КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 1997 года N 1-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 22 МАРТА 1996 ГОДА N 1335 "О ДЕПАРТАМЕНТЕ
ПО ПЕЧАТИ И СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.Д. Петракова, В.А. Долгашевой, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.А. Филатова, представителя Президента Республики Саха (Якутия) В.О. Иванова рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 3 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 22 марта 1996 года N 1335 "О Департаменте по печати и средствам массовой информации при Правительстве Республики Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.А. Филатова.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности пункта 3 названного Указа.
Заслушав сообщения судьи-докладчика, выступления сторон, участников заседания, исследовав материалы дела, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Пунктом 3 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 22 марта 1996 года N 1335 в связи с образованием Департамента по печати и средствам массовой информации при Правительстве Республики Саха (Якутия) Якутское-Саха информационное агентство (ЯСИА) преобразовано в Якутское-Саха информационное агентство при Департаменте по печати и средствам массовой информации при Правительстве Республики Саха (Якутия).
Ходатайствующая сторона полагает, что пункт 3 Указа о преобразовании Якутского-Саха информационного агентства не соответствует статьям 70 и 73 Конституции Республики Саха (Якутия), которыми определяются полномочия Президента и акты их осуществления.
Конституционный суд ограничивается рассмотрением лишь тех вопросов ходатайства, которые касаются публично-правового статуса ЯСИА. Споры по поводу учредительства и регистрации, прекращения и приостановления деятельности, конкретных прав и обязанностей не подлежат рассмотрению в Конституционном суде.
2. В статье 13 Конституции Республики Саха (Якутия) гарантируется свобода слова и информационного обмена, не допускается монополизация средств массовой информации. В указанных нормах содержатся конституционные основы деятельности средств массовой информации. Республика Саха (Якутия) не имеет своего законодательства о средствах массовой информации. Конкретные правовые гарантии свободы средств массовой информации содержатся в Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года. При применении названного Закона в отношении информационных агентств на них одновременно распространяется статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средств массовой информации.
В главе 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" закреплены порядок создания и регистрации СМИ, их статус, основания приостановления и прекращения деятельности СМИ. Эти нормы относятся к системе правовых гарантий и не могут быть изменены и отменены актами органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Указ Президента и утвержденное им Положение о Департаменте по печати и средствам массовой информации, а также утвержденное директором Департамента Положение о ЯСИА не содержат гарантий, предусмотренных федеральным законом. Тем самым Указ Президента Республики Саха (Якутия) в части преобразования ЯСИА не соответствует статье 13 Конституции Республики Саха (Якутия).
3. Якутское-Саха информационное агентство (ЯСИА) было создано постановлением Президиума Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 31 августа 1991 года, определившим его публично-правовой статус как самостоятельного информационного агентства при Верховном Совете и Совете Министров Якутской-Саха ССР.
Президент издает Указы в пределах компетенции исполнительной власти, очерченной Конституцией и законами республики. В соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 22 марта 1996 года ЯСНА было передано в Департамент по печати и средствам массовой информации при Правительстве Республики Саха (Якутия). Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного названным Указом, Департамент является структурным подразделением Правительства Республики Саха (Якутия). В Положении сказано, что Департамент в своей деятельности подотчетен Президенту и Правительству Республики (пункт 5.8), реорганизация и ликвидация Департамента производится на основании Указа Президента Республики (пункт 5.9).
Пункт 2.3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июля 1996 года N 313 гласит, что в связи с изменением статуса Якутского-Саха информационного агентства финансирование ЯСИА производится через Департамент по печати и средствам массовой информации. Департаменту поручается утверждение новой структуры и штатного расписания ЯСИА.
На основании рассматриваемого Указа и названного постановления директор Департамента своим приказом утвердил смету расходов и штатную численность ЯСИА. Директор Департамента 16 сентября 1996 года утвердил Положение о ЯСИА при Департаменте. В данном акте не учтены положения Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", применяемые в отношении всех средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации.
Таким образом, включение ЯСИА в состав Департамента - органа управления повлекло изменение публично-правового статуса ЯСИА. С этой точки зрения рассматриваемый Указ не соответствует статье 70 Конституции Республики Саха (Якутия).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 11, 25, 31 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда", Конституционный суд
постановил:
1. Признать пункт 3 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 22 марта 1996 года N 1335 "О Департаменте по печати и средствам массовой информации при Правительстве Республики Саха (Якутия)" в части преобразования ЯСИА в Якутское-Саха информационное агентство при Департаменте по печати и средствам массовой информации при Правительстве Республики Саха (Якутия) не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит.
3. Постановление подлежит опубликованию в семидневный срок в газетах "Саха Сирэ", "Республика Саха".
Председатель Конституционного суда
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
В.ФИЛИППОВ
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
от 5 февраля 1997 года
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
П.3 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 22 МАРТА 1996 ГОДА N 1335 "О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ПЕЧАТИ
И СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
Ходатайствующая сторона - депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Филатов В.А. полагает, что пункт 3 Указа о преобразовании ЯСИА не соответствует статьям 70, 73 Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку Президент Указом изменил состав учредителей, а именно соучредительство парламента упразднено. ЯСИА образовано постановлением Президиума Верховного Совета Якутской-Саха ССР N 585 при Совете Министров Якутской-Саха ССР. Этим же постановлением пунктом 2 ЯСИА предоставлено право на учреждение средств массовой информации, которые впоследствии и были зарегистрированы свидетельством N ЯОО28 "Вестник" и N 10 телевизионное радиовещание на якутском и русском языках.
В соответствии с Конституцией 1978 года статьей 99 Президиум Верховного Совета не издавал нормативные акты. Образование ЯСИА основано на правовом акте. В соответствии со статьей 24 часть 1 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда", суд рассматривает дела о конституционности законов и нормативных актов. Вопросы, связанные с учредительством относятся к гражданско-правовым и рассматриваются судами общей юрисдикции. С этим согласилась ходатайствующая сторона.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства от 4 октября 1991 года N 520, Якутское-Саха информационное агентство (ЯСИА) являлось центральным информационным органом Якутской-Саха ССР при высшем исполнительном органе государственной власти - Правительства. По своему статусу, согласно "Положения", ЯСИА не является средством массовой информации. Она не зарегистрирована по закону "О средствах массовой информации Российской Федерации".
По действующей Конституции изменился статус Правительства. Оно не является высшим органом государственной власти. Изменены и полномочия Правительства. К Высшему органу государственной власти относится Президент, который в соответствии со статьей 70 Конституции осуществляет общее руководство Правительством, возглавляет систему органов государственного управления. Конституция не предписывает Президенту при формировании структуры органов государственного управления испрашивать согласия парламента, кроме назначения отдельных министров. Учитывая конституционные требования и изменившийся статус и полномочия Правительства, Палата Республики 15 февраля 1995 года приняла Конституционный Закон "О Правительстве Республики Саха (Якутия)". Этим Законом Правительство не наделено определенными полномочиями по отношению к ЯСИА.
Указ Президента и утвержденное им Положение о Департаменте по печати и средствам массовой информации не могут нарушать гарантий, предусмотренных Законом "О средствах массовой информации и печати Российской федерации", поскольку и Департамент и ЯСИА не являются средствами массовой информации. В Указе не идет речь о монополизации средств массовой информации. Учреждение Департамента по печати и средствам массовой информации, образование структур органов управления (ЯСИА), образование юридических лиц регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.
Исходя из выше изложенного, эти вопросы должны разрешаться судами общей юрисдикции.
Судья Конституционного суда