЬЯ 34. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ
1. Полномочия главы администрации области могут быть прекращены в случаях:
а) добровольной отставки;
б) совершения преступления;
в) утраты гражданства Российской Федерации;
г) выезда на постоянное жительство за пределы области;
д) смерти;
е) признание недееспособным по вступившему в законную силу решению суда;
ж) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
з) приобретение им двойного гражданства, подданства;
и) отзыва избирателями в соответствии с законодательством.
2. Основанием для досрочного прекращения полномочий главы администрации области, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1 настоящей статьи, может служить вступивший в законную силу приговор суда о признании главы администрации области виновным в совершении преступления.
Полномочия главы администрации области по мотивам, указанным в подпунктах "а", "в", "г", "д", "е", "з", "и" пункта 1 настоящей статьи, прекращаются автоматически и оформляется соответствующим правовым актом администрации области.
Прекращение полномочий главы администрации области в случае, предусмотренном пунктом "ж" пункта 1 настоящей статьи, может осуществляться в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
3. Решение о досрочном прекращении полномочий главы администрации области принимается на заседании областной Думы 2/3 голосов от установленного числа депутатов областной Думы
.
4. Полномочия главы администрации области считаются прекращенными с момента подписания соответствующего постановления.
5. В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации области, его полномочия временно, до избрания нового главы администрации области исполняет его первый заместитель.
Выборы нового главы администрации области проводятся в срок, установленный законодательством области.
ГЛАВА 7.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 35. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В ОБЛАСТИ
1. Судебная система в области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
2. Судебная власть в Воронежской области принадлежит судам: областному суду, судам районным, городским Борисоглебскому и Нововоронежскому, областному арбитражному суду.
СТАТЬЯ 36. КАДРЫ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ
1. Вопросы кадров судебных органов Воронежской области находятся в совместном ведении Российской Федерации и Воронежской области как субъекта Российской Федерации.
2. Председатель и судьи Воронежского областного суда назначаются на должность Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
3. Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, с учетом мнения областной Думы.
4. Статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
СТАТЬЯ 37. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ
Финансирование судов в Воронежской области производится только из федерального бюджета.
Не допускается финансирование судов на территории Воронежской области из областного и местных бюджетов.
СТАТЬЯ 38. УСТАВНОЙ СУД
1. На территории Воронежской области по решению органов государственной власти области, вне рамок судебной системы Российской Федерации создается Уставной суд.
2. Уставной суд области принимает решения о соответствии Уставу области правовых нормативный актов органов государственной власти области и местного самоуправления, осуществляет толкование Устава области.
3. Компетенция, порядок организации и деятельности Уставного суда определяется федеральным и областным законодательством.
ГЛАВА 8.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 39. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Областная Дума, администрация области и Уставной суд Воронежской области взаимодействуют, исходя из принципа разделения властей, соблюдения интересов жителей области, общности целей и задач в решении областных проблем.
2. Постановления и распоряжения администрации области направляются в областную Думу. Областная Дума может обратиться к главе администрации области с предложением о внесении изменений, дополнений в указанные акты или об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке.
3. Правовые акты, принятые областной Думой, направляются главе администрации области, который в десятидневный срок имеет право их опротестовать. Глава администрации области в порядке законодательной инициативы может обратиться в областную Думу с предложением о приостановлении, отмене, дополнении и изменении правовых актов, принятых областной Думой, или обжаловать их (акты) в судебном порядке.
4. Органы государственной власти области в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, обязаны в двухнедельный срок дать мотивированный ответ по внесенным предложениям.
СТАТЬЯ 40. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
1. На заседаниях областной Думы вправе присутствовать должностные лица администрации области и выступать по обсуждаемым вопросам. На заседаниях, проводимых администрацией области, вправе присутствовать и выступать депутаты областной Думы.
2. Депутаты областной Думы пользуются правом внеочередного приема должностными лицами администрации области.
РАЗДЕЛ IV.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГЛАВА 9.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
СТАТЬЯ 41. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Местное самоуправление - форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также иными правовыми нормативными актами органов государственной власти области, уставами (положениями) о местном самоуправлении и иными местными нормативными актами.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.
3. Систему местного самоуправления составляют выборные и иные органы местного самоуправления.
СТАТЬЯ 42. ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления;
- Устав Воронежской области;
- закон Воронежской области "О местном самоуправлении в Воронежской области" и иные законодательные акты.
- уставы (положения) о местном самоуправлении.
СТАТЬЯ 43. ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Основными принципами организации местного самоуправления являются:
- принадлежность права на самоуправление населению в границах населенных пунктов, территорий и их ассоциаций;
- наличие достаточных собственных материально-финансовых ресурсов;
- организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти;
- законность в организации и деятельности местного самоуправления;
- многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления;
- выборность органов местного самоуправления;
- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством за надлежащее исполнение своих функций;
- иные принципы в соответствии с законодательством.
СТАТЬЯ 44. ПРАВО ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Воронежской области, имеют право на участие в местном самоуправлении как через своих представителей, составляющих представительные и иные органы местного самоуправления, так и непосредственно (через референдумы, сходы граждан и иные формы прямой демократии), а также через органы территориального общественного самоуправления. Это право осуществляется гражданами в порядке и формах
установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством.
Граждане Российской Федерации, являющиеся жителями Воронежской области, - владельцы недвижимости и земельных участков, расположенных на территории районов, городов, поселков и сельских населенных пунктов Воронежской области, если они платят имущественный и другие установленные для этой категории граждан налоги в бюджет местного самоуправления, имеют право на участие в местном самоуправлении данной территории, формировании и деятельности органов местного самоуправления, независимо от места постоянного проживания, зарегистрировавшись в качестве избирателей на выборах органов местного самоуправления.
СТАТЬЯ 45. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Предметы ведения органов местного самоуправления включают в себя вопросы местного значения и отдельные вопросы государственного значения, делегированные или переданные органам местного самоуправления.
К вопросам местного значения относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности и оказания услуг населению.
СТАТЬЯ 46. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Для реализации представительных, исполнительных и распорядительных функций население образует выборные и другие органы местного самоуправления и наделяет их в соответствии с законодательством соответствующими властными полномочиями для решения вопросов местного значения.
Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления закрепляется в уставе (положении) о местном самоуправлении в соответствии с общими принципами, установленными федеральным и областным законодательством.
СТАТЬЯ 47. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Органы государственной власти Воронежской области обязаны создавать условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их полномочий.
2. Органы государственной власти не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права органов местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством.
3. На органы местного самоуправления может быть возложено исполнение отдельных государственных полномочий в соответствии с законом и передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом, подконтрольна органам государственной власти. Содержание и порядок контроля определяются законом.
СТАТЬЯ 48. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, средства местного бюджета, государственная собственность, переданная местному самоуправлению для осуществления отдельных государственных функций, иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения соответствующей территории.
2. Население самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.
Для эффективного управления муниципальной собственностью население может передавать право пользования и распоряжения ею органам местного самоуправления.
От имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы местного самоуправления, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
СТАТЬЯ 49. ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета, внебюджетных и валютного фондов, средства на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемые кредитные ресурсы, дотации и субвенции от органов государственной власти, а также средства органов территориального общественного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления устанавливают местные налоги, сборы и иные платежи, не противоречащие законодательству.
3. Органы местного самоуправления вправе создавать финансово-кредитные организации и учреждения, в том числе с использованием бюджетных средств в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
СТАТЬЯ 50. МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ
Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Местный бюджет формируется за счет источников, закрепленных в соответствии с федеральным и областным законодательством на долговременной основе, а также иных источников, образуемых в результате деятельности органов местного самоуправления.
СТАТЬЯ 51. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Полномочия местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти.
2. Органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту законных прав и интересов местного самоуправления.
3. Никто не вправе вмешиваться в осуществление деятельности местного самоуправления и его органов, в том числе принимать акты, ограничивающие их компетенцию.
Ущерб, причиненный местному самоуправлению неправомерными действиями или решениями органов государственной власти, подлежит обязательному возмещению в порядке, установленном законодательством.
4. Правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и гражданами.
СТАТЬЯ 52. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Ущерб, причиненный в результате неправомерных действий или решений органов местного самоуправления, возмещаются ими на основании решения суда.
ГЛАВА 10.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 53. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ОБЛАСТИ
1. Государственная служба Воронежской области как субъекта Российской Федерации (государственная служба области) представляют собой профессиональную деятельность по обеспечению реализации целей и функций государственных органов власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Уставом и законами Воронежской области.
2. Государственная служба области осуществляется на штатных государственных должностях в аппарате областных органов государственной власти и иных, образуемых ими государственных органах.
3. Статус государственных служащих определяется законодательством.
СТАТЬЯ 54. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
1. Муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению реализации целей и функций муниципальных органов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Уставом и законами Воронежской области.
2. Муниципальная служба в области осуществляется на штатных муниципальных должностях в органах местного самоуправления и иных образуемых ими муниципальных органах.
3. Статус муниципальных служащих определяется законодательством.
ГЛАВА 11.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СТАТЬЯ 55. ПРОКУРАТУРА ОБЛАСТИ
Органы прокуратуры на территории Воронежской области в пределах своей компетенции осуществляют надзор за исполнением действующего законодательства, принимают меры, направленные на устранение его нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляют уголовное преследование.
Прокурор Воронежской области назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с областной Думой и администрацией области в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
СТАТЬЯ 56. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Охрана общественного порядка и обеспечение государственной и личной безопасности на территории Воронежской области осуществляются органами внутренних дел и органами государственной безопасности, организация и деятельность которых регулируется федеральным законодательством.
2. Для поддержания общественного порядка и обеспечения личной безопасности граждан на территории области в соответствии с действующим законодательством могут создаваться подразделения и службы милиции общественной безопасности. Состав, задачи, функции соответствующих подразделений, а также вопросы прохождения службы в них определяются в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы деятельности местной милиции в Российской Федерации, в том числе правовыми нормативными актами органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
3. Руководители правоохранительных органов Воронежской области назначаются на должность и освобождаются от должности по согласованию с областной Думой и администрацией области в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.
СТАТЬЯ 57. ИНАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. В соответствии с действующим законодательством на территории Воронежской области допускается частная детективная и охранная деятельность, состоящая в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам учреждениями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Воронежской области, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
2. На территории Воронежской области могут создаваться и действовать общественные органы охраны правопорядка.
СТАТЬЯ 58. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ
1. Органы юстиции Воронежской области обеспечивают деятельность судов; нотариата; органов регистрации, учета юридических лиц, юридических фактов; структур, оказывающих юридические услуги населению и юридическим лицам; иных структур в формах, предусмотренных действующим законодательством.
2. Органы юстиции в порядке, установленном законом, осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, общественных и религиозных объединений, прав собственности, других вещных прав на недвижимое имущество, иных юридических фактов, выдают гражданам лицензии на право осуществления нотариальной деятельности, а также деятельности по оказанию платных правовых услуг населению и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством.
СТАТЬЯ 59. АДВОКАТУРА, НОТАРИАТ
1. Оказание юридической помощи, защита и представление интересов граждан и юридических лиц в суде и иных органах осуществляются коллегиями и иными объединениями адвокатов, а также отдельными лицами, обладающими правом занятия адвокатской практикой. Вопросы организации и деятельности адвокатуры и занятия адвокатской практикой в Воронежской области регулируются действующим законодательством.
2. Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется нотариусами в порядке, определенном действующим законодательством.
СТАТЬЯ 60. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ
1. Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, на всей территории области или ее части по согласованию с представительным и исполнительным органами государственной власти области с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. В условиях чрезвычайного положения Указом Президента Российской Федерации, которым вводится чрезвычайное положение в соответствии с законодательством с целью усиления охраны порядка и безопасности, могут быть установлены ограничения в правах граждан и других лиц находящихся в зоне действия чрезвычайного положения в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации.
РАЗДЕЛ V.
ЭКОНОМИКА ОБЛАСТИ
ГЛАВА 12.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 61. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЛАСТИ
1. Экономическую систему области составляют: государственная собственность (областная собственность и федеральная собственность, переданная области); муниципальная; частная и иные формы собственности, признанные Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Уставом.
2. Права всех собственников защищаются равным образом.
3. Порядок приобретения и прекращения права областной и муниципальной собственности устанавливается федеральным и областным законодательством в пределах компетенции органов государственной власти области.
4. Экономическая система области обеспечивает жизнедеятельность области, служит основой удовлетворения социально-культурных потребностей и благосостояния ее населения и развития экономики Российской Федерации.
СТАТЬЯ 62. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ, ОБЛАСТНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1. Разграничение государственной собственности в области на федеральную и областную осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
2. Разграничение объектов собственности на территории области между областной и муниципальной собственностью производится в порядке, определенном федеральным и областным законодательством.
СТАТЬЯ 63. ПЕРЕДАЧА ОБЪЕКТОВ СОБСТВЕННОСТИ
1. Областная Дума по представлению администрации области вправе вносить в компетентные органы государственной власти Российской Федерации представления о передаче или продаже в собственность области объектов федеральной собственности, обеспечивающих преимущественно жизнедеятельность области и занимающих на областном рынке товаров (работ и услуг) доминирующее положение.
По представлению и (или) с согласия областных органов государственной власти объекты федеральной собственности могут быть переданы в собственность области или оперативное управление.
2. Объекты областной собственности могут быть переданы в
муниципальную собственность:
- по инициативе областных органов государственной власти при согласии соответствующих органов местного самоуправления;
- по предложению органов местного самоуправления;
При решении вопросов о передаче объектов собственности учитывается их направленность на обслуживание потребителей местного значения и наличие местных ресурсов, необходимых для функционирования этих объектов.
СТАТЬЯ 64. ПОЛНОМОЧИЯ ОБЛАСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Областная Дума и администрация области в отношении федеральной собственности, расположенной на территории области, осуществляют в порядке предусмотренном законодательством экономическое регулирование и контроль за эффективным размещением ее производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, деятельностью по социальной защите населения.
СТАТЬЯ 65. ПОЛНОМОЧИЯ ОБЛАСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Областные органы государственной власти в пределах своей компетенции содействуют экономическим и организационным мерам развития и использования объектов муниципальной собственности в интересах области и соответствующей территории местного самоуправления.
СТАТЬЯ 66. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ОБЛАСТИ
1. В целях обеспечения жизнедеятельности области и удовлетворения потребностей ее населения областные органы государственной власти на договорной основе могут использовать объекты федеральной, муниципальной собственности, частной собственности юридических и физических лиц, совместных предприятий и другие объекты, не входящие в состав областной собственности.
2. Допускается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, объединение имущества различных собственников на праве общей и долевой собственности.
СТАТЬЯ 67. ОБЛАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1. Областная собственность является видом государственной собственности. Собственником областной государственной собственности является Воронежская область, как субъект Российской Федерации.
2. От имени Воронежской области права собственника осуществляют
органы государственной власти области в рамках их компетенции,
установленной федеральным и областным законодательством.
СТАТЬЯ 68. ОБЪЕКТЫ ОБЛАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1. К областной собственности относятся объекты, переданные области в результате разграничения государственной собственности или приобретенные ею в соответствии с законодательством и международными правовыми актами, договорами.
2. В областной собственности находятся:
- средства областного бюджета и областных внебюджетных и валютных фондов;
- земли, закрепленные в собственность области в установленном порядке;
- природные ресурсы (земля и ее недра, воды, леса, растительный и животный мир);
- минерально-сырьевые ресурсы и иные объекты, отнесенные к собственности области в установленном порядке;
- имущество областной Думы, администрации области и Уставного суда как юридических лиц;
- предприятия и объединения, учреждения народного образования,
науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, иные
учреждения, созданные или приобретенные за счет средств области или
переданные области в установленном порядке (в том числе вошедшие в
состав областной собственности на добровольной основе);
- ценные бумаги и финансовые активы;
- объекты собственности области, находящиеся за пределами
области в соответствии с соглашениями, договорами или по другим основаниям и на основе федерального, областного и иного законодательства.
СТАТЬЯ 69. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
1. Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и иными природными ресурсами регулируется федеральным законодательством, настоящим Уставом, законами области и иными правовыми нормативными актами органов государственной власти Воронежской области, принятыми в пределах их компетенции.
2. Определение перечня и установление статуса федеральных земельных и других природных ресурсов, расположенных на территории Воронежской области, производится в соответствии с законодательством по вопросам совместного ведения и на основании взаимной договоренности между федеральными и областными органами государственной власти.
3. Пользование и распоряжение земельными и другими природными ресурсами не могут осуществляться в ущерб интересам народа и будущих поколений жителей Воронежской области.
Правовое регулирование земельных, лесных, водных отношений, отношений по использованию и охране недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха осуществляется с целью обеспечения рационального использования и охраны природных ресурсов, сохранения и улучшения окружающей среды.
ГЛАВА 13.
СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 70. ГАРАНТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. В Воронежской области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законом любых форм предпринимательской деятельности, обеспечиваются экономические свободы и конкуренция, осуществляется антимонопольное регулирование.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения для хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и граждан. Органы государственной власти Воронежской области обязаны способствовать развитию всех форм предпринимательства, возрождению народных ремесел и промыслов.
3. На территории Воронежской области обеспечивается свободное перемещение товаров, информации, финансовых средств и иного имущества при соблюдении законодательства Российской Федерации и области.
СТАТЬЯ 71. СОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Органы государственной власти области в целях удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей населения области содействуют экономическими и организационными мерами предпринимательской деятельности предприятий всех форм собственности, основанной на эффективном развитии производства, оказанию услуг жителям области, созданию рабочих мест.
ГЛАВА 14.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 72. ОБЛАСТЬ - УЧАСТНИК ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
1. Воронежская область является самостоятельным участником внешнеэкономических связей, осуществляемых в интересах развития ее экономики и удовлетворения потребностей населения при соблюдении соответствующих норм Конституции Российской Федерации и федеральных законов, настоящего Устава и законов области.
2. В соответствии с внешнеэкономическими интересами Российской Федерации и других субъектов Российской Федерации Воронежская область:
- самостоятельно разрабатывает и реализует областные программы внешнеэкономической деятельности;
- разрабатывает и осуществляет областную политику привлечения иностранных инвестиций;
- устанавливает стандарты и процедуры осуществления внешнеэкономической деятельности на территории области;
- принимает участие в подготовке межправительственных соглашений, непосредственно затрагивающих интересы области, согласовывает их подписание;
- решает вопросы о предоставлении дополнительных льгот и гарантий участникам международных отношений;
- самостоятельно заключает международные соглашения и договоры в пределах своих полномочий.
3. Область осуществляет деятельность, направленную на привлечение и эффективное использование в экономике области иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной
техники и технологии, управленческого опыта.
Иностранные инвестиции на территории области могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством.
Иностранные инвестиции на территории области пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством Российской Федерации, международными договорами и правовыми актами Воронежской области.
СТАТЬЯ 73. ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ОБЛАСТИ
1. Внешнеэкономическая деятельность области осуществляется в форме:
- заключения соглашений с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции;
- учреждения акционерных обществ и в иных формах с участием иностранного капитала;
- организации приграничной торговли;
- заключения договоров и соглашений на привлечение зарубежных инвестиций и кредитных ресурсов для развития экономики области;
- заключения концессий по использованию областной собственности и иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
2. Принимая участие в международных и внешнеэкономических отношениях самостоятельно и совместно с другими субъектами Российской Федерации, область открывает на территории иностранных государств представительства для представления интересов области, которые действуют в соответствии с законодательством страны
пребывания.
СТАТЬЯ 74. СОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА КВОТИРОВАНИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
При осуществлении внешнеэкономических связей органы государственной власти области и все хозяйствующие субъекты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, обязаны соблюдать режим квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг), устанавливаемый федеральными органами власти.
РАЗДЕЛ VI.
ФИНАНСЫ ОБЛАСТИ
ГЛАВА 15.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 75. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ОБЛАСТИ
1. Областные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении органов государственной власти области и состоят из:
- средств областного бюджета;
- средств областных внебюджетных и валютного фондов;
- выделяемых области средств из федерального бюджета;
- кредитных ресурсов;
- привлеченных на добровольной основе средств физических и юридических лиц;
- средств, полученных от выпуска и размещения облигаций областных займов, акций и других ценных бумаг.
Средства областного бюджета, внебюджетных фондов и иное областное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями, учреждениями, организациями, составляют областную казну.
2. Областная Дума и администрация области определяют общий баланс финансовых и кредитных ресурсов области, в пределах своих полномочий регулируют и контролируют условия их размещения, распределения и использования в интересах населения с целью эффективного социально-экономического развития области.
СТАТЬЯ 76. ОБЪЕДИНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОБЛАСТИ С ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ
Финансовые ресурсы области для решения федеральных, межрегиональных и иных программ могут на договорной основе объединяться с федеральными финансовыми ресурсами, финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений и граждан, в том числе иностранных.
СТАТЬЯ 77. НАЛОГИ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ В ОБЛАСТИ
1. Налоговая политика области направлена на решение экономических, социальных проблем устойчивого развития народного хозяйства области, на создание условий для формирования оптимальной структуры экономики, стимулирования предпринимательской и деловой активности, инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечения бездефицитности бюджета области.
2. На территории области взимаются налоги, сборы, пошлины, другие обязательные платежи, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации и области и зачисляемые в соответствии с ними в федеральный, областной и местные бюджеты.
СТАТЬЯ 78. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЛАСТНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ
1. Областная Дума вправе устанавливать на территории области областные налоги, сборы и другие обязательные платежи, ставки и льготы по ним, решать иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налоговой системе в Российской Федерации и законодательством области. Областные налоги и сборы зачисляются в областной бюджет полностью или распределяются между областным и местными бюджетами в соответствии с областным законодательством.
2. Органы местного самоуправления имеют право вводить местные налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством, определять их величину в пределах, установленных законодательством, принимать положения о порядке их исчисления и уплаты в местный бюджет, предоставлять по ним льготы.
ГЛАВА 16.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 79. СОСТАВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ОБЛАСТИ
Бюджетная система области состоит из взаимодействующих между собой областного и местных бюджетов, каждый из которых является ее самостоятельной частью, ежегодно разрабатывается, утверждается и исполняется соответственно органами государственной власти области и местного самоуправления.
СТАТЬЯ 80. КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ ОБЛАСТИ
1. Администрация области ежегодно составляет консолидированный бюджет области, представляющий собой свод областного бюджета и местных бюджетов (бюджетов самоуправляющихся административно-территориальных единиц области), используемый для расчета и анализа.
2. Местные бюджеты входят в консолидированный бюджет области, не рассматриваются и не утверждаются органами государственной власти области.
СТАТЬЯ 81. ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ
Областной бюджет обеспечивает денежными средствами деятельность органов государственной власти области, выполнение планов и программ социально-экономического развития с учетом приоритетности и значения намеченных мероприятий для жизнедеятельности области и удовлетворения потребностей ее жителей.
Областная Дума рассматривает и утверждает областной бюджет, разрабатываемый администрацией области, по доходам и расходам, контролирует его исполнение и утверждает отчет об исполнении бюджета.
СТАТЬЯ 82. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
Взаимоотношения областного бюджета и местных бюджетов регулируются бюджетным и налоговым законодательством области.
Областной бюджет посредством закрепленных и регулирующих доходов, финансовой помощи, бюджетных ссуд и иных форм бюджетной и налоговой политики обеспечивает поддержку нижестоящих бюджетов самоуправляющихся единиц, достижения их полноты и сбалансированности.
СТАТЬЯ 83. ГАРАНТИИ СТАБИЛЬНОСТИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
1. Областному бюджету в обязательном порядке компенсируются из федерального бюджета потери в доходах и дополнительные расходы в том случае, если они связаны с изменением действующего законодательства Российской Федерации и принятием иных актов федеральными органами государственной власти, повлекших перечисленные выше потери в доходах и дополнительные расходы.
2. Дополнительные доходы, полученные областным бюджетом в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах, изъятию не подлежат и используются администрацией области по согласованию с областной Думой.
ГЛАВА 17.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ И ВАЛЮТНЫЕ ФОНДЫ
СТАТЬЯ 84. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ
1. Областная Дума наряду с формированием бюджета вправе принимать решения об образовании внебюджетных целевых фондов, средства которых находятся на специальных счетах в банковских учреждениях на условиях, определяемых в договорах, и расходуются администрацией области или органом управления внебюджетным фондом в соответствии с Положением, утвержденным областной Думой.
2. Внебюджетные целевые фонды могут быть постоянно действующими и временными, их целевое назначение определяется областной Думой в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
СТАТЬЯ 85. ВАЛЮТНЫЕ ФОНДЫ
Областная Дума в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает решение о формировании областных валютных фондов за счет отчислений от валютной выручки предприятий и организаций, находящихся на территории области.
Средства валютных фондов хранятся на счетах в банковских учреждениях, на условиях, определяемых договором, и расходуются администрацией области или органом управления валютным фондом в соответствии с Положением, утверждаемым областной Думой.
СТАТЬЯ 86. ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ ОБЛАСТНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Для образования внебюджетных областных фондов используются доходы и поступления, не подлежащие обязательному зачислению в бюджетную систему. Налоги, иные регулярные платежи не подлежат зачислению во внебюджетные фонды. Источники средств внебюджетных фондов определяются законодательством Российской Федерации и области. Средства фондов должны использоваться по целевому назначению, определяемому в положении о фондах.
ГЛАВА 18.
КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ ОБЛАСТИ
СТАТЬЯ 87. УЧАСТИЕ В КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Областные органы государственной власти для привлечения дополнительных средств в целях реализации своих социально-экономических программ вступают в соответствии с законодательством Российской Федерации в кредитные отношения с банками, другими финансово-кредитными учреждениями, предприятиями,населением.
СТАТЬЯ 88. ИСТОЧНИКИ КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ ОБЛАСТИ
Органы государственной власти области используют следующие источники кредитных ресурсов и формы кредитных отношений:
а) выпуск областных займов, в том числе целевых, для развития производства и социальной сферы;
б) участие имеющимися в их распоряжении материальными и финансовыми ресурсами в формах, установленных законодательством, в деятельности финансово-кредитных учреждений, в кредитовании производственно-коммерческой и финансовой деятельности;
в) создание целевых фондов и передача их банкам и другим организациям в качестве ресурсов кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач;
г) заимствование администрацией области средств (получение кредитов) по согласованию с областной Думой для покрытия расходов бюджета или при временных финансовых затруднениях в кредитных учреждениях или предприятиях, получение для этих же целей процентных или беспроцентных ссуд из федерального бюджета или других звеньев
бюджетной системы;
д) использование иных форм кредитных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
СТАТЬЯ 89. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ОБЛАСТИ
1. На территории области действуют учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и иных банков Российской Федерации, коммерческие банки, иностранные и совместные банки с участием иностранного капитала и другие кредитные учреждения, получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление банковской деятельности или отдельных банковских операций.
В систему банков входят также областные банки и банки ограниченные иной территорией деятельности, которые могут учреждаться в соответствии с процедурой, установленной законодательством.
2. Администрация области определяет перечень уполномоченных банков, которым на основе договора поручается:
- обслуживание областного бюджета;
- предоставление информации для администрации области о поступлении и расходовании денежных средств бюджетными организациями;
- финансирование и кредитование приоритетных областных программ в соответствии с решениями органов государственной власти области;
- участие в выполнении клиринговых операций и взаимной отсрочки платежей;
- операции по выпуску, приему, размещению и погашению ценных
бумаг; - залоговые операции, связанные с получением областью кредита и иное.
РАЗДЕЛ VII
ПРИНЯТИЕ УСТАВА, ВНЕСЕНИЕ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
СТАТЬЯ 90. ПРИНЯТИЕ УСТАВА ОБЛАСТИ, ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО В СИЛУ
1. Устав Воронежской области принимается Воронежской областной Думой. Устав области принимается квалифицированным большинством (две трети от числа избранных депутатов областной Думы).
2. Устав области вступает в силу со дня его официального опубликования.
День голосования в областной Думе считается днем Воронежской области и является праздничным днем.
СТАТЬЯ 91. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ ОБЛАСТИ
1. Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав области могут вносить: группа депутатов областной Думы численностью не менее 1/5 от числа избранных депутатов, глава администрации области, население, путем сбора не менее 40 тысяч подписей, областной суд, областной арбитражный суд, Уставной суд области прокурор области, а также представительные органы местного самоуправления.
2. Изменения и дополнения в Устав считаются принятыми, если за них проголосовало квалифицированное большинство (2/3 от числа избранных депутатов областной Думы).
3. Изменения и дополнения в Устав связанные с изменением законодательства Российской Федерации вносятся на рассмотрение областной Думы не позднее, чем в трехмесячный срок после вступления федерального закона или изменяемой им нормы в силу и принимаются квалифицированным большинством (2/3 от числа избранных депутатов областной Думы).
РАЗДЕЛ VIII.
ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СТАТЬЯ 92. ОБ ОРГАНАХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
1. Срок полномочий областной Думы текущего созыва - два года. Действие части первой пункта 4 статьи 27 настоящего Устава на депутатов областной Думы текущего созыва не распространяется.
2. Главой администрации области до занятия должности главы администрации области в соответствии с порядком, установленным настоящим Уставом, является лицо, осуществляющее эти обязанности на момент вступления в силу настоящего Устава.
3. Должностные лица администрации области продолжают исполнять свои обязанности после вступления в силу настоящего Устава.
СТАТЬЯ 93. ОБ АКТАХ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
1. Правовые нормативные акты органов государственной власти области, органов местного самоуправления, принятые на ее территории до вступления в силу настоящего Устава, действуют в части, не противоречащей настоящему Уставу.
2. Правовые нормативные акты органов государственной власти области, органов местного самоуправления, приводятся в соответствие с настоящим Уставом в течение 6 месяцев с момента вступления Устава в силу. По истечении указанного срока правовые нормативные акты, не приведенные в соответствие с Уставом утрачивают свою юридическую силу и не подлежат применению.
3. До создания на территории Воронежской области Уставного суда толкование Устава области осуществляется областной Думой.
Председатель областной Думы
И.М.Шабанов
Воронеж,
Парламентский центр,
20 июля 1995 года
N 23-з