ОСТ 218.0.001-2002
СИСТЕМА ОТРАСЛЕВЫХ
НОРМАТИВНЫХ И
МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
Москва
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Техническим
комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство», Московским
государственным автомобильно-дорожным институтом (Техническим университетом),
Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ), ВНИИСтандартом
Госстандарта России.
ВНЕСЕН Управлением инноваций
и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы
дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.
2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства
транспорта Российской Федерации от 20.05.2002 № ИС-465-р.
3. Взамен ОСТ 218.001-98.
СОДЕРЖАНИЕ
ОСТ 218.0.001-2002
СИСТЕМА ОТРАСЛЕВЫХ
НОРМАТИВНЫХ И
МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
Основные положения
Standardization of Road Industry
Basic principles
Настоящий стандарт
устанавливает задачи стандартизации в дорожном хозяйстве, категории и
классификацию отраслевых нормативных и методических документов дорожного
хозяйства, порядок их разработки и правил оформления.
В настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Основные положения.
ГОСТ
Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических,
инженерных обществ и других общественных организаций. Общие положения.
ГОСТ
Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие
требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
В настоящем стандарте
применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Стандарт отрасли (ОСТ) -
стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти в области
дорожного хозяйства и устанавливающий обязательные требования к любым объектам стандартизации
в отрасли дорожного хозяйства.
Отраслевые дорожные нормы
(ОДН) - нормативный документ, принятый федеральным органом исполнительной
власти в области дорожного хозяйства и устанавливающий обязательные требования к
организационно-техническим и (или) общетехническим объектам стандартизации в
отрасли дорожного хозяйства.
Отраслевой дорожный
методический документ (ОДМ) - документ, принятый федеральным органом
исполнительной власти в области дорожного хозяйства и излагающий рекомендуемые
требования к организационно-техническим и (или) общетехническим объектам
стандартизации в отрасли дорожного хозяйства.
Иные термины, используемые в
настоящем стандарте, - по ГОСТ
Р 1.0.
Основными задачами
стандартизации в дорожном хозяйстве являются:
- обеспечение
взаимопонимания между предприятиями-изготовителями продукции дорожного
хозяйства и потребителями этой продукции по производственно-техническим
отношениям, регулируемым нормативными и методическими документами дорожного
хозяйства;
- установление наиболее
рациональных требований к номенклатуре и качеству продукции дорожного
хозяйства;
- содействие выполнению
законодательства Российской Федерации и обязательных требований государственных
стандартов методами и средствами стандартизации в дорожном хозяйстве;
- содействие координации
работ организаций и предприятий различных форм собственности в части
стандартизации, метрологического обеспечения и сертификации продукции, услуг и
производственных процессов дорожного хозяйства;
- содействие
ресурсосбережению и экологической безопасности при разработке, производстве
продукции, проведении работ и оказании услуг для дорожного хозяйства;
- гармонизация нормативных
документов дорожного хозяйства с соответствующими прогрессивными национальными стандартами
зарубежных стран;
- обеспечение
систематической актуализации действующих нормативных документов дорожного
хозяйства путем разработки и внесения в них изменений и (или) пересмотра, а
также посредством отмены морально устаревших документов;
- разработка программ и
планов проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению,
аккредитации, системам качества и сертификации в дорожном хозяйстве;
- разработка, рассмотрение,
согласование, подготовка к принятию проектов и применение государственных
стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), а также межгосударственных стандартов
(ГОСТ) в области дорожного хозяйства;
- научно-техническое
сотрудничество с межгосударственными, международными, региональными и
зарубежными организациями по стандартизации в области дорожного хозяйства.
5.1. В дорожном хозяйстве
действуют следующие категории отраслевых нормативных и методических документов:
- стандарты отрасли
дорожного хозяйства (ОСТ);
- отраслевые дорожные нормы
(ОДН);
- отраслевые дорожные
методические документы (ОДМ).
Категории межотраслевых и
отраслевых нормативных и методических документов, действующих в дорожном
хозяйстве, приведены в Приложении А.
5.2. Стандарты отрасли (ОСТ)
разрабатывают на отраслевые организационно-технические и общетехнические
объекты стандартизации, на продукцию, услуги и производственные процессы в
дорожном хозяйстве и их элементы.
Требования ОСТ обязательны
для применения и соблюдения на всей на территории Российской Федерации
предприятиями и организациями, подведомственными федеральному органу
исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Иные субъекты
предпринимательской деятельности применяют и соблюдают эти стандарты отрасли на
добровольной основе. Требования стандартов отрасли к продукции, услугам и
производственным процессам подлежат обязательному соблюдению иными субъектами
предпринимательской деятельности, неподведомственными федеральному органу
исполнительной власти в области дорожного хозяйства, если об этом указывается в
технической документации или в договоре.
5.3. Отраслевые дорожные
нормы (ОДН) устанавливают требования к организационно-техническим и
общетехническим объектам стандартизации дорожного хозяйства, в том числе к
объектам метрологического обеспечения, аккредитации, системам качества,
сертификации, отраслевого технического контроля качества.
Требования ОДН обязательны
для применения и соблюдения на всей на территории Российской Федерации
предприятиями и организациями, подведомственными федеральному органу
исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Иные субъекты
предпринимательской деятельности применяют и соблюдают эти нормы на
добровольной основе. Требования норм подлежат обязательному соблюдению иными
субъектами предпринимательской деятельности, неподведомственными федеральному
органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства, если об этом
указывается в технической документации или в договоре.
ОДН разрабатываются в
следующих случаях:
- до разработки стандарта
отрасли для апробации стандартизуемых требований;
- при нецелесообразности
разработки стандарта отрасли.
ОДН на продукцию или услугу
не разрабатываются.
5.4. Отраслевые дорожные
методические документы (ОДМ) по своему правовому статусу являются документами
рекомендательными (добровольными) на организационно - технические и
общетехнические объекты стандартизации в дорожном хозяйстве, в том числе на
объекты метрологического обеспечения, аккредитации, системы качества,
сертификации, отраслевого технического контроля качества. Они могут содержать
разъяснения положений правовых и нормативно-технических документов дорожного хозяйства, а
также собственно рекомендации по проведению различных работ.
ОДМ на продукцию или услугу
не разрабатываются.
6.1.
Нормативные и методические документы дорожного хозяйства классифицируют по
группам, приведенным в табл. 1.
Таблица 1
Группа
|
Наименование группы
|
0
|
Организация работ в дорожном хозяйстве
|
1
|
Автомобильные дороги, конструкции и
инженерные сооружения на них
|
2
|
Ресурсы, используемые в дорожном хозяйстве,
и их сбережение
|
3
|
Дорожные и мостовые работы (услуги)
|
4
|
Технологии, используемые в дорожном
хозяйстве
|
5
|
Обеспечение специальных в дорожном
хозяйстве условий производства
|
6
|
Аккредитация, испытания и сертификация в
дорожном хозяйстве
|
7
|
Информационное обеспечение в дорожном
хозяйстве
|
8-9
|
Резерв
|
6.2. В стандартах группы 0
устанавливаются организационно-технические основы стандартизации в дорожном
хозяйстве (терминология, цели, задачи, структура нормативных и методических документов,
организация и правила внедрения и контроля за соблюдением обязательных
требований нормативных документов; типовые процедуры выполнения работ, обучения
специалистов, аттестации персонала; методы оценки работ; а также организационно-методические основы
планирования и экономики дорожного хозяйства).
6.3. В стандартах группы 1
устанавливаются:
а) классификация
автомобильных дорог, требования к конструкции дорог по составляющим
компонентам:
- земляному полотну;
- дорожной одежде;
- дренажу и водоотводу;
б) требования к инженерным
сооружениям по составляющим компонентам:
- тоннелям и трубам;
- мостам, путепроводам и
эстакадам;
- защитным сооружениям;
- объектам сервиса и
элементам обустройства автомобильных дорог;
в) требования к транспортно-эксплуатационному
состоянию автомобильных дорог и дорожных сооружений.
6.4. В стандартах группы 2
устанавливаются требования к ресурсам, используемым в дорожном хозяйстве, и их
сбережению:
- энергии;
- сырью;
- материалам;
- изделиям и конструкциям;
- рабочей силе.
6.5. В
стандартах группы 3 устанавливаются общие требования к выполнению дорожных и
мостовых работ (услуг):
- строительству;
- содержанию;
- реконструкции;
- ремонту.
6.6. В стандартах группы 4
устанавливаются требования к типовым технологиям выполнения дорожных и мостовых
работ (услуг) по п. 6.5 настоящего стандарта.
6.7. В стандартах группы 5
устанавливаются требования к обеспечению выполнения специальных государственных
функций в дорожном хозяйстве:
- безопасности;
- экологии;
- обеспечению единства
измерений.
6.8. В стандартах группы 6
устанавливаются требования к организации и правилам аккредитации органов по
сертификации испытательных лабораторий (центров), проведению испытаний, методам
и средствам испытаний, сертификации в дорожном хозяйстве.
6.9. В стандартах группы 7
устанавливаются требования по сбору, обработке, хранению и использованию банков
данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной
интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.
7.1. Стандарты отрасли (ОСТ)
дорожного хозяйства разрабатываются в порядке, изложенном в п.п. 7.1.1-7.1.7.
7.1.1.
Организация разработки стандарта отрасли включает в себя подготовку и
представление предложения на разработку стандарта в соответствии с порядком,
установленным федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства.
Предпочтение для разработки
получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности или
видам продукции, обладающим наибольшим профессионально-кадровым и
научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и
технико-экономической информацией.
7.1.2.
Организация, получившая заказ на разработку, формирует рабочую группу,
разрабатывает проект стандарта отрасли (первую редакцию) с пояснительной
запиской и рассылает его на отзыв заинтересованным организациям для возможно
полного учета их опыта и интересов. В пояснительной записке к проекту стандарта
отрасли приводятся:
- наименование стандарта
отрасли;
- название организации-разработчика;
- контактное лицо от
организации-разработчика;
- основание для разработки
стандарта отрасли;
- краткая характеристика
объекта стандартизации;
- введение о соответствии
проекта стандарта отрасли законодательству Российской Федерации, обязательным
требованиям государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) и
межгосударственных стандартов (ГОСТ);
- сведения о рассылке на
отзыв проекта стандарта отрасли и обобщенную характеристику принципиальных
замечаний и предложений (для окончательной редакции);
- подписи руководителя (зам.
руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя.
Построение, изложение,
оформление и содержание стандартов - по ГОСТ
Р 1.5. Первую страницу титульного листа стандарта отрасли оформляют в
соответствии с Приложением Б.
7.1.3.
Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов разрабатывает
окончательную редакцию проекта стандарта отрасли и направляет ее вместе с
пояснительной запиской в Технический комитет по стандартизации «Дорожное
хозяйство» ТК 418, который рассматривает проект стандарта отрасли в порядке и в
сроки, установленные в ПР 50-688 и Положением о ТК 418, дает заключение и
представляет окончательную редакцию проекта стандарта для принятия в
федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
7.1.4. Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает окончательную
редакцию проекта стандарта отрасли и в случае одобрения принимает его (вводит в
действие) своим распоряжением. При принятии стандарта отрасли устанавливают
дату его введения в действие и срок его действия (при необходимости).
7.1.5.
После принятия стандарта отрасли ТК 418 его регистрирует и направляет в
издательство (организацию), определенную федеральным органом исполнительной
власти в области дорожного хозяйства, для официального издания и
распространения. Официальная информация о принятых стандартах отрасли
публикуется в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в
области дорожного хозяйства.
7.1.6. Разработку изменений
к стандарту отрасли и его пересмотр осуществляют по п.п. 7.1.1 -
7.1.5.
7.1.7.
Отмена стандарта отрасли проводится в следующем порядке:
- организация-инициатор
отмены стандарта направляет в федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (зам. руководителя)
данной организации, в котором вносится предложение по отмене стандарта отрасли
с изложением объективных причин;
- федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает внесенное
предложение и в случае положительного решения оформляет соответствующее
распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного стандарта
отрасли из реестра. Информация об отмене стандарта отрасли опубликовывается в
ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области
дорожного хозяйства.
Работы п.п. 7.1.2, 7.1.3, 7.1.5
проводятся на договорной основе.
7.2. Отраслевые дорожные
нормы разрабатываются в порядке п.п. 7.1.1-7.1.7.
Построение, изложение,
оформление и содержание отраслевых дорожных норм осуществляются по ГОСТ
Р 1.5. Первую страницу титульного листа отраслевых дорожных норм оформляют
в соответствии с Приложением В.
7.3. Отраслевые дорожные
методические документы разрабатываются в порядке, изложенном в п.п. 7.3.1-7.3.7.
7.3.1.
Организация разработки отраслевого дорожного методического документа, которая
включает в себя подготовку и представление заявок на разработку данного
документа в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной
власти в области дорожного хозяйства.
Разработка отраслевого
дорожного методического документа может проводиться любой организацией в
инициативном порядке при условии соблюдения установленных настоящим стандартом
требований к отраслевым дорожным методическим документам.
Предпочтение для разработки
получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности,
обладающим наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим
потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической
информацией.
7.3.2.
Организация, получившая заказ на разработку, формирует рабочую группу, готовит
проект отраслевого дорожного методического документа (первую редакцию) с
пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в заинтересованные
организации. В пояснительной записке приводятся:
- наименование документа;
- название
организации-разработчика;
- контактное лицо от
организации-разработчика;
- основание для разработки
документа;
- краткая характеристика объекта
стандартизации;
- сведения о рассылке на
отзыв проекта документа и обобщенная характеристика принципиальных замечаний и
предложений (для окончательной редакции);
- подписи руководителя (зам.
руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя.
Построение, изложение и
оформление осуществляются по ГОСТ
Р 1.5. Содержание документа определяется организацией-разработчиком в соответствии
с договором. Первую страницу титульного листа отраслевых дорожных методических
документов оформляют в соответствии с Приложением Г.
7.3.3.
Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную
редакцию проекта отраслевого дорожного методического документа и представляет
ее вместе с пояснительной запиской для принятия в федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
7.3.4. Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект
отраслевого дорожного методического документа и в случае положительного решения
принимает его (вводит в действие) своим распоряжением. При принятии отраслевого
дорожного методического документа устанавливают дату его введения в действие и срок
его действия (при необходимости).
7.3.5.
После принятия отраслевого дорожного методического документа ТК 418 его
регистрирует и направляет в издательство (организацию), определенную федеральным
органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, для официального
издания и распространения. Официальная информация о принятых стандартах отрасли
публикуется в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в
области дорожного хозяйства.
7.3.6. Разработка изменений
к отраслевому дорожному методическому документу и пересмотр отраслевого
дорожного методического документа осуществляются по п.п. 7.3.1 -
7.3.5.
7.3.7.
Отмена отраслевого дорожного методического документа проводится в следующем
порядке:
- организация-инициатор
отмены отраслевого дорожного методического документа направляет в федеральный
орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное
руководителем (зам. руководителя) данной организации, в котором вносится
предложение по отмене отраслевого дорожного методического документа с
изложением объективных причин;
- федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное
предложение и в случае положительного решения готовит соответствующее
распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного отраслевого
дорожного методического документа из реестра. Информация об отмене отраслевого
дорожного методического документа опубликовывается в ежемесячных изданиях
федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Работы п.п. 7.3.2, 7.3.5.
проводятся на договорной основе.
7.4. Наименования
нормативных и методических документов дорожного хозяйства должны быть краткими,
точно характеризовать объект стандартизации и обеспечивать правильное отнесение
документа к конкретной классификационной группе по пункту 6
настоящего стандарта. Примеры наименований стандартов отрасли, отраслевых дорожных норм и
отраслевых методических дорожных документов приведены в Приложении Д.
8.1. Обозначение нормативных
и методических документов дорожного хозяйства состоит из индекса документа и
его номера, состоящего из:
- трехзначного числа с
точкой, означающего комплекс дорожного хозяйства;
- однозначного числа с
точкой, означающего классификационную группу по п. 6.1 настоящего стандарта;
- трехзначного числа,
означающего порядковый номер документа в группе;
- четырехзначного числа,
означающего год регистрации документа.
Пример обозначения
основополагающего стандарта отрасли дорожного хозяйства:
Категории межотраслевых и отраслевых
нормативных и методических документов, действующих в дорожном хозяйстве
В дорожном хозяйстве
действуют следующие категории межотраслевых и отраслевых нормативных и
методических документов:
- межгосударственные
стандарты (ГОСТ);
- государственные стандарты
Российской Федерации (ГОСТ Р);
- отраслевые стандарты
дорожного хозяйства (ОСТ);
- строительные нормы и
правила (СНиП);
- санитарные нормы и правила
(СаНиП);
- отраслевые дорожные нормы
(ОДН);
- отраслевые дорожные
методические документы (ОДМ);
- стандарты субъектов
Российской Федерации;
- нормы субъектов Российской
Федерации;
- методические документы
субъектов Российской Федерации;
- стандарты предприятий
дорожного хозяйства (СТП);
- стандарты
научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений в
сфере дорожного хозяйства (СТО);
- нормативные документы
других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае регистрации
их Минюстом России;
- технические условия (ТУ) в
случае ссылок на них в проектной документации и договорах.
_________________________
обозначение стандарта
СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
наименование стандарта
Издание официальное
_____________________________________________
наименование органа, принявшего
стандарт
Москва
|
__________________________________
обозначение нормативного
документа
ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ
__________________________________
наименование нормативного
документа
Издание официальное
_____________________________________________
наименование органа,
принявшего нормативный документ
Москва
|
__________________________________
обозначение методического
документа
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
__________________________________
наименование методического
документа
_____________________________________________
наименование органа,
принявшего методический документ
Москва
|
В наименовании нормативного или
методического документа не допускаются сокращения (кроме условных обозначений
продукции), математические знаки, римские цифры и греческие буквы.
Наименование стандарта в
зависимости от его содержания должно состоять из заголовка и подзаголовка.
Примеры:
1. Система отраслевых
нормативных и методических документов дорожного хозяйства.
Основные положения.
2. БЕТОНЫ ТЯЖЕЛЫЕ ДЛЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Общие технические условия.
Наименование отраслевых
дорожных норм в зависимости от их содержания может носить следующие
формулировки:
Примеры:
1. Нормы проектирования
нежестких дорожных одежд.
2. Правила проведения
калибровочных работ в дорожном хозяйстве.
Наименование отраслевого дорожного
методического документа в зависимости от его содержания может носить следующие
формулировки:
Примеры:
1. Методические рекомендации
по применению наполнителя «Грикол» в составах асфальтобетонных смесей.
2. Рекомендации по
устройству щебеночного основания методом заклинки.
3. Руководство по
метрологическому обеспечению измерений в испытательных лабораториях дорожного
хозяйства.
4. Пособие по ведению
исполнительной документации.
Ключевые слова: задачи стандартизации в дорожном хозяйстве; категории и
классификация отраслевых нормативных и методических документов; порядок
разработки