КОМПЛЕКС
АРХИТЕКТУРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА, РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА
УПРАВЛЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
ГУП НИИМОССТРОЙ
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАТЕРИАЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ
«СОГЛАСОВАНО»
Генеральный директор ООО «ТОЗА»
А.А. Цаплин
”_____”___________2000 г.
|
«СОГЛАСОВАНО»
Главный инженер института Мосинжпроект
Л.К. ТИМОФЕЕВ
”____”_____________2000 г.
|
СК 6117
АЛЬБОМ
КОНСТРУКЦИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ
ПРОМЫШЛЕННЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
(БАЗАЛЬТОВЫХ, ОТХОДОВ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
КОНСТРУКЦИЙ, АСФАЛЬТОБЕТОНОВ, ИЗНОШЕННЫХ ШИН,
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ШЛАКОВ, ГОРЕЛОЙ
ФОРМОВОЧНОЙ ЗЕМЛИ)
МОСКВА 2000
РАЗРАБОТАН:
ГУП НИИМОССТРОЙ
Директор
института, д.т.н.____________________________________ Е.Д. Белоусов
Заведующий
лабораторией____________________________________ Л.В.
Городецкий
Заведующий
сектором, д.т.н.__________________________________ В.Н.
Кононов
Заведующий
сектором, к.т.н.__________________________________ Р.И.
Бега
НИИ МК МАДИ (ТУ)
Директор
института, к.т.н.____________________________________ Э.В.
Котлярский
Заместитель
директора, к.т.н._________________________________ Ю.Э.
Васильев
Введен в
действие указанием по институту Мосинжпроект № 29/49 от 23.02.2001 г.
Альбом конструкций дорожных
одежд с использованием продуктов переработки промышленных и строительных
материалов разработан институтами ГУП НИИМосстрой и НИИ МК МАДИ (ТУ) по заданию
Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в
строительной отрасли Комплекса архитектуры, строительства, развития и
реконструкции города.
Альбом согласован с
институтом «Мосинжпроект», ОАО «Гордорстрой», дорожно-строительной фирмой ООО
«ТОЗА».
Альбом разработан впервые и
предусматривает широкое использование в дорожном строительстве отходов бетонных
и железобетонных конструкций, асфальтобетонов, изношенных шин, металлургических
шлаков, базальтовых материалов.
Альбом разработан:
ГУП «НИИМосстрой» (к.т.н.
Городецкий Л.В. - руководитель работы, к.т.н. Бега Р.И., Демин В.Ф., д.т.н.
Кононов В.Н., Клейман М.И.).
НИИ МК МАДИ (ТУ) (к.т.н.
Котлярский Э.В. - руководитель работы, к.т.н. Васильев Ю.Э).
Мосинжпроект (главный
инженер института Тимофеев Л.К., главный инженер проекта (Щепин Л.П.).
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Продукты переработки бетона,
железобетона и асфальтобетона рекомендуются наряду с природными материалами в
определенных соотношениях, для использования в нижних конструктивных слоях магистральных
улиц, улиц и дорог местного значения при устройстве земляного полотна,
подстилающих слоев, оснований, а также в качестве заполнителей для бетона
класса по прочности на сжатие В15, малоцементного укатываемого бетона классов
В7,5 - В15.
Продукты переработки от
снятия и фрезерования асфальтобетона используются для приготовления
асфальтобетонных смесей, которые применяются при укладке основного слоя
асфальтобетонного покрытия, устраиваемого по основаниям из малоцементных
укатываемых бетонов и щебеночных оснований или при капитальном ремонте
асфальтобетонного покрытия. Применение регенерируемых смесей определяется типом
смеси и назначением улиц. Отсевы дробления (фрезерования) асфальтобетона могут
использоваться частично с основными компонентами в качестве добавки при
приготовлении асфальтобетонных смесей различных марок.
Использование продуктов
переработки цементобетонов и асфальтобетонов определяется в каждом конкретном
случае в зависимости от наличия материалов, их качества, физико-механических показателей
и требований к приготавливаемым смесям. Требования, предъявляемые к материалам
от переработки вторичного сырья рекомендуемым для применения в дорожном
строительстве, направлены на обеспечение качества дорожных сооружений не ниже
чем в случае применения материалов первичного использования, и на снижение
стоимости строительства.
Применение продуктов
переработки цементо- и асфальтобетона в дорожных конструкциях нормируется
следующими нормативными документами:
- «Технические рекомендации
по применению новых материалов и конструкций с повышенными свойствами по
эксплуатационной надежности и декоративности», вошедших в альбомы типовых
проектов дорожных одежд СК 6101 1997 г, ТР 105-98;
- «Инструкция по
строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» ТР
103-00,
- «Инструкция по применению
укатываемого малоцементного бетона в конструкциях дорожных одежд» ВСН
16-95.
Одним из перспективных
направлений применения материалов промышленной переработки является резиновая
крошка различных фракций. Использование резиновой крошки в покрытиях
магистральных улиц и дорог, спортивных сооружений, открытых теннисных кортов,
различных площадок, дорожек и др. дорожных сооружений улучшает деформационные
свойства бетонов и асфальтобетонов, их фильтрующую способность, увеличивает
коэффициент сцепления и коэффициент безопасности покрытий.
Использование резиновой
крошки при приготовлении бетонных смесей для дорожных сооружений
регламентируется следующими нормативными документами:
- «Смеси цементобетонные
дорожные с использованием отходов переработки автопокрышек. Технические
условия», ТУ 5745-005-02066517-99;
- «Технический регламент
производства цементобетонных смесей с использованием отходов переработки
автопокрышек»;
- «Технические рекомендации
по строительству монолитных дорожных конструкций из бетонных смесей,
модифицированных резиновой крошкой или мукой» ТР 109-99.
Модифицированный резиновыми
добавками бетон применяется для различных типов улиц и дорог при двухстадийном
их строительстве в районах жилой застройки и одностадийном при
благоустроительных работах в жилых комплексах, у детских и учебных заведений,
на остановках общественного транспорта и перекрестках.
Металлургические шлаки,
горелая формовочная земля, а также золошлаки ТЭС в дорожном строительстве в г.
Москве в ограниченных объемах используются, в основном, при засыпке выемок,
вертикальной планировке, частично при устройстве насыпей дорожного полотна,
устройстве дренирующих слоев. Широкое применение этих материалов ограничивается
несоответствием их качества требованиям нормативных документов, предъявляемым к
материалам для использования при строительстве дорожных сооружений.
«Указаниями по применению
металлургических шлаков и горелой формовочной земли московских заводов в
дорожном строительстве», ВСН 118-85 определены основные требования к
металлургическим шлакам,
вяжущим их них, гранулируемому шлаку, используемому в качестве песка, щебню из
шлака для приготовления цементобетонных, асфальтобетонных смесей, а также
требования к горелой формовочной земле, используемой для устройства дренирующих
слоев, вертикальной планировки, приготовления спецсмесей на органическом и
минеральном вяжущем.
К заполнителям предъявляются
жесткие требования по гранулометрическому составу: модуль крупности песка
должен составлять 2,0-2,2. В крупном заполнителе ограничивается содержание
слабых зерен 5-10 % по массе, а содержание зерен лещадной формы должно
соответствовать требованиям ГОСТ
8267-93.
Горелая формовочная земля,
используемая для устройства дренирующих слоев, должна иметь коэффициент
фильтрации более 3 м/сутки, содержание глинистых, пылеватых и других мелких
частиц, определяемых методом отмучивания, недопустимо более 3 %; при
использовании земли для вертикальной планировки местности и отсыпки насыпей
коэффициент фильтрации ее не должен быть менее 3 м/сутки, а общее содержание
мелких частиц - не должно быть более 5 %.
В соответствии с
требованиями «Руководства по строительству оснований и покрытий автомобильных
дорог из необработанных и обработанных в верхней части неорганическими вяжущими
гравийно-щебеночных материалов и отходов промышленности» (СОЮЗдорНИИ) в
дорожном строительстве могут использоваться шлаки и золошлаки имеющие зерновой
состав 0-40 мм, прочность 300 кгс/см2, морозостойкость МРЗ 25. В
соответствии с требованием ГОСТ
9128-97 «Смеси асфальтобетонные, дорожные, аэродромные и асфальтобетон»
золы могут использоваться в качестве минерального порошка. При этом в золе
должно быть не менее 45 % частиц мельче 0,071 мм.
Перспективным направлением
для совершенствования дорожных конструкций является введение в цементо- и
асфальтобетонные смеси для дорожных одежд армирующих элементов из базальта -
сеток и фибры. Заводом ОАО «Судогодское стекловолокно» освоено производство
базальтового и стеклянного ровинга, сеток стеклянных и базальтовых с специальной
пропиткой для применения в дорожном строительстве, фибры базальтовой.
Дорожные сетки из
базальтового волокна могут применяться при армировании покрытий как в новом
строительстве, так и при усилении дорожных одежд в процессе ремонта; при
укреплении обочин, откосов, оснований земляного полотна; укреплении различных
слоев дорожных одежд; стабилизации временных дорожных одежд; подъездных путей,
водоотводных сооружений и др.
Базальтовые волокна
диаметром 80-400 мк (из однокомпонентного расплава базальта) конечной длины 1
(1/d = 100-150) могут применяться для приготовления базальтофибробетонной
смеси при изготовлении конструкций и изделий для дорожного строительства как в
монолитном, так и в сборном варианте, а также для приготовления
модифицированных асфальтобетонов. Ориентировочное содержание базальтовых фибр
при приготовлении литых (ОК 14-18 см) базальтофибробетонных смесей для
монолитных и сборных конструкций составляет 10-25 % от массы цемента. При
приготовлении модифицированных асфальтобетонов, в зависимости от их вида и типа
оптимальное содержание фибр находится в пределах 1,5-3,5 % по массе.
Базальтовые материалы
обладают рядом преимуществ - имеют широкую сырьевую базу, более стойкие в среде
твердеющего цемента, чем стеклянные волокна и 1,5-2 раза прочнее.
Выбор материалов дорожной
конструкции осуществляется на основании исходных данных, к которым относятся:
категория дороги или улицы, расчетная интенсивность движения транспорта на одну
полосу движения, приведенная к расчетному автомобилю по схеме Н-30,
гидрологические и геологические условия, характер рельефа и окружающего
ландшафта, требования к экологическим показателям и декоративности поверхности.
КАТЕГОРИИ И НАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДСКИХ УЛИЦ И ДОРОГ
Категории
улиц и дорог
|
Основное назначение
|
Интенсивность движения, авт/сутки
|
Магистральные улицы:
|
|
|
Общегородского значения
|
Транспортная связь между жилыми,
промышленными складскими - районами, а также с центром населенного пункта, объектами
общегородского значения, скоростными магистралями и автомобильными дорогами
общей сети
|
4000
|
Районного значения
|
Местная транспортная связь в пределах жилых
и промышленных районов, транспортная связь жилых и промышленных районов с
магистральными улицами общегородского значения и скоростными дорогами
|
1000
|
Улицы и дороги местного значения: жилых
районов
|
Транспортная и пешеходная связь отдельных
групп зданий и микрорайонов с магистральными улицами
|
500
|
Промышленных и складских районов
|
Транспортная и пешеходная связь отдельных
промышленных предприятий и складов с магистральными улицами
|
300
|
Проезды
|
Транспортная и пешеходная связь внутри микрорайонов
с улицами местного движения; подъезды к отдельным объектам промышленных
районов
|
250
|
2.
КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ
ОТХОДОВ БЕТОННЫХ, ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, АСФАЛЬТОБЕТОНОВ
Материалы, полученные от
переработки цементо- и асфальтобетонных конструкций, наряду с натуральными
материалами рекомендуется использовать в нижних конструктивных дорожных слоях
как магистральных, так и улицах и дорогах местного значения с покрытием из цементобетона,
в том числе с декоративной поверхностью.
Щебень и песок, полученные
от переработки бетонов при разборке зданий, сооружений и дорожных
асфальтобетонных конструкций, рекомендуется использовать при устройстве
оснований, подстилающих слоев, а также в качестве заполнителей для бетона
класса по прочности на сжатие В15 и малоцементного укатываемого бетона класса
В7,5 (марка 2).
Смеси
укатываемого бетона делятся на четыре марки. Выбор марок укатываемого бетона
для конструктивных слоев дорожных одежд различных типов должен быть обоснован
проектом и соответствовать данным, приведенным в таблице.
Марка
укатываемого бетона
|
Предел прочности на (кгс/см2)
|
Назначение
|
При сжатии
|
На растяжение при изгибе
|
1
|
75
|
10
|
Для тротуаров, технологического слоя
|
2
|
100
|
16
|
Для улиц и дорог общегородского и районного
значения (в том числе скоростных дорог, магистральных улиц)
|
3
|
200
|
24
|
Для двухстадийного строительства улиц и дорог
в районах массовой жилой застройки
|
4
|
300
|
32
|
|
Марка укатываемого бетона
для основания по морозостойкости должна быть не ниже 50 для марки 1 и не ниже
100 для марок 2, 3, 4.
Ориентировочные
составы малоцементных укатываемых бетонов
№№
п/п
|
Класс бетона
|
Жесткость смеси, сек
|
Расход материалов, кг/м3
|
Материалы переработки
|
Вода
|
Цемент
|
Песок
|
Щебень
|
Добавка, % от массы цемента
|
Природный
|
Дробленый
|
Природный
|
Дробленый
|
С-3
|
БЭ
|
1.
|
В7,5
|
90-120
|
110-125
|
100
|
630-650
|
-
|
1410-1440
|
-
|
-
|
-
|
Дробленый
асфальтобет.
|
2.
|
«
|
«
|
110-125
|
100
|
630-650
|
-
|
565-580
|
845-865
|
-
|
10-15
|
«
|
3.
|
«
|
«
|
110-125
|
100
|
285-295
|
345-360
|
705-720
|
705-720
|
-
|
15-20
|
«
|
4.
|
«
|
«
|
110-125
|
100
|
190-195
|
440-455
|
1410-1440
|
-
|
-
|
10-15
|
«
|
5.
|
«
|
«
|
110-125
|
100
|
630-650
|
-
|
840-870
|
565-575
|
-
|
-
|
Дробленый
цементобет.
|
6.
|
«
|
«
|
110-125
|
100
|
380-390
|
250-260
|
985-1010
|
425-435
|
0,25
|
-
|
«
|
7.
|
«
|
«
|
110-125
|
100
|
250-260
|
380-390
|
1410-1440
|
-
|
0,2
|
-
|
«
|
8.
|
«
|
«
|
110-125
|
100
|
630-650
|
-
|
840-870
|
-
|
-
|
15-20
|
«
|
9.
|
«
|
«
|
110-125
|
100
|
380-390
|
250-260
|
985-1010
|
425-435
|
-
|
20-30
|
«
|
10.
|
«
|
«
|
110-125
|
100
|
250-260
|
380-390
|
1410-1440
|
-
|
-
|
20-25
|
«
|
Ориентировочные
составы бетонных смесей класса В15
№№
|
Класс
|
Подвижность
|
Расход материалов, кг/м3
|
Материалы переработки
|
Вода
|
Цемент
|
Песок
|
Щебень
|
Природный
|
Дробленый
|
Природный
|
Дробленый
|
1.
|
В15
|
4-5
|
170
|
290
|
680
|
-
|
1220
|
-
|
-
|
2.
|
В15
|
4-5
|
170-175
|
290
|
680
|
-
|
670
|
550
|
Дробленый
асфальтобетон
|
3.
|
В15
|
4-5
|
170-175
|
290
|
410
|
270
|
790
|
430
|
«
|
4.
|
В15
|
4-5
|
170-175
|
290
|
300
|
380
|
1220
|
-
|
«
|
5.
|
В15
|
4-5
|
170-175
|
290
|
680
|
-
|
850
|
370
|
Дробленый
цементобет.
|
6.
|
В15
|
4-5
|
170-175
|
290
|
480
|
200
|
910
|
300
|
«
|
7.
|
В15
|
4-5
|
170-175
|
290
|
400
|
270
|
1200
|
-
|
«
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|

Принципиальные схемы конструкций магистральных дорог и
улиц местного значения с цементобетонными покрытиями и основаниями из
малоцементных укатываемых бетонных смесей.
1. Покрытие из цементобетона
класса В25 - В30;
2. Основание из укатываемого
бетона с частичной или полной заменой щебня и песка на материалы от переработки
цементо- и асфальтобетонных конструкций;
3. Основание из щебня,
полученного от переработки цементо- и асфальтобетонных конструкций;
4. Подстилающий слой из
песка, полученного от переработки цементо- и асфальтобетонных конструкций;
5.
Полиэтиленовая пленка, пергамин.
Расстояния между швами
сжатия в метрах
Покрытие
из цементобетона толщиной, см
|
Основание из укатываемого малоцементного бетона
|
До 18
|
20-24
|
5
|
6
|
30-50
|
Расстояния между
швами расширения в метрах
|
Толщина плиты
|
Температура воздуха во время укладки бетона, градус С
|
Менее 5
|
5-15
|
10-25
|
более
|
Покрытие
|
20-24
|
25-28
|
50-96
|
80-90
|
90-110
|
20
|
24-25
|
35-42
|
50-54
|
80-90
|
18
|
18-20
|
25-30
|
30-35
|
40-45
|
Рекомендуемые
толщины конструктивных слоев магистральных улиц и дорог
№№
п/п
|
Материалы конструктивных слоев дорожной одежды
|
Толщины конструктивных слоев одежды, см
|
Магистральные дороги
|
Магистральные улицы
|
Скоростного и регулируемого движения
|
Общегородского значения
|
районного значения
|
|
Покрытия из цементобетона класса
|
В30
|
В27,5
|
В30
|
В27,5
|
В30
|
В27,5
|
1.
|
Покрытия на основаниях:
- из малоцементного укатываемого бетона
класса В7,5 с добавлением материала от переработки
|
22
|
23
|
21
|
22
|
20
|
21
|
- из малоцементного укатываемого бетона
класса В15 с добавлением материала от переработки
|
21
|
22
|
20
|
21
|
19
|
20
|
- из щебня с добавлением материалов от
переработки
|
24
|
25
|
23
|
24
|
22
|
23
|
2.
|
Основания:
- из малоцементного укатываемого бетона или
щебня с добавлением материалов от переработки
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
3.
|
Подстилающий слой
- из природного песка или песков полученных
от переработки цементо- и асфальтобетонных конструкций
|
Толщина назначается в зависимости от вида
грунтов земляного полотна, степени увлажнения и коэффициента фильтрации
песков, используемых для устройства подстилающего слоя в соответствии с
требованиями СК 6101 97 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендуемые
толщины конструктивных слоев улиц и дорог местного значения
№№
п/п
|
Материалы конструктивных слоев дорожной одежды
|
Толщины конструктивных слоев одежды, см
|
Улицы и дороги в промышленных и коммунально-складских зонах
|
Внутриквартальные дороги, проезды, стоянки грузовых автомобилей
|
Стоянки легковых автомобилей
|
Покрытия из цементобетона класса
|
В30
|
В27,5
|
В30
|
В27,5
|
В30
|
В27,5
|
1.
|
Покрытия на основаниях:
- из малоцементного укатываемого бетона
класса В 7,5 с добавлением материала от переработки
|
20
|
21
|
19
|
18
|
16
|
17
|
- из щебня с добавлением материалов от
переработки
|
22
|
23
|
19
|
20
|
18
|
18
|
2.
|
Основания:
- из малоцементного укатываемого бетона или
щебня с добавлением материалов от переработки
|
18
|
15
|
15
|
15
|
15
|
15
|
3.
|
Подстилающий слой
- из природного песка или песков полученных
от переработки цементо- и асфальтобетонных конструкций
|
Толщина назначается в зависимости от вида
грунтов земляного полотна, степени увлажнения и коэффициента фильтрации
песков, используемых для устройства подстилающего слоя в соответствии с
требованиями СК 6101 97 г.
|
Марку тип и вид асфальтового
бетона рекомендуется принимать в соответствии с таблицей, в зависимости от
категории улиц и дорог и от назначения конструктивных слоев.
Рекомендуемая
область применения асфальтобетонных смесей с учетом принятой классификации
улично-дорожной сети города
Категория
улиц
|
Асфальтобетон конструктивного слоя
|
ГОСТ (марка)
|
Технические условия (тип)
|
Мелкозернистая
|
Песчаная
|
к/з
|
крупнозернистая
|
песчаная
|
Литая
|
Тип
|
I
|
II
|
III
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
ВП
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
КП
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
Магистральные
улицы:
Общегородского
значения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I класса
|
I
|
I
|
I
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
II класса
|
I
|
I
|
I
|
-
|
I
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Районного
значения
|
-
|
-
|
I
|
II
|
I
|
II
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Магистральные
улицы центра:
Общегородского
значения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I класса
|
I
|
I
|
I
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
II класса
|
I
|
I
|
I
|
-
|
I
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Районного
значения
|
-
|
-
|
I
|
II
|
I
|
II
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Улицы,
дороги и проезды местного значения*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Улицы
в жилой застройке
|
-
|
-
|
I
|
II
|
-
|
II, III
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
Улицы и
дороги в производственных и коммунально-складских зонах
|
-
|
-
|
I
|
II
|
I
|
II
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Проезды
в кварталах
|
-
|
-
|
II
|
II
|
-
|
II, III
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
Улицы
и проезды местного значения *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Улицы
в жилой застройке
|
-
|
-
|
I
|
II
|
-
|
II, III
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Проезды
в кварталах
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
II, III
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Асфальтобетонная
смесь приготавливается путем смешения в смесительных установках в нагретом
состоянии минеральных материалов различной крупности и нефтяного дорожного
битума в рационально подобранных соотношениях. В необходимых случаях в смесь
вводят добавки ПАВ, полимеров, серы, отсевов дробления (фрезерования)
асфальтобетона. Отсевы дробления старого асфальта рекомендуется применять при
приготовлении смесей для категорий улиц, отмеченных звездочкой *.

Принципиальные схемы
конструкций дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями и основаниями из
малоцементных укатываемых бетонных смесей:
а - конструкция для строительства на улицах и
дорогах местного значения;
б - конструкция для строительства на магистральных
улицах;
в, г - конструкции для стадийного
строительства одежд в районах массовой жилой застройки;
1 - асфальтобетон высокоплотный, плотный; 2 -
асфальтобетон плотный, пористый; 3, 3а, 3б - цементобетон из укатываемых смесей
марок 2, 3, 4 соответственно; 4 - щебень М400; 5 - песчано-гравийная смесь; 6 -
цементобетон марки 1 или цементогрунт; 7 - песок.
Ориентировочные толщины
конструктивных слоев дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями и
основаниями из малоцементных укатываемых бетонных смесей
Материал
|
Марка (тип)
|
№№ позиций конструктивного слоя
|
Магистральные улицы и дороги
|
Улицы и дороги местного значения
|
Конструкции для стадийного строительства в районах массовой жилой
застройки
|
а
|
б
|
в
|
г
|
Асфальтобетон
|
Высокоплотный,
плотный (мелкозернистый)
|
1
|
5
|
4
|
5
|
5
|
Плотный,
пористый (крупнозернистый)
|
2
|
7
|
6
|
7
|
6
|
Бетон монолитный
|
Укатываемый
В 15
|
3
|
20
|
23
|
25
|
16
|
21
|
23
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
В 25
|
3а
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
18
|
24
|
27
|
-
|
-
|
-
|
В 27,5
|
3б
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
19
|
26
|
30
|
В 7,5
|
6
|
15
|
-
|
-
|
15
|
-
|
-
|
15
|
-
|
-
|
18
|
-
|
-
|
Щебень
|
М400
|
4
|
-
|
15
|
-
|
-
|
15
|
-
|
-
|
20
|
-
|
-
|
20
|
-
|
Песчано-гравийная смесь
|
|
5
|
-
|
-
|
20
|
-
|
-
|
20
|
-
|
-
|
25
|
-
|
-
|
25
|
Песок
|
|
7
|
По
проекту в зависимости от вида грунта земляного полотна, степени увлажнения и
коэффициента фильтрации песков
|
3.
КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ
ИЗНОШЕННЫХ ШИН
Характеристика резиновой
крошки и муки
Показатели
|
Един. изм.
|
Продукты переработки автопокрышек
|
Резиновая крошка
|
Резиновая мука
|
Фракции
|
мм
|
0,80-1,5
|
0,001-0,15
|
|
|
1,5-2,5
|
0,15-0,35
|
|
|
2,5-4,-
|
0,35-0,5
|
|
|
|
0,50-0,80
|
Модифицированные
составы бетонных смесей
№№
п/п
|
Материалы
|
Размерность
|
Составы смесей
|
Марка (класс) бетонов
|
400 (В30)
|
350 (В27,5)
|
300 (В25)
|
200 (В15)
|
1.
|
Вода
|
л
|
185
|
170
|
170
|
175
|
2.
|
Цемент М 400
|
кг
|
485
|
430
|
390
|
290
|
3.
|
Песок
|
кг
|
540
|
590
|
640
|
650
|
4.
|
Щебень
|
кг
|
1120
|
1150
|
1130
|
1210
|
5.
|
Резиновая мука
|
% от
массы
|
8-10
|
8-10
|
10
|
10
|
6.
|
Резиновая крошка
|
- « -
|
-
|
-
|
10-15
|
10-15
|
7.
|
Суперпластификатор
|
%
|
0,7-1,0
|
0,7-1,0
|
0,7-1,0
|
0,7-1,0
|
Характеристика
дорожных бетонов с отходами от переработки автопокрышек
Тип
смеси
|
Вид конструкций
|
Проектная марка (класс) бетона по прочности на сжатие
|
Начальный модуль упругости, кгс/см2
|
Прочность на растяжение при изгибе, не менее Rp
|
Марка по морозостойкости, не менее F
|
Водопоглощение, не более %
|
I
|
Покрытие улиц и дорог
|
400
(В30)
|
288750
|
5,5 (Rp, 4,8)
|
200
|
5
|
II
|
350
(В27,5)
|
266000
|
5,0 (Rp, 3,6)
|
200
|
5
|
III
|
Основания дорог
|
300
(В22,5)
|
234000
|
4,5 (Rp, 3,2)
|
150
|
6
|
200
(В15)
|
186000
|
3,5 (Rp, 2,2)
|
100
|
7
|
Расстояния между швами
расширения в конструкциях из бетонов, модифицированных резиновой крошкой или
мукой
Конструкции
дорог
|
Толщина плиты, см
|
Температура модифицированного бетона во время укладки
|
5
|
5-15
|
10-25
|
25
|
Покрытие
|
18-20
|
40
|
55
|
80
|
100
|
21-24
|
60
|
75
|
100
|
120
|
Основание
|
любая
|
100
|
Швы
расширения не устраиваются
|

Принципиальные схемы
конструкций дорог, тротуаров, площадок с использованием модифицированных
резиновыми добавками бетонов:
а, б - конструкции магистральных дорог
районного значения и внутриквартальных проездов, устраиваемых в две стадии;
в - покрытия тротуаров, площадок, отмосток,
устраиваемых в одну стадию;
г - конструкции дорог на благоустраиваемых территориях
у детских садов, школ, больниц, жилых зданий, устраиваемых в одну стадию
1, 2, 3, 9 - цементобетон В30 (М400), В27,5
(М350), В25 (М200), В15 (М200); 5 - песок; 6, 7 - плотный, пористый
асфальтобетон; 4 - полиэтиленовая пленка;
8 - высокоплотный, плотный асфальтобетон.
Ориентировочные
толщины конструктивных слоев дорожных одежд с использованием модифицированных
резиновыми добавками бетонов
Материал
|
Марка (тип)
|
№№ позиций
|
Магистральные дороги районного значения
|
Тротуары, площадки
|
Дороги внутриквартальные, у жилых домов, школ, детских садов
|
а
|
б
|
в
|
г
|
Бетон
монолитный
|
В30
|
1
|
21
|
-
|
-
|
16
|
В27,5
|
2
|
20
|
-
|
10
|
18
|
В25
|
3
|
15-18
|
-
|
12
|
-
|
В15
|
4
|
-
|
30
|
-
|
-
|
Асфальтобетон
|
Плотный,
пористый (крупнозернистый)
|
6
7
|
-
|
5
|
-
|
-
|
Высокоплотный
плотный (мелкозернистый)
|
8
|
-
|
7
|
-
|
-
|
Песок
|
|
По
проекту в зависимости от вида грунта земляного полотна, степени увлажнения и
коэффициента фильтрации песков
|
ТИПЫ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ И
РЕЗИНОБИТУМНЫХ ПОКРЫТИЙ СПОРТИВНЫХ ПЛОЩАДОК


Ориентировочные толщины
слоев
№
поз
|
Наименование материала
|
Ориент. толщина, мм
|
1.
|
Асфальторезина
Резинобитум
|
35
|
2.
|
Асфальтобетон
|
40
|
3.
|
Щебень (фр. 20-40)
|
150
|
4.
|
Песок
|
150
|
5.
|
Уплотненный грунт
|
-
|
Состав покрытий
I. Асфальторезиновые
Наименование
материалов
|
кг
|
%
|
Битум
|
-
|
25
|
Резиновая крошка
|
-
|
20
|
Минеральный порошок
|
-
|
15
|
Песок
|
-
|
40
|
II. Резинобитумные
Наименование
материалов
|
кг
|
%
|
Битум /БИ - П/
|
15
|
17
|
Резиновая крошка
|
12
|
14
|
Песок
|
61
|
69
|
4.
КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ШЛАКОВ, ГОРЕЛОЙ
ФОРМОВОЧНОЙ ЗЕМЛИ
Основные
требования к металлургическим шлакам, применяемым в дорожном строительстве
Вид
шлаков
|
Модуль основности
|
Модуль активности
|
Устойчивость против всех видов распада, %
|
Содержание сернистых соединений в перерасчете на SO3, не
более
|
Область применения
|
Камневидные
|
0,2-2,3
|
больше
0,15
|
меньше
3,0
|
-
|
При использовании в качестве щебня для
приготовления цементо- и асфальтобетонных смесей
|
Гранулированные
|
0,6-0,90
|
0,15-0,45
|
-
|
3
|
Для приготовления вяжущего
|
Зерновой состав
фракций или смеси нескольких фракций щебня
Размер
отверстий контрольных сит
|
Днаим
|
0,5 (Днаим.+Днаиб.)
|
Днаиб.
|
1,25 Днаиб.
|
Полный остаток на ситах, % по массе
|
85-100
|
40-70
|
0-5
|
0
|
Требования к щебню из
шлака для приготовления цементобетонных и асфальтобетонных смесей
Назначение
щебня
|
Фракции щебня
|
Потеря в массе при испытании в полочном барабане, % по массе, не
более
|
Потеря в массе при испытании на дробимость в цилиндре, % по массе (в
водонасыщенном состоянии), не более
|
Примечание: класс щебня по ГОСТ
3344-83
|
1. Для приготовления бетонных смесей, предназначенных
для устройства покрытий
|
5-20
|
25
|
15
|
1
|
20-40
|
25
|
15
|
1
|
2. Для приготовления бетонных смесей
предназначенных для устройства оснований
|
10-40
|
45
|
35
|
3
|
40-70
|
45
|
35
|
3
|
3. Для приготовления асфальтобетонных смесей,
предназначенных для устройства покрытия:
|
|
|
|
|
верхнего
слоя
|
3-10
(5-20)
|
25
|
15
|
1
|
нижнего
слоя
|
5-20
|
35
|
25
|
2
|
20-40
|
35
|
25
|
2
|
4. Для приготовления асфальтобетонных
смесей, предназначенных для устройства оснований
|
5-20
|
45
|
35
|
3
|
20-40
|
45
|
35
|
3
|
Показатели
морозостойкости щебня при испытании непосредственным замораживанием или в
растворе сернокислого натрия должны соответствовать показателям, указанным в таблице.
Виды
испытаний
|
Показатели морозостойкости щебня
|
МРЗ 100
|
МРЗ 200
|
Область применения
|
Непосредственным замораживанием:
|
|
|
Щебень предназначен для устройства
бетонного покрытия
|
количество
циклов
|
-
|
200
|
потеря
в массе после испытания, % не более
|
-
|
5
|
В растворе сернокислого натрия:
|
|
|
Количество
циклов
|
-
|
15
|
потеря
в массе после испытания, % не более
|
-
|
3
|
Непосредственным замораживанием:
|
|
|
Предназначен для устройства бетонного
основания
|
количество
циклов
|
100
|
-
|
потеря
в массе после испытания, % не более
|
5
|
-
|
В растворе сернокислого натрия:
|
|
|
Количество
циклов
|
10
|
-
|
потеря
в массе после испытания, % не более
|
5
|
-
|
Ориентировочные
составы спецсмесей из горелой формовочной земли (ГФЗ)
№№
п/п
|
Спецсмеси на органическом вяжущем
|
Спецсмеси на минеральном вяжущем
|
Область применения
|
Состав смеси по весу
|
Состав смеси на 1 м3, кг
|
ГФЗ
|
минеральный порошок
|
битум БНД 60/90
|
ГФЗ
|
портландцемент
|
вода
|
1.
|
85
|
15
|
12
|
1320
|
120
|
130
|
Для устройства оснований под тротуары
|
2.
|
80
|
20
|
9
|
1320
|
198
|
190
|
Для устройства оснований под покрытие улиц
местного значения
|
Ориентировочный
состав бетонных смесей с использованием металлургических шлаков
Класс
бетона
|
Состав бетона
|
Назначение
|
Вода, л
|
Вяжущие, кг
|
Мелкий заполнитель
|
Крупный заполнитель (фракции), кг
|
Гравий, щебень из гравия и естественного камня
|
Щебень из шлака
|
Портландцемент
|
Молотый гранулированный шлак
|
Пластифицирующие добавки (ЛСТ), % от цемента
|
Песок
|
Гранулированный шлак
|
5-20
|
10-40
|
20-40
|
40-70
|
5-20
|
20-40
|
В7,5
(МРЗ-100)
|
130-135
|
100
|
200-210
|
0,75
|
600-620
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
450-480
|
800-820
|
Для оснований улиц и дорог местного
значения
|
В15
(МРЗ-100)
|
115-125
|
130
|
260-280
|
0,12
|
540-560
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
450-480
|
800-820
|
Для оснований магистральных улиц
общегородского и районного значения
|
В15
(МРЗ-100)
|
150-155
|
150
|
210
|
0,12
|
380-440
|
-
|
650-680
|
-
|
810-850
|
-
|
-
|
То же
|
В15
(МРЗ-100)
|
155-160
|
250-270
|
-
|
0,12
|
225-250
|
225-250
|
450-470
|
-
|
810-850
|
-
|
-
|
То же
|
Зерновой состав золошлаковой смеси для
тяжелых цементобетонов
Наименование
показателя
|
Величина показателя
|
1. Содержание шлака, % по массе
|
Не
менее 50
|
2. Содержание зерен золы и шлака,
проходящих через сито с сеткой № 0315, % по массе
|
20
|
3. Максимальный размер зерен шлака, мм, не
более
|
40
|
Влажность смеси не должна
быть более 20 %.
Насыпная плотность
золошлаковой смеси не должна быть менее 1300 кг/м3 при влажности не
более 20 %.
Содержание SO2 должно составлять не менее
40 %, содержание сернистых и сернокислых соединений в пересчете на SО3
не должно превышать 3 % по массе (в том числе сульфидной серы в пересчете на SO3 не более 1 %)
При
применении золошлаковых смесей в асфальтовом бетоне они должны удовлетворять
следующим требованиям.
|
Наименование показателя
|
Величина показателя
|
1.
|
Зерновой состав, % по массе, не менее
|
|
|
|
мельче 1,25 мм
|
10,0
|
|
|
мельче 0,315 мм
|
55
|
|
|
мельче 0,71 мм
|
35
|
2.
|
Пористость, % по объему, не более
|
45
|
3.
|
Коэффициент водостойкости образцов из смеси
порошка с битумом, не более
|
0,6
|
4.
|
Содержание водорастворимых соединений, % по
массе, не более
|
1
|
5.
|
Показатель битумоемкости, ч, не более
|
100
|
6.
|
Влажность, % по массе, не более
|
2,0
|
7.
|
Потери при прокаливании (п.п.п.), % по
массе, не более
|
20
|
СХЕМЫ ТИПОВЫХ КОНСТРУКЦИИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШЛАКОВ

1 -
цементобетон В30. 2 - укатываемый цементобетон В7,5 на золошлаковых заполнителях.
3 - песок по проекту. 4 - асфальтобетон высокоплотный, плотный
(мелкозернистый). 5 - асфальтобетон плотный, пористый (крупнозернистый). 6 -
цементобетон В15 на золошлаковых заполнителях. 7 - укрепленная золошлаковая
смесь (цемент 8-10 % по массе). 8 - железобетонные предварительно-напряженные
плиты марки 1П60.18, 1ПБ60.18. 9 - железобетонные предварительно напряженные
плиты марки 2П60.18, 2П30.18. 10 - железобетонные, бетонные сборные элементы (в
т.ч. ЭДД). 11 - сухая цементопесчаная смесь
Ориентировочные
толщины конструктивных слоев дорожных одежд при использовании шлаков и
золошлаковых заполнителей
Материал
|
Марка (тип)
|
№№ позиций конструктивного слоя
|
Магистральные улицы и дороги
|
Улицы и дороги местного значения
|
Временные построечные дороги
|
Конструкции для двухстадийного строительства
|
Тротуары
|
а
|
б
|
а
|
б
|
-
|
-
|
а
|
б
|
Бетон монолитный
|
В7,5 на золошлаковых заполнителях
|
2
|
15
|
15
|
-
|
-
|
-
|
20
|
12
|
-
|
В15 на золошлаковых заполнителях
|
6
|
-
|
21
|
-
|
-
|
-
|
20
|
-
|
-
|
В30
|
1
|
22
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Бетон сборный
|
Ж.б. плиты:
1ПБ60.18
|
8
|
-
|
-
|
-
|
14
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1ПБ60.18
|
2П60.18
|
9
|
-
|
-
|
-
|
-
|
14
|
-
|
-
|
-
|
2П30.18
|
|
|
|
|
|
16
|
|
|
|
Тротуарные ж.б., бетонные (в т.ч. ЭДД)
элементы
|
10
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5-10
|
Асфальтобетон
|
Высокоплотный, плотный (мелкозернистый)
|
4
|
-
|
4
|
4
|
-
|
-
|
5
|
3
|
-
|
Плотный, пористый
|
5
|
-
|
8
|
20
|
-
|
-
|
5 (7)
|
5
|
-
|
Золошлаковая смесь укрепленная (цемент 8-10
%)
|
7
|
-
|
-
|
20
|
10
|
10
|
-
|
-
|
12
|
Сухая цементо-песчаная смесь
|
11
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3
|
Песок
|
3
|
По проекту
в зависимости от вида грунта земляного полотна, степени увлажнения и
коэффициента фильтрации песков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|

Дорожные конструкции применяемые при отрицательной
температуре воздуха:
I - работы, выполняемые при отрицательной
температуре воздуха;
II - работы, выполняемые при положительной
температуре воздуха.
1 - песчаный подстилающий слой; 2 -
технологический слой; 3 - основания из пластичного, литого, укатываемого
малоцементного бетона и уплотняемых щебеночных смесей; 4 - нижний слой покрытия
из асфальтобетона; 5 - верхний слой покрытия из асфальтобетона; 6 - сухая
цементно-песчаная смесь; 7 - покрытие из штучных элементов; 8 - покрытие из
железобетонных плит; 9 - пергамин или полиэтиленовая пленка (при укладке литых
бетонных смесей); 10 - бетонное покрытие; 11 - укрытие бетонного покрытия от
промерзания; 12 - укрытие бетонного основания от промерзания; 13 - дорнит.
Глубина промерзания грунта в
Московской области
Глубина
промерзания грунта, по месяцам
|
Грунты
|
Не вспаханный, см
|
Вспаханный, см
|
Ноябрь
- декабрь
|
60
|
20
|
Январь
- февраль
|
140-170
|
80-95
|
Март -
апрель
|
170
|
90-30
|
Толщина слоя
утеплителя в зависимости от времени производства работ
Вид
утеплителя
|
Время производства работ
|
ноябрь
|
декабрь
|
январь
|
февраль
|
март
|
Зола ТЭЦ
(сухая) шлак
|
15
|
25
|
35
|
40
|
45
|
Снег
|
13-15
|
21-25
|
31-35
|
35-40
|
38-40
|
Опилки
|
15
|
25
|
35
|
40
|
45
|
Дорнит
|
Один
слой
|
Коэффициенты,
зависящие от вида грунта и материала утеплителя
№№
п/п
|
Наименование грунта
|
Древесные утеплители
|
Шлак, зола
|
Грунт
|
Снег
|
листья
|
стружка
|
Опилки
|
сухой
|
влажный
|
разрыхленный
|
в плотном теле
|
рыхлый
|
слежавшийся
|
1.
|
Песчаный пылеватый
|
3,3
|
3,2
|
2,8
|
2
|
1,6
|
1,4
|
1,1
|
3,5
|
2,5
|
2.
|
Суглинистый
|
2,7
|
2,6
|
2,3
|
1,6
|
1,3
|
1,2
|
1,06
|
3
|
2
|
3.
|
Супесчаный мелкий
|
3,1
|
3,1
|
2,7
|
1,9
|
1,6
|
1,3
|
1,08
|
3
|
2
|
4.
|
Глинистый
|
2,2
|
2,1
|
1,9
|
1,3
|
1,1
|
1,2
|
1
|
3
|
2
|
Расчет толщины
утепляемого слоя
Глубина промерзания
неутепленного грунта через 7 дней после начала зимнего периода определяется по
формуле B.C. Лукьянова:

где Hz - глубина промерзания
неутепленного грунта через z дней после начала зимнего
периода, м;
Нм - максимальная глубина
промерзания для данного грунта в местных метеорологических условиях, м;
qz - сумма град.-дн. за срок;
Qm - сумма град.-дн. за весь зимний период.
Глубина промерзания грунта,
поверхность которого имеет теплозащиту, определяется по формуле:
Нут
= Hz
- (K1h1 + K2h2 + ... + Knhn),
где Hz - глубина неутепленного
грунта, м;
Нут - глубина утепленного грунта,
м;
h1, h2,… hn - толщина
отдельных слоев теплозащиты, м;
К1, К2...
Кп - коэффициенты,
зависящие от вида грунта и материала утеплителя (см. табл.).
При однослойном утеплителе
из заданного материала толщина слоя последнего определяется по формуле:
.
Если утеплитель состоит из
нескольких слоев, то задаются толщины всех, кроме одного (hn), который определяется по формуле:
.
5.
КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЗАЛЬТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
Физико-механические показатели
сетки стеклянной нитепрошивной пропитанной ССНП (ТУ 2296-041-00204949-96)
Наименование
показателей
|
Значение (диапазон)
|
Ширина, мм
|
1000+50
|
2000+50
|
Средний размер сетки в свету, мм
|
25´25
|
25´25
|
Поверхностная плотность, г/м2
|
320+40
|
320+40
|
Плотность, стеклоровингов/метр
|
|
|
По
основе
|
40+2
|
40+2
|
По
утку
|
40+5
|
40+5
|
Разрывная нагрузка, тн/метр, не менее
|
|
|
По
основе
|
4,5
|
4,5
|
По
утку
|
4,0
|
4,0
|
Содержание связующего, % не менее
|
26
|
26
|
Физико-механические
показатели аналогичной сетки из базальтового волокна в 1,5-2 раза выше.
Изготовление сеток может производиться с ячейками в диапазоне от 1 до 40 мм на
различные разрывные нагрузки.
Для армирования бетонных и
асфальтобетонных смесей производится рубленое стекловолокно. ОАО «Судогодское
стекловолокно» производит рубленое базальтовое волокно (фибру) по ТУ
5952-034-00204949-96. Микронаж, размеры, вид замасливателя при изготовлении
фибры могут быть выполнены по требованию потребителя.
Ориентировочное содержание
базальтовых фибр при изготовлении литых (ОК 14-18 см) базальто-фибробетонных
смесей для монолитных и сборных дорожных конструкций составляет 10-25 % от
массы цемента. При приготовлении модифицированных асфальтобетонов, в
зависимости от их вида и типа, оптимальное содержание фибр находится в пределах
1,5-3,5 % по массе.
Рекомендуемый размер ячеек
геосеток под верхний слой покрытий дорожных одежд дол жен быть 25´25 мм.
Геосетки рекомендуются для
укрепления откосов, насыпей и выемок с уклоном не более 45°. При этом сетки
укрепляются шпильками, металлическими скобами и др. с последующим высевом трав
специальных сортов.

Принципиальные схемы
конструкций дорог, тротуаров с использованием базальтовых материалов.
1 - литой цементобетон В30, В27,5, В25; 2 -
щебень; 3 - укатываемый бетон В7,5; 4 - песок; 5 - геосетки из базальтового или
стекловолокна; 6 - песчано-гравийная, щебеночная смесь; 7 - укрепленная
золошлаковая смесь (цемент 8-10 % по массе); 8 - сухая цементо-песчаная смесь;
9 - базальтофибробетонные сборные элементы (в т.ч. ЭДД); 10 - полиэтиленовая
пленка.
Примечание: Укладка покрытия из литого
цементобетона производится непосредственно после подготовки технологического
слоя и укладки геосетки без заезда автотранспорта.
Ориентировочные
толщины конструктивных слоев дорожных одежд с использованием базальтовых
материалов (цементобетонное покрытие)
Материал
|
Марка (тип)
|
№№ позиций конструктивного слоя
|
Магистральные улицы и дороги
|
Улицы и дорога местного значения
|
Тротуары, площадки
|
Бетонное монолитное покрытие
|
Сборное бетонное покрытие
|
Бетон монолитный
|
Литые
В30
|
1
|
20-22
|
22-24
|
18-22
|
-
|
-
|
В27,5
|
1
|
21-23
|
23-25
|
-
|
10
|
-
|
В25
|
1
|
-
|
-
|
18-33
|
12
|
-
|
Укатываемый
В7,5
|
3
|
15
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Бетон сборный
|
Тротуарные
базальтофибробетонные элементы (в т.ч. ЭДД)
|
9
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5-7
|
Щебень
|
|
2
|
-
|
15
|
-
|
-
|
-
|
Песчано-гравийная щебеночная смесь
|
|
6
|
-
|
-
|
20
|
-
|
12
|
Сухая цементо-песчаная смесь
|
|
8
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3
|
Песок
|
|
4
|
-
|
|
¬
|
Определяется
расчетом
|
®
|
Укрепленная золошлаковая смесь (цемент 8-10
% по массе)
|
|
7
|
-
|
-
|
-
|
-
|
7
|
Варианты конструкций
дорожных одежд с применением базальтовых материалов в асфальтобетонных
покрытиях.
I - двухслойное покрытие на основании из бетона марки
200, верхний слой из базальтофиброармированного асфальтобетона.
II - двухслойное покрытие на основании
из укатываемого бетона В7,5, верхний слой из базальтофиброармированного
асфальтобетона, под нижний слой покрытия заложена геосетка.
III - двухслойное, верхний слой (слой износа) из
базальтофиброармированного асфальтобетона, нижний (основной) слой выполняет
функции основания, уложен по щебеночному (технологическому) слою.

1 - верхний слой покрытия из
асфальтобетона, армированного фибрами из базальтового волокна (толщина слоя 3
см на 1 см меньше, чем у базовой конструкции без армирования); 2 - нижний слой
покрытия из асфальтобетона по ГОСТ
9128-97; 3 -
песчаный подстилающий слой; 4 - пластичный цементобетон марки 200
модифицированный резиновыми добавками; 4 - основание из укатываемого бетона
В7,5; 5 - основной слой из асфальтобетона для монолитных покрытий по
ТУ-400/24-107-91х; 6 - технологический слой из уплотняемых
щебеночных смесей; 7 - геосетка из базальтового или стекловолокна.
Ориентировочные толщины
конструктивных слоев дорожных одежд
с использованием базальтовых материалов (асфальтобетонные покрытия)
Материал
|
Марка (тип)
|
№№ позиций конструктивного слоя
|
Схема I
|
Схема II
|
Схема III
|
Магистральные дороги и улицы
|
Асфальтобетон
|
Высокоплотный, плотный (мелкозернистый) -
армированный базальтовой фиброй
|
1
|
3
|
3
|
3
|
Высокоплотный, плотный (мелкозернистый) ГОСТ
9128-97
|
2
|
5
|
4
|
-
|
Плотный (крупнозернистый) ТУ 400-24-107-91
|
5
|
-
|
-
|
17-23
|
Бетон
монолитный
|
В15
|
34
|
17
|
-
|
-
|
В7,5
|
4'
|
-
|
24
|
-
|
Щебень
|
|
6
|
-
|
-
|
15
|
Песок
|
|
3
|
По
проекту в зависимости от вида грунта земляного полотна, степени увлажнения и
коэффициента фильтрации песков
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. «Технические рекомендации по применению новых материалов и
конструкций с повышенными свойствами по эксплуатационной надежности и
декоративности», ТР 105-98.
2. «Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с
применением асфальтобетона», ТР 103-00.
3. «Инструкция по применению укатываемого малоцементного бетона в конструкциях
дорожных одежд», ВСН 16-95.
4. «Смеси цементобетонные дорожные с использованием отходов переработки
автопокрышек. Технические условия», ТУ 5745-005-02066517-99.
5. «Технический регламент производства цементобетонных смесей с
использованием отходов переработки автопокрышек».
6. «Технические рекомендации по строительству монолитных дорожных
конструкций из бетонных смесей, модифицированных резиновой крошкой или мукой»,
ТР 109-99.
7. «Указания по применению металлургических шлаков и горелой формовочной
земли московских заводов в дорожном строительстве», ВСН 118-85.
8. «Инструкция по применению литых бетонных смесей в дорожном
строительстве», ВСН 7-98.
9. «Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнее
время», ВСН 51-96.
10. «Технические рекомендации по конструкциям и технологии строительства
дорог, тротуаров, площадок на территориях культурно-бытового назначения», ТР 72-98.
11. «Технические рекомендации по технологии применения
дисперсно-армированных бетонных смесей для строительства монолитных покрытий и
оснований городских дорог повышенной эксплуатационной надежности» ТР 86-98.
12. «Смеси асфальтобетонные, дорожные, аэродромные и асфальтобетон.
Технические условия», ГОСТ 9128-97.
13. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ.
Технические условия», ГОСТ 8267-93.
14. «Песок для строительных работ. Технические условия», ГОСТ 8736-93.
15. «Сетка стеклянная нитепрошивная пропитанная ССНП» ТУ
2296-041-00204949-96.
16. «Сетка базальтовая пропитанная дорожная СБП-Д» ТУ 2696-056-00204949-99.
17. «Рубленое базальтовое волокно» ТУ 5952-034-00204949-96.
18. «Инструкция по проектированию и технологии производства
дисперсно-армированных строительных конструкций с применением базальтовой фибры
и арматуры (ГУП НИИЖБ-99).